УДК 37.091.217
Е. В. Милькова, Н. В. Беляева
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КемГУКИ
В статье показана адаптация студентов и ее динамика через различные уровни адаптации и их критерии, представлены отличия адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях вуза культуры и искусств; дана характеристика социально-педагогической деятельности вуза, ее цели, задачи и средства реализации; на основании исследования разработана программа социально-педагогической деятельности по адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в вузе, включающая в себя определенные направления, способы и формы работы.
Ключевые слова: адаптация студентов, факторы, уровни адаптации студентов; социально-педагогическая деятельность (СПД) вуза по адаптации студентов; программа СПД вуза по адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
E. V. Milkova, N. V. Belyaeva
ADAPTATION OF THE STUDENTS, REPRESENTATIVES OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH, SIBERIA AND FAR EAST IN SOCIAL PEDAGOGICAL ACTIVITY OF KemUCA
This article shows the adaptation of students and its development through various levels of adaptation and their criteria are differences adaptation of students from the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East in the university of culture and the arts, the characteristic of the socio-pedagogical work of higher education, its aims, objectives and means of implementation, based on research developed by the program of social and educational activities for students' from the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East adaptation at the university, which includes some areas, ways and forms of work.
Keywords: adaptation of students, factors, levels of adaptation of students, socio-pedagogical work (SPW) to adapt the university students, the program of the SPW of the institute on students' adaptation from the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East.
Адаптация - это приспособление индивида к меняющимся условиям среды. Анализ многочисленной литературы показал, что выделяются следующие виды адаптации: социальная - как приобщение к обществу, коллективу; биологическая как приспособление организма к меняющимсяусловиямсреды; психологиче-
ская - как приспособление человека, личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами; этнокультурная -как принятие одним этносом традиций, норм другого этноса; социально-педагогическая - как целенаправленный
процесс вхождения человека в общество посредством специально организованного процесса обучения и воспитания.
Адаптация в биологии и физиологии отражена в работах П. К. Анохина, И. П. Павлова и др.; психологические аспекты адаптации человека - Б. Г. Ананьева, В. В. Антипова и др.; проблемы адаптации в педагогике - В. М. Дугинца, В. Л. Бозаджиева, Л. А. Носовой и др.; взаимосвязь проблемы адаптации и социального становления личности рассматривали в своих исследованиях В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик и др.; адаптация студентов в условиях вуза является предметом изучения Т. П. Браун, Б. Г. Явбатыровой и др.
Интересен опыт рассмотрения проблемы адаптации к деятельности в процессе социализации И. Н. Симаевой; социальной адаптации молодежи в современных российских условиях А. В. Чабановой; адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе А. Г. Фролова, С. А. Хомочкина, Г. У. Матушанского; педагогических условий социальной адаптации студентов технического вуза Е. А. Лебедевой; оценки адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе А. В. Панихиной и др.
Ученые (Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, З. Ф. Есарева, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, В. Т. Лисовский, П. А. Просецкий, А. А. Реан, В. А. Сласте-нин, В. А. Якунин и др.) изучали личность студента с социально-психологической и психолого-педагогической позиций. Они считают, что в студенческий период наиболее активно осуществляется развитие нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизация характера, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека, преобразование мотивации и системы ценностных ориен-таций, формирование специальных способностей. Студенческий возраст являет-
ся сензитивным периодом для развития основных социальных потенций человека.
Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями в адаптации студентов из иной, чем русская, культурной, религиозной, этнической среды. Особую значимость и ценность в условиях Кузбасского региона они имеют для студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [5].
В современной России насчитывается 40 коренных малочисленных народов с общей численностью 270 тыс. человек. По статистическим данным в Кузбассе ежегодно увеличивается количество студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири в средних специальных и высших учебных заведениях. Из общего числа таких студентов вузов, ссузов (860 человек) на настоящий момент 52 человека обучаются в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Наиболее часто они выбирают специальности творческой направленности, декоративно-прикладного искусства, хореографии, актерского мастерства, режиссуры [1].
К коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в соответствии с «Единым перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» относятся следующие этнические группы: телеуты, шорцы (это коренные народы Кемеровской области), ительмены, ханты, манси, шорцы, долганы, эвенки, чукчи и др.
В КемГУКИ (2009-2010 гг.) обучаются 44 студента из Республики Тыва, 4 студента из Республики Алтай, 4 студента из Республики Хакасия.
Кемеровский государственный университет культуры и искусств представляет собой полинациональный вуз, именно поэтому так важно создать в нем условия,
способствующие успешной адаптации студентов в процессе получения знаний, проживания в общежитии, организации свободного времяпрепровождения, профессионального становления будущих специалистов в сфере культуры и искусства.
Адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в вузе культуры и искусств предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека - когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.
Адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях вуза культуры и искусств, в сравнении со стихийной адаптацией в социуме, малой социальной группе, адаптацией к новому коллективу, культурной, психологической, средовой адаптацией, имеет ряд основополагающих отличий:
1. Непрерывность. Длительность адаптации в вузе и послевузовская адаптация студентов, дальнейшее трудоустройство, профессиональное становление.
2. Целенаправленность. Являясь изначально запрограммированной, адаптация в условиях вуза содержит четко определенные цели, достижение которых позволяет снизить негативное воздействие среды.
3. Системность. Адаптация в условиях вуза состоит из множества компонентов, каждый из которых имеет свою неповторимую значимость (субъект, объект, возрастные отличия, факторы успешной адаптации, условия дезадаптации).
4. Многоаспектность. Адаптация в условиях вуза состоит из многих равнозначных элементов (студенты, преподаватели, условия проживания, условия обучения, материально-техническая база, оснащен-
ность образовательного процесса новейшими информационными технологиями, способствующими успешной профессиональной адаптации в век «компьютерных и информационных технологий») [4].
К факторам адаптации студентов -представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в вузе культуры и искусств относят (по Н. П. Дуканскому):
- внутренние (личностная способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды, когнитивные, коммуникативные механизмы адаптированности каждой личности, особенности психического реагирования);
- внешние - это социокультурная среда вуза, базовым элементом которой является, по мнению многих исследователей, организованная социально-педагогическая деятельность вуза по решению адаптационных проблем студентов или трудностей, возникающих в адаптации к вузу.
В настоящее время существуют различные подходы к выделению уровней адаптации учащейся молодежи.
Так, называют следующие уровни социальной адаптации у студентов - представителей коренных народов Сибири в вузе культуры и искусств (по Б. Г. Явбатаровой):
1) социально недостаточный (неадекватная самооценка, неумение распределять деятельность поэтапно, слабые навыки анализа собственных действий, неадекватный подбор материала для отдельных видов деятельности, неразвитость коммуникации, ограничение социальных контактов);
2) социально приемлемый (умение распределять приоритеты в деятельности, навыки получения и распределения информации, навыки самостоятельной организации, адекватная оценка сложившихся ситуаций, умение использовать получаемую информацию для личных целей, позитивно общаться со сверстниками);
3) социально успешный (умение распределять деятельность во времени, самостоятельный отбор познавательного материала, творческое преобразование получаемой информации, адекватная самооценка собственной познавательной и творческой деятельности, а также деятельности сверстников, способность к построению отношений со взрослыми и сверстниками) [2].
Динамику адаптации у студентов -представителей коренных народов Сибири в вузе культуры и искусств можно представить следующими уровнями (Т. П. Браун):
1) ориентировочный (студент знает требования, права, обязанности, ориентируется в структуре организации жизнедеятельности вуза);
2) отношенческий (сформировано позитивное отношение к базовым ценностям учебно-воспитательного процесса вуза, требованиям и обязанностям);
3) предметно-учебный (последовательное выполнение требований и обязанностей, обеспечивающее успешное решение задач учебной деятельности);
4) активно-творческий (интериори-зация ценностей вуза, проявление активности помимо учебной деятельности в самых разных областях жизнедеятельности вуза) [3].
Отечественный исследователь Е. А. Семенова выделяет критерии адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в вузе культуры и искусств:
1) положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);
2) продуктивность и эффективность деятельности;
3) эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отно-
шение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);
4) эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами);
5) степень реализации внутриличност-ного потенциала;
6) интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя).
Социально-педагогическая деятельность по адаптации студентов в вузе является целенаправленной и комплексной, учитывающей возрастной состав студентов, продолжительность периода обучения студентов в вузе, этнопсихологические особенности студентов, сформирован-ность готовности к адаптации, по мнению А. В. Маклакова, М. А. Галагузовой, Г. Н. Шакуровой и др. (уровень нервно-психической устойчивости, уровень моральной нормативности, коммуникативный уровень, уровень адаптивных способностей в целом).
Социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:
• непосредственную работу с личностью;
• посредническую деятельность во взаимоотношениях личности и среды, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
Задачи социально-педагогической деятельности по адаптации студентов в вузе могут быть сформированы так:
1. Учет всех студентов, имеющих адаптационные трудности, изучение социального статуса, социального положения и условий жизни студентов.
2. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования студентов по социально-педагогическим вопросам.
3. Оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий в вузе.
4. Социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных студентов.
5. Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности со студентами.
6. Формирование этнической толерантности студентов в условиях полинационального вуза [3].
Большое значение в создании необходимых условий успешной адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири имеет специфика вуза, в котором они обучаются, в данном конкретном случае - в творческом вузе.
Процесс обучения и воспитания в вузе культуры и искусств возможно реализовать музыкальными, танцевальными, актерскими, режиссерскими средствами воздействия на личность студента. В такой ситуации убирается коммуникативный барьер, социальная ограниченность, замкнутость, тревожность, так как музыка, танец, театр не имеют этнической составляющей, язык искусства понимают все, творчество стирает все возможные границы и запреты.
Вышеизложенное позволяет осуществить исследование адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в социально-педагогической деятельности КемГУКИ с помощью нескольких методик.
1) Тест «Адаптивность» (авторы А. Г. Маклаков, С. В. Чермянина). Цель теста - диагностика адаптивности испытуемых по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные способности.
2) Опросник «Социально-психологическая адаптация» (К. Роджерс, Р. Дай-
монд) имеет своей целью определение уровня социально-психологической адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири в вузе. Опросник содержит высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.
3) Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) имеет цель изучить уровень субъективного ощущения одиночества студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири.
4) Анкета «Адаптация студентов -представителей коренных малочисленных народов Сибири в вузе культуры и искусств». Цель анкеты - изучение уровня удовлетворенности студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири вузом культуры и искусств.
Анализ результатов проведенного исследования показывает адаптационные трудности студентов вуза культуры и искусств - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые выявлены с помощью вышеназванных методик: коммуникативные трудности, ограниченность социальных контактов, замкнутость в среде своей этнической группы, чрезмерная ранимость, обидчивость, излишняя самокритичность, болезненное отношение к критике, отрицательные переживания, связанные с уходом из дома и переездом в другой город или регион, неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха, приспособление к условиям городской жизни и пр. Это, в свою очередь, дает возможность разработать программу социально-педагогического деятельности по адаптации таких студентов в вузе. В программу могут быть включены различные
направления, формы и способы социально-педагогической деятельности по адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь необходимо обратить внимание на работы Л. В. Мардахае-ва, Н. П. Дуканского, С. Н. Харюги и др.
Учитывая различные виды адаптации (учебная адаптация, социально-психологическая адаптация, этнокультурная адаптация, профессиональная адаптация, педагогическая адаптация, социально-бытовая адаптация), к направлениям социально-педагогической деятельности вуза культуры и искусств по организации адаптации студентов - представителей коренных народов Сибири можно отнести:
1) создание оптимальных средовых условий вуза;
2) недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям и организации учебного процесса;
3) поддержка и помощь в адаптации к новым для них условиям обучения и проживания;
4) побуждение к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию;
5) создание доступной социальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;
6) обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий;
7) подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической по-
мощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.
В программе можно использовать следующие способы и формы социально-педагогической работы по адаптации студентов - представителей коренных народов Сибири.
1. Создание Ассоциации выпускников - представителей коренных малочисленных народов Сибири в образовательном учреждении любого уровня.
2. Организация Центра мониторинга и содействия получению образования высокого уровня для коренных народов.
3. Разработка учебных программ для различных этносов, составление учебных пособий на родных языках.
4. Организация психологической поддержки абитуриентов и первокурсников, юридическое и правовое консультирование.
5. Создание сайта о национальных и культурных особенностях студентов -представителей коренных малочисленных народов Сибири, о проблемах малочисленных народов.
6. Организация дистанционного обучения студентов - представителей коренных народов Сибири.
7. Формирование среды этнокультурного образования, под которой понимаются единство культурного и образовательного пространства, равноправие на сохранение, развитие языков, защита и развитие культуры, традиций коренных народов Сибири.
Успешность адаптации студентов -представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока зависит от осуществления вузом мероприятий, связанных с формированием общевузовской среды здорового образа жизни, воспитанием этнического самосознания, повышением социальной активности молодежи.
Итак, анализ результатов теста «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермя-нина) выявляет высокий уровень адаптации студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири в вузе, высокий уровень нервно-психической устойчивости, моральных норм, но низкий уровень коммуникативных способностей. «Уровень субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюсон) показывает низкий уровень коммуникации и высокий уровень одиночества. Анализ ответов по опроснику «Социально-психологическая адаптация» (К. Роджерс, Р. Даймонд) свидетельствует, в целом, о высоком уровне адаптации, низком
уровне внешнего контроля, эмоционального дискомфорта, ведомости. Анкетирование «Адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Сибири в вузе культуры и искусств» показывает, что студенты испытывают удовлетворенность обучением в вузе, но незнание ими специалистов, оказывающих им помощь в процессе адаптации к вузу, слабая ориентировка в структуре вуза, ограниченность коммуникации с русскоязычными студентами, невключенность студентов -представителей коренных малочисленных народов Сибири в общественно полезную деятельность создают дополнительные сложности для их успешной адаптации в вузе.
Список литературы
1. Стратегия развития КемГУКИ (2007-2012 гг.). Кемерово, 2007 г. Комплексная программа реализации стратегии развития КемГУКИ (2008-2012 гг.). - Кемерово, 2008.
2. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды // Высшее образование в России. - 2004. - № 8.
3. Венгеров М. А. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе // Психология. - 2005. - № 6.
4. Коровкина Т. Е. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения // СОЦИС. - 2006. - № 6.
5. Федеральный Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - М., 1999. - № 18.
УДК 070
Д. В. Новиков
ОСВЕЩЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССОЙ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НЕАВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «КУЗБАСС»)
В статье затрагиваются проблемы освещения национальной проблематики в региональной прессе на примере областной газеты «Кузбасс».
Ключевые слова: национальная культура, этнические группы, средства массовой информации.