Научная статья на тему 'Формирование социально-профессиональной ответственности у будущих муниципальных служащих'

Формирование социально-профессиональной ответственности у будущих муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RELATION'S SOCIAL SPECTACLE PERSONALITY / ACTUALIZATION RESPONSIBLE / SOCIALBEARINGS PERSONALITY / PROFESSIONAL CULTURE / FORMS AND METHODS OF THE SHAPING TO RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смольякова Г. И.

Social and professional responsiblity is one of the most complex phenomenon theory and practical determined qualities. On the one hand, responsibility is the most important way of self-regulation of spiritual and mature personality liberty and conscience, but on the other hand it is one of the significant professional qualities to personality of the manager. In the offered article is shown that forming shaping social and professional responsibility beside of future specialist in high school, is actual at the up-to-date stage of development of Russian local government. The Author is brought forms and methods, facility of the shaping social-professional responsibility in preparing the manager's state and municipal management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смольякова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping to responsibility beside future municipal serving in high school as competent their professional competent

Social and professional responsiblity is one of the most complex phenomenon theory and practical determined qualities. On the one hand, responsibility is the most important way of self-regulation of spiritual and mature personality liberty and conscience, but on the other hand it is one of the significant professional qualities to personality of the manager. In the offered article is shown that forming shaping social and professional responsibility beside of future specialist in high school, is actual at the up-to-date stage of development of Russian local government. The Author is brought forms and methods, facility of the shaping social-professional responsibility in preparing the manager's state and municipal management.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-профессиональной ответственности у будущих муниципальных служащих»

1. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избранные психологические труды: В 2-х т. - Т. II. - 1980.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - М.: изд. 2-е. Академический Проект ("Gaudeamus"), 2003. — 336с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. - 384с.

4. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 511с.

5. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 672с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПБ.: "Питер", 2000. - 712с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Под ред. В. А. Сластенина - М.: "Академия", 2005. - 576с.

8. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - №2 - С. 31-37.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ

Г.И. Смольякова, соискатель кафедры педагогики Вятского социально-экономического института ВСЭИ, ведущий специалист Управления муниципального архива МО Исполкома г. Казань E-mail: [email protected]

Ключевые слова: актуализация ответственного отношения, социальная зрелая личность, социально- ориентированная личность, профессиональная культура, формы и методы формирования ответственности

Основная функция государственной службы - служение обществу. С этой целью она и

создается. Ее задачи - укрепление социальных связей государства с людьми, забота о человеке, развитие органов местного самоуправления. Все это накладывает на государственных и муниципальных служащих огромную ответственность как за состояние государства в целом, так и за свои непосредственные решения, действия или бездействия. Анализ проблем в работе госслужбы, проводимый учеными РАГС, показал, что в России наиболее острыми являются такие как «несоблюдение закона, некомпетентность, уход от ответственности» [1, с. 289]. Актуальность и значимость этого направления исследования подчеркивает тот факт, что о неотвратимости ответственности и необходимости личной ответственности государственных чиновниках

высказался Президент Д.А.Медведев [2, с. 1]. Это можно считать основой проблемы самоуправления в России. Муниципальная служба должна окончательно сформироваться в качестве важнейшего звена в системе управления общественными процессами, и именно от уровня подготовки ее служащих, их профессионализма и ответственного отношения к своему делу во многом зависят темпы поступательного развития общества. С понятием «профессионализм» наиболее часто соотносят понятия «профессиональная пригодность», «профессиональная компетентность», их соотношение часто анализируется по линиям, в которых преобладает либо противопоставление, либо функционально-семантическое взаимодополнение или поглощение одного понятия другим. Так, профессиональная компетентность рассматривается как условие достижения высоких уровней профессионализма (Л.П. Алеексева, А.К. Маркова, В.Г. Горчакова, С.А. Дружилов.). А.К. Маркова выделяет различные виды профессиональной компетентности (социальная, специальная, личностная, индивидуальная), отражающие уровень владения человеком знаниями и способами практического решения профессиональных задач, профессионального взаимодействия, самовырожения и саморазвития, саморегуляции и планирования действий и поведения. Согласно Н.В.Кузьминой, профессиональная компетентность - это качественная характеристика субъекта деятельности, определяющая меру овладения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач. С.А. Дружилов под компетентностью понимает особые свойства людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложнейшую деятельность в самых разнообразных условиях. В.Д. Шадриков отмечает, что в процессе профессиональной деятельности развиваются, совершенствуются профессионально важные качества (ПВК) - компетентность, ответственность и др, при переходе на более высокий уровень - уровень профессионального мастерства - «происходит индивидуализация ПВК» [4, с. 32 ]. А. А. Реан также подчеркивает, что «социальная зрелость и ее составляющая - ответственность, формируется лишь в адекватной деятельности», с точки зрения автора базовыми, фундаментальными компонентами социальной зрелой личности являются: ответственность, терпимость, и саморазвитие, по мнению А.А. Реана, ответственность -важнейшая характеристика личности и связана прежде всего с «сущностью бытия зрелой личности, а также с успешностью и способами ее самоактуализации» [5, с. 85].

Вузовское обучение и воспитание является важным фактором актуализации ответственного отношения у личности студента, будущего профессионала. Профессиональная ответственность специалиста - это моральная категория, но в тоже время и профессиональное качество личности.

Формирование социально-профессиональной ответственности актуально в подготовке любой специальности, но особенно важно и значимо в профессиональной подготовке будущих специалистов государственного и муниципального управления.

Ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, поскольку многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей, поэтому мера их ошибки многократно увеличивается.

За управленческие ошибки, злоупотребления, промахи народ порой расплачивается десятилетиями. Там, где есть власть, предполагающая свободу долженствования («действовать по усмотрению»), должна быть и большая ответственность. Тем самым обеспечение отношений ответственности, определение меры и механизмов ответственности, персональной подотчетности должностных лиц в государственной и муниципальной службе составляет актуальнейшую проблему.

Ответственность исторически конкретна. В государственном управлении содержание ответственности изменялось на разных этапах жизни и общества. Ещё недавно говорилось о приобретенной ответственности государственного служащего перед императором, начальством (верноподданичество), сегодня больше говорится о его ответственности перед обществом, гражданином. Проблемы социальной ответственности представляются особо важными в деятельности муниципальных служащих. Особенно сейчас, когда система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находятся в современной России на стадии становления. «Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия» [6, с.10].

В Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы. Это приоритет прав и свобод человека и гражданина, самостоятельность органов местного самоуправления и др., а также «принцип ответственности муниципальных служащих на неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей». Статья 14 этого же закона предусматривает, что «за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации». Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления представлены следующим образом (см. рис. 1) [6, с.169].

На современном этапе развития гражданского общества, в период административной реформы, начавшейся в нашей стране, специальность «Государственное и муниципальное управление» становится особенно значимой.

Формы отвенлаенн&ьти

оргяюа » ДОЛЖ.МОС Р11Ы Я ЛИ 1_|

местного сам оупранленн-й

Рис. 1. Формы ответственности органов должностных лиц местного самоуправления

Сегодня в России 280 вузов готовят менеджеров государственного и муниципального управления. В НХТИ КГТУ первый набор по данной специальности был произведен на заочное отделение в 1996 г., а через год открылось очное отделение, а в 2002 г. первые выпускники получили дипломы менеджера. За годы учебы в институте студенты приобрели стартовые знания, необходимые профессиональному управленцу, аналитику.

В процессе формирования социально-профессиональной ответственности необходимо применять общепедагогические, а также специальные методы, приемы, средства, традиционно классифицируемые как методы форм сознания, самовоспитания, методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников, методы контроля и самоконтроля.

На основе системно-синергетического подхода в ИПППО РАО лабораторией профессионального воспитания и социальной педагогики (зав. профессор, заслуженный деятель науки РТ Масленникова В. Ш.) разработана концепция современной идеологии воспитания социально-ориентированной личности, где одним из приоритетных личных качеств личности является социальная ответственность [5. с. 147].

Для формирования социально-профессиональной ответственности в высшем профессиональном учебном заведении имеются различные средства. Это, прежде всего, занятия по общественно-гуманитарным; общепрофессиональным и специальным дисциплинам, такие как «Система государственного и муниципального управления», «Управление персоналом», «Социология управления», «Региональная экономика и управление» и т.д. Одно из условий формирования ответственности мы видим в создании механизмов социального партнерства в следующем звене: «ВУЗ» - «ОМСУ» - «Управление по делам молодежи» - «СМИ» -«Общественные объединения и молодежные организации» - «Организации по учебной, производственной практике». Практическое применение теоретических знаний и формирование

умений, социально-профессиональной ответственности у будущих менеджеров может осуществляться в процессе прохождения учебной, производственной и преддипломной практики.

Практика организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации от 3.008.2000 г. №14-55-484 ИН/16. Базами для прохождения практики студентов, обучающихся в НХТИ КГТУ по специальности «Государственное и муниципальное управление», являются:

- территориальные подразделения государственных структур Республики Татарстан (Пенсионный фонд, Центр занятости, Фонд социального страхования, Управление социальной защиты населения, служба судебных приставов, таможня, управление по экологии, налоговая инспекция и др.);

- структурные подразделения местной администрации и Совета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» (управление торговли, управление здравоохранения, управление образования, управление дошкольных учреждений, общий отдел, организационный отдел, правовой, отдел по связям с общественностью и т.д.);

- территориальные Советы местного самоуправления и территориальные избирательные комиссии;

- социальные организации и учреждения города (приют «Балкыш», дом ветеранов, детский дом, центр милосердия «Веста», центр психолого-педагогической помощи «Эйдос».

Учебная практика является основной частью учебного процесса и направлена на повышение качества подготовки будущих специалистов. Учебная и производственная практика организуются с целью систематизации, обобщения и закрепления теоретических знаний, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Во время практики студенты учатся находить, анализировать и обрабатывать необходимые данные, применять полученные теоретические знания в процессе проведения самостоятельных научных исследований. Успешное решение поставленных задач является залогом грамотного написания курсовых работ.

Производственная практика предусматривает изучение и освоение системы правовых, экономических, организационных методов и подходов в организациях, представляющих государственное и муниципальное управление.

Завершающим этапом обучения является преддипломная практика. Этот вид практики предназначен для закрепления полученных теоретических знаний, приобретения навыков их практического применения и для сбора материалов к выпускной квалификационной работе, выбор темы которой предопределяет цели и задачи преддипломной практики.

Во время преддипломной практики студенты, как будущие специалисты, проходят проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности, овладевают первоначальным опытом управленческой, организаторской и воспитательной работы,

анализируют фактический материал о деятельности организации, её структуре и взаимосвязях, который в дальнейшем используют при подготовке дипломного исследования.

В рамках своего дипломного исследования студенты собирают статистический материал, делают необходимые выписки из служебной документации, знакомятся с информацией и научной литературой, готовят графический материал, изучают инструкции, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу организации.

По итогам прохождения практики студенты представляют на кафедру дневник и развернутый отчет, к которому прилагаются структурно-логические схемы и таблицы, отражающие функциональные особенности соответствующей организации, её роль и место в структуре вертикали власти, аналитические материалы, собственные выводы и рекомендации. Отзыв руководителя практики от предприятия содержит характеристику деятельности практиканта, оценку его теоретической и практической подготовленности, исполнительности, ответственности и других профессионально важных качеств.

Важнейшими методами формирования социально-профессиональной ответственности у будущих специалистов являются конкурсы, выпуск студенческой газеты, помощь в избирательных компаниях, олимпиады, встречи, субботники, клубы, тренинги публичных выступлений, участие в Совете студенческого самоуправления. Самоуправление студентов -отличная школа социально-профессиональной ответственности.

Особую роль приобретает самостоятельная работа студента - написания курсовых и выпускных квалификационных работ. Выработать ответственность помогает рецензирование и оценка курсовых работ самими студентами.

Обобщая вышеизложенное, необходимо выделить основные способы и направления актуализации социально-профессиональной ответственности у будущих муниципальных служащих. Наиболее важными из них являются:

- духовное самораскрытие как самый надежный и в то же время наиболее сложный способ актуализации ответственности, связанный с познанием самого себя, необходимостью самосовершенствования и самовоспитания;

- формирование социально-профессиональной ответственности в процессе служебной социализации, что достигается, во-первых, путем социального образования будущих служащих, повышения служебного мастерства и связанной с ним профессионализации, существенно расширяющих свободу действий и меру ответственности служащего-профессионала, осознающего высокую социальною цену непрофессиональных и безответственных решений в государственном управлении;

- развитие чувства долга, осознание государственными и муниципальными служащими своей ответственности перед каждым человеком, перед обществом, перед страной. К важным средствам актуализации ответственности как компонента профессиональной компетентности, необходимо отнести социальный контроль, а также развитие служебной культуры (культуры руководства и подчинения, культуры организации), которая и характеризует интеллигентность:

«духовно-нравственную, профессионально-трудовую, гражданскую культуру личности» [7. с. 11].

Итак, профессиональная ответственность - неотъемлемая часть личности, складывающаяся из профессионализма, соблюдения социально-этических норм. В профессиональной ответственности определяющим результатом становится самосознание личности, проявляющееся в сознательном выборе профессии, глубокой преданности, увлеченности своей работой. Социально-профессиональная ответственность как важное личное качество должно найти нормативное признание как профессиональное и обязательное качество управленца.

Литература:

1. Политико-административное управление: Учебник / Под общ. Ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. -М.: Изд-во РАГС,2004. - 496 с.

2. Закон "О противодействии коррупции" Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Президент Российской Федерации. Д. Медведев. Оригинал материала. www.s-pravdoy.ru/akz/997-q-q.html

3. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

4. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. - М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 407 с.

5. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально- ориентированной личности. - Казань: РИЦ «Школа», 2004.- 176 с.

6. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - Питер, 2005. - 192 с.

7. Мухаметзянова Г.В. «Интеллигентность - составляющая профессиональной компетентности учителя» /Педагогический колледж - среднее звено непрерывного педагогического образования: Сборник научных статей. - Казань: ИПП ПО РАО, 2008.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОГО АСПЕКТА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ В

ВУЗЕ

И.М. Хаертдинов, преподаватель Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (Институт) УВАУГА (И) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.