УДК 378 ББК 74.5
Жигалова Ирина Александровна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра государственного и муниципального управления Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева
г. Кемерово Мартынова Инна Ивановна аспирант
кафедра государственного и муниципального управления Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева
г. Кемерово Zhigalova Irina Alexandrovna Doctor of Pedagogics,
Professor
Chair of State and Municipal Management Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev
Kemerovo Martynova Inna Ivanovna Post-graduate Chair of State and Municipal Management Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev
Kemerovo inna_mart81 @mail. ru Актуальность формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления, средствами
проблемного обучения Relevance of Future Municipal Management Experts’ Professional Competence Forming By Means of Problem-Based Learning
В статье показана актуальность и условия формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления; представлены противоречия, объясняющие проблемы в теории и практике формирования профессиональных компетенций будущих специалистов муниципального управления.
The article shows the relevance and conditions of professional competences of students, who are future professionals of municipal management; contradictions explaining the problem in the theory and practice of future municipal management experts’ professional competences forming are presented.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, государственные и муниципальные служащие, подготовка, проблемное и модульное обучение.
Key words: professional competences, state and municipal officials, training, problem and modular training.
На современном этапе развития российского общества происходят интенсивные процессы модернизации экономической, политической, социальной сфер, которые неизбежно затрагивают и образование.
Высшая профессиональная школа России переживает сложный период реформирования, модернизации структуры и содержания образования в рамках Болонского процесса. Основная цель преобразований - максимально приблизить подготовку будущего специалиста к запросам времени, способствовать формированию его как компетентного профессионала, успешного в условиях инновационного развития российского общества [1].
В связи с этим, необходимость поиска и совершенствования действенных педагогических инструментов и методов формирования профессиональных компетенций студентов вуза становится все более актуальной.
В настоящее время довольно остро стоит вопрос о совершенствовании подготовки специалистов для системы государственного и муниципального управления, поскольку профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих определяет эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти, всего государства.
Поэтому сегодня необходим поиск средств подготовки государственных и муниципальных служащих на основе выделения и формирования их профессиональных компетенций [2].
Важность подготовки профессионально компетентных специалистов муниципальных служб России обусловлена тем, что система управления - это важнейший инструмент преобразований во власти, экономике, социальной сфере. Становление муниципальной службы в нашей стране проходит в сложных и противоречивых условиях, и, в целом, отстаёт от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере.
Издержки нерешенных проблем муниципальной службы, в том числе, и в подготовке профессионально-компетентных кадров, проявились в низкой эффективности органов власти и местного самоуправления, недостаточном уров-
не профессионализма государственных и муниципальных служащих, высокой степени отчуждения от них граждан, снижении уровня доверия населения к муниципальной службам.
Актуальность формирования профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов системы муниципального управления, обусловлена активным развитием сферы муниципального обслуживания населения в современных социально-экономических условиях, развитием рыночной экономики.
Реформирование российской системы муниципального управления в настоящее время, направленно на повышение качества взаимодействия государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц с гражданами и организациями. В последние годы обновление системы управления стало важнейшим инструментом стабилизации и развития социально-экономической жизни России. Проблема совершенствования муниципального управления сохраняет свою актуальность, ибо цель осуществляемой в этой сфере реформы пока еще во многом не достигнута.
Становление эффективной системы местного самоуправления в современной России невозможно без достижения высокого уровня профессионализма в работе муниципальных служащих. На происходящие кардинальные изменения в организационном строении данной системы оказывает влияние процесс осуществления вступившего 6 октября 2003 года в силу Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Современный муниципальный служащий - специалист, обладающий высокой культурой делового общения и глубокими теоретическими знаниями и умениями в области экономики, математики, информатики, теории управления и принятия решений, а также практическими навыками управления людьми.
В условиях конкуренции, дефицита, избытка и противоречий в поступающей информации, кроме фундаментальных знаний в перечисленных выше
областях знаний, муниципальному служащему требуются умения и навыки выполнения анализа резко меняющихся социально-экономических условий, применения методов оптимального принятия управленческого решения в режиме неопределенности и риска. Поэтому система подготовки должна быть такой, чтобы сделать востребованным студента, как со стороны руководителей организаций, так и людей, осваивающих профессию менеджера.
Актуальной является также проблема подготовки муниципальных служащих, впервые принятых на муниципальную службу после профессиональной подготовки в вузе.
Это обусловлено следующими факторами: недостаточным уровнем готовности студентов к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях; увеличением численности государственных и муниципальных служащих, многие из которых не имеют необходимых знаний и опыта работы в государственной и муниципальной службе и др.
Подготовка компетентных специалистов, которые могли бы конкурировать на рынке труда и быть востребованными обществом требует пересмотра традиционных форм обучения и перевода его на инновационные технологии, которые бы обеспечивали высокий уровень подготовки будущих специалистов различного направления, в том числе и в области государственного и муниципального управления [4; 5].
В педагогической литературе рассматриваются вопросы подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в государственном и муниципальном управлении, однако на современном этапе развития общества необходимо переосмыслить имеющийся педагогический опыт с целью выявления новых, оптимальных путей формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов системы государственного и муниципального управления [3; 6].
Анализ научной литературы, позволяет сделать вывод о разработанности ряда положений в сфере профессионального образования, которые важны
для изучения формирования профессиональных компетенций студентов вуза. Это - общенаучные принципы развития профессионально-образовательных систем (А.С. Беликов, С.А. Днепров, И. А. Жигалова, Г.Н. Жуков, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Э.М. Никитин, С.М. Редлих, В.А. Сластёнин и др.); идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Д. Дьюи, К. Роджерс, Ю.В. Сенько и др.); особенности процесса формирования профессиональных компетенций студентов (А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Э.М. Никитин, Г.Н. Сериков, В.А. Сластёнин и др.); понимание процесса формирования профессиональных компетенций студентов на основе отношения к личности как к субъекту взаимодействия в процессе развития (Е.В. Бондаревская, П.Ф. Капте-рев, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); развитие личности студента в процессе деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько и др.); выявление и разработка педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов (А.Г. Бермус, А.А. Вербицкий, В.И. Байденко, В.С. Безруков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Н. Лейбо-вич, А.К. Маркова, И.Д. Фрумин, В.Д. Шадриков и др.); теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Е.В. Ковалевской, И.А. Зимняя, Р.И. Малафеева и др.) и др.
Анализ научной литературы показал, что различные аспекты проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов средствами проблемного обучения исследованы рядом педагогов, психологов, социологов. Так, концептуальные и теоретические основы проблемного обучения исследованы в работах В.Т. Кудрявцева, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкина, М.И. Махму-това, В. Оконь, Г.К. Селевко и др.; методологические подходы освещены в трудах М.А. Чошанова (проблемно-модульное обучение), Полозовой Т.А. (проблемно-ориентированное); вопросы психолого-педагогической стороны проблемного обучения изучены Брушлинским А.В., Ермаковым Д.С. и др.; аспекты
проблемного обучения в вузе изложены в исследованиях В.А.Бухвалова, В. Оконь, Л.М. Гермес и др.
Актуальность исследования формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов государственного и муниципального управления, средствами проблемного обучения обусловлена:
на социально-педагогическом уровне - несоответствием между необходимостью формирования профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления, в связи с модернизацией общества и экономики и неготовностью профессорско-преподавательского состава вуза к решению этой задачи;
на научно-теоретическом уровне - не разработанностью научнотеоретических оснований формирования профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления, средствами проблемного обучения;
на научно-практическом уровне - потребностью практики в формировании профессиональных компетенций студентов вуза средствами проблемного обучения, будущих специалистов муниципального управления, и не разработанностью научно-методических рекомендаций осуществления этого процесса в условиях вуза.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления, средствами проблемного обучения.
Выявленные недостатки в теории и практике формирования профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления, средствами проблемного обучения объясняются наличием противоречий между:
уровнем профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления, и требованиями, предъявляемыми к нему государством и обществом;
потребностью практики в формировании профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления, и отсутствием научно-практических рекомендаций ее удовлетворения возможностями проблемного обучения в вузе.
На наш взгляд, формирование профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления, средствами проблемного обучения, будет успешным при выполнении следующих условий:
процесс формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления, следует рассматривать как непрерывный процесс формирования профессиональной готовности студента к деятельности в муниципальном управлении на основе идей гуманистической педагогики, компетентностного подхода, структура которого представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного, праксиологического и рефлексивного;
процесс формирования профессиональных компетенций следует строить как обучение на основе проблемного полилога, направленного на решение проблемной ситуации (интеллектуально, личностно и социально значимой для обучающихся), способствующей их активности, заинтересованности, умению выдвигать проблемы, формулировать задачи, выбирать оптимальное решение и овладевать умениями его решать;
с целью формирования профессиональных компетенций студентов активно использовать возможности проблемного обучения будущих специалистов муниципального управления на основе их познавательного интереса, самостоятельности, активизации, создания проблемных ситуаций;
для мотивации студентов с целью формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления, разработать специально структурированное содержание образования на основе модульного - проблемного подхода;
использовать возможности проблемного обучения в создании творческой инновационно-ориентированной образовательной среды вуза, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов вуза, будущих муниципальных служащих;
осуществлять активизацию учебной деятельности студентов на основе создания и разрешения проблемных ситуаций в учебном процессе, способствовать овладению, будущими специалистами муниципального управления, профессиональными умениями и навыками в процессе оптимального сочетания традиционного и проблемного обучения.
Таким образом, мы полагаем, что формирование профессиональных компетенций студентов вуза, будущих специалистов муниципального управления является важным условием их профессиональной деятельности, так как от профессионализма муниципальных служащих зависит эффективность системы муниципального управления и, как следствие, дальнейшее позитивное развитие страны.
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 17-22.
2. Байков, Н.М. Кадровый потенциал госслужбы: региональный аспект [Текст] / Н.М. Байков // Социология власти. - №2004. - №1. - С. 131-153.
3. Деркач, А. А. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга [Текст]: монография / А.А.Деркач [и др.].; под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2004. - 230 с.
4. Зимняя, И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека - новое качество результата образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С. 4-15.
5. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная
подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков //Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-33.
6. Юрьева, О.В., Бурганова, Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления [Текст]: монография /
О.В. Юрьева, Л.А. Бурганова; Акад. гос. и муниципального упр. при
Президенте Респ. Татарстан. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 132 с.
Bibliography
1. Baydenko, V.I Competence in Professional Education (To the Development of the Competence Approach) [Text] / V.I Baydenko // Higher Education in Russia. - 2004. - № 11. - P. 17-22.
2. Baykov, N.M Staff Capacity of State Service: A Regional Perspective [Text] / N.M Baykov // Sociology of Power. - № 2004. - № 1. - P. 131-153.
3. Derkach, A.A Personal-Professional Development of Civil Servants As an Object of Psychological-and-Acmeological Monitoring [Text]: Monograph / A.A Derkach [et al.]; Under the Gen. Ed. of A.A Derkach. - Moscow: RASS, 2004. - 230 p.
4. Shadrikov, V.D The New Model of the Expert: Innovative Training and Competence Approach [Text] / V.D. Shadrikov // Higher Education Today. - 2004. -№ 8. - P. 26-33.
5. Yuryeva, O.V, Burganova, L.A Professional competence in the sphere state and municipal management [Text]: monograph / O.V. Yuryeva, L.A Burganova; Acad. state. and municipal management at the President of the Rep. Tatarstan. -Kazan: Center for Innovative Technology, 2009. - 132 p.
6. Zimnyaya, I.A Competence of the Individual Is a New Quality of Education Result [Text] / I.A Zimnyaya // Competence of the Individual Is a New Quality of Education Result. Materials of XIII All-Russian Meeting. - Moscow, Ufa Research Center of Training Quality Challenges, 2003. - P. 4-15.