УДК 338
Ю. Н. Фазлиева
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА В ЦЕЛЯХ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Ключевые слова: инвестиции, нефтехимическое предприятие, оптимизация.
Статья посвящена актуальной проблеме управления развитием промышленных предприятий. В статье представлена система управления инвестиционной деятельностью нефтехимических предприятий, построенная с учетом этапов инновационного цикла и выделены основные проблемы управления инвестиционной деятельности нефтехимических предприятий в целях комплексного использования углеводородного сырья.
Keywords: investment, petrochemical company, optimization.
The article dwells on the important problem of managment of industrial enterprises development. The article presents the managment system of industrial enterprises investment activity, that is based with matching the innovation сycle stages and (also the article presents) the main problems of industrial enterprises investment activity management for the integrated study of hydrocarbons.
В настоящее время управление инвестиционной деятельностью на российских промышленных предприятиях, как правило, имеет целью преимущественно обновление основных производственных фондов. По данным Росстата степень износа основных производственных фондов в целом по экономике в 2008 году составляла 45,3%, в 2011 году уже 51,3.
Но, как показывает анализ мирового опыта развития хозяйствующих субъектов,
первоочередное значение для создания и сохранения стратегического конкурентного преимущества приобретает эффективность инвестиций в исследования и разработки. Это позволит сформировать устойчивую основу
конкурентоспособности нефтехимических
предприятий в стратегической перспективе [1-4].
Реализация инновационного подхода к управлению инвестиционной деятельностью предприятий нефтехимической промышленности, который предполагает формирование и реализацию комплексной инвестиционной стратегии, ориентированной на повышение эффективности инвестирования на всех этапах инновационного цикла, обеспечивающей комплексное использование углеводородного сырья, в современных российских условиях осложнена рядом проблем, в числе которых наиболее значимой представляется необходимость ускоренного обновления основных производственных фондов, применяемых технологий с учетом несбалансированности ресурсного обеспечения операционной и инвестиционной деятельности. В этой связи эффективное управление инвестиционной деятельностью нефтехимического предприятия предполагает необходимость внедрения
современного инструментария инвестиционного менеджмента, который позволил бы обеспечить высокие показатели эффективности инвестиций в условиях ограниченности ресурсов. Данные обстоятельства подтверждают необходимость
формирования научно обоснованного подхода к проектированию системы управления
инвестиционной деятельностью нефтехимического предприятия с учетом этапов инновационного цикла. Применение такого подхода позволит обеспечить рациональное ресурсное обеспечение развития хозяйствующего субъекта
промышленности при достижении желаемого уровня эффективности и результативности инвестиционного процесса, что выступает существенным фактором стратегического конкурентного преимущества промышленных предприятий в условиях высокой материалоемкости нефтехимии.
В условиях финансового кризиса предприятия различных отраслей имеют далеко не одинаковые стартовые возможности для привлечения инвестиций. С развитием рыночных отношений и международного разделения труда многие предприятия без помощи государства теряют рынок. Они заботятся уже не о развитии производства, а о простом выживании.
Современная система управления инвестиционной деятельностью в России в современных экономических условиях, ее функционирование требуют моделирования как бизнес-процессов, так и бизнес-систем на основе опыта практической работы по управлению инвестиционной деятельностью, его научного обобщения, перехода к стройной методологии анализа и проектирования процедур управления инвестиционной деятельностью.
Однако стимулирование инвестиций в основной капитал может быть эффективно при достижении основного условия нормализации финансовой, денежно-кредитной и платежной систем.
В связи с этим, предлагается использовать возможности капиталоемкого роста за счет загрузки простаивающих производственных мощностей:
- во - первых, наладить механизм перелива
капитала с финансовых рынков на инвестиционные цели реального сектора экономики, используя методы государственной поддержки, в том числе системы налоговых льгот;
- во - вторых, обеспечить гарантии инвестиций, направляемых в сферу производства;
- в - третьих, усилить инновационную направленность инвестиционной деятельности;
- в - четвертых, обеспечить поддержку импортозамещающих конкурентоспособных нефтехимических производств, сохранивших мировой технико-технологический уровень производства.
Именно динамика производственного спада и, соответственно, сужение внутреннего рынка продукции национального производства стала основным фактором повышенного риска кредитных вложений в реальный сектор и оттока банковского капитала в сферы менее рискованных вложений, а также нарастающей дезорганизации
межхозяйственных платежно расчетных
отношений (отношений реального сектора с бюджетной сферой), и одновременно беспрецедентного нарушения государством своих финансовых обязательств перед социальной сферой и другими сферами бюджетного финансирования.
В условиях быстроменяющейся
конъюнктуры рынка, когда стоит задача наращивания конкурентных преимуществ, более эффективен, на взгляд автора, дивизионный тип структуры управления инвестиционной
деятельностью, где осуществляется делегирование части управленческих функций (ценообразование, маркетинг, персонал, экономика, бизнес-планирование) в низшие структурные звенья, что позволяет подразделениям частично или полностью взять ответственность за реализацию инвестиционной деятельности. В результате управленческие ресурсы верхнего эшелона организации высвобождаются для решения стратегических задач.
В соответствии с выше изложенным, необходима разработка механизмов реализации государственной политики для обеспечения экономической безопасности, как предприятий нефтехимической промышленности, так и региона в целом. Такими механизмами являются: активизация инвестиционной деятельности путем усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в нефтехимический сектор экономики, создание эффективно действующей системы защиты прав собственности инвесторов, создание условий для дополнительных эмиссий акций, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.
Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую
правовую культуру потенциальных инвесторов, что в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, то есть оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.
В связи с этим для активизации инвестиционной деятельности необходимо:
1. Создание механизма, который, с одной стороны, заставлял бы субъекты экономики расширять производство, а с другой стороны -осуществлять накопление капитала, прежде всего в нефтехимическом секторе экономики.
Первым шагом по пути решения этой исключительно сложной и трудной задачи служит достижение финансовой стабилизации путем превращения денег, кредита, бюджета и валюты в реально сильные экономические рычаги регулирования макропропорций. Только улучшение денежно-кредитной, бюджетной и валютной политики позволяет создать тот необходимый рыночный механизм, который и будет стимулировать процесс накопления и перераспределения капитала в производственную сферу.
В этом представляется однако, главная цель и основная суть формирования нового механизма организации управления инвестиционными ресурсами, но в условиях экономического кризиса эта задача значительно усложняется.
2. Мировой опыт показывает, что современный инвестиционный комплекс должен представлять собой многоотраслевую, высокотехнологичную и конкурентоспособную систему, обеспечивающую укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны, достойный уровень жизни народа и интеграцию экономики в мирохозяйственные связи на равноправных условиях.
3. Исходной основой эффективного функционирования инвестиционного комплекса, адекватного рыночной экономике, является баланс интересов государства и предпринимателей путем создания условий для рациональной структурной перестройки экономики и наращивания инвестиции. Чрезвычайно опасной особенностью современной ситуации в России стал экономический кризис, который трудно прогнозируется, так как он вызван мировыми экономическими проблемами.
4. Уход государства из экономики - одна из самых серьезных проблем российских реформаторов, которая очень дорого обошлась стране и населению.
Государство, сведя свою главную роль только к финансовой стабилизации и созданию класса частных собственников, практически полностью разрушило инвестиционный комплекс и инвестиционный процесс. Политика минимизации государственных расходов, и прежде всего производственных инвестиций, оказалась во всех
отношениях несостоятельной, а надежда на то, что на смену им придут частные инвестиции, оказалась практически несбыточной.
5. Мировой финансовый кризис обострил проблему нехватки финансовых ресурсов. Отсутствие инвестиций может создать долговременный порочный круг: спад производства - усиление налогового пресса при снижающемся объеме - углубление спада производства.
Усиливается давление регионов на федеральные власти с требованием предоставления финансовых средств. Связанное с этим недовольство ведет к усилению центробежных тенденций. Отсюда вытекает, что проблема поиска источников инвестиций на цели развития имеет не только экономическое, но и исключительно важное политическое значение. Очевидно, что вследствие мирового финансового кризиса, федеральное правительство не сможет осуществлять централизованные инвестиции из бюджета в полном объеме. Вместе с тем, оно не может оставаться в стороне от поисков властями и предприятиями регионов средств на цели развития.
6. Недостаточное развитие инвестиционных процессов в России вызвано, наряду с фундаментальными факторами (инфляция, политические и экономические риски и др.) и рядом субъективных причин, в числе которых можно выделить:
- высокий уровень налогов, делающий нерентабельными многие инвестиционные проекты;
- отсутствие корпоративной культуры инвестиционного проектирования, неспособность большинства менеджеров российских предприятий вести диалог с современными инвесторами;
- слабая информационная поддержка при продвижении инвестиционных проектов. Предприятия даже имея неплохие проекты, часто слабо представляют себе, где искать потенциальных инвесторов;
- отсутствие целостной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную подготовку, продвижение и реализацию инвестиционных проектов;
- общая непрозрачность российских компаний, что, по мнению инвесторов, существенно повышает риск вложений;
- недостаточность законодательных гарантий возвратности инвестиций.
Возрастающая роль нефтехимических регионов в экономических и управленческих преобразованиях в России предопределила
привлечение приоритетного внимания управлению, аккумулированию и эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Рассмотрение и анализ институциональных форм управления
инвестиционной политикой на региональном уровне требует учета параметров структурной перестройки и взаимосвязи со стратегическим направлением развития в масштабах всей страны.
Таким образом, в сфере управления инвестиционными ресурсами можно предположить следующие тенденции:
- увеличение инвестиций - как отказ от текущего потребления в пользу долгосрочных вложений - становится жизненной необходимостью предприятий;
- острая необходимость нефтехимического обеспечения гибкости и оперативности работы предприятий приведет к тому, что реорганизация систем управления станет одним из критических ресурсов, в который необходимо инвестировать для получения эффективных результатов деятельности;
- принципиальное отсутствие внешних источников выдвигает как главную проблему поиск внутренних резервов, поэтому новая система управления становится как результатом, так и условием эффективных инвестиций;
- действенная связка «собственник-топ-менеджер» - основное условие эффективности такого типа инвестиций.
Литература
1. Авилова В.В., Дылевская А.И. Роль малых нефтяных компаний в развитии экономики РФ// Вестник Казанского технологического университета. - № 5. -
2012. - С. 174.
2. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление технологическими инновациями в процессе модернизции промышленности региона: анализ, формирование рекомендаций// Вестник Казанского технологического университета. -№ 10. -2012. - С. 376
3. Ситников Е.В. Модернизация - путь к устойчивому развитию химии и нефтехимии / РХТУ им. Д.И.Менделеева, Международная научно-практическая конференция и научная школа молодых ученых и студентов «Образование и наука для устойчивого развития». - М., 2010
4. Парфирьева Е.Н., Гусарова И.А., Салихова Л.Ш. Прогнозирование развития мирового рынка нефти при дефиците углеводородных энергоресурсов // Вестник Казанского технологического университета. -№ 4. -
2013. - С. 394
© Ю. Н. Фазлиева - канд. экон. наук, ст. препод. каф. экономики КНИТУ, [email protected].