Ю. Н. Фазлиева, А. А. Сагдеева СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Ключевые слова: модернизация, нефтехимический комплекс.
В статье определены цели и задачи модернизации предприятий нефтехимического комплекса РФ. Выделены основные проблемы по модернизации отрасли и приведены направления решения выделенных проблем.
Key words: modernization, petrochemical complex.
The aims and tasks of modernization of petrochemical complex enterprises in the Russian Federation are defined in the article. The main problems of the branch are emphasized and the ways of solving the distinguished problems are shown.
В экономической системе каждой страны есть отраслевые блоки, играющие наибольшую роль в формировании социально-экономического развития. В России к их числу относится ТЭК, комплекс отраслей ресурсопользования, в том числе нефтехимическая промышленность. В настоящее время они являются базой развития новейших производств и основой модернизации традиционных отраслей хозяйства. Нефтехимический комплекс страны, представляя собой один из сложнейших комплексов народного хозяйства, является стратегической отраслью российской экономики, поскольку он связан с основными социальноэкономическими показателями устойчивого развития экономических систем.
Одна из основных особенностей развития нефтехимической индустрии в настоящее время — резкое увеличение ее масштабов. За последние 5 лет объем производства химической и нефтехимической продукции вырос более чем в полтора раза. Нефтехимический комплекс является базовым сегментом российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает значительное влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом.
Нефтехимическая и химическая
промышленность России объединяет более 6000 предприятий и организаций, из них около 600 — крупные и средние. На предприятиях отрасли сосредоточено 8 % основных фондов
промышленности страны, производится около 6 % промышленной продукции России. Эти предприятия обеспечивают более 7 % налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет и около 6 % общероссийского объема валютной выручки по данным 2011 года.
При этом деятельность нефтехимических предприятий, с одной стороны, осложнена специфическими особенностями отрасли. К числу таких особенностей относятся:
- зависимость от сырьевых ресурсов,
- сложность и непрерывность производ-
ственного цикла,
- дорогостоящие основные фонды предприятий,
- большое число смежных предприятий и их большая географическая удаленность друг от друга,
- сложные производственно-
технологические связи и жесткая синхронизация многих химических производств.
С другой стороны, в период трансформации российской экономики нефтехимическая отрасль сталкивается с рядом проблем.
Первой и главной проблемой остается необходимость реконструкции и модернизации ее мощностей. Действующие нефтехимические производства фактически не модернизировались с середины 1980-х гг., их моральный и физический износ составляет от 60 до 90%. При этом темпы обновления основных фондов ничтожно малы.
В то время как важнейшим инструментом политики модернизации в мировой экономике выступают массовые сброс технологически устаревших и обновление основных средств, в России в 2008 г. коэффициент выбытия основных фондов составил 1 %. Замена физически
изношенной техники и оборудования на протяжении долгосрочного периода остается основной целью инвестирования в основной капитал. По итогам выборочного исследования инвестиционной активности организаций в РФ, осуществляющих деятельность в области добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды (т.е. отличающихся явно выраженным рентоориентированным поведением) в 2008 г., 72 % машин и оборудования ликвидировалось в результате физической изношенности и лишь 15 % -ввиду экономической неэффективности
эксплуатации.
Сегодня для подавляющего большинства российских нефтехимических предприятий характерна низкая степень загрузки производственных мощностей (от 20 до 50% по разным группам продуктов), что объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, проблемами с сырьем, вызванными нехваткой денежных средств. Во-вторых, трудностями реализации готовой
продукции как внутри страны, так и на международных рынках. Эти трудности, с одной стороны, связаны с низким уровнем конкурентоспособности отечественных продуктов нефтехимии, с другой - с существенным снижением платежеспособного спроса на химическую продукцию отраслей-потребителей.
Говоря о модернизации предприятий нефтехимии, нельзя не остановиться еще на одной проблеме, непосредственно связанной с данными процессами. Улучшение положения в нефтехимическом секторе сегодня невозможно без соблюдения постоянно ужесточающихся требований в сфере охраны окружающей среды. Актуальность природоохранных мер тем более велика, что в отраслевой структуре сбросов загрязненных сточных вод на предприятия нефтехимической промышленности приходится почти 20%, из которых улавливается или обезвреживается только 48,4%. Не многим лучше обстоят дела с загрязнением атмосферного воздуха.
Другой, не менее острой проблемой является низкая инвестиционная активность. С начала 1990-х гг. инвестиции в эту отрасль практически полностью прекратились. Это привело к консервации, замедлению или прекращению строительства большого количества объектов, в том числе около 40 объектов на базе комплектного импортного оборудования, уже поставленного на предприятия. Прекращено строительство целого ряда мощностей на базе отечественного оборудования с высоким строительным заделом, источником которого были государственные
средства. Значительно снизился объем
финансирования проектов за счет бюджетных источников. Кроме того, финансирование за счет амортизационных отчислений осложнено тем, что амортизация из-за значительного износа
начисляется только на 40% стоимости основных фондов и 22% стоимости оборудования. Сегодня структура источников финансирования выглядит следующим образом: собственные средства предприятий составляют 89,2%, из 10,8% привлеченных средств 2,5% составляют средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. Такая ситуация незамедлительносказывается на сбалансированности производственных мощностей.
Актуальность в модернизации для экономики России не утратила свое значение, поскольку усиление отставания в технологически важных отраслях влечет за собой потерю конкурентоспособности всей промышленности.
Огромный минус российских химических производств в том, что большинство предприятий имеют частную форму собственности. Собственники предприятий, не надеясь на длительные сроки производства, нещадно эксплуатируют
инфраструктуру предприятий, не вкладывая средств в усовершенствование технологий и ремонт оборудования.
При этом необходимо обратить особое внимание на необходимость формирования
следующих конкурентных преимуществ:
1. Внедрение передовой технологии получения базовых продуктов в отрасли или коренное усовершенствование действующих базовых технологий по линии экономической эффективности и экологической безопасности.
2. Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции с поставкой на рынок новых продуктов или модификацией существующих, качество продукции должно отвечать требованиям рынка.
3. Оптимальное размещение новых производств с развитием сырьевого и топливноэнергетического обеспечения предприятий и транспортно-логистической инфраструктуры.
4. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.
Решение этих задач возможно только путем увеличения инвестиционной активности, которая крайне низка по международным стандартам.
Иностранные инвесторы ориентируются на эксплуатацию российских конкурентных
преимуществ (наличие дешевого сырья, топлива, энергии и рабочей силы, либерального по сравнению с Западом экологического законодательства и др.) и заинтересованы в получении из России, прежде всего, крупнотоннажной продукции с низкой добавленной стоимостью. Они готовы представить инвестиции в импортозамещающие производства с учетом роста внутреннего потребления или совместной поставки «избытков» продукции на экспорт.
Химия не относится к отраслям с высокой долей бюджетного финансирования. Поэтому роль внутренних источников и прихода инвестиций из-за рубежа высока. В связи с резким уменьшением притока средств из-за рубежа отечественным
предприятиям пришлось изменять ситуацию в
первую очередь за счет экспорта.
Модернизация отрасли должна
оптимизировать мощности и объемы производства базовых видов химической продукции с учетом спроса внутреннего и внешнего рынков, а также ресурсных возможностей страны. Приоритетом отрасли должно стать снижение ресурсо- и
энергоемкости производства с вовлечением в технологические процессы альтернативных и биовозобновимых источников энергии и сырья (биоэтанола, синтезгаза, химических продуктов
коксования, продуктов углубленной переработки нефти).
Особую актуальность для нефтехимических и химических предприятий имеет технологическая модернизация, включающая в себя следующие направления:
- в конкурентной борьбе могут выстоять только крупные компании, поэтому требуется дальнейшее развитие с
помощью государства вертикальной интеграции и формирование новых самодостаточных холдингов в отрасли;
- необходимо проведение реальных шагов
по созданию рынка сырья для увеличения
производства нефтехимической продукции средними предприятиями;
- требуется стимулирование глубокой переработки сырья, хотя бы на один-два передела путем налогового стимулирования по конкретным инвестиционным проектам или стимулирование спроса на инновационную нефтехимическую и химическую продукцию, которая может быть получена углублением переработки сырья;
- в перечне приоритетных инвестиционных проектов должны быть проекты по импортозамещению и увеличению экспорта;
- необходима нормализация тарифов естественных монополий;
- требуется налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе для обновления основных фондов;
- создание отечественной инвестиционной инфраструктуры (обеспечение доступности земли при расширении площадей предприятий, создание наукоградов, технополисов и технопарков, подготовка кадров определенных специальностей, принятие соответствующих законов и др.);
- развитие финансовой системы с целью повышения доступности финансирования с учетом потребностей модернизации. Обеспечение доступа к долгосрочным кредитам для финансирования инноваций, возможно с частичным субсидированием процентных ставок;
- совершенствование технического и таможенно-тарифного регулирования в соответствии с потребностями модернизации;
- проведение государственной технической
политики (прямая финансовая поддержка прорывных технологий, софинансирование отдельных проектов по разработке новых продуктов и технологий, финансовая поддержка
инновационных проектов малого и среднего бизнеса, новые подходы к финансированию и управлению фундаментальной и прикладной наукой,
региональная техническая политика и т.п.);
- координация и контроль инвестиционной политики в разных министерствах и ведомствах, регионах.
Таким образом, приходится констатировать,
что в результате состоявшейся интеграции
российской нефтехимической промышленности в мировую экономику отечественные предприятия стали преимущественно поставщиками
низкотехнологичной продукции, существенно
зависящей от конъюнктурных колебаний на мировом рынке вследствие агрессивной политики крупных трейдеров, картельных сговоров международных компаний и т. д.
Модель инновационного развития страны должна учитывать отраслевой и территориальный разрезы, тесное взаимодействие основных функциональных систем управления - министерств, ведомств и корпоративного капитала, предприятий и научных организаций, формирование госзаказа, стимулирование развития с использованием банков, налогов, экспортно-импортных пошлин, тарифов, создание зон с особым режимом функционирования предприятий и многое другое.
Государство вряд ли будет участвовать в прямом финансировании отрасли. Все затраты по прочим проектам в полной мере должен нести частный бизнес. Однако, по нашему мнению, инновационная модернизация должна
предусматривать интерес государства, его активное участие во всех ключевых элементах, включая и финансирование бюджетными средствами.
Очевидно, без осуществления масштабной модернизации нефтехимической и химической промышленности в России возможно утратить накопленный промышленный потенциал и безвозвратно увеличить сырьевую зависимость национальной экономики.
Литература
1. Авилова В.В., Дылевская А.И. Роль малых нефтяных компаний в развитии экономики РФ// Вестник Казанского технологического университета. - № 5. -2012. - С. 174.
2. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Управление
технологическими инновациями в процессе модернизции промышленности региона: анализ,
формирование рекомендаций// Вестник Казанского технологического университета. -№ 10. -2012. - С. 376.
3. Гилязутдинова И.В., Киселев С.В., Поникарова Л.С.
Антикризисное управление предприятиями
нефтехимического комплекса РТ как инструмент достижения устойчивого инновационного развития/ Вестник Казанского технологического университета. -№/ 9. - 2012. - С. 283.
4. Ситников Е.В. Модернизация - путь к устойчивому развитию химии и нефтехимии / РХТУ им. Д.И.Менделеева, Международная научно-практическая конференция и научная школа молодых ученых и студентов «Образование и наука для устойчивого развития». - М., 2010.
© Ю. Н. Фазлиева - канд. техн. наук, ст. препод. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; А. А. Сагдеева - канд. техн. наук, доцент кафедры экономики КНИТУ.