АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ (на примере предприятий Республики Татарстан)
И.К. Крылова
Krylova I.K. Analysis of financial-innovational state of enterprises in conditions of crisis-proof management. The use of innovation technique in activity of industrial enterprises is one of the most important directions in up-to-date economy development of the Russian Federation. The article presents the results and prospects of the direction at the example of the industrial enterprises in Tatarstan Republic.
Особенности системы управления отечественными промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Новая экономическая реальность, с которой сталкиваются предприятия России при переходе к рыночной системе хозяйствования, предполагает внедрение принципиально новых подходов, технологий и методов работы в нестабильной экономической ситуации. Современный универсальный инструментарий решения задач, соответствующий новому уровню качества внешней среды, должен опираться на предпринимательский стиль управления в экономике.
Важность наличия антикризисного механизма, обеспечивающего деятельность в условиях, отличающихся от нормальных, является одной из причин необходимости скорейшей разработки антикризисных программ.
Сложность ситуации, сложившейся к настоящему моменту в России, заключается в следующем: более 80 % предприятий являются потенциальными банкротами (по формальным и неформальным признакам и критериям), хотя только около 10 % не имеют потенциала для выхода из состояния банкротства, дальнейшего развития и перехода к конкурентоспособному функционированию.
Несмотря на это, работа большинства российских производств по-прежнему неэффективна, продукция неконкурентоспособна, не ориентирована на рынок и на конкретного потребителя. Используются устаревшие тех-
нологии и оборудование, сохраняется низкий уровень загрузки производственных мощностей, которые в качестве имущественного комплекса не привлекательны для инвесторов.
В этих условиях актуальным является ориентация руководства предприятия на следующие основные направления действий:
- осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
- определение масштабов кризисного состояния предприятия;
- исследование основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия;
- поиск новых направлений развития организации в рамках осуществления инновационной деятельности.
Кроме того, необходимо учитывать, что предлагаемые мероприятия осуществляются руководством в рамках антикризисного управления предприятием и должны базироваться на следующих основных принципах:
- ранняя диагностика кризисных явлений;
- срочность реагирования на кризисные явления;
- адекватная реакция предприятия на угрозы его финансовому равновесию;
- полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.
Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием. Своеобразным индикатором эффективности реализации предложенных принципов является финансовое состояние предприятия.
Финансовое состояние - это комплексное понятие, характеризующееся системой
показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия и оценивает возможность его инновационного развития. Таким образом, финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления предприятием.
Общие цели финансового анализа предприятия непосредственно связаны с измерением его затрат и результатов (доходов). Оценки затрат и результатов в процессе анализа, соотнесенные к конкретным техническим, организационным и другим факторам, должны быть сопоставимыми по времени и с соответствующими оценками аналогичных предприятий. В совокупности результаты оценки должны создавать достаточную базу данных для анализа результатов и финансового анализа, а также комплексного анализа и управления эффективностью производства и предприятия в целом, в том числе для оценки его платежеспособности.
В рамках финансового анализа выделяют три типа аналитической работы:
1) плановый аналитический анализ;
2) специальный финансовый анализ мероприятий повышенного риска;
3) финансовый анализ в чрезвычайных условиях.
Финансовый анализ подразделяется на анализ результатов деятельности предприятия и анализ финансового состояния предприятия. В зависимости от цели финансового анализа он может проводиться специалистами (службами) предприятия или внешними организациями.
Финансовый анализ может выявить сильные и слабые стороны предприятия, ожидаемые преимущества и опасности внешней среды и помочь в выработке антикризисной стратегии и тактики, направленной на повышение устойчивости предпри-
ятия к неблагоприятным изменениям спроса, доходов, налогов и других макроэкономических условий. В этом случае анализ финансового состояния следует проводить поэтапно, начиная с экспресс-анализа для выявления узких мест в работе предприятия. Это обеспечивает возможность более углубленного анализа работы предприятия по конкретным аспектам его деятельности с целью улучшения финансового состояния предприятия и конкретных показателей его работы.
Анализ финансового состояния компании включает в себя следующие важнейшие разделы:
- структура активов и пассивов;
- анализ имущественного положения;
- экспресс-анализ финансового состояния;
- ликвидность;
- финансовая устойчивость;
- анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятия;
- рентабельность капитала и продаж;
- эффект финансового рычага;
- эффект производственного рычага.
По этим разделам проводится анализ
финансовых и экономических показателей, сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени, вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.
В отношении финансового состояния предприятий показательны результаты обследования, проведенного Межведомственной балансовой комиссией Федеральной службы по делам о несостоятельности (по банкротству). Анализ финансовой отчетности 1149 предприятий за 1996-1999 гг. выявил, что убытки значительно превышали выручку. Более того, был мобилизован объем заемных средств, кратный почти годовой выручке. Оборотный капитал по сумме меньше заимствований и покрывал задолженность лишь из расчета 87 коп. на рубль долга. Многие предприятия отвлекали оборотный капитал, предоставляя товарные ссуды своим потребителям в особо крупных и при этом возрастающих объемах, равных результатам почти 7 месяцев деятельности. А денежная составляющая выручки оставалась в диапазоне 25-30 %.
В данных условиях очень немногим предприятиям удалось найти внутрихозяйст-
венные резервы и выйти из кризиса. В большинстве случаев это оказалось возможным только благодаря формированию на предприятиях системы оперативного обеспечения необходимой управленческой информацией. Кроме этого, основополагающая роль принадлежит диагностики финансового состояния предприятий, которая является важной составляющей в области методологического обоснования процесса принятия управленческих решений в условиях антикризисного управления предприятием.
Основными задачами диагностики финансового состояния как системы управления адаптивностью предприятий в условиях динамично изменяющейся внешней среды являются:
- обоснование системы показателей для мониторинга финансового состояния;
- реализация мониторинга путем регулярного сбора данных и отслеживания момента возникновения или наличия ситуации неплатежеспособности по критическим точкам критериальных значений показателей;
- разработка моделей и методологических подходов для анализа и прогнозирования состояния неплатежеспособности;
- выявление типов состояний платежеспособности предприятий.
Учитывая многообразие показателей и различие в уровне их критических оценок, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют проводить интегральную бальную оценку финансового состояния.
Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени рис-
ка исходя из фактического уровня показателей и рейтинга каждого показателя в баллах. Приведем в качестве примера следующую систему показателей и их рейтинговую оценку, представленную в табл. 1.
I класс - предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости;
II класс - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;
III класс - проблемные предприятия;
IV класс - предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению;
V класс - предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.
Оценку вероятности банкротства организации также можно провести с помощью финансового анализа, так как именно он позволяет выяснить, в чем заключается конкретная «болезнь» экономики предприятия-должника и что нужно делать, чтобы от нее излечиться. Именно он располагает широким арсеналом средств по прогнозированию возможного банкротства предприятия и дает возможность заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.
Финансовый анализ опирается и на знание экономической теории, и знание юриспруденции, бухгалтерского учета, но на основе такого анализа делать однозначный вывод о том, что данное предприятие обязательно обанкротиться в ближайшее время (или выживет), обычно невозможно.
Таблица 1
Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния
Границы классов согласно критериям
Показатели I класс, балл II класс, балл III класс, балл IV класс, балл V класс, балл VI класс, балл
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше - 20 0,2-16 0,15-12 0,1-8 0,05-4 Менее 0,05 - 0
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше - 18 0,9-15 0,8-12 0,7-9 0,6-6 Менее 0,5 - 0
Коэффициент мгновенной ликвидности 2,0 и выше - 16,5 1,9-1,7 -15-12 1,6-1,4 -10,5-7,5 1,3-1,1- 6-3 1,0-1,5 Менее 1,0 - 0
Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше - 17 0,59-0,54 -15-12 0,53-0,43 -11,4-7,4 0,42-0,41 - 6,6-1,8 0,4-1 Менее 0,4 - 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5 и выше - 15 0,4-12 0,3-9 0,2-6 0,1-3 Менее 0,1 - 0
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1,0 и выше - 15 0,9-12 0,8-9,0 0,7-6 0,6-3 Менее 0,5 - 0
Минимальное значение границы 100 85-64 63,9-56,9 41,6-28,3 18 -
В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, так как они, возможно, свидетельствуют о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Кроме того, основным затруднением в процессе диагностики финансового состояния в этом случае может стать также недостоверность данных, представленных в финансовой отчетности некоторых кризисных предприятий.
Серьезные проблемы существуют также в области управления. Это - отсутствие стратегических планов развития, маркетинговой политики, систем учета, контроля качества, низкий уровень финансового менеджмента.
Большинство российских предприятий находятся в критическом состоянии. Главными причинами такой ситуации специалисты обычно называют следующие:
- нехватка оборотных средств;
- падение платежеспособного спроса потребителей;
- неразумная налоговая политика государства.
К сожалению, общим для большинства таких предприятий является то, что все причины подобного состояния руководство пытается найти вне рамок самого предприятия. Нет оборотных средств - последствия денежных реформ и нестабильности рынка. Падение спроса - отсутствие денежной массы в экономике страны, бартерные взаимозачеты, нарушение привычных экономических и производственных связей. Такая позиция -залог поражения в мире рыночных отношений. На самом деле она говорит лишь о неподготовленности предприятий к особенностям нестабильной экономики.
Положение усугубляется еще и тем, что в условиях российских механизмов приватизации еще не сформировался эффективный собственник, заинтересованный в развитии и росте стоимости активов предприятия.
Однако, как показывает опыт работы ряда российских предприятий и специалистов-аналитиков, внутри каждого конкретного предприятия имеется значительный инновационный потенциал, за счет которого можно самостоятельно преодолеть кризис. Однако для обеспечения конкурентоспособного развития предприятию придется провести ряд
серьезных изменений, в том числе и структурных, и перейти на инновационный путь развития.
Исходным пунктом процесса принятия инновационного решения является формирование инновационной цели, которая представляет собой желаемый результат деятельности организации, который может быть достигнут в определенные сроки за счет повышения ее инновационного потенциала. Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Чем выше уровень инновационного потенциала организации, тем успешнее она избегает возможных кризисных ситуаций.
Инновационный потенциал организации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации. И здесь инновационные возможности, предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной политики государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении, необходимость определения приоритетных направлений развития, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координация деятельности государственного и частного сектора, разработка новых и пересмотр действующих законодательных актов, способствующих активизации инновационного процесса, - все это требует государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи. Государство является одним из важнейших внешних факторов, от которого во многом зависят инновационные возможности организации.
Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта за счет инноваций этих стран составляет более 75 %. Кроме того, обеспечение устойчивого
инновационного развития позволяет решать такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности экономики страны и достижение высокого уровня жизни его населения.
Существует ряд общефедеральных тенденций в рамках инновационной деятельности, нашедших свое отражение в Республике Татарстан (РТ). К негативным тенденциям в экономике Татарстана относятся:
- исчерпание объема наукоемких продуктов и технологий, наработанных за время существования СССР;
- утечка прогрессивных отечественных технологий за рубеж из-за неразвитости рынка инноваций в стране;
- преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты промышленными предприятиями, финансовыми институтами и фондами, что создает реальную угрозу экономической безопасности как региона, так и государства в целом из-за увеличения зависимости экономического роста страны от нерегулируемых факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы республики;
- все большее отставание РТ от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства, что не способствует повышению конкурентоспособности продукции, производимой в регионе, и выходу республиканских предприятий на международные рынки.
По данным Росстата РТ ситуация в инновационной сфере Татарстана характеризуется следующим образом: доля инновационно-активных предприятий в 2005 г. составила
12,5 % (в целом по России - 9,0 %). Доля выручки от реализации инновационной продукции в общей выручке от продажи товаров, продукции предприятий РТ составила в 2005 г. 2,7 %.
Затраты на технологические инновации предприятий Татарстана сократились на 2 % в 2005 г. по сравнению с 2004 г. В структуре затрат на технологические инновации преобладают расходы на закупку оборудования и технологических процессов (73,8 % затрат на инновации) и лишь 7,7 % - непосредственно на исследования и разработки (в 2002 г. -19,0 %). Все это усиливает тенденцию к инновационной зависимости от экономически развитых стран.
Структура затрат на финансирование инноваций отличается значительными отраслевыми диспропорциями. Так, 53 % затрат сосредоточены в топливной промышленности, более трети - в машиностроении и металлообработке - 34,1 %. Эти отрасли являются бюджетообразующими. На другие отрасли приходится 12,9 %. Вместе с тем ряд отраслей с высоким инновационным потенциалом, такие как информатизация и связь, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, требуют к себе особого внимания. Их инновационное развитие может стать основной предпосылкой увеличения конкурентоспособности экономики республики.
Однако динамика числа инновационно-активных предприятий, производивших затраты на технологические инновации, в РТ имеет неустойчивый характер: в 2000 г.
9,7 % из числа действующих крупных предприятий относилось к инновационно-активным, в 2002 г. - 14,6°%, в 2003 г. -
14.5 %, в 2004 г. - 9,6 %, в 2002 г. - 11,7 %. При этом данные организации выпускают около 45 % всей промышленной продукции.
Общую картину инновационных процессов в республике определяют промышленные предприятия, их доля в 2000 г. составляла 94,3 %, в 2001 г. - 86,0 %, в 2001 г. -
87,9 %, в 2002 г. - 92,9 % и в 2003 г. - 91,3 % от общего числа инновационно-активных предприятий.
При этом необходимо отметить, что число крупных и средних предприятий республики, занимавшихся инновационной деятельностью, возросло с 2000 г. до 2005 г. в
2.5 раза (в промышленности - в 2,3 раза).
Динамика отраслевой структуры инновационно-активных предприятий показала, что на протяжении последних лет основная инновационная деятельность (более 50 %) была сосредоточена в трех отраслях промышленности: машиностроении и металлообработке (27,3 % в 2000 г. и 35,6 % в 2005 г.), пищевой (соответственно, 37 % и 15,4 %), химической и нефтехимической (12,5 % и 10,6 %). Доля топливной промышленности в инновационной деятельности в 2005 г. составила 7,7 %.
Значительные изменения, характеризующие сдвиги в инновационной стратегии, претерпела структура видов инновационной деятельности в части исследований и разра-
боток. Ранее, на протяжении длительного времени, этому виду деятельности уделялось преимущественное внимание: доля организаций, занятых выполнением исследований и разработок, в общем числе инновационноактивных организаций в 2000 г. составляла
65.8 %. В 2005 г. доля таких организаций снизилась до 42,3 %.
Большинство инновационно-активных
организаций РТ в качестве основного результата инновационной деятельности в 2005 г. признали расширение ассортимента продукции. Их удельный вес в общем числе инновационно-активных организаций составил
75.8 %.
Обращает на себя внимание относительно высокая значимость такого результата инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным правилам и стандартам (53,5 %).
Затраты на технологические инновации составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями Республики Татарстан в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной отечественной продукции. В 2005 г. эти затраты составили 5219,1 млн. руб., или лишь
4,9 % по отношению к общему объему отгруженной продукции инновационно-активных организаций.
Анализ источников финансирования инновационной деятельности предприятий свидетельствует о том, что основными из них являются собственные средства предприятий (в 2000 г. 47,8 % от общей суммы затрат на технологические инновации, в 2004 г. -
84,7 %, в 2005 г. - 45,1 %). Государственное участие в инновационных затратах, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местных бюджетов, составило в 2005 г. лишь 4,5 %. В 2006 г. соотношение средств, направляемых предприятиями и бюджетами всех уровней, осталось на том же уровне.
В рамках реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 20042010 гг. продолжается работа по формированию и дальнейшему развитию инновационной инфраструктуры: сети технопарков, инновационно-технологических центров.
В 2005 г. успешно функционировали ОАО «Инновационно -производственный
технопарк «Идея», являющийся одним из крупных технопарков в России, ОАО «Камский индустриальный парк «МАСТЕР», направленный на развитие современных, экономически эффективных производств по выпуску автомобильных компонентов, технопарк «Идея-Юго-Восток», ориентированный на развитие в регионе малого и среднего бизнеса.
Ведутся работы по созданию сети бизнес-инкубаторов на базе «ТПО «Свияга», бизнес-инкубатора в Елабуге.
Активно идут работы по организации промышленных округов. Создан первый промышленный округ в Нижнекамске, призванный объединить усилия ОАО «Нижнекамскнефтехим», предприятий малого и среднего бизнеса, а также научных предприятий республики в совершенствовании технологий и организации производств по углублению переаботки продукции ОАО «Нижнекамскне фтехим».
При поддержке Правительства Российской Федерации ведется работа по созданию регионального технопарка «Идея» в Казани. Реализация данного проекта позволит увеличить долю наукоемкой продукции, привлечь дополнительные инвестиции в высокотехнологичные проекты, создать дополнительно до 7-8 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.
В целях стимулирования инновационной деятельности Инвестиционно-венчурным
фондом совместно с Академией наук Республики Татарстан проведен конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей Республики Татарстан», который стал одним из инструментов инновационной инфраструктуры по привлечению высокотехнологичных, наукоемких проектов.
В целях привлечения федеральных инвестиций в научную сферу Республика Татарстан в 2005 г. приняла участие в конкурсе «Старт», проводимом Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, направленном на финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. Победителями конкурса от республики стали 14 проектов по следующим направлениям: информационные технологии, новые материалы, химия микро-, нано- и оптоэлектроника, биотехнологии, сельское хозяйство.
В июне 2005 г. проведена Первая региональная венчурная ярмарка в Казани. В работе ярмарки приняли участие инновационные компании малого и среднего высокотехнологичного бизнеса, представители стратегических инвесторов, венчурные фонды и фонды прямого инвестирования, частные инвесторы, банковские и иные инвестиционные институты. По результатам проведенной ярмарки 17 компаний республики приобрели потенциальных бизнес-партнеров, 6 компаний привлекли потенциальных инвесторов, по ряду проектов началось финансирование.
Республика Татарстан ежегодно принимает активное участие в Московском международном салоне инноваций и инвестиций, в 2005 г. предприятиям и организациям республики присуждена награда Гран-при Салона, наши участники получили 13 золотых, 10 серебряных, 9 бронзовых медалей и дипломов Салона.
В ноябре 2005 г. Республика Татарстан приняла участие во Всемирном Салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель - Эврика» - признанного мирового смотра научно-технических достижений, в котором ежегодно принимают участие более 40 стран со всех континентов. Татарстан завоевал главную награду Салона -Гран-при Президента Салона «Брюссель-Эврика», который был вручен Инвестиционно-венчурному фонду Республики Татарстан. Разработки и изобретения Республики Татарстан получили 36 медалей, из которых 18 -золотые, 10 - серебряные и 8 - бронзовые. Проект Администрации г. Казани «Программно-целевой метод управления комплексным проектом» отмечен специальным призом Министерства экономики, энергетики, внешней коммерции и научной политики Королевства Бельгия. Представители делегации Республики Татарстан были награждены Бельгийскими орденами за заслуги в области изобретательства, почетными наградами Российских организаторов Салона, дипломами и призами.
Существующее состояние инновационной сферы влияет на качество производимой продукции, ее новизну и конкурентоспособность. И хотя в республике уже сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носит непрерывный характер, однако темпы расширения инновационной активности пред-
приятий недостаточны, что явилось следствием следующих причин:
- нехватки собственных денежных средств;
- недостаточной финансовой поддержки со стороны государства;
- высоких экономических рисков при отсутствии страховых механизмов их минимизации;
- высокой стоимости нововведений;
- недостатка квалифицированных кадров.
К числу сдерживающих факторов развития инновационной сферы следует отнести:
- высокие риски инновационных процессов;
- диспропорции в структуре видов инновационной деятельности в пользу приобретения машин и оборудования;
- снижение расходов на собственно исследования и разработки, маркетинговые исследования.
Таким образом, существующие показатели экономического роста в РТ базируются на экстенсивном наращивании, не подкреплены наращиванием инновационной базы, что приведет к дальнейшему сокращению конкурентоспособности продукции промышленных и иных предприятий. В связи с этим руководству каждого предприятия, стремящегося в дальнейшем к эффективной работе, необходимо провести тщательный финансовый анализ своей деятельности, с целью выявления внутренних резервов за счет использования инноваций:
- снижения норм расходов сырья, материалов;
- повышения производительности оборудования;
- возможности использования существующего оборудования за счет его модернизации;
- сокращения доли расходов на персонал в себестоимости продукции;
- ускорения оборачиваемости оборотного капитала;
- снижения неустранимого производственного брака и т. д.
Следствием является снижение показателя затрат на рубль товарной продукции, отсюда увеличивается добавленная стоимость, созданная в результате осуществления инновационного проекта.
Подводя итог, можно отметить, что анализ инновационного потенциала республики показал, что в Татарстане имеются предпосылки активизации инновационного процесса, но вместе с тем нет целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса.
Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Татарстана, для решения ключевой задачи - устойчивого экономического роста в регионе. Это будет возможным, согласно республиканской программе развития инновационной деятельности в РТ на 20042010 гг., при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также завоеванием рынка - с другой.
Как указано в упомянутой программе, государственная инновационная политика будет направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов, в том числе:
- разработку комплексного подхода к решению задач инновационного развития и эффективного функционирования инновационной системы;
- сохранение и развитие научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства.
В результате такого процесса реформирования предприятие становится полноценным субъектом, подготовленным «изнутри» к новой роли, для чего требуется адаптационный цикл, который необходимо пройти, несмотря на все сложности. Для более успешного решения поставленной задачи должен быть подробный план по выведению предприятия из кризиса, а также четко сформулированная антикризисная стратегия, которая представляет собой стратегию, оптимизирующую поведение предприятий в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности и угрозы банкротства.
Причем, следует иметь в виду, что изначально предприятию придется функционировать в агрессивной среде, преодолевая инерцию и сопротивление, явное и скрытое, как внутри, так и вне предприятия. Ведь предпринимательство - это инициативная, связанная с риском деятельность субъекта хозяйствования, осуществляющего новые комбинации ресурсов, комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, а также других мероприятий с целью обезопасить свой бизнес от угрозы банкротства или существенного спада, создать условия для поворота к его оздоровлению и достижения социально-экономического эффекта.
Поступила в редакцию 17.07.2007 г.