бьютера; высокая дифференциация для продуктов с товарной маркой перерабатывающего предприятия.
В этой сфере реализуются и другие разновидности продуктовых стратегий. Так, в последние годы предприятия пищевой индустрии изготавливают всё больше продуктов питания, которые максимально сокращают время приготовления: растворимое кофе, замороженные готовые блюда, которые необходимо только разогреть; супы, которые будут готовы сразу же после заливки их кипятком; консервированное детское питание; кондитерские изделия из замороженного теста и т.д.
Применяя новые технологии, предприятия перерабатывающей сферы, иногда, прямо конкурируют со старыми отраслями. Так, производства замороженных пищевых продуктов жёстко конкурируют с консервной промышленностью. Большая часть инноваций и новых продуктов появляется именно в этом секторе АПК.
Продуктовые инновации вызывают создание нового продукта или модификацию прежнего. Процесс инновации предполагает новые или модифицированные способы производства. Для развития своих маркетинговых идей фирмы пищевой индустрии используют исследования рынка, открытия учёных-диетологов, услуги рекламных агентств, позволяющие им отслеживать спрос и восприятие потребителями новых продовольственных продуктов.
ШАШЕВ р.р.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В ПРОЦЕССЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Особо сложным в современных условиях является финансовое оздоровление экономики несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, а также сохранение их платежеспособности в долгосрочной перспективе путём пведения процедур антикризисного управления.
Политика управления финансами в процессе антикризисного управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и «включение» механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния. Целью разработки данной политики является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название «Система антикризисного финансового управления».
Главной задачей антикризисного финансового менеджмента предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
Также должны быть решены следующие задачи: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами: проведение рыночной оценки активов; проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет; разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы; разработка мер по снижению неденежных форм расчётов; проведение анализа положения, предприятия на рынке и
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
выработка стратегии развития предприятия; проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия. Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия. В целях реализации политики управления финансами в процессе антикризисного управления предприятием разработаны следующие этапы (рис. 1).
Этапы формирования и реализации политики управления финансами в процессе антикризисного управления предприятием
Рис. 1. Основные этапы формирования и реализации политики управления финансами в процессе антикризисного управления предприятием.
Основная роль в системе отводится выбору и использованию действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия. Это позволит, прежде всего, снять угрозу банкротства и обеспечить восстановление финансовой устойчивости предприятия. Внутренние механизмы финансовой стабилизации делятся на экстренные (оперативные) и стратегические.
Оперативный механизм финансового управления направлен на устранение неплатежеспособности предприятия, так как это является наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации. Главная задача - предупредить возникновение процедуры банкротства (рис. 2).
Стратегический механизм финансового управления должен обеспечить восстановление финансовой устойчивости предприятия. Оперативные меры устранения неплатежеспособности, используемые на начальном этапе управления, могут не устранить причины неплатежеспособности предприятия. Положительный эффект достигнутый на первом этапе будет носить временный характер, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие. Он представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде, а с другой стороны
на увеличение суммы денежных активов, обеспечивающих срочное погашение этих обязательств. Выбор системы мер оперативного механизма финансовой стабилизации определяется индивидуально, исходя из характера реальной неплатежеспособности предприятия.
Оперативный механизм управления финансами в процессе антикризисного управления предприятием
Сокпашение размера Ускопенная ликвидность Повыгшение ликвидности
краткосрочные обязательств: - отсрочка и рассрочка платежей; - пролонгация краткосрочных финансовых кредитов; - перевод отдельных краткосрочных финансовых кредитов в долгосрочные; - зачёт взаимных платежных требований; - переоформление задолжности в качестве займа; - продажа долговых обязательств; - списание задолжности; - погашение задолжности посредством передачи кредитору имущества должника или отчуждения имущества должника. обопотныгх активов: - ликвидация кратко срочных финансовых вложений; - снижение периода предо ставления товарного (коммерческого) кредита; снижение размеров страховых запасов ТМЦ; - ускорение инкассации и рефинансирование дебиторской задолжности; - увеличение размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию; - уценка трудноликвидных видов запасов ТМЦ до уровня цены спроса с последующей их реализацией и другие. путем частичного дезинвестипования внеобопотныгх спедств: - продажа неиспользуемых основных средств по ценам спроса на соответствующем рынке; - реализация высоколиквидной части долгосрочных финансовых вложений; - аренда (лизинг) основных средств, ранее намечаемых к приобретению или строительству; - проведение операций возвратного лизинга и другие.
Рис. 2. Система оперативных мер, обеспечивающая финансовую стабилизацию
предприятия.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде.
Стратегический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в основном представляет собой активную наступательную стратегию, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия. Модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой предприятие стремится в кризисной ситуации была впервые предложена для практического использования французскими исследователями Ж.Франшоном и И. Рома-нэ. В этой модели финансовое равновесие достигалось, если источники формирования необходимого уровня собственных финансовых ресурсов предприятия были равны возможному уровню генерирования собственных финансовых ресурсов, т.е. речь шла только о собственных финансовых ресурсах предприятия. Однако, как показывает опыт, в реальной практике делать ставку только на собственные источники в условиях кризисного развития нереально. В условиях кризиса возрастает потребность в заемных финансовых ресурсах для обеспечения функционирования предприятия.
Границы каждой «подзоны финансовой устойчивости» должны рассчитываться для каждого сельскохозяйственного предприятия с учетом его размеров, специализации, накопленного потенциала и т.п. Динамика перехода предприятия из одной подзоны в другую должна оперативно отслеживаться в ходе финансового мониторинга, в ходе которого должны своевременно быть выявлены причины и приняты оперативные меры по повышению финансовой
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
устойчивости предприятия. Благоприятная динамика должна также изучаться и выявленные положительные моменты использоваться в целях дальнейшего повышения финансовой устойчивости.
Таким образом, в целях обеспечения финансовой стабилизации должно соблюдаться как минимум равенство между возможным уровнем финансовых ресурсов и необходимым уровнем финансовых ресурсов в процессе функционирования и развития предприятия. Идеальной ситуацией является превышение возможного уровня финансовых средств над необходимым их уровнем. Данное равновесие может быть достигнуто двумя путями:
- путем увеличения возможного уровня финансовых ресурсов предприятия;
- путем сокращения необходимого уровня финансовых ресурсов в процессе функционирования и развития предприятия.
В этих целях должна быть разработана эффективная финансовая политика предприятия, которая включает следующие основные направления:
- разработка эффективной учетной и налоговой политики, которые обеспечивают минимизацию налоговых платежей с целью возрастания суммы чистой прибыли предприятия;
- управление издержками с целью сокращения постоянных и переменных затрат предприятия, включая выбор амортизационной политики предприятия;
- оптимизация ценовой политики предприятия, обеспечивающей дополнительный доход.
Цель данного этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость.
Реализация антикризисных программ в региональном АПК должна начинаться по всем уровням: хозяйство - район - регион - федерация. Многие субъекты РФ до сих пор не сумели оценить значимость антикризисных мероприятий (контрмер), которые следует проводить в первую очередь на уровне административных районов и непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, используя различные варианты реструктуризации предприятий в рамках разработанной стратегии антикризисного управления. В настоящее время в республике созрела необходимость создания комиссии по реструктуризации перерабатывающих предприятий при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской республики. Цель работы комиссии состоит в оказании помощи при обосновании и проведении системных антикризисных мероприятий. Неплатежеспособные перерабатывающие предприятия пытаются противостоять кризису путем сокращения объемов валовой продукции и, как правило, за этим следует развал крупнотоварного производства. Дальнейшее развитие таких тенденций недопустимо. В этой связи, с практической точки зрения, при разработке антикризисной программы возможны различные сценарии развития, которые распределяются в диапазоне от полной ликвидации до полноценного роста.
литература
1. СергеевИ.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. М.: Финансы и статистика, 2005.
ШОГЕНОВ Т.Х., СУНДУКОВ М.х., ЗАНУРАЕВ А.А.
НЕКОТОРЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Земельное налогообложение и иные платежи за землю. Узловым моментом современной земельной реформы выступает переход к платности землепользования, как важнейшего инструмента регулирования рыночных земельных отношений. Использование земель в КБР