педагогика
© АТАКИШИЗДЕ С.А., ВЕЛИЕВА М.Н. - 2018 УДК:615.1:378]:92 (470.638=25)
разработка методики стратегического инновационного развития фармацевтического образования в Азербайджане
Атакишизаде С.А., Велиева М.Н. (Азербайджанский Медицинский Университет, Баку, Азербайджан)
Резюме. B научной статье представлены сведения об основных принципах государственной политики в сфере обеспечения права граждан на образование, закрепленного в Конституции Азербайджанской Республики, и инновационные преобразования в образовательной деятельности, установлено, что в последнее время профессиональное становление фармацевтических кадров в Азербайджане формируется согласно требованиям государственных и ведомственных документов и нормативных актов, имеет место создание региональной системы подготовки и обучения фармацевтических кадров.
Ключевые слова: фармацевтическое образование; Азербайджанская Республика; инновационное развитие.
DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF STRATEGIC INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PHARMACEUTICAL EDUCATION IN AZERBAIJAN
Atakishizada S.A., Veliyeva M.N.
(Azerbaijan Medical University, Baku, Azerbaijan)
Summary. This article contains information on the main principles of state policy in the sphere of ensuring citizens' right to education, enshrined in the Constitution of the Republic of Azerbaijan, and general conditions for regulating educational activities, that recently professional formation of pharmaceutical personnel in Azerbaijan is formed according to the requirements of state and departmental documents and normative acts, there is a creation of a regional system of training and training of pharmaceutical personnel.
Key words: pharmaceutical education; Republic of Azerbaijan; innovative development.
Согласно Закону Азербайджанской Республики «Об образовании», принятому в 2009 году, установлены основные принципы государственной политики в сфере обеспечения прав граждан на образование, закрепленного в Конституции Азербайджанской Республики и общие условия регулирования образовательной деятельности, которое играет базовую роль в принятии соответствующих законов и других нормативно-правовых актов по отдельным ступеням образования. Образование в Азербайджанской Республике носит непрерывный характер и является приоритетной сферой деятельности стратегического значения, отражающей интересы гражданина, общества и государства. Образование в Азербайджанской Республике основывается на международных конвенциях о правах человека и иных международных договорах, участницей которых является Азербайджанская Республика, и развивается на основе приоритетности национальных, духовных и общечеловеческих ценностей путем интеграции в мировую образовательную систему [10].
В Азербайджанской Республике применяются следующие формы образования: формальное; неформальное; информальное. Порядок организации формального образования устанавливается соответствующим органом исполнительной власти [12].
В Азербайджанской Республике применяются следующие формы получения образования: очная; заочная; дистантная (на расстоянии); свободная (экстернат). В рамках установленных в Азербайджанской Республике форм получения образования могут быть организованы образование на дому и индивидуальное образование. В необходимых случаях в установленном соответствующим органом исполнительной власти порядке могут быть применены и другие формы получения образования с применением современных образовательных технологий. В зависимости от вида собственности в Азербайджанской Республике действуют следующие образовательные учреждения: государственные; муниципальные; частные; Государственные образовательные
учреждения в Азербайджанской Республике не имеют непосредственной целью получение прибыли.
В Азербайджанской Республике устанавливаются следующие ступени и уровни образования: дошкольное образование; общее образование; начальное образование; общее среднее образование; полное среднее образование; первичное специальное профессиональное образование; среднее специальное образование. Высшее образование - это бакалавриат; магистратура; докторантура. Первичное специальное профессиональное образование обеспечивает в соответствии с потребностями рынка труда подготовку специализированных рабочих кадров по различным ремеслам и массовым профессиям на базе общего среднего образования и полного среднего образования. Первичное специальное профессиональное образование осуществляется в специальных профессиональных образовательных учреждениях независимо от формы их собственности и образовательных структурах отдельных организаций, предприятий, трудовых бирж, управлений занятости и других соответствующих структур, имеющих специальное разрешение (лицензию) на образовательную деятельность, и завершается присвоением выпускникам первичных категорий профессий по соответствующим направлениям. Первичное специальное профессиональное образование осуществляется на основании соответствующих образовательных программ. Лица, принятые в первичные специальные профессиональные образовательные учреждения на базе общего среднего образования, вправе получить полное среднее образование [12]. На уровне высшего образования осуществляется с учетом потребностей общества и рынка труда подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров. Подготовка специалистов и научно-педагогических кадров в высших образовательных учреждениях Азербайджанской Республики включается в себя три уровня: бакалавриат (за исключением медицинского образования); магистратура (за исключением медицинского образования); докторантура.
На образовательном уровне бакалавриата готовятся специалисты с высшим образованием широкого профиля по образовательным программам отдельных специальностей на базе полного среднего образования и среднего специального образования. Лицо, завершившее образование в бакалавриате, признается лицом с высшим образованием. Выпускникам, закончившим бакалавриат, присваивается высшая профессиональная квалификационная степень «бакалавр». Сфера трудовой деятельности выпускников охватывает все сферы деятельности за исключением научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности в высших образовательных учреждениях. Содержание и порядок организации образования в бакалавриате устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.
Магистратура предусматривает более глубокое изучение какой-либо сферы специальности в соответствии со специализацией образования в научно-исследовательских или профессиональных целях и дает право заниматься профессиональной деятельностью, научно-исследовательской и научно-педагогической работой. Содержание, порядок организации образования в магистратуре и присвоения степени «магистр» устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти. Магистратура может быть создана в высших образовательных учреждениях, имеющих достаточно высокий научно-педагогический кадровый потенциал, материально-техническую базу и образовательную инфраструктуру.
Медицинское образование делится в соответствии с образовательными программами и государственными образовательными стандартами на основное образование и резидентуру, а выпускникам присваиваются соответственно высшие специальные профессиональные степени врача и врача-специалиста. Содержание и порядок организации образования в резидентуре устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти. Докторантура, являясь самым высоким уровнем высшего образования, обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификационных и ученых степеней. Докторантура осуществляется в докторантурах, созданных в высших образовательных учреждениях и научных организациях (в адъюнктурах военных образовательных учреждений), и завершается присвоением соответствующей ученой степени. Ученые степени присваиваются в соответствии с законодательством диссертационными советами, действующими в высших образовательных учреждениях и научных организациях.
В Азербайджанской Республике установлены следующие ученые степени: доктор философии - с указанием отраслей науки; доктор наук - с указанием отраслей науки. Кадрам высших образовательных учреждений за полученные достижения в сфере научной и педагогической деятельности могут в установленном порядке присваиваться ученые звания. В Азербайджанской Республике установлены следующие ученые звания: доцент; профессор. Порядок и условия присвоения ученых званий доцента и профессора устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти. Высшее образовательное учреждение в Азербайджанской Республике вправе присваивать звание почетного профессора (доцента). Порядок и условия присвоения звания почетного профессора (доцента) устанавливаются уставом высшего образовательного учреждения. Дополнительное образование в Азербайджанской Республике охватывает следующие направления: повышение квалификации; переподготовка кадров; стажировка и усовершенствование кадров; повторное высшее образование и среднее специальное образование; повышение степеней; образование пожилых лиц. Содержание и порядок организации дополнительного образования устанавливаются в соответствии с ограниченными возможностями здоровья специальными образовательными программами
соответствующим органом исполнительной власти.
Дополнительное образование осуществляется в структурах по повышению квалификации и переподготовке, соответствующих структурах, созданных в специальных профессиональных образовательных учреждениях, на курсах по стажировке и профессиональной подготовке и в других учреждениях, которым выдано специальное разрешение на деятельность в данной сфере. Лица, получившим образование по каким-либо направлениям дополнительного образования на основании соответствующих образовательных программ, выдается в установленном соответствующим органом исполнительной власти порядке соответствующий документ. В отношении лиц, закончивших курсы по повышению квалификации, применяются стимулирующие меры. Научные изыскания в системе образования ведутся в научно-исследовательских структурах, действующих в подчинении органов управления образованием, высших образовательных учреждениях и их соответствующих структурах или подразделениях (научно-исследовательские институты, центры, кафедры, лаборатории и т.д.) [10,12].
Проводимые в системе образования научно-исследовательские работы носят фундаментальный и прикладной характер. Научные изыскания в системе образования осуществляются за счет средств государственного бюджета, грантов, средств различных фондов, внебюджетных средств образовательных учреждений, а также средств, поступивших на основе заказов. Научные изыскания по проблемам развития образования носят инновационный характер и направлены на изучение истории образования, усовершенствование организации образования и управления им, построение учебного процесса с использованием современных методов и подготовку и применение новых технологий обучения и педагогических инноваций по другим направлениям.
Целью настоящей работы являлось разработка методики инновационного фармацевтического образования в Республике Азербайджан.
Материалы и методы
Материалами исследования явились: Конституция Азербайджанской Республики, Закон Азербайджанской Республики «Об Образовании», Закон Азербайджанской Республики «О лекарственных средствах», Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики «О порядке организации обучения в высших школах на степени бакалавра и магистра по кредитной системе».
Результаты и обсуждения
С приобретением независимости страны и переходом на рыночную экономику, с развитием фармацевтической предпринимательской деятельности востребованность в совершенствовании профессионального фармацевтического образования в Азербайджанской Республике сильно возросла.
Одной из приоритетных задач образовательной системы страны является интеграция национального образования с международными системами, в частности Европейской квалификационной системой. Интеграция Азербайджана в Европейское сообщество и присоединение в 2004 году к Болонской Декларации о Едином европейском пространстве для высшего профессионального образования потребовало для высшего профессионального образования проведения инновационной политики в области совершенствования подготовки фармацевтических кадров страны, чтобы внедрять основные положения Болонского процесса. Ранее, в 1998 году были введены новые государственные образовательные стандарты с разделением ряда образовательных программ на двухуровневую систему: бакалавриат и магистрату-
ра, которые в настоящее время успешно реализуются во всех национальных высших школах страны. Новые образовательные стандарты требуют от современного специалиста способности и готовность создать условия для определения деятельности и выполнять эту работу согласно государственному стандарту и законодательству в области образования Азербайджанской Республики. Важной составляющей современных образовательных программ, положенных в основы реформ высшей школы страны, является компетентностный подход к организации образовательного процесса. Одна из его основополагающих составляющих направлена на формирование профессионально подготовленного специалиста [2,5,6].
В связи с этим, в процессе обучения студенты должны научиться не только получать определенную сумму знаний и умений, но и превращать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для деятельности специалиста в фармацевтической сфере [2].
Традиционно в национальном образовании квалификационные характеристики выпускника определялись как совокупность знаний, умений и навыков. В связи с вхождением Азербайджана в общеевропейское образовательное пространство на смену этим понятиям приходит понятие «компетентность». «Компетентность» рассматривается как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям и в направлении получения значимых результатов. Общую основу компетентности составляют профессиональные знания [6].
Профессиональная зрелость выпускника фармацевтического факультета - это системный критерий качества полученного образования, отражающий готовность специалиста к профессиональной деятельности, уровень его интегративного профессионально-личностного развития. Поэтому основной задачей при проведении инновации в фармацевтическом образовании была реализация компетентностного подхода в профессиональном фармацевтическом образовании, которая будет способствовать подготовке высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному профессиональному росту и способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов [2].
С учетом вышеприведенного, на фармацевтическом факультете впервые в нашем ВУЗе были разработаны стандарты образования 050806 - Фармация для бакалавриата и 060801 - Фармация для магистратуры, которые были утверждены Министерством Образования Азербайджанской Республики, в связи с чем, полностью изменилась система преподавания на кафедрах. Для этого было решено представить ключевые моменты истории создания и деятельности специализированной кафедры фармацевтической технологии и управления фармации Азербайджанского Медицинского Университета [1].
В начале XX века в Азербайджане не было ни одного специалиста со средним и высшим фармацевтическим образованием. Аптечное дело возглавляли не национальные кадры. После вступления страны в 1918 году в состав бывшего Советского Союза и признания Советской Социалистической Азербайджанской Республики началась коренная перестройка в образовании, в том числе, в фармации. Вначале были организованы аптечные ученичества в форме месячных и трехмесячных курсов. Затем в 1925 году была создана Фармацевтическая школа, впоследствии реорганизованная в Фармацевтический техникум, который по настоящее время выпускает специалистов со средним фармацевтическим образованием, с присвоением звания «фармацевт» [5].
В 1937 году Медицинским Советом при Народном Комиссариате Здравоохранения Республики был принят
проект организации Фармацевтического Института. В 1938 году Фармацевтический Институт начал свою деятельность, возглавлял его доктор медицинских наук, профессор Азиз Мамед-Карим оглы Алиев. В институте были организованы первые кафедры, в том числе и специализированные [5].
Азербайджанский Медицинский Университет был создан 9 мая 1930 года на базе медицинского факультета Бакинского Университета (ныне Бакинского Государственного Университета). В 1937 году на базе нескольких кафедр, отделившихся от Медицинского Института, был создан Азербайджанский Фармацевтический Институт. Фармацевтический Институт подготовил первых выпускников с высшим фармацевтическим образованием. Однако с началом Великой Отечественной Войны ученые специалисты, а также студенты, в том числе, и выпускники, были мобилизованы в ряды Красной Армии. По причине слабой материально-технической оснащенности и в связи с не-достаточностьюкадров деятельность Азербайджанского Фармацевтического Института вынужденно была приостановлена. В 1942 году Фармацевтический Институт отменяется, а на его основе организовывается фармацевтический факультет Азербайджанского Государственного Медицинского Института [5,6].
Фармацевтический факультет в составе Медицинского Института, а затем Университета со времени своего становления, развития и модернизации претерпел несколько реформ и государственных программ. С целью повышения качества подготовки выпускников возрастали требования для подготовки научных кадров и уровня профессорско-преподавательского состава факультета. Был введен 5 летний срок обучения с присвоением квалификации «провизор». До 1970 года практиковались очное и заочное формы обучения. Прием на факультет от 25 студентов повысился до 150 человек (обучение проводилось на русском и азербайджанском языках). Постепенно прием на факультет стал снижаться, в настоящее время на факультет поступает до 100 студентов. Обучение проводится на азербайджанском, русском и английском языках очно.
В нашей стране выработаны и успешно используются на уровне фармацевтических организаций основные положения, принципы, методы и технологии управления фармацевтическим персоналом, связанные с отбором, наймом, деловой оценкой, профориентацией, адаптацией и мотивацией работников, управлением конфликтами. Вместе с тем в практической работе по управлению фармацевтическими кадрами необходимо помнить о тех современных особенностях и нюансах управления аптечным персоналом, которые тесно взаимосвязаны и обусловлены основными тенденциями и закономерностями кадровых процессов и отношений в сфере обращения лекарственных средств [3,11].
В настоящее время базовая подготовка фармацевтических работников в Азербайджанской Республики осуществляется высшими и средними профессиональными фармацевтическими учебными заведениями, поэтому вопрос о реорганизации фармацевтического образования должен рассматриваться в целом как подготовка фармацевтических кадров для фармации [7-9]. Фармацевтическому рынку требуются специалисты с новым экономическим мышлением, со знанием клинической фармакологии, фармакоэкономики, взаимозаменяемости и совместимости лекарственных средств [2,4].
В связи с этим принятие образовательных стандартов нового поколения требуют согласования преобразований в сфере среднего и высшего фармацевтического образования, а консолидация среднего и высшего фармацевтического образования должна рассматриваться как базовое условие реформирования фармацевтического образования.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсут-
ствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействи-
ях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 27.02.2018 г.
литература
1. Амирасланов А.Т. Азербайджанский Медицинский Университет-80. Баку: Издательство «Табиб», 2010. С.459-497.
2. Атакишизаде С.А. Перспективы развития фармацевтического образования в Азербайджане // Медицинский журнал (Астана,Казакстан). 2017. №4. С.64-68.
3. Атакишизаде С.А. Государственное регулирование фармацевтической деятельности в Азербайджанской республике // Современная фармация: проблемы и перспективы развития: Материалы V Межрегиональный научно-практической конференции с международным участием. Владикавказ, 2015. С.253-256.
4. Атакишизаде С.А. Организация лекарственного обеспечения населения республики // Современная фармация: проблемы и перспективы развития: Материалы V Межрегиональный научно-практической конференции с международным участием. Владикавказ, 2015. С.295-299.
5. Велиева М.Н., Бандалиева А.А. История фармации Азербайджана. Баку, 2013. 440 с.
6. Велиева М.Н., Атакишизаде С.А. Инновационное развитие фармацевтического образования в Азербайджане // European Journal of Biomedical and Life Sciences. 2016. №4.
Р.49-53.
7. Велиева М.Н, Джаббарова Ш.А. Управление и экономика фармации, Баку, 2013. 736 с.
8. Велиева М.Н., Атакишизаде С.А., Магеррамов В.А., Магеррамова С.Г. Маркетинговые исследования по лекарственному обеспечению в Азербайджанской республике // European Journal of Biomedical and Life Sciences. 2017. №1. P.95-98.
9. Велиева М.Н., Атакишизаде С.А. Разработка методических подходов к инновационной деятельности аптечных предприятий в Азербайджане // Современная фармация: проблемы и перспективы развития: Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Владикавказ, 2015. С.299-302.
10. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании». Баку, 06.09.2009.
11. Закон Азербайджанской Республики «О лекарственных средствах». Баку, 22 декабря 2006.
12. Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 24 декабря 2013г. №348 «О порядке организации обучения в высших школах на степени бакалавра и магистра по кредитной системе».
REFERENCES
1. AmiraslanovA.T. Azerbaijan Medical University-80. Baku: Izdatel'stvo «Tabib», 2010. P.459-497. (in Azerbaijan)
2. Atakishizade S.A. Perspectives of development of pharmaceutical education in Azerbaijan // Medicinskij zhurnal (Astana, Kazakstan). 2017. №4.P.64-68. (in Russian)
3. Atakishizade S.A. State regulation of pharmaceutical activity in the Republic of Azerbaijan // Modern pharmacy: problems and prospects of development: Proceedings of the V Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation. Vladikavkaz, 2015. P.253-256. (in Russian)
4. Atakishizade S.A. Organization of medicinal provision of the population of the Republic // Modern pharmacy: problems and development prospects: Proceedings of the V Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation. Vladikavkaz, 2015. P.295-299. (in Russian)
5. Velieva M.N., Bandalieva A.A. History of Azerbaijan Pharmacy. Baku, 2013. 440 p.(in Azerbaijan)
6. Velieva M.N., Atakishizade S.A.I nnovative development of pharmaceutical education in Azerbaijan // European Journal of Biomedical and Life Sciences. 2016. №4. P.49-53.
7. Velieva M.N, Dzhabbarova Sh.A. Management and Economics of Pharmacy. Baku, 2013. 736 p. (in Azerbaijan)
8. Velieva M.N., Atakishizade S.A., Magerramov V.A., Magerramova S.G. Marketing research on medicines in the Azerbaijan Republic // European Journal of Biomedical and Life Sciences. 2017. №1. P.95-98.
9. Velieva M.N., Atakishizade S.A. Development of methodical approaches to innovative activity of pharmacy enterprises in Azerbaijan // Modern pharmacy: problems and prospects of development: Proceedings of the V Interregional Scientific and Practical Conference with International Participation. Vladikavkaz, 2015. P.299-302. (in Russian)
10. Law of the Republic of Azerbaijan "On education". Baku, 06.09.2009. (in Azerbaijan)
11. The Law of the Azerbaijan Republic «On medicines». Baku, 22 Dec 2006. (in Azerbaijan)
12. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Azerbaijan 24 Dec 2013№348 "On the order of organization of training in higher schools for the degree of bachelor's and master's degrees on the credit system". (in Azerbaijan)
информация об авторах:
Атакишизаде Сайеддин Абдулла оглы - диссертант кафедры фармацевтической технологии и организации фармации Азербайджанского Медицинского Университета, e-mail: [email protected]; Велиева Махбуба Наби гызы - академик Международной академии наук, заслуженный педагог Азербайджана, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармацевтической технологии и организации фармации Азербайджанского Медицинского Университета.
Information About the Authors:
Atakishizade Sayeddin Abdulla oglu - postgraduate student for the department of pharmaceutical technology and organization of pharmacy of the Azerbaijan Medical University, e-mail: [email protected]; Veliyeva Makhbuba Nabi Gizi - Academician of the International Academy of Sciences, Honored Teacher of Azerbaijan, Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor of the Department of Pharmaceutical Technology and Organization of Pharmacy, Azerbaijan Medical University.