и материалов, индексов цен и средней заработной платы.
Вопросы деления затрат на переменные (зависящие от объемов работы) и постоянные достаточно глубоко разработаны, что позволяет модифицировать бюджет затрат путем ввода в форму бюджета дополнительной колонки: «плановые расходы, пересчитанные на фактически выполненный объем работы». В отечественной и зарубежной литературе этот процесс часто называют составлением гибкого бюджета.
Переход от статичного к гибкому бюджету затрат дает возможность адекватной оценки деятельности филиалов, определения правильного размера их финансирования и совершенствования системы управления расходами.
В дальнейшем для повышения эффективности бюджетного управления в ОАО «РЖД» целесообразно:
• совершенствовать бюджетные формы и показатели операционных бюджетов филиалов с учетом их отраслевой специфики при сохранении единого классификатора показателей финансовых бюджетов;
• совершенствовать процедуры формирования, согласования, утверждения и корректировки бюджетов входящих в состав ОАО «РЖД» филиалов на всех уровнях бюджетного управления и при активном участии всех управляющих структур;
• разработать методику оценки исполнения бюджетов с учетом накопленного опыта анализа производственно-финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта;
• отработать механизм мотивации филиалов за достигнутые положительные результаты и ответственности за недостатки в работе;
• обеспечить широкое использование современных информационных технологий для автоматизированного расчета бюджетных показателей и анализа их выполнения, а также для составления прогнозов, позволяющих оценить возможные производственнофинансовые проблемы и заблаговременно разработать мероприятия по их решению;
• активизировать работу в области формирования бюджета затрат на основе обоснованных нормативов, а также установления оптимальных нормативов рентабельности различных видов деятельности.
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят улучшить и отточить целостную и скоординированную информационно обеспечивающую технологию управления (бюджетирование) транслирующую цели компании в систему индивидуальных бизнес - заданий персонально для каждого центра ответственности и работников.
МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОИ ЛОГИСТИКИ В ПРОЦЕССНОМ УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ
Заенчковский А.Э., к.э.н., доцент Филиала НИУ МЭИ в г. Смоленске
В статье показаны принципы логистического управлениия инновационной сферой, описаны типовые логистические процессы применительно к инновационно-активным субъектам.
Ключевые слова: инновация, логистика, управление.
THE PLACE AND ROLE OF TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN THE PROCESS MANAGEMENT OF INNOVATION
Zaenchkovsky A., PhD, associate professor of Smolensk Branch NIUMEI
In the article ideas of logistic management in innovative environment are presented, also it describes typical logistic processes in application to innovators.
Keywords: innovation, logistic, management.
Господствующие на сегодняшний день тенденции в экономике страны обуславливают инновационную направленность развития ее субъектов. При этом объективность позволяет говорить в большей степени пока только о наличии инновационного потенциала, нежели чем о достигнутых результатах. Улучшение сложившейся ситуации невозможно без создания и поддержания эффективной организации и управления инновационным развитием промышленности. Большинство реализуемых крупным российским бизнесом проектов призваны усилить существующие конкурентные преимущества, а не сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, занять новую рыночную нишу и тем более не создать новые рынки. Крупный бизнес в России относится к одним из самых незаинтересованных участников инновационных процессов. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР [1].
Вышесказанное предопределяет необходимость качественно нового государственного подхода к менеджменту инновационной среды, в частности на уровне региона. Одним из перспективных инструментов управления является инновационная логистика или логистика инноваций. Хотелось бы отметить, что сами по себе термины «инновационная логистика» и «логистика инноваций» синонимичны, хотя второй должен предполагать определенную концентрацию на объекте логистического управления управления - инновациях. Следует констатировать отсутствие единого подхода к отождествлению понятия «инновационная логистика» с фактическими принципами и инструментарием трансформации инновационной среды на региональном и аналогичном по масштабам отраслевом
уровнях современными авторами. Зачастую под инновационной логистикой подразумевается разновидность традиционной логистики - науки и вида деятельности по организации и управлению поставками продукции народного хозяйства, когда данный инструментарий усовершенствуется путем внедрения прогрессивных инноваций в текущее и стратегическое управление рыночными структурами с целью оптимизации результатов экономической деятельности в том числе и в сфере производственных инноваций: наукоемких отраслей и т.п.. Так В.Н. Голоскоков предлагает функциональным отличием инновационной логистики считать ревизию всех априорных ограничений, накладываемых на организацию управления движением потоков, в том числе, связанных с разработкой и внедрением инноваций. При этом метод сквозной аналитико-опти-мизационной организации инновационных потоков допускает использование всех возможных вариантов организации управлением этими потоками ради конечного результата, то есть экстремизации целевой функции логистической деятельности в зависимости от состояния и изменения внешней среды. В качестве инновационного потока выступает интегральная совокупность потребительских свойств конечного продукта и входящих в него компонентов: базисная идея инновации, эксплуатационный аспект, технический аспект, экономический аспект, коммерческий аспект, логистический аспект. Подобный подход предлагается использовать в сфере железнодорожного транспорта, на примере ОАО «РЖД» [2].
Метафилософский подход олицетворяют собой работы Жаворонкова Е.П.[3], когда управление потоком инноваций представляется взаимодействием трех компонентов: «вещества», «энергии» и «информации». «Энергия» в производстве сама по себе не может быть превращена в какой-либо продукт в натурально-вещественной форме. В процессе создания материальных благ «энергия» пе-
редает им свою стоимость в виде целенаправленных и упорядоченных (потоковых) форм движения материи и информации. Если в результате взаимодействия «энергии» и «материи» возникает хаотичное движение (изменение) «материи» (ресурсов), то подключение «информации» делает это движение упорядоченным и целенаправленным, то есть поточным. Поэтому инновационные потоки рассматриваются как целенаправленное движение материи и ее элементов - вещественных, энергетических, информационных. При общей непротиворечивости подобных концепций следует отметить дефицит практик, способных дать эффективные инструменты видоизменения и управления инновационной средой, в частности -на уровне регионов, где востребованы концентрированные управляющие воздействия на точки роста (предприятия и организации), отраслевые наукоемкие производства, НИИ и опытно-конструкторские производства. При этом должна существовать возможность аналитически оценивать эффективность реализации функций управления инновационными процессами в целом и развитием инновационной сферы региона.
Наиболее перспективным автору представляется подход к логистике инноваций, когда, представляя процесс генерации и коммерциализации инновации как типовой потоковый процесс менеджмент инновационных разработок и инновационного рынка осуществляется с использованием логистических инструментов, способных дать требуемые управленческие воздействия и аналитическое сопровождение регионального программно-целевого развития сферы высоких технологий. В частности, такие сферы логистики, как производственная логистика, транспортно-распределительная логистика, управление сервисом, способны функционировать в направлениях сокращения издержек, выявления недоиспользованных резервов и их реализации, определения уровня развития и готовности рыночных подистсем к преобразованиям, проведения оптимизации и пр. для инновационной сферы макроэкономического субъекта. При этом в сфере регионального менеджмента логистика инновации становится научным инструментарием, с помощью которого для различных производителей высокотехнологичной продукции разработать обоснованные программы развития с учетом рыночной динамики. Объектом исследования инновационной логистики станут при этом регулярные и потоковые процессы, являющиеся результатом или функцией деятельности экономических структур инновационного профиля: технопарков, предприятий, вузов, исследовательских учреждений, объектов инновационной инфраструктуры.
На нынешнем этапе потенциал отечественных предприятий в разрезе инвестиционно-инновационной деятельности существенно ограничен, что связано с низкой способностью предприятий реализовать конкретные инновационные проекты. В данном случае возникает необходимость использования логистической концепции, так как логистизация инвестиционно-инновационной деятельности способствует интенсификации процесса инвестиционного проектирования, оптимизации движения инвестиционных потоков, а также улучшению сбыта и реализации инновационной продукции. Рассмотрим подробнее отдельные сферы логистического управления, которые могут найти применения в практике управления инновациями. Следует сразу отметить, что потоковые процессы в инновационной сфере (как, впрочем, и в иных отраслях) следует разделить на регулярные и иррегулярные. Примером первых может служить типовая производственная или сбытовая операция, например, конвейерная сборка инновационного прибора, тогда как вторым является монтаж экспериментальной опытной установки, ранее не проводившийся и мало пригодный к последовательному копированию.
Основным видом инновационных потоков в инновационной сфере будут являться традиционные производственные и сопровождающие их траспортно-складские и сбытовые операции. Вместе с тем инновационность продукции придает им ряд особенностей. Так, на потребительском рынке в сфере высоких технологий получила распространение концепция индивидуализированного производства (products customization), основывающаяся на выполнении в условиях высокотехнологичного производства прямых индивидуальных заказов потребителей по ценам одного порядка с массовой серийной продукцией с соответствующим продажным (заказ и доставка) и послепродажным (сервис, обновления) обслуживанием. Экономически оправданным такой способ организации производства становится при соответствующем логистическом обеспечении: создании и поддержке электронных каналов коммуникации с заказчи-
ком (B2B и B2C площадок), создании гибких производственных линий, электронных систем проектирования и производства продукта, услуг по обработке и доставке заказов, систем снабжения производственными ресурсами. Разработка типовых логистических систем поддержки индивидуализированного производства радикально снизит цену решения и позволит вовлечь в инноватику средний и малый бизнес и даже индивидуальных предпринимателей, которым существующие решения недоступны в силу их заградительной цены и кастомизации для нужд крупных корпораций. Такие системы позволят упростить движение материальных и денежных потоков, уменьшить необходимость в многозвенной системе дистрибуции товаров и формировании складских запасов, сократить логистические и транзакционные издержки, построить глобальную систему поддержки и сервиса продукции. При этом с расширением охвата рынков и клиентской базы может быть заложена база для превращения некоторых инновационных и наукоемких товаров в стандартные товары массового производства.
Базой для логистического управления инновационным производством также может стать кинетическое производство (kinetic production). Основу кинетического производства составляют гибкие автоматизированные технологии. В 1990-2000 гг. были разработаны и в настоящее время активно внедряются адаптивные интегрированные системы управления, объединяющие управление проектированием, технологическими процессами и организационно-производственной деятельностью, а также создаются автоматизированные (компьютерно-интегрированные) предприятия[4]. Следует отметить, что кинетическое производство — это не только современные технологии, но и новая система управления персоналом и предприятием, основанная на децентрализации принятия оперативных решений и быстродействующих доступных персоналу логистических и маркетинговых коммуникациях. Система закупок материальных ресурсов, управляемая спросом, требует наличия в цепях поставок кинетических предпринимательских структур, резервных мощностей и электронной торговли. Необходимая динамика решения задач закупок и снабжения достигается также за счет глобализации этих процессов.
Среди иррегулярных потоковых процессов для инновационного производства следует в первую очередь отметить логистику нестандартных и редких грузов. В общем случае под нестандартным грузом следует понимать любой предмет, которые нельзя перевезти обычным транспортом. Они могут иметь большой вес, нестандартную форму, особые свойства - например, высокий уровень хрупкости или воспламеняемости. Как правило, необходимость перемещения нестандартных грузов возникает при конструировании опытных и экспериментальных установок и производственных линий в наукоемких отраслях производства, также зачастую нетипичным является конечный инновационный продукт или решение (агрегат, производственная линия, промышленный робот и т.п.). Работа с нестандартными грузами подразумевает выбор не только способа перемещения и специальную технику (платформы с большой грузоподъемностью, автокраны, домкраты и т.п.) но и соответствующую технологию перемещения а также персонал с необходимым уровнем компетенции. Зачастую требует специальных логистических процедур и процедуры сопровождения таких грузов: необходимо еще учитывать пропускную способность и существующие ограничения транспортных сетей, а также безопасность перевозимого груза. При этом под пропускной способностью имеется в виду состояние дорожного покрытия или при перевозке водным транспортом - ширина водных путей, а ограничениями могут выступать как расположенные по маршруту движения мосты, шлюзы или железнодорожные переезды, линии связи и электропередач, так и время суток (при въезде в города), сезон года и погодные условия. Неоднозначность нормативно-правовых условий привела к созданию целого ряда нормативных документов на перевозку нестандартных грузов, так, при каждой перевозке обязательным является получение отдельных разрешений с указанием не только параметров груза и средства транспортировки, выделяемого для перевозки, но и особых условий движения, включая согласование маршрута перевозки.
Следующим элементом логистического обеспечения инновационного процесса является управление его информационной составляющей. Информационные логистические системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления инновационным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. В связи с этим к информационным системам в инноваци-
Рис. 1. Транспортно-инфраструкткрные логистические потоки в инновационной среде экономического субъекта
онной логистике предъявляются следующие требования: актуальность информации; обеспечение информационной потребности руководителей; необходимость и достаточность информации; обеспечение информационной связи между подразделениями; обязательность передачи информации. Наиболее часто логистические информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Таковыми могут быть управление инновационным производством (или экспериментальным цехом), управление системой научного знания (патентная система, система проектирования и разработки и пр.). Обеспечивающая подсистема, включает следующие элементы: техническое обеспечение, а именно, совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.
Сюда же следует отнести разработку и поддержку систем документооборота и хранения информации. Внедрение системы электронного документооборота позволяет не только автоматизировать большинство критичных для предприятий бизнес-процессов, но и перейти к системному управлению знаниями: на основе единого информационного пространства построить технологию, включающую в себя комплекс формализованных методов, охватывающих поиск и извлечение знаний, их структурирование и систематизацию, аналитические и систематизационные работы.
Последним определяющим элементом менеджмента инновационного процесса являются логистические системы управления человеческими ресурсами. Поскольку основным элементом капитализации инновационного предприятия являются ноу-хау, бренды, люди как носители информации, то есть знания, то формирование трудовых коллективов, обладающих необходимыми ресурсами для полноценного запуска и функционирования инновационного процесса. Как любой другой вид ресурсов, кадры в инновационном процессе должны поступать в логистические системы (приниматься на работу), развиваться и использоваться в них (выполнять свои должностные обязанности, обучаться, перемещаться на другие должности). При этом в задачи кадровой логистики на инновационном предприятии должны входить определение качества человеческого ресурса в связи с реализацией инновационных проектов, оценка социально-психологического климата и творческой атмосферы, определение соответствие группового ресурса, определение вектора обучения и развития сотрудников, создание запаса качественных трудовых ресурсов, способных реализовать возможности организации.
Каждому из указанных потоков в той или иной степени сопутствуют сопровождающие логистические операции: так, для физического перемещения грузов характерными являются погрузочно-
разгрузочные работы, таможенная очистка (для экспортно-импортных операций), хранение и обработка партий груза и пр., однако, указные операции, как правило, не имеют специфических черт, связанных с инновационным характером деятельности экономического субъекта.
В целом механизм логистического обеспечения инновационного процесса показан на рисунке 1.
При этом следует отметить, что перечень основных и сопровождающих операции и процессов не является исчерпывающим и во многом определяется отраслевой и региональной спецификой ведения инновационной деятельности. В целом же система логистического управления инновационной деятельностью ,и в частности - транспортно-инфраструктурными ее аспектами, может зарекомендовать себя в качестве эффективного инструмента управления регулярными потоками, сопровождающими инновационный цикл. Такая система обладает значительным потенциалом к тому, чтобы стать эффективным инструментом управления инновационным процессом а в перспективе - катализатором инновационных преобразований в регионе.
Литература:
1. Сурин А.В. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. М.:Инфра-М. 2008 - 358 с.
2. Голоскоков В.Н. Формирование системы инновационного логистического сервиса железных дорог, «Креативная экономика», № 7, 2007. - С. 82-90.
3. Жаворонков Е.П., Инвестиционное обоснование логистики инновационных потоков, «Медицина и образование в Сибири», № 2 , 2011. - С. 38-42.
4. Лычковская И.П., Карнаухов С.Б. Логистика массового производства на заказ, «Российское предпринимательство», №12, 2005. - С.82-88.