Научная статья на тему 'Формирование системы индикативной оценки соисполнителя по государственному контракту'

Формирование системы индикативной оценки соисполнителя по государственному контракту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / хозяйствующий субъект / угрозы / субподрядчик / государственный контракт / контрагенты. / economic security / business entity / threats / subcontractor / government contract / counterparties.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков С. Е.

В статье предложен подход, упрощающий процедуру анализа и оценки потенциального соисполнителя, основанный на информации, находящейся в открытом доступе, и позволяющий принимать управленческие решения о выборе потенциального соисполнителя. Также предлагаемая система характеристик является достаточно полной и может рассматриваться как типовой набор для аналитических процедур, связанных с принятием решения о выборе соисполнителя по государственному контракту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a system of indicative assessment of a co-executor under a government contract

In the article, the author proposes an approach that simplifies the procedure for analyzing and evaluating a potential co-executor, based on information that is publicly available and allows making management decisions on the selection of a potential co-executor. Also, the proposed system of characteristics is quite complete and can be considered as a standard set for analytical procedures related to making a decision on the selection of a co-executor under a government contract.

Текст научной работы на тему «Формирование системы индикативной оценки соисполнителя по государственному контракту»

Научная статья

УДК 338.28

doi: 10.47576/2949-1908.2024.16.13.007

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОИСПОЛНИТЕЛЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРАКТУ

Волков С. Е.

МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия

Аннотация. В статье предложен подход, упрощающий процедуру анализа и оценки потенциального соисполнителя, основанный на информации, находящейся в открытом доступе, и позволяющий принимать управленческие решения о выборе потенциального соисполнителя. Также предлагаемая система характеристик является достаточно полной и может рассматриваться как типовой набор для аналитических процедур, связанных с принятием решения о выборе соисполнителя по государственному контракту.

Ключевые слова: экономическая безопасность; хозяйствующий субъект; угрозы; субподрядчик; государственный контракт; контрагенты.

Для цитирования: Волков С. Е. Формирование системы индикативной оценки соисполнителя по государственному контракту // Прикладные экономические исследования. - 2024. - № S 2. - С. 54-60. https://doi. org/10.47576/2949-1908.2024.16.13.007.

Original article

FORMATION OF A SYSTEM OF INDICATIVE ASSESSMENT OF A CO-EXECUTOR UNDER A GOVERNMENT CONTRACT

Volkov S. E.

MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia

Abstract. In the article, the author proposes an approach that simplifies the procedure for analyzing and evaluating a potential co-executor, based on information that is publicly available and allows making management decisions on the selection of a potential co-executor. Also, the proposed system of characteristics is quite complete and can be considered as a standard set for analytical procedures related to making a decision on the selection of a co-executor under a government contract.

Keywords: economic security; business entity; threats; subcontractor; government contract; counterparties.

For citation: Volkov S. E. Formation of a system of indicative assessment of a co-executor under a government contract. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 54-60. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.16.13.007.

Выполнение государственного контракта, заказчиком по которому является какой-либо орган государственной власти предполагает, как правило, выполнение достаточно большого объема работа. В силу данного обстоятельства организация, исполнитель государственного контракта, привлекает соисполнителей или субподрядчиков. Субподрядчик или соисполнитель по государственному контракту - это хозяйствующий субъект, привлекаемый для выполнения контрактных обязательств, если это не запрещено контрактом.

Привлекать соисполнителя по государственному контракту основной исполнитель может в следующих случаях:

- заказчик по государственному контракту в самом контракте указал на возможность привлечения соисполнителя;

- у основного исполнителя недостаточно собственных ресурсов и возможностей для выполнения государственного контракта в полном объеме.

Привлечение соисполнителей в качестве третьей стороны является весьма проблемной частью в реализации государственного контракта. Если выбор исполнителя регулируется законодательством, в котором закреплены критерии определения исполнителя [1], то выбор соисполнителя является, как правило, уже зоной ответственности исполнителя. В этом случае процедуры отбора соисполнителя организуются поставщиком и именно он принимает решение о выборе соисполнителей. При этом специальных, установленных критериев, которые могут быть использованы при выборе соисполнителей, нет. И в данном случае используются стандартные процедуры проверки контрагента.

Для исполнителя, принимающего решение о привлечении соисполнителя по выполнению определенного объема работ, важно иметь достаточно полное представление о его состоянии и основных характеристиках. Речь идет не о получении информации о каком-то уже свершившимся факте, а о необходимости достаточно обстоятельной его оценки для понимания того, насколько взаимодействие с той или иной организацией сопряжено с риском как для самого исполнителя, так и для государственного заказчика [2].

Вопрос проверки контрагента имеет важное значение. Не случайно на этот счет существует достаточно много рекомендаций и информационных возможностей. Можно воспользоваться материалами специально созданных государственных структур, являющихся регуляторами финансовой деятельности, к числу которых относится Центральный банк, организации Федеральной налоговой службы. Для получения информации можно воспользоваться специальными информационными сервисами: СПАРК, СКАН, Налог. Ру, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и другими. Как правило, такого рода проверка ограничивается проверкой регистрации юридического лица, полномочий должностных лиц, исполнения организацией обязательств по уплате налогов, участие в судебных разбирательствах и пр. Иногда, ограничиваются проверкой налогового либо правового статуса. Несомненно, такая информация очень важна, и в случае выявления каких-то негативных или сомнительных фактов должна использоваться при принятии решения о выборе контрагента [3].

Кроме вышеназванных возможностей сегодня существует немало платных сервисов, которые дают возможность получить информацию о контрагенте по определенному набору показателей на одном ресурсе, что достаточно удобно.

Вопрос проверки соисполнителя или субподрядчика, привлекаемого к исполнению государственного контракта, имеет особую значимость, ведь речь идет о бюджетных средствах [4], а значит и о вопросе национальной экономической безопасности. В связи с этим, проверка отдельных фактов о состоянии или поведении потенциального соисполнителя представляется явно недостаточной и нуждается в формировании комплексной, сводной оценки, позволяющей минимизировать риски.

Процедуру проверки и оценки потенциального соисполнителя можно представить двумя основными этапами. Первый этап предполагает получение информации по определенным, заранее установленным характеристиками, которые сформированы в определенную систему. На втором этапе на основе результатов сводной характеристики потенциального соисполнителя проводится

его оценка как источника угроз и определяется степень риска взаимодействия с ним для государственного заказчика.

Сводная характеристика потенциального соисполнителя является сведением воедино результатов анализа по отдельным признакам и характеристикам и дает уже более обстоятельную оценку, так как один, даже весьма значимый признак не позволяет получить общее представление о состоянии потенциального соисполнителя. Сводная оценка позволяет выявить признаки угроз и на этапе подготовки государственного контракта принять превентивные меры для снижения рисков государственного заказчика, связанные, прежде всего, с рисками нецелевого расходования бюджетных средств или их хищении.

Проведение сводной оценки потенциального соисполнителя предполагает выделение тех характеристик организации, информация о которых будет иметь индикативный характер и позволит сделать вывод о наличии угрозы. Набор формируемых характеристик будем рассматривать как некий необходимый минимум для оценки потенциального соисполнителя и выявления признаков угрозы.

Исходя из понимания основных рисков исполнителя государственного контракта и государственного заказчика представляется целесообразным выделить четыре группы характеристик, по значениям которых следует проверить и оценить потенциального соисполнителя:

- характеристики уставного характера;

- характеристики финансово-экономического состояния;

- характеристики законопослушности потенциального соисполнителя;

- характеристики деловой репутации потенциального соисполнителя.

Логика выделения указанных групп характеристик достаточно проста и очевидна. Прежде всего, следует включить характеристики, указывающие на институциональный статус потенциального соисполнителя и масштабы организации. Такая информация о юридических лицах содержится в ЕГРЮЛ, где в реестре приведены сведения и о дате создания организации, и об ее учредителях, размере уставного капитала, организационно-правовой форме, юридическом адресе и

пр. Важной также является информация о размере организации.

Вторая группа характеристик связана с финансово-экономическими показателями, так как именно они являются наиболее точными индикаторами наличия угроз. В части финансово-экономических характеристик наиболее полную информацию дает бухгалтерский баланс, который представляет собой отчет, содержащий финансовые показатели, а именно остатки на бухгалтерских счетах по состоянию на какую-либо дату. Для принятия решения о выборе соисполнителя бухгалтерский баланс является важным документом, наглядно демонстрирующим финансовое его состояние. Аналитическая ценность данного инструмента существенно возрастает, если провести анализ в динамике и сравнить баланс текущего периода с отчетом за предыдущий период. В таком случае мы получим наглядное представление о динамике развития организации - потенциальном соисполнителе. В числе показателей, рассчитываемых по данным баланса, являющихся индикаторами угроз, важны показатели дебиторской и кредиторской задолженности. Высокая дебиторская задолженность (размер внешних долгов и обязательств контрагентов перед организацией) свидетельствует о том, что у самой организации в какой-то момент может не хватить средств на оплату своих обязательств, что уже является признаком угроз. Не менее важна характеристика кредиторской задолженности, которая относится к текущим обязательствам организации и является одним из источников формирования имущества организации. В данном случае важен не только размер кредиторской задолженности, но также ее вид, сроки, наличие и причины возникновения. Большой размер кредиторской задолженности свидетельствует об обязательствах организа-ции-потенциальном соисполнителе перед кредиторами и при прочих равных условиях является индикатором ухудшении финансовой ситуации организации.

Важным дополнением характеристик текущего финансового состояния потенциального соисполнителя являются данные отчета о финансовых результатах. Этот документ также относится к числу документов бухгалтерской отчетности и в нем отражаются све-

дения о доходах и расходах организации за отчетный период, а также информация о ее прибыли или убытках.

Наконец, с точки зрения выявления признаков угроз большое значение имеет информация о величине налоговой нагрузки. Особенно нуждается в проверке ситуация, когда организацией занижена налоговая нагрузка. Данный факт может вызвать подозрение в сокрытии доходов от государства. В реальности могут быть объективные причины, которые привели к снижению налоговых выплат: это и снижение оборотов, и уменьшение прибыли, уменьшение масштабов деятельности и пр. Однако, есть ряд ситуаций, требующих повышенного внимания, в числе которых неверное заполнение декларации, ошибки, снижение оборотов, уменьшение масштабов реализации и др.

Третья группа характеристик позволяет оценить законопослушность потенциального соисполнителя и должна включать информацию о фактах нарушения существующих правил, а также выявленных отклонениях от нормы в ходе различных проверок. Эта группа характеристик наиболее представительная, что является вполне обоснованным, так как позволяет достаточно точно выявить признаки имеющихся угроз, особенно если речь идет о действиях или деятельности сомнительного характера: чем больше фактов, иллюстрирующих поведения потенциального соисполнителя будет включено в сведения на этапе формирования его первичной характеристики, тем выше вероятность правильного решения, учитывающего все аспекты.

Помимо традиционно проверяемых фактов и характеристик потенциального соисполнителя крайне важное значение имеет проверка его на причастность к сомнительной или даже преступной деятельности. Угрозы криминального характера являются очень важными в вопросе обеспечения экономической безопасности, так как могут привести не только к каким-либо временным трудностям и перебоям в деятельности, но и иметь значительно более серьезные последствия. В качестве априорного, очевидно, должен быть выделен признак соисполнителя, значение которого указывает на его предрасположенность или склонность к

незаконной деятельности. В данном случае речь идет о законопослушном поведении, которое характеризуется следованием наиболее важным нормам, установленным для всех сфер деятельности субъекта, соблюдением правовых норм, подчинении требованиям закона. Будем считать, что законопослушный соисполнитель - это организация, у которой отсутствуют какие-либо подтверждения нарушений или проявлений недисциплинированности, или имеющая минимальные нарушения [5; 6].

В качестве индикаторов законопослушного поведения выделим факты причастности организации к совершению административных правонарушений; факты ведомственной или служебной недисциплинированности; факты нарушения комплаенс-процедур; факты наличия криминальной истории, связанной с теневой экономикой; факты наличия криминальной истории, связанной с отмыванием денег, финансированием терроризма.

Наконец, в четвертую группу следует включить характеристики деловой репутации, которая характеризует организацию как делового партнера.

Для решения задачи, связанной с оценкой наличия угроз со стороны потенциального соисполнителя и целесообразности его привлечения к работам по государственному контракту, систематизируем характеристики в рамках четырех выделенных групп в табличной форме и добавим в шаблон графу, в которой надо привести оценить характеристики рассматриваемой организации (табл. 1).

Строго говоря, в предлагаемом наборе характеристик организации все характеристики достаточно хорошо известны. Другое дело, что именно в таком наборе сводная характеристика организации встречается редко. Главная особенность предлагаемого подхода состоит в том, что по каждой характеристике устанавливается пороговое значение, которое является условно негативным, а значит несет в себе информацию о наличии признаков угрозы. И для получения сводной оценки потенциального соисполнителя достаточно обозначить ниже или выше установленного порогового значения его показатель.

Таблица 1 - Оценочные характеристики потенциального соисполнителя государственного контракта

№ Характеристики организации Пороговые значения признака угрозы +/-

1. Уставные характеристики

1.1 Возраст организации. Период времени, прошедший со дня внесения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о создании юридического лица или приобретения статуса индивидуального предпринимателя Молодой возраст (1-3 года)

1.2 Сведения о размере уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.) юридического лица Минимальный уставной капитал

1.3 Сфера деятельности организации Привлекательность сферы деятельности для сомнительных операций

1.4 Основные партнеры организации Наличие сомнительных с точки зрения видов основной деятельности партнеров

1.5 Сведения о среднесписочной численности работников юридического лица (индивидуального предпринимателя) Средняя численность сотрудников 0-1 человек

2. Финансово-экономические характеристики

2.1 Показатели бухгалтерского баланса, в том числе: - объемы нематериальных активов (НМА); - объем основных средств и запасов; - дебиторская и кредиторская задолженность; - размер собственного капитала Минимальный собственный капитал

2.2 Показатели отчета о финансовых результатах, в том числе: - объемы выручки; - чистая прибыль Отрицательные (убытки), низкие показатели или отрицательная динамика показателей отчета о финансовых результатах

2.3 Сведения о налоговой нагрузке в сравнении со среднеотраслевыми показателями с региональной привязкой Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой в регионе по данным ФНС России

3. Характеристики законопослушности

3.1 Сведения о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений об адресе регистрации, учредителе и руководителе, а также сведения о соответствии осуществляемой деятельности видам экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ/ЕГРИП Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП

3.2 Наличие сведений о решении ФНС России о приостановлении движения денежных средств по счетам Приостановление движения денежных средств по счетам

3.3 Наличие сведений о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротству) юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), сведений о нахождении юридического лица в стадии реорганизации или ликвидации, а также о признании по решению суда индивидуального предпринимателя банкротом Нахождение в стадии реорганизации, ликвидации,банкротства

3.4 Нахождение сведений о юридическом лице в реестре ЦБ России нелегальных участников финансового рынка Нахождение в реестре ЦБ РФ нелегальный участник финансового рынка

3.5 Наличие сведений о привлечении к судебным спорам юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве ответчика Участие в судебных спорах в качестве ответчика

3.6 Нахождение юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или реестре недобросовестных подрядных организаций Нахождение в реестре ФАС России недобросовестных поставщиков

3.7 Наличие сведений в отношении юридического лица, его учредителей/руководителей, в Перечне Росфинмониторинга организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму Нахождение в перечне террористов/ экстремистов Росфинмониторинга

3.8 Наличие сведений о количестве исполнительных производств, в том числе незавершенные, в которых юридическое лицо выступает в качестве должника Наличие исполнительных производств

4. Характеристики деловой репутации

4.1 Наличие/отсутствие негативных сведений в СМИ о деятельности юридического лица/индивидуального предпринимателя Наличие негативной информации в СМИ

Предлагаемый подход существенно упрощает процедуру анализа и оценки потенциального соисполнителя, не требует проведения никаких дополнительных расчетов и что немаловажно основан на информации, находящейся в открытом доступе. При этом результаты выявления наличия признаков -индикаторов угроз являются достаточно информативными для решения о выборе потенциального соисполнителя. Таким образом, предлагаемая система характеристик

является достаточно полной и может рассматриваться как типовой набор, который может использоваться для аналитических процедур, связанных с принятием решения о выборе соисполнителя по государственному контракту.

Очевидно, что перечень обозначенных фактов и характеристик организации, рассматриваемой как потенциальный соисполнитель, не является окончательным и может быть дополнен.

Список источников

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 01.07.2024).

2. Хусаинов М. К., Няргинен В. А. Оценка угроз обеспечения экономической безопасности в сфере государственных закупок // Российский экономический интернет-журнал. 2022. № 3. 12 с.

3. Позднякова Т. С. Анализ методов проверки контрагентов с целью обеспечения экономической безопасности АО «Арнест» // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 6.

4. Вифлеемский А. Б. Три «не» при квалификации нарушений // Финконтроль 2019. № 3.

5. Голованова Н. Б., Волков С. Е. Теоретический базис исследования проблематики экономической безопасности на организационном уровне // Российский экономический интернет-журнал. 2023. № 1.

6. Банк С. В. Экономическая безопасность Российской Федерации на современном этапе // Вопросы региональной экономики. 2018. № 1 (34). С. 10-16.

References

1. Federal Law "On the Contract System in the field of procurement of Goods, Works, and Services for State and Municipal Needs" dated 05.04.2013 No. 44-FZ (latest edition). https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 / (date of access: 07/01/2024).

2. Khusainov M. K., Nyarginen V. A. Assessment of threats to economic security in the field of public procurement. Russian Economic Online Journal. 2022. № 3. 12 p.

3. Pozdnyakova T. S. Analysis of methods of checking counterparties in order to ensure the economic security of Arnest JSC. Bulletin of Eurasian Science. 2021. Vol. 13. No. 6.

4. Bethlehemsky A. B. Three "not" in the qualification of violations. Fincontrol 2019. No. 3.

5. Golovanova N. B., Volkov S.E. The theoretical basis for the study of the problems of economic security at the organizational level. Russian Economic Online Journal. 2023. № 1.

6. Bank S. V. Economic security of the Russian Federation at the present stage. Issues of regional economics. 2018. No. 1 (34). Pp. 10-16.

Сведения об авторе

волков с. е. - заведующий кафедрой управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия

Information about the author

volkov S. E. - Head of the Department of risk management of legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.