Н.М. Латушкина,
к.э.н, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита Тюменский государственный университет,
Д. А. Черкашина,
магистрант
Тюменский государственный университет,
УДК 336.14:658.74
ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ УЧАСТНИКОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ CHALLENGES AND RISKS IN THE SYSTEM OF STATE ORDERS
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются современные проблемы рационального использования бюджетных средств при выполнении государственных заказов. Сложности и негативные последствия могут наступить у всех участников: заказчика в лице государства, исполнителя и кредитных учреждений, осуществляющих финансирование. С целью своевременного выявления причин отступления от полученного задания в данной работе предлагается расширить круг требуемой информации об имеющихся возможностях выполнить государственный заказ в установленные сроки, нужного качества и в полном объеме.
ANNOTATION. This article deals with contemporary issues of rational use of budgetary resources in carrying out government orders. Complexity and negative effects can occur in all members of a customer in face of the State, artist, and credit agencies financing. With a view to identifying the causes of deviations from the set in this work, it is proposed to expand the range of information about opportunities to public order within the prescribed period, the necessary quality and in full.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Государственный заказ, информационное обеспечение, кредитоспособность исполнителя, финансовое обеспечение, направления оценки.
KEYWORDS. The State order, information management, creditworthiness, financial security, directions assessments.
Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что не только в ежегодном послании Федеральному собранию, но и неоднократно на заседаниях президентских Советов, посвященных решению проблем бюджетных расходов и ситуаций в системе государственных закупок поднимался вопрос об экономической безопасности и противодействию коррупции. Президентом
России в его выступлениях была замечена причинно-следственная связь между нерациональным расходованием выделенных бюджетных средств, качеством работы, сроками выполнения заказов и пресловутыми «откатами». Авторами статьи делается попытка обосновать, как на основе информационно-аналитического обеспечения в сфере государственных закупок снизить риск возникновения этой связи.
Проблемы состоят в следующем:
- для получения государственного контракта предприятию необходимо стать победителем торгов. При этом в случае, если предприятие не будет признано победителем по результатам торгов, все понесенные расходы по организации участия в соответствии с законодательством РФ не компенсируются.
- в случае победы у исполнителя заказа возникает необходимость получения кредитов для начала его реализации, т.к. оплата чаще всего производится по этапам или при завершении выполнения заказа. При наличии собственных финансовых ресурсов вероятным является отвлечение средств из оборота по текущей деятельности, что приводит или к дополнительному получению кредитов, или невыполнению обязательств перед другими покупателями продукции, работ, услуг.
- проблемы банка, избранного в качестве кредитора, состоят в том, что заказчик может перечислять финансовые ресурсы не на его счет, а на счет исполнителя заказа, который, в свою очередь, может задерживать оплату за кредит. Стоит отметить, что с 01.01. 2014 года действует новый Закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором вводится понятие, ранее отсутствующее в терминологии государственных закупок, - «банковское сопровождение контрактов» [2]. Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий, в том числе, требования к банкам и порядку их отбора, условиям договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию
формируемых банком отчетов. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
- если заказчиком не будут четко обозначены в документации требования к техническим и функциональным характеристикам, к месту оказания услуг или другие какие - либо значимые требования, то он рискует получить некачественный товар, или заключить контракт с заказчиком, который не сможет оказывать услуги на должном уровне, что может привести к срыву заказа, а судебные разбирательства с целью расторгнуть контракт займут немало времени.
- несоизмеримость финансового обеспечения тому убытку, который понесет государственный заказчик от неисполнения контракта. Обычно величина финансового обеспечения устанавливается в максимально возможном размере - 30 % от размера начальной цены контракта. В то же время в законодательстве не приводится обоснование данной величины. Таким образом, возникает вопрос о действительности столь значительных потерь городского или федерального бюджета в случае неисполнения исполнителем своих обязательств.
- в случае несоблюдения участником законодательства, в частности, нарушений условий контракта, участник торгов попадает в Реестр недобросовестных поставщиков, лишив себя возможности дальнейшего участия в государственных закупках сроком на 2 года [4]. Стоит учитывать, что и коммерческие структуры также используют Реестр для оценки своих партнеров (данная информация имеет свободный доступ и размещена на официальном сайте) [4].
С другой стороны, выполнение государственных заказов обеспечивает определенные выгоды для исполнителя.
Большинство выгод предприятия от участия в государственных заказах носят долгосрочный характер. Среди них можно выделить те, которые предприятие может получить, в основном, только при работе по
государственному контракту. Цели предприятия при работе с государственным заказом можно сгруппировать следующим образом:
- Экономические: увеличение и стабильность получения выручки, прибыли, рост рентабельности; обеспечение ликвидности; возможность прогнозирования размеров производства на определенную перспективу.
- Политические: повышение имиджа компании с точки зрения надежности; рост деловой репутации и поддержка положительных рабочих отношений с государственными органами.
- Производственные: обновление и развитие производственной базы, технологии; использование нововведений.
- Организационные: расширение производства, диверсификация деятельности.
Участие в государственном заказе позволяет предприятию оценить свою конкурентную позицию, т. е. выявить сильные и слабые стороны положения предприятия на отраслевых, региональных рынках товаров, работ, услуг относительно главных конкурентов в рамках положений антимонопольного законодательства РФ. В частности, возникает необходимость провести анализ предприятия по направлениям:
- изменения конкурентного положения предприятия, в случае признания его победителем торгов и получения государственного заказа;
- его сильных и слабых сторон относительно потенциальных конкурентов на основании критериев, выдвинутых заказчиком в документации, с целью оценки вероятности победы в торгах.
Принимая участие в торгах, компания должна оценить:
- свое финансовое состояние, проанализировать бухгалтерскую отчетность, заключения аудиторских компаний. Данная необходимость обусловлена тем, что при работе с государственными заказами ужесточается контроль со стороны заказчика.
- возможность поставить товар (оказать услугу, выполнить работу) по цене, ниже начальной цены контракта, установленной заказчиком и с учетом цен
потенциальных конкурентов, провести тщательный анализ технического задания, а также юридическую экспертизу проекта контракта.
От того, насколько полно и достоверно проведен анализ всеми участниками конкурсного отбора, зависит не только исполнение государственного заказа при минимальных затратах и достойном качестве, но и их финансовое положение.
В сети Интернет размещены специальные сервисы, содержащие информацию о потенциальных контрагентах предприятия как в свободном доступе, так и на платной основе. Данные системы обеспечивают пользователям удобный доступ к многочисленным открытым ресурсам (Федеральной службы государственной статистики, арбитражных судов, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и др.). [3,4,5] К числу указанных сервисов относятся: СПАРК (продукт информационной группы Интерфакс), содержащий сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, отчетность, информацию о судебных разбирательствах, о банкротствах, новости компаний и т.д., система disclosure.ru, система комплексного раскрытия информации и новостей - СКРИН.
В течение последнего времени в средствах массовой информации широко обсуждается неэффективность существующей системы государственных закупок: отмечается отсутствие открытой и действенной системы оценки и ответственности за эффективность результатов проводимых закупок, срыв заказов из-за некачественного исполнения контракта, отсутствие четкого отслеживания результатов исполнения государственных заказов (несоответствие фактических показателей плановым), отсутствие реальной конкуренции при размещении заказов.
В этих условиях требуются дополнительные меры защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков. Одним из путей решения данной проблемы является наделение заказчиков возможностью устанавливать требования к участникам, связанные с профессиональной компетенцией, финансовыми ресурсами, оборудованием, надежностью, опытом и репутацией, а также кадровыми ресурсами. При этом установление таких требований целесообразно
только при условии установления четких параметров определения и предельных показателей достаточности всех видов ресурсов и характеристиками для исполнения предполагаемого контракта.
Неясная формулировка критериев оценки поставщиков и исполнителей позволяет устанавливать требования по усмотрению заказчиков. При этом не регламентируется показатели соответствия подобным требованиям, что приводит к уровню вероятности возникновения коррупционных ситуаций.
Решение данной проблемы возможно только с участием государственных органов власти (Минэкономразвития и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Государственной Думы) посредством разработки методик по оценке поставщиков, их принятием и утверждением.
При рассмотрении целесообразности участия в торгах необходимо, прежде всего, оценить наличие собственного финансового обеспечения, а в случае недостатка средств - возможность их привлечения со стороны. В свою очередь, если при получении кредита в банке предприятие сможет подтвердить наличие необходимых ресурсов для выполнения государственного контракта, то данный факт может явиться положительным моментом при оценке кредитоспособности данного исполнителя. Однако стоит отметить, что у банков пока нет четких методик оценки того, достаточно ли у клиента техники и оборудования для выполнения государственного заказа, насколько она совершенна для обеспечения качества продукции, работ, услуг, обеспечено ли предприятие персоналом необходимой квалификации для выполнения этих работ или потребуется привлечение со стороны.
В данном анализе заинтересовано, прежде всего, предприятие, претендующее на получение государственного контракта и при исполнении которого могут потребоваться заемные ресурсы. Также оценка указанных выше параметров должна проводиться заказчиком при оценке и сопоставлении заявок участников при условии наделения их соответствующими полномочиями.
С целью получения финансово-экономического обоснования кредитуемой сделки банк может потребовать у заемщика бизнес-план или технико-
экономическое обоснование заключаемого контракта (ТЭО). В нем должно содержаться описание не только технических, но и экономических сторон проекта, в частности: анализ рыночной ситуации; материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта; план производства работ; прогноз финансовых показателей проекта; риски и экономическая эффективность проекта.
К обоснованию должны быть приложены копии договоров на поставки в ходе исполнения условий контракта. Если в качестве доказательств своей бизнес - состоятельности предприятие приложит договоры с субподрядчиками на выполнение работ, то в данном случае банк должен потребовать предоставления документации о финансовой состоятельности и надежности субподрядчиков.
При анализе ТЭО кредитным работником можно выделить следующие основные направления экспертизы проекта (исполнения контракта): анализ финансового состояния поставщика, а также, в случае их привлечения, и субподрядчиков; проверка достоверности исходных данных для анализа эффективности проекта и его реализуемости проекта. Достоверность исходных данных устанавливается на основании: информации в сети Интернет и периодической печати, ценовых каталогов, методом экспертных оценок.
Таким образом, при оценке кредитоспособности заемщиков банкам следует:
1. Применять критерии оценки финансовых коэффициентов с учетом размера бизнеса заемщика и отраслевой принадлежности. Анализ динамики может быть произведен только путем сравнения по группам однородных организаций или со средними значениями отрасли. Оно позволяет определить положение предприятия по отношению к другим компаниям в отрасли.
2. Установить отсутствие участника закупки в реестрах недобросовестных поставщиков: в реестре, ведущемся в соответствии с положениями Закона №94-ФЗ, а также № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г.[1] Сведения включают информацию об участниках, ранее уклонившихся от заключения контракта или нарушивших его
условия. Тоже касается поставщиков, с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий государственных или муниципальных контрактов. Ведение этого реестра осуществляется ФАС России. Последствием попадания в реестр является невозможность для организации участвовать в размещении государственного и муниципального заказа в течение срока хранения данных в реестре (2 лет). А поскольку сведения из реестра недобросовестных поставщиков находятся в открытом доступе, то данная информация может в целом негативно повлиять на взаимоотношения данного предприятия со своими партнерами.
3. Должно быть проверено соответствие каждого привлекаемого поставщика, субподрядчика, соисполнителя (в случае привлечения) требованиям, установленным заказчиком, соответствие каждого предприятия-изготовителя требованиям, установленным заказчиком.
При рассмотрении кредита на финансирование государственного заказа, банком должна проводиться оценка кредитоспособности не только самого предприятия, исполняющего контракт, но и его субподрядчиков. Подрядные отношения возникают, как правило, при выполнении крупных и особенно сложных работ. Анализ может позволить выявить возможность реального выполнения субподрядчиками работ по договорам подряда (например, наличие технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, специализированной техники и проч.)
В новом законе о контрактной системе, действующем с 01.01.2014г. содержится следующее нововведение: если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ (1 млрд. руб. -при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд, 100 млн. руб. -для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд), в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена
которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (п. 23, ст. 34). [2]
4. Проверить соблюдение сроков поставки и условий оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг по контракту: соответствие графика и сроков поставки и оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг требованиям, установленным в документации о закупке.
5. Обратить внимание на наличие опыта выполнения договоров компанией, претендующей на исполнение контракта. Ею должна предоставляться информация о перечне и объемах выполнения договоров с указанием сроков начала и окончания выполнения работ, наименования заказчика, описания договоров (объем и состав работ, суммы договора(ов), суммы завершенных работ, сведений о рекламациях по перечисленным договорам с приложением подтверждающих документов.
Еще одним источником информации о деловой репутации предприятия, желающего получить кредит для участия в государственном заказе, является наличие опыта выполнения аналогичных заказов.
6. Проверить достаточность кадровых ресурсов. Должны оцениваться не только наличие и достаточность заявленных специалистов, но и соответствие их образования специальности, должности, стажа работы в аналогичной должности, основания для привлечения к работам или услугам с приложением копии штатного расписания и документов, подтверждающих квалификацию персонально на каждого из заявленных специалистов.
7. Оценить достаточность материально-технических ресурсов. Должны проверяться наличие и достаточность у участника закупки материально-технических ресурсов, информация о которых должна предоставляться с указанием наименования, местонахождения, основных технических характеристик идентификационных учетных данных (инв. №, № гос. регистрации и т.п.) материально-технических ресурсов, копии бухгалтерской отчетности. Следует также подтвердить принадлежность основных фондов
участнику госзакупки. В случае привлечения основных средств в аренду следует подтвердить факт либо договором аренды, либо o намерении,
В Послании Президент поставил задачу навести порядок в госкомпаниях, создать единые расчетные центры для прозрачности и оптимизации денежных потоков, а также ежегодно снижать издержки не менее, чем на 2-3%. Предложенные в работе меры, по мнению авторов, помогут решить поставленную задачу.
1Федеральный Закон № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г.
2. Федеральный Закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» http://sstu.ru
3. www.zakupki.gov.ru. Официальный сайт Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
4. http ://rnp.fas. gov.ru/. Реестр недобросовестных поставщиков
5. www.kad.arbitr.ru. Картотека арбитражных дел.