• маршрутизация документов, настраиваемая по каждому виду документов в отдельности,
• автоматизированная загрузка документов из электронной почты и со сканера,
• учет и контроль рабочего времени сотрудников.
Как и в каждой программе имеются свои положительные и отрицательные стороны. Существенный минус для организаций Республики Беларусь является стоимость и обслуживание этой программы. В нынешних экономических условиях страны, государственный и частный сектор не могут позволить обеспечить свой бухгалтерский учет высокоавтоматизированной продукцией. Стоимость программы на территории Республики Беларусь превышает 5000 USD, не включая последующее обслуживание и обучение сотрудников заказчика. Именно по этой причине, многие организации пользуются базовой платформой программы «1С:Бухгалтерия», где используются бухгалтерские (стандартные) отчеты и регламентированная отчетность. Программа «1С:Предприятие 8» отличается высокой стоимостью и необходимостью в индивидуальной настройки под каждого клиента, однако комфортна в применении, что существенно бы повлияло на сроки и качество отчетов.
Использованные источники:
1. Кент Бек «Экстремальное программирование», Extreme Programming Explained. Серия: Библиотека программиста, Издательство: Питер, 2002г., Мягкая обложка, 224 стр. ISBN 5-94723-032-1, Тираж: 4500 экз.
2. www.1c.ru.
3. www.consulting.1c.ru.
4. www.flysoft.by
Ерошенко Е. О. магистрант 3 курса Финансово-экономический институт
ЛебедеваМ.А., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Россия, г. Тюмень ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Дебиторская задолженность является важной частью активов предприятия. Дебиторская задолженность - это сумма долгов, т.е. элемент оборотного капитала, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Ещё её называют обездвижением собственных оборотных средств. Возникновение дебиторской задолженности при системе
безналичных расчётов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые сложно резко изменить путём принятия того или иного управленческого решения, дебиторская задолженность полностью зависит от политики предприятия относительно покупателей и продукции.
При оценке дебиторской задолженности следует иметь в виду, что, достигая величины 30 % от реальных активов баланса предприятия, дебиторская задолженность может существенным образом влиять на формирование конечных показателей экономической деятельности предприятия, а также на формирование рыночной стоимости бизнеса (акций, отдельных активов) предприятия.
При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств).
Величина дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами. Условно эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия, и ограничить их влияние менее возможно, а в отдельных случаях практически невозможно. К внешним факторам следует отнести: спад производства; уровень инфляции; вид продукции - если это сезонная продукция; насыщенность рынка данным видом продукции.
Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью. Величину дебиторской задолженности определяют показатели, уровень которых находится в непосредственной компетенции руководства предприятия: объем реализации продукции, работ и услуг в кредит; средний промежуток времени между датой реализации продукции, работ, услуг и фактическим получением денежных средств.
Предоставляя кредит покупателям, каждое предприятие рассчитывает не только вернуть вложенные средства, но и получить доход. В связи с этим, по характеру образования, дебиторскую задолженность делят на текущую, просроченную и сомнительную.
К текущей относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца, к просроченной -задолженность, не погашенная в срок в соответствии с условиями договора.
К сомнительной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков, не обеспеченная соответствующими гарантиями и высокой степенью вероятности невозврата. Чем больше срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
Хорошо известны основные причины возникновения сомнительной дебиторской задолженности. Увеличение ее может быть вызвано:
- слишком высокими темпами наращивания объемов продаж;
- трудностями в реализации продукции;
- неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выборов партнеров;
- наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей.
В современных условиях, наряду с трудностями в реализации, падением платежеспособного спроса, т.е. признаками экономического кризиса, все большее практическое распространение в России приобретают последние две из вышеуказанных причин. Поэтому, многие крупные российские коммерческие предприятия создают в своей структуре службу безопасности или отдел внутреннего аудита (контроля), чьей обязанностью является работа с недобросовестными покупателями или клиентами. Знать основные положения бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности и правовые аспекты взаимоотношений с дебиторами, в настоящее время, необходимо для эффективной работы специалистов внутреннего контроля, для составления прогнозов и текущих планов и, наконец, для анализа и управления дебиторской задолженностью.
Кроме этого, государство, в лице налоговых органов и судебной власти, последовательно на протяжении последних лет законодательно ужесточает регулирование хозяйственных операций, связанных с недобросовестными контрагентами. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 25.05.2010 года № 15658/09 установил, в качестве критерия проявления должной осмотрительности при заключении договора наличие у хозяйствующего субъекта положительной деловой репутации, реальной способности исполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у него необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала). Постановление Президиума ВАС РФ № 2341/12 от 3 июля 2012 года сформировало позицию арбитражных судов при рассмотрении дел об оценке необоснованности налоговой выгоды, получаемой при взаимодействии налогоплательщиков с недобросовестными контрагентами. Данный судебный акт разделил подходы к оценке обоснованности налоговой выгоды - по налогу на прибыль организаций и по
налогу на добавленную стоимость. Относительно налога на добавленную стоимость, налоговая выгода (вычеты) признаются необоснованными, если поставщик (субподрядная организация) являются недобросовестными налогоплательщиками: налоговую и бухгалтерскую отчетность не предоставляют, налоги в бюджет не уплачивают, производственными ресурсами не располагают, а первичные бухгалтерские документы содержат недостоверные сведения. В части, касающейся налога на прибыль организаций, налоговая выгода (расходы, уменьшающие доходы) может быть признан обоснованной, если будет установлено, что в действительности хозяйственная операция была осуществлена, но отражена в бухгалтерском учете не в соответствии со своим экономическим смыслом.
Развитие правоприменительной практики в сфере налоговых правоотношений ставит перед управленческим персоналом новые задачи и демонстрирует необходимость мер, со стороны служб внутреннего контроля (аудита) предприятия, по своевременному выявлению потенциально недобросовестных партнеров.
Распознавать такие компании многие специалисты предлагают еще на стадии заключения договора. Для этого следует произвести детальный анализ выбранного контрагента. Возложение обязанностей на проведение проверки контрагентов следует возложить на юридический отдел с привлечением службы безопасности, бухгалтерии и экономического отдела. Проведение проверки с привлечением специалистов в разных областях, в пределах компетенции каждого из указанных подразделений, повысит ее эффективность. Также в проведении проверки следует принять участие специалистам отдела, который является инициатором заключения договора с контрагентом. Масштаб проверки контрагента, то есть объем собираемых по нему сведений и документов зависит от группы (категории), к которой относится заключаемая с ним сделка.
Все виды заключаемых сделок необходимо разделить на группы (категории). В зависимости от вида финансового-хозяйственной деятельности организации классификация категорий и их количество может быть различным. На наш взгляд, одной из наиболее эффективной классификации сделок является классификация «по степени риска»: высокой, средней или низкой степенью риска. Степень риска во многом обусловлена суммой договора и его условиями. Для определения пороговых значений по сумме договора, для отнесения его к определенной категории, следует определить уровень существенности.
Для определения уровня существенности по показателю «дебиторская задолженность» предлагаем определить предельный процент недополученной выручки, при котором организация сможет оплатить текущие обязательства, без значительного привлечения денежных средств.
Размер предельного процента рекомендуется определять с учетом отраслевой принадлежности организации.
Так к сделкам с высокой степенью риска относятся:
- договоры поставки, купли-продажи, подряда или субподряда, оказания услуг или выполнения работ, в том числе договоры, заключенные через посредников на сумму превышающую уровень существенности;
- любые договоры независимо от их предмета и суммы, в которых предусмотрены нетипичные условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота, в частности 100% авансирование либо отгрузка крупных партий товаров без предоплаты, отсутствие штрафных санкций.
К низкорисковым сделкам относятся договоры, заключенные с градообразующими предприятиями, общеизвестными российскими и иностранными компаниями, предприятиями, доля в уставном капитале которых принадлежит государству, а также государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями. Другим критерием отнесения договора к низкорисковым сделкам является соблюдение и не превышение уровня существенности.
К сделкам со средней степенью риска относятся все остальные сделки, которые не соответствуют признакам высоко- и низкорисковых сделок.
В зависимости от категории, к которой отнесена сделка с контрагентом, ответственный сотрудник на стадии согласования договора обязан провести проверку и собрать соответствующие каждой категории сведения.
Сбор сведений о контрагенте может осуществляться из различных источников (официальный сайт контрагента, сайты налоговых и других контролирующих органов, официальные запросы к основным поставщикам и заказчикам).
К числу запрашиваемых сведений о контрагенте, вне зависимости от категории сделки, непременно следует отнести следующие заверенные копии документов:
- устав организации;
- свидетельство о присвоении ИНН;
- свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговом органе;
- приказ (решение) о назначении генерального директора;
- необходимые для деятельности лицензии;
- банковские реквизиты.
По сделкам с низкой степенью риска ответственный следует проверить соответствие сведений, представленных контрагентом, сведениям о нем, имеющимся на сайтах самого контрагента и ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Реестры и проверка контрагентов".
По среднерисковым следует провести мероприятия, предусмотренные для низкорисковых сделок, а также:
- запросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП; проверить соответствие сведений в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП другим сведениям, представленным контрагентом, и сведениям о нем, имеющимся на сайте ФНС России.
- собрать информацию об аудите бухгалтерской отчетности и основных поставщиках и заказчиках контрагента.
По высокорисковым сделкам следует провести мероприятия, предусмотренные для среднерисковых сделок, а также
- проверить на сайте ФНС России, не числится ли контрагент в следующих базах данных, имеющихся в разделе "Проверь себя и контрагента":
• сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации";
• сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации";
• адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических
лиц;
• перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
- проанализировать информацию о контрагенте, имеющуюся в интернете. В частности, необходимо проверить, есть ли у контрагента собственный сайт, размещает ли он информацию о себе по заявленным видам деятельности на специализированных интернет-площадках;
- собрать информацию о имеющихся судебных спорах с участием контрагента. Найденные судебные акты изучить на предмет спора. Отдельно необходимо выделить судебные дела, в которых контрагент фигурировал как фирма-однодневка либо обвинялся в связях с такими фирмами.
В случае выявления каких-либо расхождений в сведениях, предоставленных контрагентом, вне зависимости от категории сделки с ним, необходимо запросить пояснения и подтверждающие документы.
Если по результатам проверки контрагента у ответственного сотрудника возникли сомнения в его благонадежности, он обязан запросить у контрагента:
- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату;
- копии деклараций по НДС и налогу на прибыль за последний отчетный период (с отметкой налоговой инспекции о принятии);
- другие необходимые сведения.
Полученная бухгалтерская отчетность и налоговые декларации передаются в бухгалтерию и экономический отдел для анализа по
определенным показателям и дать свое заключение о состоянии финансово-хозяйственной деятельности контрагента.
На стадии исполнения договора с контрагентом проверку контрагентов проводит бухгалтерия. При осуществлении проверки необходимо сверить сведения о контрагенте в представленных документах (счетов на оплату, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ или оказанных услуг, отчетов исполнителя и др.) с имеющимися о нем в организации сведениями.
Так сверке могут подвергаться:
- сведения о ИНН, наименовании и адресе контрагента;
- ФИО руководителя контрагента в документах.
В случае выявления расхождений сотрудник бухгалтерии обязан незамедлительно уведомить ответственного сотрудника, сопровождающего сделку. До выяснения причин несоответствия исполнение договора с таким контрагентом временно приостанавливается. Оно возобновляется только после устранения расхождений или представления контрагентом документов, подтверждающих изменение его реквизитов.
Для отражения собранных сведений о контрагенте следует разработать форму отчета о проверке контрагента. Все необходимые документы следует приложить к отчету. При согласовании договора также следует разработать лист согласования. После получения письменного согласования от всех ответственных сотрудников, полный пакет документов передается в юридический отдел для заключения договора.
Следует отметить, что расходы на проверку контрагентов можно признать в налоговом учете. Плату за предоставление выписок из ЕГРЮЛ или ЕГРИП по имеющимся и потенциальным контрагентам, а также иные подобные расходы, которые документально подтверждены, можно учесть при расчете налога на прибыль. Такие услуги, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ, можно отнести информационным, а следовательно, расходы на их оплату уменьшают налогооблагаемую прибыль. Таким образом, проверка контрагентов, не только способствует избежать убытков, но и уменьшить налогооблагаемую базу.
В мировой практике рыночных отношений считается, что чем выше величина дебиторской задолженности в балансе предприятия, тем выше ликвидность этих активов и, как следствие, выше платежеспособность такого предприятия. А резкое сокращение дебиторской задолженности может вызвать такие негативные моменты во взаимоотношениях с клиентами как: сокращение объемов продаж продукции в кредит и, как следствие, потерю покупателей и заказчиков продукции.
Однако практика российских предприятий показывает, что в действительности может иметь место прямо противоположная тенденция.
Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, раньше достаточно было контролировать текущее состояние взаиморасчетов
и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективах. В настоящее время управление дебиторской задолженностью необходимо уже осуществлять на этапе предварительного обсуждения условий договора, занимаясь оценкой и прогнозами потенциальной несостоятельности и недобросовестности покупателей и заказчиков. При этом управленческие и финансовые решения должны быть дифференцированы по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.
Использованные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : Ч. 1-4 : офиц. текст: по состоянию на 20 июня 2014 г. — М. : Эксмо, 2014. — 608 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1-2: офиц. текст: по состоянию на 20 июня 2014 г. — М. : Эксмо, 2014. — 896 с.
3. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99. [Утв. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.99 №43н.] //26 положений по бухгалтерскому учету. — М. : Проспект, 2014. с.56-62.
4. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99. [Утв. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.99 №43н.] //26 положений по бухгалтерскому учету. — М. : Проспект, 2014. с.56-62.
5. Кузьмин Г. НКО: Дебиторская и кредиторская задолженность. // Экономика и жизнь № 43 (26/01/ 2009).
6. Орлова О.Е. Обоснуй налоговую выгоду и спи спокойно! /О.Е. Орлова // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2011. - №2. С. 13-19.
7. Поддубный К.А. Механизм контроля дебиторской задолженности коммерческой организации / К.А. Поддубный, О.М. Купрюшина // Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2008. - C. 490-493.
8. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 356 с.
9. Сысоева И.А. Дебиторская и кредиторская задолженность.// Бухгалтерский учет, 2009, №1