Научная статья на тему 'МЕДИАШЛЕЙФ СОЛНЦЕСТОЯНИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С МЕДИАИНФОРМИРОВАННОСТЬЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АРКАИМА'

МЕДИАШЛЕЙФ СОЛНЦЕСТОЯНИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С МЕДИАИНФОРМИРОВАННОСТЬЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АРКАИМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аркаим / СМИ / журналистика / дискурс / метафоризация / солнцестояние / Arkaim / media / journalism / discourse / metaphorization / solstice

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арина Ринатовна Медведева

В рамках статьи рассматривается феномен дня летнего солнцестояния в контексте функционирования памятника Аркаим. Предпосылками исследования является научная дискуссия о роли СМИ в формировании эзотерического потенциала места, провоцирующего посещение памятника в соответствующих целях. Автором проанализированы 32 публикации в СМИ о дне солнцестояния на Аркаиме за последние пять лет (2018–2023), из которых можно видеть тенденцию на смену дискурса о дне солнцестояния, начиная с 2022 года, когда дата фактически институционализировалась в рамках фестиваля «Аркаимское солнцестояние». Данные публикации были сопоставлены с результатами опроса посетителей Аркаима в дни летнего солнцестояния 21–23 июня 2023 года (по материалам научной экспедиции факультета журналистики Челябинского государственного университета). Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов отмечают в качестве источника информации об Аркаиме не СМИ, а отзывы друзей и знакомых. В то же время среди посетителей сильна ассоциация Аркаимом с духовностью, не обязательно выраженной эзотерическими ритуалами, скорее сосредоточенная на новых впечатлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA TRAIL OF THE SOLSTICE IN COMPARISON WITH THE MEDIA AWARENESS OF ARKAIM VISITORS

The article examines the phenomenon of the summer solstice in the context of the functioning of the Arkaim monument. The prerequisites for the study are a scientific discussion about the role of the media in the formation of the esoteric potential of a place, provoking a visit to the monument for appropriate purposes. The author analyzed 32 publications in the media about the solstice day in Arkaim over the past five years (2018-2023), from which one can see a tendency to change the discourse about the solstice day, starting in 2022, when the date was actually institutionalized within the framework of the Arkaim Solstice festival. These publications were compared with the results of a survey of visitors to Arkaim on the days of the summer solstice, June 21-23, 2023 (based on materials from a scientific expedition of the Faculty of Journalism of Chelyabinsk State University). The survey showed that the overwhelming majority of respondents indicate that the source of information about Arkaim is not the media, but reviews of friends and acquaintances. At the same time, among visitors there is a strong association of Arkaim with spirituality, not necessarily expressed by esoteric rituals, but rather focused on new experiences.

Текст научной работы на тему «МЕДИАШЛЕЙФ СОЛНЦЕСТОЯНИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С МЕДИАИНФОРМИРОВАННОСТЬЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АРКАИМА»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2023;4(50): 89-95. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

9-95.

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95

МЕДИАШЛЕЙФ СОЛНЦЕСТОЯНИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С МЕДИАИНФОРМИРОВАННОСТЬЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АРКАИМА

Арина Ринатовна Медведева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8911-5100

Аннотация. В рамках статьи рассматривается феномен дня летнего солнцестояния в контексте функционирования памятника Аркаим. Предпосылками исследования является научная дискуссия о роли СМИ в формировании эзотерического потенциала места, провоцирующего посещение памятника в соответствующих целях. Автором проанализированы 32 публикации в СМИ о дне солнцестояния на Аркаиме за последние пять лет (2018-2023), из которых можно видеть тенденцию на смену дискурса о дне солнцестояния, начиная с 2022 года, когда дата фактически институционализировалась в рамках фестиваля «Аркаимское солцнестояние». Данные публикации были сопоставлены с результатами опроса посетителей Аркаима в дни летнего солнцестояния 21-23 июня 2023 года (по материалам научной экспедиции факультета журналистики Челябинского государственного университета). Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов отмечают в качестве источника информации об Аркаиме не СМИ, а отзывы друзей и знакомых. В то же время среди посетителей сильна ассоциация Аркаимом с духовностью, не обязательно выраженной эзотерическими ритуалами, скорее сосредоточенная на новых впечатлениях.

Ключевые слова: Аркаим, СМИ, журналистика, дискурс, метафоризация, солнцестояние.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»

Для цитирования: Медведева А. Р. Медиашлейф солнцестояния в сопоставлении с медиаинформированностью посетителей Аркаима // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 89-95. doi: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95

Original article

MEDIA TRAIL OF THE SOLSTICE IN COMPARISON WITH THE MEDIA AWARENESS OF ARKAIM VISITORS

Arina R. Medvedeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8911-5100

Abstract. The article examines the phenomenon of the summer solstice in the context of the functioning of the Arkaim monument. The prerequisites for the study are a scientific discussion about the role of the media in the formation of the esoteric potential of a place, provoking a visit to the monument for appropriate purposes. The author analyzed 32 publications in the media about the solstice day in Arkaim over the past five years (2018-2023), from which one can see a tendency to change the discourse about the solstice day, starting in 2022, when the date was actually institutionalized within the framework of the Arkaim Solstice festival. These publications were compared with the results of a survey of visitors to Arkaim on the days of the summer solstice, June 21-23, 2023 (based on materials from a scientific expedition of the Faculty of Journalism of Chelyabinsk State University). The survey showed that the overwhelming majority of respondents indicate that the source of information about Arkaim is not the media, but reviews of friends and acquaintances. At the same time, among visitors there is a strong association of Arkaim with spirituality, not necessarily expressed by esoteric rituals, but rather focused on new experiences.

Key words: Arkaim, media, journalism, discourse, metaphorization, solstice.

Acknowledgments: The study was Supported by the Russian Science Foundation and Chelyabinsk region, № 23-18-20098, https:// rscf.ru/en/project/23-18-20098/

For citation: Medvedeva A. R. (2023). Media trail of the solstice in comparison with the media awareness of Arkaim visitors. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 4(50): 89-95. doi: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95 (In Russ.).

Введение

Дискурс об Аркаиме в последние годы подвергается трансформации. Можно сказать, что два вектора преломления Аркаима в пространстве медиа дублируются и в пользовательском контенте. А. В. Сафонов выделяет две основные содержательные темы в пользовательском контенте относительно Аркаима: 1) Аркаим как сосредоточение мифотворчества и эзотерических практик и 2) объект научно-познавательного туризма (Сафонов 2021: 434). Л. Б. Зубанова в исследовании восприятия Аркаима жителями Челябинска отмечает, что символический капитал Аркаима выражается в синтезе архетипических образов, магических и эзотерических мотивов, прагматических инструментов маркетинга и имиджевого позиционирования территории (Зубанова 2021: 68).

Можно обобщить, что, с одной стороны, значительно усиливается тенденция научной популяризации археологического памятника, с другой - так долго существовавшая концепция Аркаима как «места силы» остается актуальной (хоть и значительно потеснена в последние годы разворотом СМИ к разоблачительному контенту относительно эзотерического обрамления данного места). М. В. Загидуллина в исследовании медиапопулярности Аркаима за период 2015-2017 гг. отмечает, что характерный всплеск интереса к Аркаиму в поисковой системе Яндекс приходился на июнь (Загидуллина 2017: 40). Такой всплеск интереса к Аркаиму объясняется ключевым событием в сезон работы заповедника - днем летнего солнцестояния (обычно приходится на даты 19-22 июня).

День летнего солнцестояния во многих народах отмечался как праздник со сложившимися ритуалами, ожиданиями и поверьями. Можно сказать, что в контексте современного функционирования Аркаима он также укоренился не только из-за эзотерического ореола «места силы», но и наличия возвышенностей (сопки), приближающих человека к солнцу, ощущения эха древних времен (памятник когда-то жившему здесь народу) и ощутимому простору (степь). Само физическое пространство заповедника вполне способствует метафоризации, отвечающей различным потребностям посетителей. В. А. Шнирельман исследовал процесс трансформации археологического памятника в «место силы» в ряде своих работ. В том числе он отмечал нарастающую динамику роста туристов в день солнцестояния на Аркаиме: в 2000 г. - чуть более тысячи, в 2002 г. - около 5 тыс., в 2008 г. - 10 тыс. (Шнирельман 2014: 22). Он отмечает также следующее: «"Места силы" типа Аркаима не предназначены для регулярной ритуальной жизни. Ритуалы там проводятся лишь несколько раз в году, причем у каждой религиозной группы могут иметься свои особые праздничные дни, которые там отмечаются. Но есть и общие праздники, и самый популярный из них - день летнего солнцестояния» (Шнирельман 2014: 36). И. П. Лобанкова также отмечает, что в контексте аркаимской религиозной составляющей именно день солнцестояния является центральным событием (Лобанкова 2015: 94). Об этом также пишет Т. В. Савельева, отмечающая универсальность мифологизации, которая удовлетворяет потребность в создании новой картины мира, на Аркаиме (Савельева 2018: 124; Жукова, Савельева 2017).

Тем не менее проведение дня солнцестояния на Аркаиме нередко сопровождалось скандалами. С публикаций СМИ 2010-х годов тянется негативный медиашлейф относительно посетителей дня солнцестояния, например, встречаются такие строки: «Добавим, по окончании пиршеств по случаю Солнцестояния гости заповедника оставили после себя около 40 кубометров мусора» (В Аркаиме туристы чуть не спалили «Казачью усадьбу», отмечая Солнцестояние // Агентство новостей Доступ. 24.06.2013. URL: https://dostup1.ru/society/V-Arkaime-turisty-chut-ne-spalili-Kazachyu-usadbu-otmechaya-Solntsestoyanie_53530.html); «К сожалению, последние годы, нацпарк все чаще становится не целью паломничества эзотериков, а местом грандиозной попойки. В этом году в заповеднике ожидают 15 тысяч паломников, усилены меры безопасности, работают МЧС, полиция и медпункты» (Южноуральцы впервые за полвека увидели полнолуние в солнцестояние // Первый областной. 21.06.2016. URL: https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/polnolunie_v_solntsestoyanie/). Такая ситуация, впрочем, не является уникальной. В. И. Гутыра в статье о фестивале « Солнцестояние» на территории Омской области выделяет схожий набор проблемных факторов при проведении подобных мероприятий: организаторы отмечали, что посетители злоупотребляли алкоголем, а против фестиваля выступали священнослужители, считавшие, что на таких фестивалях расцветает язычество, оккультизм и другие еретические практики (Гутыра 2016: 58). При этом изначальное направление работы фестиваля относилось к фольклорному и этнографическому. В этом срезе можно наблюдать сложности институционализации таких дат в контексте подобного пространства: несмотря на заложенные организаторами задачи популяризации тех или иных аспектов культурного наследия (например, археоастротуризм, см.: Кудин 2018), укоренившаяся метафоризация события как будто оказывается сильнее.

Вопрос, который можно задать в таком контексте, звучит так: что поспособствовало укоренению такой метафоризации?

Относительно Аркаима Е. В. Куприянова, например, считает, что СМИ «способствовали укреплению в массовом сознании неомифов относительно археологического памятника» (Куприянова 2021: 77). Тем не менее М. В. Загидуллина полагает, что в научном дискурсе о роли СМИ в формировании общественного мнения об Аркаиме не хватает количественных данных (Загидуллина 2021), которые позволили бы более точно ответить на этот вопрос.

При этом в формате подачи информации об Аркаиме тоже существует своеобразный разрыв, который выражается копированием информации об Аркаиме из ранних публикаций (поддержание медиашлейфа), в то же время есть и определенное развитие понимания феномена Аркаима. Об этой тенденции пишет С. И. Симакова, которая при исследовании публикаций об Аркаиме отмечает, что несмотря на способствование формированию исторической памяти у читателя, материалы нередко дублируют содержание ранних текстов, опуская источники информации (Симакова 2021: 163). М. В. Загидуллина отмечает, что возможный разрыв в способах подачи информации об Аркаиме связан с журналистским вызовом выдерживать баланс между сухостью изложения и яркими триггерами привлечения внимания (Загидуллина 2023). Е. К. Созина в своем исследовании медиаинтереса к Аркаиму в 2013 году отмечает, что основными «точками интереса» для посетителей являлись загадка сожжения Аркаима, уровень его развития, Аркаим как «место силы» и совпадения факта открытия города с датой летнего солнцестояния (Созина 2014: 309).

Медиашлейф солнцестояния на Аркаиме

В данном исследовании были рассмотрены публикации СМИ, так или иначе упоминавшие солнцестояние в контексте Аркаима. Методом сплошной выборки для анализа использовались 32 публикации из официальных СМИ за последние пять лет (2018-2023). Нами были выделены следующие тенденции:

1. До 2022 года в публикациях сохраняется негативный медиашлейф дня летнего солнцестояния на Аркаиме. Тем не менее заметна смена описательности такого негатива. В 2018 году еще можно обнаружить публикации, использующие явно негативную оценку посетителей: «Они приезжают на Аркаим, чтобы зарядиться солнечной энергией. Однако, как правило, к ритуалам древних предков такие приезды никакого отношения не имеют. Вместо того чтобы заряжаться энергией солнца, туристы "заряжаются" алкоголем, устраивают потасовки и оставляют после себя горы мусора» (Место силы или площадка для потасовок? Южноуральцев предупреждают: в день солнцестояния на Аркаиме небезопасно // Губерния. Челябинская область. 08.06.2018. URL: https://gubernia74.ru/articles/details/1085057/). В данном отрывке виден прямой перифраз с уже упомянутой публикации от 2013 года. Тем не менее подобные формулировки в дальнейшие годы уже не замечены. Стоит также отметить, что используются и не столь очевидные указания на хаотичность поведения посетителей в день солнцестояния, например, встречаются упоминания функционирования служб правопорядка в дни летнего солнцестояния на Аркаиме, например: «Сотрудники полиции готовы обеспечить правопорядок при проведении массовых мероприятий на территории заповедника "Аркаим"» (Полицейские обеспечат охрану порядка в день летнего солнцестояния на Аркаиме // Агентство новостей Доступ. 18.06.2018. URL: https://dostup1.ru/society/Politseyskie-obespechat-ohranu-poryadka-v-den-letnego-solntsestoyaniya-na-Arkaime_107241.html).

2. Также до 2022 года устойчивым остается эзотерический ассоциативный ряд, связанный с днем солнцестояния на Аркаиме. В портрете типичного посетителя Аркаима в эти дни встречаются такие формулировки, как «традиционно в эти дни в заповедник приезжают туристы и поклонники эзотерических культов» (В День летнего солнцестояния Аркаим будет закрыт // Рамблер.Путешствия. 16.06.2020. URL: https://travel.rambler.ru/other/44346964/?utm_content=travel_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink); «На Аркаиме в этот день традиционно собираются толпы язычников. Однако в этом году из-за коронавируса им не позволят совершать магические ритуалы» (Язычников не пустят на Аркаим в день летнего солнцестояния в Челябинской области // Комсомольская правда - Челябинск. 16.06.2020. URL: https://www.chel.kp.ru/online/news/3909940/); «Ежегодно 21-22 июня тысячи неорганизованных туристов собираются на территории древнего поселения "Аркаим". Многие из них причисляют себя к культу неоязычников и стремятся провести здесь самую короткую ночь года, чтобы на рассвете провести коллективную "космическую" зарядку и "напитаться космической энергией"» (Все дороги на "Аркаим" в день летнего солнцестояния перекроют // Интерфакс-Туризм. 16.06.2020. URL: https://tourism.interfax. ru/ru/news/articles/70894/). Стоит отметить, что вышеупомянутые публикации и другие в сопутствующие даты дублируют формулировки у друг друга. Из 21 публикации до 2022 года в 8 находит продолжение эзотерический медиашлейф.

3. В 2022 году заметна значительная трансформация дискурса о солнцестоянии. Во многом это связано с проведением первого фестиваля «Аркаимское солнцестояние». Стоит отметить два момента. Во-первых, явные негативные формулировки о посетителях отсутствуют. Посетители Аркаима обозначаются как

туристы. То есть медиашлейф хаотичности проведения дня солнцестояния в этом году прерывается и теперь работает на институционализацию этой даты в контексте Аркаима. Во-вторых, эзотерический контекст Аркаима переводится в разряд духовности: «Аркаим - это место силы для верующих в силы мира людей. Ежегодно древний город в три дня посещает несколько тысяч человек со всей России в поисках главного -смысла бытия и ответов на свои собственные вопросы» (Аркаим-2022: в древнем городе Челябинской области начался фестиваль Летнего солнцестояния. 21 июня около горы Шаманка выступит группа «Калинов мост» // Курьер.Среда. 20.06.2022. URL: https://kurer-sreda.ru/2022/06/20/arkaim-2022-v-drevnem-gorode-cheliabinskoi-oblasti-nachalsia-festival-letnego-solntsestoianiia-21-iiunia-okolo-gory-shamanka-vystupit-gruppa-kalinov-most). В какой-то степени происходит и институционализация эзотерических практик: «Три дня в чистом поле, где некогда на разломе тектонических плит стоял древнейший город Аркаим учёные, мастера - шаманы, астрологи, артисты, творческие коллективы со всей страны покажут все, что умеют: концерты, мастер-классы, древние практики горлового пения, а также расскажут о своих ритуалах всем желающим с 20 по 22 июня» (Там же); «В заключительный день, утром 22 июня, все желающие соберутся на горе Любви, чтобы вместе встретить рассвет, а сопровождающий его музыкальный перформанс станет последним мероприятием карнавала» (На Аркаиме впервые пройдет карнавал современного искусства // Лента. 15.06.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/06/15/arkaim/).

Таким образом, медиашлейф дня солнцестояния на Аркаиме со временем утратил сугубо негативный контекст, в то же время явно не отвернулся от эзотерического фактора, вписав его в институциональные практики привлечения туристов. Впрочем, стоит отметить, что здесь речь скорее не об инициативе журналиста, а о содержании самого фестиваля, который изначально был рассчитан именно на пиковые туристические даты для заповедника: «Для карнавала выбраны наиболее «туристические» даты. В дни летнего солнцестояния, с 20 по 22 июня, на Аркаиме всегда собирается большое число туристов» (На Аркаиме пройдет карнавал, посвященный современному искусству // 31ТВ. 07.02.2022. URL: https://31tv. ru/novosti/242775/).

Медиаинформированность посетителей Аркаима

Стоит отметить, что реплики от посетителей Аркаима по поводу дня летнего солнцестояния встречаются в недавно опубликованном учебном пособии И. А. Голованова, основу которого составили записи фольклора, полученные во время организованных автором ежегодных экспедиций студентов филологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Их немного, но тем не менее стоит отметить, что посетителями также отмечается приезд людей эзотерической направленности: «[Помните, вы говорили про день солнцестояния?] Да. В это время сюда приезжает много экстрасенсов. Они говорят, что снимают с себя всю негативную энергию, которую они насобирали за год» (Голованов 2022: 24); «На день летнего солнцестояния, двадцать первое июня, вообще съезжаются самые настоящие шаманы, целители и так далее, соревнуются между собой, кто сильнее. На двадцать первое июня вообще лучше не ездить незнающим, так как можно на себя такой негатив принять» (Голованов 2022: 25).

В рамках текущего исследования для отслеживания медиаинформированности посетителей Аркаима был проведен опрос в даты летнего солнцестояния 21-23 июня 2023 года. Применительно к теме статьи нами рассмотрены ответы на следующие вопросы:

1. Откуда вы получили информацию об Аркаиме?

1.1. рассказали друзья, знакомые

1.2. из социальных сетей

1.3. печатные СМИ

1.4. телевизионные репортажи

1.5. неформальные контакты с теми, кто побывал на Аркаиме

1.6. сайт музея-заповедника Аркаим (аккаунт музея в социальных сетях)

1.7. туристические агентства, частные экскурсоводы

1.8. информация, размещенная на официальных ресурсах Челябинской области

1.9. информация с места работы/учебы

1.10. другое (что?)

2. Соответствует информация до посещения - тому, что вы увидели во время посещения:

2.1. соответствует

2.2. информация была несколько приукрашена

2.3. личные впечатления сильнее, чем транслируемая информация

2.4. затрудняюсь ответить

3. Чем вас привлекает это место?

3.1. природные условия, степной ландшафт

3.2. возможностью оказаться на месте раскопок, посетить музейный комплекс

3.3. окунуться в мир прошлого, обрести связь с поколениями предков

3.4. почувствовать энергию этого места, его духовную силу

3.5. решить личную задачу (исцеление, исполнение желания, раскрытие своих способностей)

3.6. решить профессиональную задачу (организация мероприятия, фотосъемка, художественные или научные цели)

3.7. принять участие в конкретном мероприятии (каком?)_

3.8. просто провести время в кругу друзей на новом (или знакомом) для себя месте

3.9. другое (что именно?)

4. В чем вы видите ценность Аркаима, что важно для вас в этом месте

4.1. прикоснуться к истории человечества, понять прошлое

4.2. задать себе вопросы о смысле жизни, понять себя

4.3. напитаться целительной энергией, духом и силой места

4.4. изучить историю Аркаима, познакомиться с археологическими находками

4.5. побывать на природе, увидеть степь

4.6. интересно провести время с друзьями, единомышленниками

4.7. другое (что именно)

4.8. затрудняюсь ответить.

Были проанализированы ответы 254 респондентов. Из результатов подсчета следует следующее.

При ответе на первый вопрос (об источнике информации об Аркаиме) наиболее популярным оказался вариант ответа «рассказали друзья, знакомые» (185 реакций), тогда как варианты «печатные СМИ» и «телевизионные репортажи» набрали 2 и 16 реакций соответственно (рис. 1). Среди свободных ответов: «ролик Задорнова на ютубе» (3 респондента), «рекламные объявления», «интернет», «книга Здановича»,

Откуда вы получили информацию об Аркаиме?

200 180 160

Рис. 1. Диаграмма реакций на вопрос об источнике информации об Аркаиме

При ответе на вопрос о соответствии ожиданий наиболее популярными вариантами ответа стали «соответствует» (99 реакций) и «личные впечатления сильнее, чем транслируемая информация» (111 реакций) (рис. 2).

Соответствует информация до посещения -тому, что вы увидели во время посещения?

I . I

соответствует

информация была личные

несколько впечатления

приукрашена сильнее, чем транслируемая информация

Рис. 2. Диаграмма реакций на вопрос о впечатлениях от Аркаима

При ответе на вопрос «Чем вас привлекает это место?» наиболее популярными вариантами ответа стали «почувствовать энергию этого места, его духовную силу» (161 реакция), «природные условия, степной ландшафт» (107 реакций), «окунуться в мир прошлого, обрести связь с поколениями предков» (87 реакций) и «возможностью оказаться на месте раскопок, посетить музейный комплекс» (83 реакций) (рис. 3). Среди свободных ответов: «участие в ритуалах Солнцестояния».

При ответе на вопрос «В чем вы видите ценность Аркаима, что важно для вас в этом месте?» наиболее популярными вариантами ответа стали «напитаться целительной энергией, духом и силой места» (127 реакций), «прикоснуться к истории человечества, понять прошлое» (117 реакций) и «задать себе вопросы о смысле жизни, понять себя» (100 реакций) (рис. 4).

Чем вас привлекает это место?

160 - 140 - 120 - 100 80 60 40 20 0 1|| ■ - - ■

/ * s/ J* Ф"' / /' / ¿ / /

<г s«

Рис. 3. Диаграмма реакций на вопрос о специфике привлекательности Аркаима

120 100

В чем вы видите ценность Аркаима, что важно для вас в этом месте?

lililí.

Рис. 4. Диаграмма реакций на вопрос о ценности Аркаима

Из результатов подсчета можно предположить следующее:

1. В основном информацию об Аркаиме респонденты получали от своих друзей / знакомых, медиаресурсы в этом плане большой значимости не имеют, тогда как «сарафанное радио» (в том числе цифровое) работает в разы эффективнее. Стоит также отметить, что значительнее возросла роль публицистического начала, иными словами, гораздо больше ценится информация не от абстрактного института журналистики, но от конкретного лица, побывавшего в заповеднике. Возможно, большую роль играет и атомизация как свойство глобального общества, где велика вероятность функционирования респондента в нишевом сообществе людей, обменивающихся конкретизированным опытом пребывания на Аркаиме. В дальнейшем поиск информации основывается на принципе близости к своему опыту, а не его опровержения.

2. Среди посетителей сильна ассоциация Аркаимом с духовностью, не обязательно выраженной эзотерическими ритуалами, скорее сосредоточенная на новых впечатлениях. Можно сказать, что Аркаим действительно воспринимается как уникальный объект. Способ же объяснения этой уникальности варьируется среди посетителей и выражается в процессе метафоризации пространства (этим можно объяснить доминанту реплик о прикосновении к прошлому, духовной силе, уникальной энергетике). Но для метафоризации необходим уникальная физическая система, которой и выступает заповедник, как с позиции его природной заданности (степь и сопки), так и культурных наслоений (место раскопок).

Таким образом, медиашлейф дня солнцестояния на Аркаиме в какой-то степени сам стал «жертвой» атомизации. Медиатекст существует ради создания другого подобного медиатекста (с годовой периодичностью), не развивает дискурс о солнцестоянии (за исключением скачка 2022 года), как следствие, не влияет в значительной степени на посетителей. Это можно объяснить именно дублированием информации, которая превращает любое высказывание в клише, уже усвоенное аудиторией, снижает чувствительность восприятия такого высказывания у них.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Голованов И. А. Устные рассказы об Аркаиме: материалы и исследования: учебное пособие. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022. 135 с.

Гутыра В. И. Официальное и субкультурное: празднование летнего солнцестояния в Омской области // Манускрипт. 2016. № 1 (63). С. 58-60.

Жукова И. В., Савельева Т. В. Русское неоязычество и его истоки. «Места силы» Южного Урала // Горизонты цивилизации. 2017. № 8. С. 16-37.

Загидуллина М. В. Археологическая тематика в СМИ в аспекте «публичной археологии» // Известия Уральского федерального университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 40-48.

Загидуллина М. В. Как измерить популярность Аркаима? Голоса встроенных метрик в контексте теории панмедиатизации // Горизонты цивилизации. 2017. № 8. С. 38-67.

Загидуллина М. В. Культура научной популяризации в профессиональной журналистике: между скандалом и скукой (на примере археологии) // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения. 2023. С. 66-67.

Зубанова Л. Б. Археологический памятник Аркаим в восприятии жителей Челябинска // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. 2021. С. 66-68.

Кудин М. И. Перспективы формирования и развития археоастротуризма на основе памятников дольменной культуры Большого Сочи // Социальные, экономические, технологические и экологические аспекты устойчивого развития регионов России. 2018. С. 132-137.

Куприянова Е. В. Современные механизмы формирования имиджа археологических памятников в общественном сознании с помощью СМИ (на примере поселения бронзового века Аркаим в Челябинской области) // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66). С. 71-83.

Лобанкова И. П. Онтология и аксиология духовного пространства Аркаима // Мировоззренческие основания культуры современной России. 2016. С. 148-156.

Савельева Т. В. Механизмы мифологизации истории страны городов «Аркаим» // Антропология интердисциплинарности. 2018. С. 123-124.

Сафонов А. В. Формально-содержательная специфика системы образов в постах и комментариях на тему археологии пабликов социальных сетей // Пользовательский контент в современной коммуникации. 2021. С. 432-435.

Симакова С. И. Образ Аркаима в СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 158-167. DOI: https:// doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10418.

Созина Е. К. Историкоархеологический комплекс Аркаим в современном медиапространстве // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. М., 2014. C. 308-309.

Шнирельман В. А. Аркаим и Стоунхендж между прошлым и будущим // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 19-40.

References

Golovanov I. A. (2022). Ustnye rasskazy ob Arkaime: materialy i issledovaniya: uchebnoe posobie [Oral stories about Arkaim: materials and research: textbook]. Chelyabinsk: A. Miller Library, 135 p. (In Russ.).

Gutyra V. I. (2016). Oficial'noe i subkul'turnoe: prazdnovanie letnego solncestoyaniya v Omskoj oblasti [Official and subcultural: celebration of the summer solstice in the Omsk region]. Manuskript, 1 (63), 58-60. (In Russ.).

Zhukova I. V., Savelyeva T. V. (2017). Russkoe neoyazychestvo i ego istoki. "Mesta sily" YUzhnogo Urala [Russian neo-paganism and its origins. "Places of Power" of the Southern Urals]. Gorizonty civilizacii, 8, 16-37. (In Russ.).

Zagidullina M. V. (2021). Arheologicheskaya tematika v SMI v aspekte "publichnoj arheologii" [Archaeological topics in the media in the aspect of "public archaeology"]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, 1, Vol. 27, 40-48. (In Russ.).

Zagidullina M. V. (2017). Kak izmerit' populyarnost' Arkaima? Golosa vstroennyh metrik v kontekste teorii panmediatizacii [How to measure the popularity of Arkaim? Voices of built-in metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty civilizacii, 8, 38-67. (In Russ.).

Zagidullina M. V. (2023). Kul'tura nauchnoj populyarizacii v professional'noj zhurnalistike: mezhdu skandalom i skukoj (na primere arheologii) [The culture of scientific popularization in professional journalism: between scandal and boredom (using the example of archeology)]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 66-67. (In Russ.).

Zubanova L. B. (2021). Arheologicheskij pamyatnik Arkaim v vospriyatii zhitelej CHelyabinska [Archaeological monument Arkaim in the perception of residents of Chelyabinsk]. Nauchnye shkoly. Molodezh'v nauke i kul'tureXXI veka, 66-68. (In Russ.).

Kudin M. I. (2018). Perspektivy formirovaniya i razvitiya arheoastroturizma na osnove pamyatnikov dol'mennoj kul'tury Bol'shogo Sochi [Prospects for the formation and development of archaeoastrotourism based on the monuments of the dolmen culture of Greater Sochi]. Social'nye, ekonomicheskie, tekhnologicheskie i ekologicheskie aspekty ustojchivogo razvitiya regionov Rossii, 132-137. (In Russ.).

Kupriyanova E. V. (2021). Sovremennye mekhanizmy formirovaniya imidzha arheologicheskih pamyatnikov v obshchestvennom soznanii s pomoshch'yu SMI (na primere poseleniya bronzovogo veka Arkaim v CHelyabinskoj oblasti) [Modern mechanisms for forming the image of archaeological monuments in the public consciousness with the help of the media (using the example of the Bronze Age settlement of Arkaim in the Chelyabinsk region)]. Vestnik kul'tury i iskusstv, 2 (66), 71-83. (In Russ.).

Lobankova I. P. (2016). Ontologiya i aksiologiya duhovnogo prostranstva Arkaima [Ontology and axiology of the spiritual space of Arkaim]. Mirovozzrencheskie osnovaniya kul'tury sovremennojRossii, 148-156. (In Russ.).

Savelyeva T. V. (2018). Mekhanizmy mifologizacii istorii strany gorodov "Arkaim" [Mechanisms of mythologizing the history of the country of cities "Arkaim"]. Antropologiya interdisciplinarnosti, 123-124. (In Russ.).

Safonov A. V. (2021). Formal'no-soderzhatel'naya specifika sistemy obrazov v postah i kommentariyah na temu arheologii pablikov social'nyh setej [Formal and content specificity of the system of images in posts and comments on the topic of archeology of public social networks]. Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii, 432-435. (In Russ.).

Simakova S. I. (2021). Obraz Arkaima v SMI [The image of Arkaim in the media]. Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya, 4 (42), 158-167. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10418 (In Russ.).

Sozina E. K. (2014). Istorikoarheologicheskij kompleks Arkaim v sovremennom mediaprostranstve [Historical and archaeological complex Arkaim in the modern media space]. ZHurnalistika v 2013 godu: regiony v rossijskom mediaprostranstve. Moscow, 308-309. (In Russ.).

Shnirelman V. A. (2014). Arkaim i Stounhendzh mezhdu proshlym i budushchim [Arkaim and Stonehenge between past and future]. Etnograficheskoe obozrenie, 5, 19-40. (In Russ.).

Информация об авторе

А. Р. Медведева - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории медиа.

Information about the author

Arina R. Medvedeva - Candidate of Philological Sciences, senior lecturer at the Department of Media Theory.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.07.2023; одобрена после рецензирования 22.08.2023; принята к публикации 30.08.2023. The article was submitted 20.07.2023; approved after reviewing 22.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.