Ivanova Tatyana Nikolaevna, Petrov Denis Sergeevich, Levina Anastasia Pavlovna and others LABOR MARKET OF GRADUATES OF HIGH SCHOOLS AS A LOCAL ...
economic sceinces
УДК 330:316.344
РЫНОК ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КАК ЛОКАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология»
Петров Денис Сергеевич, магистрант кафедры «Социология» Левина Анастасия Павловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» Горбачева Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: gnb0906@mail.ru) Аннотация. В статье авторы рассматривают особенности рынков труда в контексте разделения на первичный и вторичный по уровню образовательной системы и качественных характеристик рабочих мест; также характер сегментации рынков труда, а именно территориальное дифференцирование на глобальные, страновые, региональные, локальные аспекты. В статье авторы вычленяют отраслевые и профессионально-квалификационные элементы рынков труда, а также интерпретируют спецификацию регулируемого и нерегулируемого рынков труда. Социально-экономические отношения между работодателем и молодым специалистом определяют сущность трудовой занятости выпускника высшего учебного учреждения. Данное регулирование прослеживается в рамках рынка труда выпускников вузов. Потенциальными работодателями устанавливается современный рынок труда, услуг и товаров, характеризующую специфику социально-экономической системы. Существует некая взаимосвязь между образовательными услугами и квалифицированной работой наемного персонала. Что пропорционально взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, образовывая условия для формирования потенциальных трудовых кадров и совершенствуя условия жизни жителей государства. В статье рассматриваются взаимосвязи и роль образовательных услуг и рынка труда. Интерес представляют исследования о выборе выпускниками высших учебных заведений будущего места работы.
Ключевые слова: рынок труда, вуз, выпускник, образование, территория, социум, сегмент, экономика, двойственность, рабочие места, специфика, занятость, глобализация, разделение, регионы, трудовая занятость, опыт работы.
LABOR MARKET OF GRADUATES OF HIGH SCHOOLS AS A LOCAL SEGMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF TERRITORIAL EDUCATION
© 2018
Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Petrov Denis Sergeevich, graduate student of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Levina Anastasia Pavlovna, candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department "Sociology"
Gorbacheva Natalya Borisovna, a specialist in methodical work of the department, teacher «Sociology»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: gnb0906@mail.ru) Abstract. In the article the authors consider the duality of labor markets (division into primary and secondary educational level and quality of jobs); segmentation of labor markets (territorial division into global, country, regional, local); the isolation of industry and vocational qualification labor markets; Specification of regulated and unregulated labor markets. The process of employment of university graduates will be analyzed as socio-economic relations between a university graduate and an employer, which are provided and controlled by elements of the process of regulating the employment of university graduates. The process of regulating the employment of graduates of higher educational institutions will be traced in the framework of the labor market of graduates of universities. The market of goods and services conditionally represents an economic system of interactions of economic entities that act as potential employers. If the market of educational services affects the number of skilled labor population required for the market of goods and services, the market for goods and services, on the contrary, affects the market of educational services, creating conditions for the reproduction of labor and improving the quality of life of the population, thus allowing indirectly influencing the demographic situation in the territory.
Keywords: labor market, university, graduate, education, territory, society, segment, economy, duality, jobs, specificity, employment, globalization, division, regions, employment, work experience.
Социологи и экономисты, как ученые, рынок труда изучают как совокупность основных конкретных составляющих, которые играют важную роль во взаимодействии работодателей и персонала.
В настоящее время наука изучает дифференциацию рынков труда, где происходит разделение на первичные и вторичные с точки зрения образовательного потенциала «и качества рабочих мест); сегментация рынков труда (территориальное деление на глобальные, региональные, местные); изолирование рынков труда и профессиональной квалификации; спецификация контролируемых и неконтролируемых рынков труда и. т.д.» [1].
«Мы анализируем процесс трудоустройства вузовских выпускников, предполагая отношения между работодателем и молодым специалистом как неординарные социальные и экономические взаимоотношения. Данные отношения имеют контроль со стороны регулируемого процесса при приеме выпускников вуза» [2]. Процесс регулирования занятости выпускников высших учебных заведений будет прослежен в контексте специфики рынка труда и особенностей трудовой деятельности выпускников вузов.
В местный сегмент территориального рынка труда входит рынок труда молодых специалистов. Рынок труда молодых специалистов, закончивших вузы, раскроет нам специфику экономической и социальной системы с определенными данными, оказывающими взаимовлияние друг на друга и формирующие новую экономическую зону. Инновационные влияния на экономическую территорию формируют согласно конкурсной основе процесс действия предложения и спроса на рынке труда, раскрывает возможность как можно больше реализовать личностные, профессиональные, креативные способности молодого специалиста, учитывая современные требования работодателей.
Изучая рынок труда молодых специалистов, окончивших вузы, необходимо отметить важные его стороны - наличие спроса на труд и его обеспечение [3-5]. Результатом данного взаимодействия является конкретная цена трудовой деятельности, следствием чего является формированием социально-экономических условий труда.
«В научных трудах Ж. Тощенко и других ученых представлены исследования профессиональной, эконо-
экономические науки
Иванова Татьяна Николаевна, Петров Денис Сергеевич, Левина Анастасия Павловна и другие РЫНОК ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КАК ЛОКАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ...
мической и трудовой мобильностей, и динамики рынка труда. Меняется механизм анализа отдельных направлений социальных и трудовых перемещений. Личностные факторы перемещений наиболее полно представлены в работах М. Беляевой. Появляются работы с масштабным исследованием различных теоретических и методологических подходов к анализу социальной мобильности в России, такие ученые как Т. Заславская, В. Радаев, В. Верховин, З. Голенкова, О. Шкаратан» [1]. Тем не менее, в полном объеме не раскрыт вопрос профессиональной социализации молодых специалистов - выпускников вызов.
Динамику рынка труда, профессиональную и трудовую мобильность, как молодежи, так и всего российского населения изучают следующие ученые: О. Тарская, А. Липпольдт, Н. Шахматова, Р.Капелюшников, Т. Горбачева, В. Гимпельсон, с чьими работами можно ознакомиться в периодических журналах.
Все перечисленные исследования, несомненно, имеют методологическую и научную обоснованность и значимость, однако важным и неизученным полностью остается вопрос механизма управления занятости выпускников университетов в рамках трудовой адаптации.
Сегодня предложение труда формируется из предоставления портрета особенностей рабочей силы выпускника. Выпускник высшего учреждения на местном рынке труда является предметом только желания найти работу. Отличительной особенностью местного рынка труда выпускников вуза является наличие теоретических знаний и конкурентоспособности.
После окончания высшего профессионального заведения молодой человек может самостоятельно выбрать место трудовой деятельности, условия и требования работы и работодателя. Тем не менее, выпускник чаще всего советуется с родителями, родственниками, друзьями, чье мнение может повлиять на исход будущей профессиональной деятельности. Совместное решение обусловливает цели, ценности, материальное положение, экономические интересы молодого выпускника.
Современного выпускника высшего учреждения можно определить, как индивида, имеющего высшее образование, но зачастую без опыта и навыка работы или вообще без места работы, незначительным опытом поиска работы и мизерным трудовым навыком.
«Спрос на труд определяется потребностями работодателя в молодых специалистах, которые способны быстро реагировать на изменения рыночных условий в экономике, с творческим и нестандартным мышлением. В современных условиях возникают новые тенденции в содержании и структуре рабочих мест. Работодатель, который хочет удовлетворить новые требования экономики знаний, стремится обеспечить большую гибкость для наемного труда за счет ротации рабочих мест, разнообразных рабочих операций, повышения адаптивности, разнообразных навыков работы, непрерывного обучения, введения гибкого рабочего времени графики и т. д. Если во времена господства промышленный капитализм от рабочего требовался для изучения определенного набора приемов на всю оставшуюся жизнь, тогда в условиях экономики знаний рабочий должен быть готов к постоянным нововеддениям как внедрение новых инновационных технологий. В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личностным характеристикам работников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, навыкам и навыкам [6-16].
Цена труда выпускники появляются как денежное выражение профессиональной социализации выпускников университетов. Цена труда обычно ниже средней по рынку, поскольку, по словам работодателя, он вынужден нести финансовые затраты на дополнительное образование выпускника, поскольку наличие значительного разрыва между теоретическим обучением в высших учебных заведениях и практические аспекты конкрет-
ной трудовой деятельности» [17].
С теоретической точки зрения с помощью образовательных сигналов, которые существуют в субъекте, проявляются способности человека. Значит, если человек нуждается в получении высшего образования, как дипломированного специалиста, то он готов приложить умственные усилия и другие характерные качества во время трудовой занятости.
Еще одним образовательным сигналом для работодателя о повышении уровня заработной платы выпускнику университета является статус (престиж) университета. Многие считают, что если диплом о высшем образовании из престижного вуза, в котором преподают высококвалифицированные преподаватели и хорошее оснащение учебного процесса, то работодатель за него доложен платить больше.
Процесс распределения выпускников после окончания учебы по местам трудовой занятости отлично практиковался в советское время. Однако социально-экономические изменения повлекли за собой сбой в данном направлении. Многие предприятия, которые перешли в собственность, усложнили ситуацию на рынке труда. Так как государство при распределении молодых специалистов играло большую роль в связи между экономикой и образованием. На сегодняшний день выпускники должны самостоятельно искать себе работу, что является большой проблемой для молодого поколения [18-23].
Современные условия таковы, что пропорциональность бюджетных средств и эффективность их расходования равна практически нулю. Результат - выпускник не имеет тот багаж знаний, который требуется для экономики с завышенными требованиями рынка труда. А молодому специалисту приходиться переучиваться, переквалифицироваться. Значит, между экономикой, производством и образованием отсутствует взаимосвязь.
Современные экономические условия поставили рынок труда в ситуацию несоответствия специальности, указанной в дипломе, должности. Образовательная сфера, включенную в экономические отношения, не смогла справиться с данной ситуацией: качественных преобразований и сдвигов в лучшую сторону во взаимосвязи рынка труда и образования не ощутимы.
Известно мнение О. В. Сагиновой о высшем учебном заведении: «.. .нельзя принять однозначное утверждение о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов. Ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение самого выпускника. Ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые использует работодатель на рынке труда, участвует не только вуз» [1].
Если рассматривать рынок труда как востребованным согласно всем современным условиям, необходимо постоянство спроса хотя бы несколько лет и гибкость предложения. Возможно, информация о стоянии рынка труда выпускников вузов поможет сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Качественную работу в данной области будет проводить на региональном уровне центр, который сможет контролировать спрос и предложение на рынке труда местных масштабов. Функционалом данного центра является взаимодействие с работодателями, выявление потребностей в специалистах, прогнозирование.
Механизм функционирования рынка труда - это процесс сотрудничества между работодателями и работоспособными членами общества, желающими устроиться на работу, даже если изменились цена и права на труд. Осуществление взаимодействия между индивидами местного рынка труда и общего возможно при согласованности спроса и предложения рабочего персонала.
В итоге хочется отметить, что трудоустройство молодых специалистов поможет объяснить отношения социально-экономического характера между работодателями и молодыми специалистами. Данные отношения
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)
267
Ivanova Tatyana Nikolaevna, Petrov Denis Sergeevich, Levina Anastasia Pavlovna and others LABOR MARKET OF GRADUATES OF HIGH SCHOOLS AS A LOCAL ...
economic sceinces
регулируются и предоставляются с помощью процесса, контролирующего прием молодых специалистов. В систему рынка труда специалистов, закончивших обучение в вузе, входит социально-экономическая система с отдельными определенными показателями, которые, связаны друг с другом, образуют особую социально-экономическую территорию, которая дает возможность в полной мере реализовать креативный, профессиональный и личностный потенциалы выпускника университета, как основы конкуренции, механизма спроса и предложения и потребностями работодателей. «Части рынка труда выпускников высших учебных заведений взаимодействуют между собой с учетом спроса и предложения на труд, нормативно-правового пространства территориального образования, его социально-экономической ситуации» [1]. Инновационная система рынка труда выпускников высших учреждений представлена как монопсоническая модель, с ярко выраженной асимметрической информацией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Разумова Т. О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда [Текст]: автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05 / Разумова Татьяна Олеговна. -М., 2009. - 48 с.
2. Диссертация Левиной А.П. Регулирование занятости выпускников вузов в условиях моногорода: социологический аспект. 2016 http://www.dslib.net/ ekonom-socюlogia/reguИшvaшe-zanjatosti-vypusknikov-vuza-v-uslovijah-monogoroda-sociologicheskij.html [Дата обращения: 15.05.2018г.]
3. Кантеева А.Р. Комплексный процесс адаптации молодых специалистов в профессиональную среду организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 58-61.
4. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.
5. Голобоков А.С., Шлемен Д.С. Особенности и перспективы трудоустройства молодых специалистов на Дальнем Востоке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 359-361.
6. Ефимова Е. А. Рынок труда моногородов: состояние и перспективы [Текст] / Е. А. Ефимова // Пространственная экономика. - 2011. - № 1. - С. 119135.
7. Авраамова Е. М., Верпаховская Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания [Текст] / Е. М. Авраамова, Ю. Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 37-46.
8. Лашманова В.Ф. Мониторинг трудовой карьеры выпускников организаций профессионнального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 156-159.
9. Проблемы профессиональной подготовки выпускника современного вуза для регионального рынка труда [Текст] / под ред. Т. Г. Калугиной, А. И. Сидорова, Л. П. Шушарина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - 91 с.
10. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 60-63.
11. Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда [Текст] / Г.Г. Руденко// Социологические исследования. - 2002 - № 5. - С. 101-107.
12. Медведева Н.Р., Киндаев А.Ю. Гендерное неравенство при трудоустройстве выпускников вузов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 309-314.
13. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускни-
ков вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.
14. Созаев К.Г. Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 357-361.
15. Ежова О.Н., Улендеева Н.И. Проблема оценки качества подготовки выпускников специализированных вузов // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 163-166.
16. Панченко Л.Л., Богатырь У.А. Психологическая зрелость выпускников вузов: гендерный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 353-357.
17. Требования работодателей к системе профессионального образования [Текст] / под ред. Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 150 с.
18. Левина А. П. Специфика монопсоническо-го рынка труда выпускников вузов // http://disus.ru/ konferentii/35309-6-federalnaya-sluzhba-tmdu-zanyatosti-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-rossiyskoy-federacii-ministerstvo-truda-zanyatosti-re.php [Дата обращения: 17.05.2018г.]
19. Пецина И.А. Проблема профессиональной мобильности как одна из характеристик функционирования педагога-музыканта в современном мире // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 3. С. 58-60.
20. Разумова Т. О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда [Текст]: автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05 / Разумова Татьяна Олеговна. -М., 2009. - 48 с.
21. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как интегральное качество личности современного специалиста // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 4 (13). С. 70-73.
22. Иванова Т.Н. О Социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 126129.
23. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ проект № 17-46-630560 «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона».
Статья поступила в редакцию 16.04.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018