Научная статья на тему 'Формирование региональных образовательных кластеров'

Формирование региональных образовательных кластеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садченкова Юлия Павловна

Статья посвящена актуальной в современных российских условиях проблеме формирования региональных образовательных кластеров. Автором обоснована актуальность создания образовательного кластера как важного фактора экономического развития региона, выявлены направления интеграции вузов в социально-экономическое развитие региона, показаны формы интеграции образовательных учреждений с реальным сектором экономики. Также в статье на основе анализа опыта формирования и функционирования региональных образовательных кластеров сформулированы базовые принципы функционирования такого кластера, охарактеризованы направления взаимодействия вузов с предприятиями в рамках кластера, показаны возможные эффекты от взаимодействия образовательного учреждения с бизнесом в рамках регионального образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональных образовательных кластеров»

го и социального капитала студентов, которое необходимо для увеличения их самоэффективности, они считают, что умственные способности студентов развиваются относительно хорошо. Развитие профессиональных навыков и навыков общения находится примерно на одном уровне, в то время как развитию персональных навыков была дана самая низкая оценка. Одно из возможных объяснений заключается в том, что научно-преподавательский состав вузов безразлично относится к развитию персональных навыков студентов. Персоналу факультетов стоит также принимать более активное участие в развитии профессиональных навыков и умственных способностей, поскольку их уровень развития ниже желаемого. Ситуация с развитием навыков общения требует особого внимания, так как она показывает наличие проблем с социальными взаимодействиями между сотрудниками факультетов и студентами.

Анализ развития человеческого и социального капитала в зависимости от пола респондента, отрасли, в которой он работает, рода деятельности, квалификации и опыта управления не выявил их влияния на мнение респондентов о развитии человеческого и социального капитала студентов. Это означает, что совершенно разные работодатели примерно одинаково не удовлетворены сегодняшним положением дел в области развития человеческого и социального капитала у выпускников вузов [2]. При этом государственные вузы оказались более эффективны в развитии навыков у студентов, а положение некоторых недавно открытых и частных вузов оказалось весьма слабым, что может указывать на неэффективность их системы.

Анализ ответов на открытые вопросы указал на недостаток знания рынка у студентов, их неумение адаптироваться к новой среде и отсутствие у них гибкости, что еще сильней подрывает у работодателей доверие к студентам. Эта ситуация говорит о том, что вузы не способны в полной мере выполнять свои основные обязанности, а именно развивать у студентов навыки и умения, необходимые им для соответствия требованиям рынка труда. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты и работодатели не в полной мере удовлетворены развитием человеческого и социального капитала, для повышения их самоэффективности, а вузы не удовлетворяют потребность рынка труда в высококлассных специалистах.

Библиографический список

1. Давыдова И.О. Условия эффективной реализации и управления интеллектуальным капиталом на основе показателей сферы занятости // Бизнес-информ. - 2013. - № 6. - С. 230-234.

2. Поляков A.A., Соломатин A.B. Научно-образовательные корпорации как альтернатива вузам в новой экономике // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012.

- № 7. - С. 17-25.

ЮЛ7. Садченкова

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

КЛАСТЕРОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной в современных российских условиях проблеме формирования региональных образовательных кластеров. Автором обоснована акту© Садченкова Ю.П., 2013

алъностъ создания образовательного кластера как важного фактора экономического развития региона, выявлены направления интеграции вузов в социально-экономическое развитие региона, показаны формы интеграции образовательных учреждений с реальным сектором экономики. Также в статье на основе анализа опыта формирования и функционирования региональных образовательных кластеров сформулированы базовые принципы функционирования такого кластера, охарактеризованы направления взаимодействия вузов с предприятиями в рамках кластера, показаны возможные эффекты от взаимодействия образовательного учреждения с бизнесом в рамках регионального образовательного кластера.

Ключевые слова: интеграция, взаимодействие, образовательный кластер, региональная система профессионального образования.

Главная задача сегодняшней российской образовательной политики, обозначенная в Федеральной целевой программе развития образования, - модернизация образования, то есть комплексное всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, масштабные изменения в содержании, технологии и организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Модернизация имеет целью повышение эффективности образования и связана с встраиванием этой деятельности в концепцию развития человеческого капитала и устойчивого роста социально-экономических систем.

Модернизация образования сегодня осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Региональная система характеризуется определенной степенью уникальности, выражающейся системой факторов и условий, свойственных именно для данной территории. Международный опыт показывает усиление инвестиционной поддержки национальных инновационных систем, прежде всего, на региональном уровне. Основными источниками производства знания и инноваций в современном мире становятся вузы.

Улучшение инвестиционного климата привело на российский рынок крупные корпорации, позволило начать создание высокотехнологичных производств. Но конкретный регион окажется привлекательным для крупных инвестиционных проектов, только если на его территории уже сложился многопрофильный комплекс обеспечивающих организаций, в том числе и поставщиков трудовых ресурсов необходимого уровня квалификации - образовательных учреждений. Поэтому каждому региону нужны собственные вузы как ключевой фактор его развития.

Интеграция вузов в социально-экономическое развитие региона возможна по следующим направлениям:

- поддержка социального и культурного развития региона через подготовку кадров, обладающих актуальными компетенциями, конкурентоспособных на рынке труда, в объеме, соответствующем потребностям приоритетных отраслей экономики региона;

- поддержка конкурентоспособности основных отраслей экономики региона путем производства новых знаний через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала новых технологий, а также благодаря реализации программ практико-ориентированного обучения, учитывающих потребности представленных в регионе инновационно-производственных структур;

- развитие рынка труда посредством подготовки и профессиональной переподготовки специалистов, а также через создание новых рабочих мест, формирование условий, обеспечивающих выпускникам трудоустройство по месту получения образования;

- участие в решении социальных проблем региона (решение проблем миграции, улучшение социального климата, сохранение национальной культуры, снижение социальной дифференциации и поляризации).

Современный вуз призван развиваться как интегрированная в производство и социальную сферу научно-образовательная корпорация, ориентированная на новую модель подготовки специалистов, поступательное повышение качества образования. Установление тесной взаимосвязи между профессиональным образованием и производственной сферой является сегодня одной из наиболее актуальных проблем, что подчеркивается и в нормативных документах, определяющих образовательную политику государства.

Интеграция образовательных учреждений с реальным сектором экономики может проявляться в различных формах, в частности, в форме создания региональных многоуровневых научно-производственных, инновационных, культурно-образовательных кластеров. Такой кластер обеспечивает полноценное функционирование системы профессионального образования региона, создает благоприятные условия для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, улучшения профессиональной подготовки выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей.

Базовые принципы функционирования регионального образовательного кластера:

- участие в стратегическом планировании развития региона, систематизация и мониторинг запросов на образовательные услуги со стороны работодателей и населения;

- наличие преподавателей-экспертов и привлечение работников корпораций, способных участвовать в организации учебного процесса с учетом практических задач предприятий;

- гибкость образовательных программ, индивидуализация обучения, практическая подготовка студентов путем их привлечения к выполнению проектных работ;

- систематическая многоотраслевая деятельность по дополнительному образованию, обеспечивающая выбор и реализацию индивидуальных образовательных траекторий специалистов с учетом перспективных тенденций технико-экономического развития.

Взаимодействие профессионального образования с производством осуществляется на таких интегративных основаниях, как общность целей, содержания, деятельности, ценностей [1]. Направления взаимодействия вузов с предприятиями в рамках образовательного кластера могут быть следующими:

- целевая контрактная подготовка специалистов;

- реализация программ повышения квалификации и дополнительного профессионального образования;

- выявление и мониторинг потребностей в специалистах;

- сбор и анализ отзывов работодателей о выпускниках;

- организация практики студентов;

- создание научных лабораторий и кафедр на производстве;

- выполнение договорных работ по заказам предприятий;

- проведение совместных исследований;

- разработка вариантов технического решения проблем бизнеса в рамках реального курсового и дипломного проектирования;

- привлечение студентов к выполнению НИР и проектных разработок;

- проведение представителями бизнеса занятий со студентами;

- трудоустройство выпускников;

- выявление наиболее важных компетенций специалиста и последующее их формирование;

- встречи представителей бизнес-сообщества со студентами и выпускниками;

- участие представителей бизнеса в оценке компетенций студентов, в том числе в итоговой аттестации выпускников;

- совместные учебные и научно-практические мероприятия: конференции, семинары, круглые столы;

- организация стажировок и мастер-классов на производстве и в образовательном учреждении для взаимного обмена опытом научной и производственной деятельности;

- привлечение опытных специалистов-практиков, в том числе выпускников данного вуза, к определению содержания и организации учебного процесса.

В качестве основного подхода к организации обучения студентов в рамках кластера выступает интеграция теоретической, профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности будущих специалистов, что обеспечивается реализацией в образовательном процессе ряда основополагающих принципов: связь образования с жизнью, соответствие содержания и организации образовательного процесса требованиям, предъявляемым бизнесом к вузу и будущему специалисту, систематичность, непрерывность, усложнение выдвигаемых целей и задач от курса к курсу, комплексный характер педагогического воздействия, предусматривающий единство профессионального и личностного развития студентов [2].

Взаимодействие образовательного учреждения с бизнесом в рамках регионального образовательного кластера позволяет:

- совершенствовать содержание и процесс подготовки специалистов;

- сократить время адаптации выпускника на рабочем месте;

- обеспечить самоопределение и самореализацию специалиста в различных профессиональных и смежных сферах деятельности;

- развивать системное мышление профессионала;

- обеспечить независимую оценку качества подготовки специалистов;

- сбалансировать учебную нагрузку студентов;

- расширить возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории;

- обеспечить эффективную обратную связь работодателей и выпускников с вузом;

- более эффективно использовать интеллектуальные и материальные ресурсы вузов;

- привлечь дополнительные ресурсы для ведения образовательной и научной деятельности;

- получать дополнительную учебно-лабораторную базу, отвечающую современным требованиям и максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплекса региона;

- установить более тесные связи обучения с практической деятельностью, производства с наукой;

- повышать квалификацию преподавательского состава и сотрудников предприятий путем привлечения одних - к производству, а других - к учебному процессу;

- ускорять внедрение достижений науки и техники в производство, используя как научный потенциал и научные разработки кафедр, так и технологическую базу предприятий для решения производственных проблем;

- создать и внедрить адаптивную образовательную систему, способную гибко реагировать на потребности рынка труда;

- развивать контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществлять повышение квалификации;

- поэтапно решать кадровые проблемы предприятий за счет сокращения сроков обучения;

- повышать качество подготовки специалистов;

- закрепить молодых специалистов-профессионалов в экономике региона;

- максимально приблизить высшее образование к потребностям региона.

Таким образом, функционирование региональных образовательных кластеров должно стать устойчивым механизмом экономического, социального и культурного развития российских регионов, обеспечивающим доступность, высокое качество и эффективность профессионального образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей, запросов личности, общества и государства. Именно поэтому создание регионального образовательного кластера является сегодня одним из приоритетных мега-проектов в рамках стратегии развития Калужской области.

Библиографический список

1. Буреш О.В., Жук М.А. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высшее образование в России. - 2009.

-№ 3. - С. 24-32.

2. Семкин Б.В., Синицын В.А., Шевелева Л.В. Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. -С. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.