УДК 338.465.4
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
М. И. МАЛЛАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории,
заместитель декана экономического факультета по научной работе
Б-таН: таШта!@таМ. ги
Дагестанский государственный университет
Статья посвящена проблеме формирования модели социальной защиты, учитывающей региональные особенности. Предлагаемая модель социальной защиты населения основана на рациональном сочетании мер государственной поддержки социально уязвимых слоев населения и инструментов самозащиты. Основной акцент сделан на реализации экономического потенциала домохозяйств, активизации предпринимательской инициативы посредством развития индивидуально-трудовой деятельности и личных подсобных хозяйств.
Ключевые слова: региональная модель, социальная защита населения, экономические функции домохозяйств, личные подсобные хозяйства, индивидуально-трудовая деятельность, услуги отраслей социальной сферы.
Социальная защита населения представляет собой совокупность законодательно закрепленных гарантий, направленных на поддержание доходов, а также предоставление комплекса услуг социального характера, обеспечивающих приемлемые для конкретного общества уровень и качество жизни. Реализация данных гарантий осуществляется в рамках систем социальной защиты, которые, различаясь в разных странах по форме, одинаковы по сути и включают в себя два основных компонента: социальное страхование и социальную помощь. Социальное страхование функционирует на основе аккумуляции средств, поступающих в виде взносов от работающего населения. Социальная помощь, напротив, предназначена для поддержки социально уязвимых граждан: неработающих, малоимущих, многодетных и неполных семей и др.
Наряду с общими признаками системы социальной защиты имеют национальную, а также
территориальную специфику. В первом случае речь идет о различии целей социальной защиты, в свою очередь зависящих от степени развития конкретного социума. Например, в условиях развитого общества государство стремится заботиться обо всех своих гражданах, предоставляя практически каждому социальному сословию или группе соответствующие гарантии: бедным — повышения доходов, более состоятельным — их охраны и преумножения через развитие финансовых институтов, безработным — не просто пособия, а возможность трудиться, создавая рабочие места. В условиях же кризисного состояния экономики у государства не остается средств на создание и поддержание системы всеобщих гарантий, и оно оставляет от нее только самые необходимые, оформленные в систему минимальной социальной поддержки наиболее уязвимого населения.
Территориальные различия систем социальной защиты могут быть менее выраженными, но от этого не менее значимыми, поэтому одной из основных задач в области модернизации социальной защиты является учет региональной специфики при формировании социальных программ. К специфичным признакам регионального характера, влияющим на принимаемые меры, можно отнести природно-климатические особенности развития территорий, географическое положение, экономический потенциал, уровень развития территориального хозяйства, наличие хозяйственных связей с другими территориями, развитие рыночной инфраструктуры (социальной, финансовой и пр.), социально-демографические характеристики проживающего населения, наконец, особенности менталитета. Принимаемые в настоящее время меры и программы социальной
защиты населения, несомненно, содержат в себе региональные блоки, но говорить о полном учете всех факторов пока не приходится.
В качестве примера рассмотрим один из ключевых инструментов системы социальной защиты — прожиточный минимум, который, являясь базовым социальным нормативом, представляет собой стоимостную оценку минимального продовольственного набора, а также непродовольственных товаров и услуг. С одной стороны, при формировании продовольственной корзины прожиточного минимума продуктовые наборы дифференцируются по 16 природно-климатическим зонам, с другой — отсутствует учет природных особенностей внутри большинства этих зон. Например, значительная часть населения Республики Дагестан проживает в высокогорных районах, жизненные условия в которых зачастую не менее суровы, чем в районах крайнего Севера и приравненных к ним территориях, однако данный фактор не нашел никакого отражения при расчете прожиточного минимума для жителей этой республики.
В настоящее время Республика Дагестан характеризуется низкими показателями экономического и социального развития: по объему ВРП на душу населения Дагестан занимает 75-е место в РФ [3, с. 20], уровень безработицы (как общей, так и зарегистрированной) 1 в разы выше среднероссийских значений, объем социальных услуг на душу населения также очень низок; социальная составляющая высокодотационного бюджета наряду с нецелевым использованием средств расходуется в основном на принятие скоропомощных мер. Стабильное снижение доли оплаты труда в общей структуре денежных доходов населения (11,9 % по данным за 2008 г.) на фоне пропорционального роста показателя прочих доходов (58,6 %) свидетельствует о смещении основных источников доходов населения в теневой сектор [3, с. 78]. Совокупность перечисленных и прочих факторов определяет низкий уровень и качество жизни подавляющей части населения Дагестана. Так, за последнее десятилетие наблюдается увеличение разрыва между показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, продолжает расти отставание как номинальных, так и реальных среднедушевых доходов от среднероссийских значений. Вместе с тем республика располагает значительным
трудовым потенциалом, определяемым в первую очередь высокими показателями рождаемости и снижающимися цифрами смертности; природно-ресурсным потенциалом, а также уникальным транс-портно-географическим положением. Однако столь значительный потенциал практически сводится к нулю из-за чрезмерно высоких инвестиционных рисков, связанных со сложной социально-политической обстановкой в регионе, что обусловливает нежелание инвесторов вкладывать свои средства в развитие перспективных отраслей.
В подобной ситуации выход может заключаться в поиске так называемых «точек роста», которые в применении к данному региону следует в первую очередь связывать с развитием сельского хозяйства и индивидуально-трудовой деятельности. Реализация данных направлений чрезвычайно важна и с точки зрения повышения уровня социальной защищенности проживающего в Дагестане населения, поскольку будет способствовать не только росту занятости, но и увеличению доходов.
Предлагаемая модель социальной защиты населения основана на рациональном сочетании мер государственного характера и инструментов самозащиты населения. В первый блок должны входить в первую очередь программы защиты наиболее уязвимых граждан, нуждающихся в первоочередной поддержке: инвалидов, многодетных семей, участников боевых действий, лиц, пострадавших в результате природных и социальных катаклизмов, и пр. Несмотря на то, что в настоящее время расходы на социальную сферу составляют более трети расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан2, эти средства часто используются не по назначению, в связи с чем необходимость обеспечения адресности средств на реализацию социальных программ по-прежнему очень актуальна.
Активизация мер второго блока предполагает создание механизмов по реализации экономических функций домохозяйств и предусматривает развитие в Дагестане личных подсобных и фермерских хозяйств, а также распространение индивидуально-трудовой деятельности. Активному распространению разнообразных форм индивидуального предпринимательства способствует сочетание следующих факторов:
1 По данным Росстата, уровень безработицы в Республике
Дагестан по методологии Международной организации труда (МОТ) составил 13,4 %, в Российской Федерации — 6,3 %.
2 По данным отчетностей субъектов Федерации об исполнении бюджетов, суммарные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и социально-культурные мероприятия составили в 2008 г. 37 % общих расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан [1, с. 26].
- 53
• благоприятные агроклиматические показатели, обеспечивающие условия для выращивания многих сельскохозяйственных культур, активного развития животноводства;
• значительный удельный вес сельского населения (более 50 % от общего числа жителей республики);
• высокий процент неработающего населения (численность безработных по методологии МОТ в Дагестане составляет 9,4 %);
• высокая предпринимательская активность населения;
• слаборазвитая социально-бытовая инфраструктура, предопределяющая необходимость самостоятельного осуществления населением различных услуг бытового характера (уход за детьми, пошив одежды, изготовление домашней утвари, починка техники, мелкий ремонт и др.);
• незначительный объем первоначальных финансовых вливаний.
Повышению роли домохозяйств как главной экономической ячейки общества способствовали процессы формирования в нашей стране рыночных механизмов, когда практически все семьи вынуждены были адаптироваться к новым экономическим отношениям и резкому падению жизненного уровня, привлекая для этих целей дополнительные материальные и финансовые ресурсы. Для большинства домохозяйств стали характерными такие виды деятельности, как работа в коммерческих структурах, труд непосредственно в рамках домашнего хозяйства, ведение семейного бизнеса, распространение индивидуально-трудовой деятельности.
Увеличение доли расходов на питание, а для многих — и угроза полуголодного существования способствовали тому, что семьи занялись самообеспечением продуктами питания, обусловив этим интенсивное распространение приусадебных хозяйств (на сегодняшний день их имеют более 80 % семей), продукты деятельности которого могут быть использованы как для внутреннего потребления, так и для рыночного обмена. В результате объем продукции хозяйств населения России за годы реформ вырос более чем вдвое. На сегодняшний день личные подсобные хозяйства Дагестана представляют собой один из наиболее надежных источников обеспечения населения продуктами питания, их продукция составила в 2009 г. 81 % от совокупного объема производства сельскохозяйственной продукции республики. Рост объемов производства продукции хозяйств
населения (индекс производства сельхозпродукции хозяйствами населения за 2008 г. составил в целом по Российской Федерации 102,1 %, а по Республике Дагестан — 105,0 % [2, с. 410]) способствовал и существенному увеличению доли доходов от их деятельности в совокупных доходах домашних хозяйств. Труд в личном подсобном хозяйстве может рассматриваться и как одно из весьма важных направлений обеспечения занятости и самозанятости населения, что также чрезвычайно важно для трудоизбыточных регионов аграрной направленности, к которым относится Республика Дагестан.
Повышение экономической роли домохозяйств обусловлено и другими факторами. Так, развитие социальной сферы в нашей стране характеризуется множеством проблем, среди которых можно выделить слабую и изношенную материально-техническую базу большинства учреждений социальной инфраструктуры, и низкий уровень предоставляемых ими услуг, нехватку высококвалифицированного персонала ввиду низких зарплат и др. Отличительной особенностью отраслей социального комплекса России всегда являлась высокая доля государственного сектора, особенно в сфере образовательных и медицинских услуг. Однако рыночные преобразования затронули и десятилетиями существовавшую систему бесплатного предоставления продукции большинства указанных отраслей. Последовавшая за этим коммерциализация многих видов услуг населению, а также рост цен на них привели к значительному расширению спектра услуг, выполняемых населением самостоятельно в рамках домашнего хозяйства (за исключением требующих специальной квалификации и оборудования).
Таким образом, в условиях неизбежного усиления самообеспечивающей функции населения проблема адаптации граждан может быть решена через развитие семейной экономики, мобилизацию внутренних ресурсов каждой семьи. Кроме того, именно в семье создаются условия для смягчения проблем, связанных с группами социального риска: инвалидами, алкоголиками, наркоманами, лицами, освободившимися из мест заключения, безработными, беженцами.
Итак, экономические функции домохозяйств проявляются в различных формах, отчасти развивающих заложенный в них, но ранее не используемый потенциал. В их числе можно выделить:
1) разнообразные виды индивидуально-трудовой деятельности членов семьи: торговый бизнес,
подростковый труд, посредническая деятельность и т. д. В рамках этой деятельности значительное место отводится предоставлению частных услуг (бытовых, социально-культурных, образовательных). Часто индивидуально-трудовая деятельность реализуется в форме вторичной занятости;
2) семейная трудовая деятельность, включающая надомный труд, кустарно-ремесленные промыслы и работы на приусадебных участках. Такой труд характерен для малых городов и сел; он совмещается с развитием подсобного хозяйства у городских и сельских жителей и составляет в настоящее время основу возрождения села. Семейное предпринимательство может быть реализовано в различных формах: кооперативы, семейные фирмы, малые предприятия, фермерские хозяйства;
3) операции с недвижимым имуществом — предоставление в аренду находящихся в собственности домохозяйства ресурсов: помещений, оборудования, инвентаря, денежных средств и пр.
Налаживание семейного бизнеса предполагает наличие следующих условий: ресурсов, достаточного стартового семейного капитала; определенной квалификации (специальной подготовки, образования, опыта); наличия инфраструктуры; определения рыночной ниши и т. д. Отсутствие необходимых условий становится, с одной стороны, препятствием для распространения индивидуального предпринимательства, а с другой—фактором прогресса, повышения активности населения в приобретении необходимых качеств.
Ведение личных подсобных хозяйств относится к числу направлений повышения уровня доходов населения, носящих ярко выраженный региональный характер и особенно востребованных в отсталых регионах аграрного типа. Неслучайно, например, показатель доходов от предпринимательской деятельности в Республике Дагестан, составляя почти четверть всех доходов населения, является одним их самых высоких среди прочих регионов страны. Исходя из сказанного приоритетным направлением государственной поддержки семейных домохозяйств является укрепление их экономических функций путем разработки и реализации стратегий и механизмов, которые позволят активно развивать экономический потенциал семьи на основе формирования всего комплекса условий жизнедеятельности домохозяйства.
Эффективность реализации экономического потенциала домохозяйств определяется теми условиями, которые создаст государство для самостоятельного зарабатывания доходов, способствуя этим повышению
общего уровня благосостояния общества и борьбе с бедностью, снижению степени социальной напряженности. Для успешного решения этих вопросов необходима взаимоувязка принимаемых в данной области мер по целенаправленному развитию экономических функций домохозяйств, вовлечению в сферу предпринимательства основной части домашних хозяйств с низкими и средними доходами, с другими направлениями макроэкономического регулирования социально-экономических процессов. В числе мер государственной поддержки домохозяйственной деятельности необходимо выделить следующие:
• осуществление экономической, правовой и информационной поддержки становления и развития семейного предпринимательства, разработка региональных программ его поддержки и соответствующего пакета законов;
• формирование системы банковского и потребительского кредитования домашних хозяйств;
• создание и введение в действие системы профессионального обучения представителей до-мохозяйств; создание благоприятных условий для сочетания семейных и профессиональных функций;
• разработка специальных мер социальной и экономической поддержки бедных домохозяйств и домохозяйств с особыми проблемами (инвалидов, престарелых, многодетных, молодых, неполных семей); содействия домашним хозяйствам в организации бизнеса, производства продовольствия как для внутреннего потребления, так и для реализации; разработки системы налогообложения, учитывающей интересы домашних хозяйств;
• обеспечение единства реализации целей и принципов поддержки домохозяйств на федеральном, региональном и местном уровнях. Предложенный комплекс мер должен способствовать активизации потенциала семьи в обеспечении уровня благосостояния за счет внутрисемейной экономической деятельности и ведения домашнего хозяйства.
Список литературы
1. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Министерство экономики Республики Дагестан, 2011.