ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ
(на примере Республики Татарстан)
н.с. ИСАЕВА,
кандидат экономических наук Казанский государственный финансово-экономический институт
Ю. С. ВАЛЕЕВА,
кандидат экономических наук, доцент Казанский государственный технологический университет
Повышение конкурентоспособности субъектов Российской Федерации является одним из приоритетных направлений развития отечественной экономики и Республики Татарстан в том числе. Все чаще в выступлениях руководителей Российской Федерации прослеживается необходимость проведения государственной политики увеличения конкурентоспособности отраслей промышленности, предприятий и выпускаемой ими продукции.
Достижение приоритетных целей социально-экономического развития Республики Татарстан основано на решении задач повышения конкурентоспособности республиканской экономики, способности предприятий к производству продукции и услуг с устойчивым спросом на глобальном рынке и обеспечивающим высокий уровень занятости и реальных доходов населения. Высокий уровень конкурентоспособности предполагает готовность к самостоятельному выстраиванию своего экономического и социального будущего, повышению конкурентоспособности национальной экономики Республики Татарстан.
В этой связи в настоящее время необходимо акцентировать внимание на задачах по формированию механизма эффективного управления повышением конкурентоспособного потенциала предприятий на товарных рынках, поиску новых решений по замене и модификации товарной продукции, повышению ее качества и снижению издержек.
Чтобы выдержать конкуренцию, необходима мобилизация всех ресурсов и их более эффективное использование. И здесь важную роль играют такие
факторы, как инвестиционная и инновационная активность, качество трудовых ресурсов, налоговая нагрузка на бизнес, эффективная производственная кооперация.
Оценка конкурентоспособности региона и предприятия производится ведущими зарубежными школами, в частности институтом по стратегии конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, а также рядом российских консалтинговых компаний. К сожалению, регулярное наблюдение рейтинга конкурентоспособности на федеральном уровне не ведется. Вместе с тем он периодически публикуется в средствах массовой информации и является важным параметром для оценки инвестиционной привлекательности. По оценке Гарвардской школы бизнеса, Республика Татарстан находится после Москвы, но ее рейтинг выше, чем в среднем по России.
Проанализируем сложившееся в республике социально-экономическое положение с 2001 по
2005 г. и первое полугодие 2006 г. с точки зрения оценки ее конкурентоспособности.
Основным параметром, прежде всего, является объем инвестиций. Так, за первое полугодие
2006 г. объем инвестиций в основной капитал, по предварительным данным, составил около 60 млрд руб., что выше, чем за аналогичный период 2005 г., на 20 %. И это, несмотря на то, что прошлый год был годом празднования 1000-летия г. Казани, и значительный объем бюджетных и привлеченных инвестиций был направлен на завершение строительства ряда крупных объектов.
Важно отметить, что рост объема ВРП напрямую связан с объемом вложенных инвестиций. Доля инвестиций в ВРП с 2003 г. заметно увеличивается, что обусловливает соответствующий рост ВРП. По прогнозам, объем ВРП в 2006 г. ожидается на уровне не менее 575 млрд руб., за 6 мес. текущего года значение этого параметра составило, по оценке, 290 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 6,2 % выше уровня первого полугодия 2005 г.
По отраслям промышленности, начиная с 2001 г., заметный рост инвестиций в основной капитал произошел в химической и нефтехимической промышленности, который в 2005 г. превысил инвестиции в топливную промышленность, что является подтверждением приоритетного развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан. Заметными темпами увеличиваются инвестиции и в энергетике.
По предприятиям наибольшие абсолютные значения объема инвестиций в основной капитал за тот же период у предприятий нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения.
Так, в структуре инвестиций в основной капитал в промышленности 44 % занимает компания «Татнефть». Объемы инвестиций независимых нефтедобывающих компаний составили около 19 млрд руб., что существенно повлияло на темпы роста производства в этих компаниях, которые за пять лет составили почти 200 %. Предприятия нефтехимического комплекса в совокупности вложили около 30 млрд руб. инвестиционных ресурсов в основной капитал, что также обеспечило высокие темпы роста в этой отрасли. Среди предприятий наиболее высокие объемы инвестиций у ОАО «Нижнекамскнефте-хим» — 15,7 млрд руб., ОАО «Казаньоргсинтез» — 7,5 млрд руб., ЗАО «Таиф-НК» — 4,5 млрд руб., ОАО «Нижнекамскшина» — 1,5 млрд руб., ОАО «Нефис Косметикс» — 1,3 млрд руб.
Объем инвестиций по предприятиям за первое полугодие текущего года вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и в целом соответствует тенденциям, сложившимся в предыдущие 2-3 года. Важно отметить при этом не только рост инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности, но и увеличение их доли в общем объеме инвестиций.
Это способствовало росту за январь—июнь 2006 г. объемов отгруженной продукции до 286 млрд руб. Индекс промышленного производства составил 106,8 % в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.
Более 60 % отгруженной продукции приходится на 3 вида деятельности: добыча топливно-
энергетических полезных ископаемых — 35,3 %, химическое производство — 12,6 %, производство транспортных средств и оборудования — 13,3 %. Наибольшие темпы роста наблюдались в обрабатывающих производствах — 113,3 %, добыче полезных ископаемых и в производстве и распределении электроэнергии, газа — 102,1 %.
Росту инвестиций способствовало улучшение финансовых результатов работы предприятий и организаций республики. По оценке, прибыль, полученная крупными и средними предприятиями Республики Татарстан за первое полугодие 2006 г., составила 51 млрд руб., в том числе в промышленности — 41 млрд руб. Рост прибыли — 50 %. Основная часть прибыли в промышленности — 76,4 %, — получена на ОАО «Татнефть». От объема инвестиций напрямую зависят техническое и технологическое обновление предприятий и повышение их конкурентоспособности.
Несмотря на значительные инвестиционные вливания, по-прежнему высокая изношенность основных фондов наблюдается в топливной промышленности. Вместе с тем значительный рост инвестиций позволил заметно снизить коэффициент износа в нефтехимии, электроэнергетике и пищевой промышленности. В остальных отраслях, где инвестиции незначительны, изношенность основных фондов увеличилась.
По предприятиям наблюдается аналогичная картина. Так, за этот период на инвестиционно активных предприятиях значительные ресурсы направляются на обновление основных фондов, что уменьшает их общий износ. Например, в акционерном обществе «Казаньоргсинтез» коэффициент износа снизился почти на 9 %, в «Нижнекамскне-фтехим» — на 8,4 %, «Татэнерго» — на 5,3 %, «Кварте» — на 4,1 %, «Алнасе» — 4,8 %.
В современных условиях высокий уровень конкурентоспособности означает переход к инновационному типу развития экономики, предприятий и предполагает наличие в регионе определенных условий и движущих сил. В соответствии с Программой социально-экономического развития республики до 2010 г., принятой Законом Республики Татарстан в декабре 2005 г., основной путь развития Татарстана — инновационная экономика. В этой Программе поставлена задача увеличения доли инновационной продукции в ВРП темпами не менее 2 % ежегодно.
Если в прошлом году значение этого параметра составляло 13 %, то уже за 6 мес. текущего года доля инновационной продукции в ВРП, по опросной
оценке крупных и средних предприятий, составила в целом по экономике более 15 %.
В промышленности доля инновационной продукции выше и в 2005 г. составила, по уточненным статистическим данным, 32,2 %, в первом полугодии текущего года—32,5 %, что выше прогнозного значения (20 %).
За пять предыдущих лет доля инновационной продукции выросла по всем отраслям. Наиболее значимые для экономики изменения доли инновационной продукции происходили на предприятиях топливной, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения. В первом полугодии 2006 г. аналогичные тенденции сохранились.
На основе опросного метода получена информация по доле инновационной продукции в объеме производства по предприятиям. Лучшие показатели в 2005 г. имели такие предприятия, как «Нефис Косметикс» (84 %), завод имени Горького (81 %), ГИПО (72,0 %), «Мелита» (70,2 %), «Искож» (64,4 %), «Компрессормаш» (60,2 %), «Нижнекамс-кшина» (59,4 %), «КАМАЗ» (59,0 %), «Электроприбор» (54,5 %), ОАО «Татнефть» (44,4 %).
За первое полугодие 2006 г. увеличили долю инновационной продукции к уровню 2005 г. ГИПО— на 8 %, завод им. Горького — на 5 %, «Ниж-некамскшина» — на 4,7 %, ПО «ЕлАЗ» — на 2,3 %, «Нижнекамскнефтехим» — на 2,2 %, а также «КАМАЗ» - на 0,8 % и «Татнефть» - на 0,6 %.
Таким образом, для стимулирования предприятий в развитии инновационной деятельности необходимо предусмотреть систему государственных преференций, аналогичную существующей системе, по одобренным инвестиционным проектам. Речь идет, прежде всего, об участии государственных ресурсов в реализации этих проектов в виде льготных арендных ставок, компенсации процентных ставок по кредитам, налоговых льгот и других преференций. Кроме того, необходимо создать реестр инновационной продукции.
Другим важным показателем конкурентоспособности региона является соотношение ввоза и вывоза продукции в республику и из нее.
Общий объем экспорта из Республики Татарстан неуклонно растет, и в 2005 г. составил 265,3 млрд руб. (9,4 млрд долл.), за первое полугодие текущего года сумма экспорта, по предварительным данным, составила около 158 млрд руб. (5,8 млрд долл.). Наблюдение ввоза продовольственных товаров в ежемесячном режиме было начато в 2004 г. не по абстрактной номенклатуре, определенной методиками Федеральной статистики, а по системе
потребительских бюджетов, т. е. по номенклатуре фактически потребляемых населением товаров.
Начиная с 2003 г., при общем увеличении потребления продовольственной продукции, доля потребления ввозимого в республику продовольствия неуклонно снижается, что обусловливается повышением конкурентоспособности производимой в республике продовольственной продукции и со всей убедительностью характеризует позитивные процессы, происходящие в аграрно-промышлен-ном комплексе республики. Необходимо отметить, что данный результат достигается в условиях полной открытости татарстанского рынка для поставки всех видов продукции.
Основной задачей для товаропроизводителей должно являться обеспечение реализации инвестиционных проектов, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию на рынке потребления непродовольственных товаров.
Важное значение для продвижения продукции на товарные рынки имеет и эффективная марке-тингово-сбытовая стратегия, которая включает в себя реализацию брендовой политики, участие в рекламно-выставочной деятельности и подготовку на современном уровне высокопрофессиональных менеджеров.
Также можно отметить прямую связь числа выставочных мероприятий, в которых участвовали предприятия Республики Татарстан в 2004-2006 гг., с темпами роста производства. Эффективно здесь работают «КАМАЗ», «Татнефть», «КВЗ», «КОМЗ», «Элекон». Например, «КАМАЗ» за три года провел 70 выставочных мероприятий, «Татнефть» — 50, «КВЗ» — почти 40, «КОМЗ» - 35, «Элекон» - более 30, КМПО и КПО ВС - более 20. При этом значительная часть этих мероприятий проведена за рубежом.
Пожалуй, основным из ключевых параметров оценки уровня экономической безопасности республики и ее конкурентоспособности является параметр энергетической независимости и техно-технологического запаса этой системы. По прогнозам, к 2010 г. дефицит электроэнергии в целом по Российской Федерации составит в среднем около 3,1 ГВт. В республике установленная электрическая мощность «Татэнерго» на 1 января 2006 г. составляет 6 986 МВт при среднегодовой потребляемой мощности 3 737 МВт. Таким образом, система имеет значительный запас, и наша задача в 2006 г. увеличить поставки электроэнергии на оптовый рынок.
Вместе с тем следует отметить, что существующие в республике неиспользуемые (резервные)
энергетические мощности в основном не отвечают экономическим требованиям федерального оптового рынка и требуют технологической и технической реконструкции.
С целью увеличения конкурентоспособности энергосистемы республики начаты работы по реконструкции Казанской ТЭЦ-3 на базе газотурбинных установок суммарной мощностью 110 МВт, Нижнекамской ТЭЦ — 70 МВт, Уруссинской ГРЭС — 12 МВт. Также в последующем будет реконструирована Заинская ГРЭС с внедрением ПГУ на 230 МВт.
Важнейшим параметром, характеризующим конкурентоспособность экономики, являются трудовые ресурсы, готовые к восприятию инноваций и способные действовать в условиях открытой экономики.
Конкурентоспособность кадрового потенциала характеризуется тремя параметрами—достаточнос-тью трудовых ресурсов, эффективностью рабочих мест и уровнем профессионализма работников. Так, численность трудовых ресурсов, начиная с 2001 г., несколько увеличилась и составляет сегодня 2 392 тыс. чел. Увеличилось и число занятых. Сегодня это 1 778 тыс. чел.
Сегодня в республике число вакантных мест составляет более 16 тыс. чел. Вместе с тем свободных рук как минимум на порядок больше, но их не спешат занять. Это является серьезной проблемой, так как вакантные места непривлекательны прежде всего потому, что на этих рабочих местах условия труда и доходы не позволяют удовлетворить потребности тех, кого мы хотели бы привлечь для работы на них. Так, на 2 742 предприятиях и организациях средняя заработная плата работников ниже минимального потребительского бюджета, а на ряде — даже ниже прожиточного минимума.
К основным задачам регионального развития относится также повышение конкурентоспособности самих органов исполнительной власти. Необходимо отметить, что эта важная задача поставлена перед нами Президентом Республики Татарстан в его Послании.
Другим важным критерием конкурентоспособности трудовых ресурсов является эффективность рабочих мест, которая характеризуется выработкой на одного работающего. Выработку от 870 тыс. руб. в год и выше имеет всего 21 предприятие. Если не называть предприятия нефтедобычи и нефтехимии, то это только 9 предприятий, среди которых ООО «Сименс ФДО Аутомотив», «Татэнерго» и др.
Что касается оценки интеллектуального потенциала, то Республика Татарстан входит в первую
тройку субъектов Российской Федерации по его уровню. Доля лиц, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, в численности занятых в экономике за последние 5 лет увеличилась с 22 до 26 %. Сегодня в республике работают около 2 тыс. докторов наук и более 6 тыс. кандидатов наук, обучаются в вузах 222 тыс. студентов.
Вместе с тем высокий интеллектуальный потенциал, которому по силам реализовать сложные научно-технические задачи, неравномерно распределен по территории республики. В связи с необходимостью решения задач в области размещения производительных сил в рамках реализации крупных проектов по созданию и развитию особой экономической зоны в Елабужском муниципальном районе и других крупных проектов в отдельных районах республики, в республике необходимо создать привлекательные условия для привлечения трудовых ресурсов на эти территории. А, с другой стороны, начать реализацию проектов в районах, где имеется избыток рабочей силы (например, создание туристско-рекреацион-ной зоны в поселке Камские Поляны).
Безусловно, важнейшим фактором, предопределяющим повышение конкурентоспособности, является повышение качества жизни населения. В целом параметры качества жизни росли в первом полугодии 2006 г. более высокими темпами, чем было предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Татарстан.
Так, среднемесячная заработная плата работников (включая малое предпринимательство), по оценке, составила 8 100 руб. и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 25,6 %.
Денежные доходы на душу населения в первом полугодии 2006 г. увеличились на 37,8 % и составили 8 475 руб.; реальные денежные доходы населения возросли на 27,3 %. Темп роста реальной заработной платы составил 115,0 %, что выше, чем в среднем по России.
Покупательная способность денежных доходов населения в первом полугодии 2006 г. возросла на 7 % по сравнению с покупательной способностью в 2005 г.
На фоне значительного роста денежных доходов пропорционально росли объемы товарооборота и платных услуг населению. Товарооборот в первом полугодии 2006 г. достиг 98 млрд руб. и вырос в сопоставимых ценах на 33,6 % к аналогичному периоду прошлого года по сравнению с 11,3 % в среднем по Российской Федерации.
Объем платных услуг за тот же период составил 30 млрд руб. и увеличился в сопоставимых ценах на
17,3 % к уровню соответствующего периода прошлого года, против 6,6 % в среднем по Российской Федерации.
В первом полугодии 2006 г. в республике введено 451,7 тыс. м2 жилья, что на 31 % больше, чем за соответствующий период 2005 г.
По данным анализа основных экономических показателей 2002 - 2005 гг. и первого полугодия 2006 г., характеризующих конкурентоспособность экономики и предприятий Республики Татарстан, был проведен расчет интегрального показателя конкурентоспособности.
Анализируя различные аспекты конкурентоспособности, особо следует отметить ключевую роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности национальных экономик.
Основным способом повышения конкурентоспособности малого бизнеса является расширение их партнерства с крупными и средними предприятиями. Ярким примером такого высокоэффективного партнерства является создание и развитие предприятия «КИП-Мастер» в г. Набережные Челны. Это предприятие уже в текущем году выходит на 1 млрд руб. производства продукции и займет место в тридцатке крупных республиканских компаний, имеющих объем производства более 1 млрд руб. Причем это предприятие не только обслуживает заказы ОАО «КАМАЗ», но и увеличивает свои поставки в другие регионы страны, привлекая тем самым из них значительные инвестиционные ресурсы для своего развития.
Развитию инновационного предпринимательства будет способствовать создание условий для развития рынка венчурного капитала, примером которого может стать реализация перспективной совместной идеи ОАО «КАМАЗ» и главы Набе-режно-Челнинского городского округа о создании корпоративного венчурного фонда.
В целом, коммерциализацию инновационных проектов на малых предприятиях сегодня обеспечивают 14 технопарков, лидером среди которых является инновационно-технологический парк «Идея».
Все возрастающую роль в повышении конкурентоспособности территорий играют муниципальные власти. В настоящее время им передана значительная часть полномочий в области образования, транспортно-логистической инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности, снижения административных барьеров, уровня коррупции и др. Каждое муниципальное образование в республике имеет свои специфические сильные и слабые стороны,
и поэтому многие возможности для повышения конкурентоспособности лучше могут быть использованы на муниципальном уровне, безусловно, с участием республиканских ресурсов. В этой связи были проанализированы отдельные параметры оценки конкурентоспособности городских округов и муниципальных районов.
По объемам инвестиций в основной капитал лучшие показатели в 2005 г. наблюдались в городских округах г. Казань (84,3 млрд руб.), г. Набережные Челны (4,9 млрд руб.), а также в Нижнекамском (13,8 млрд руб.), Альметьевском (9,8 млрд руб.), Азнакаевском (2 млрд руб.), За-инском (2 млрд руб.), Елабужском (2 млрд руб.), Высокогорском (1,8 млрд руб.), Нурлатском (1,7 млрд руб.) муниципальных районах.
По объемам инвестиций в основной капитал на душу населения в 2005 г. лучшие показатели наблюдались в городском округе г. Казань (76 тыс. руб.), а также в Нижнекамском (52 тыс. руб.), Альметьевском (51 тыс. руб.), Высокогорском (40 тыс. руб.).
По уровню средней заработной платы в муниципальных районах со значительным числом убыточных предприятий также наблюдается более низкая заработная плата.
По обороту розничной торговли на душу населения стабильное лидирующее место с 2001 по 2005 г. наблюдается в городах Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Бугульма. В среднем по республике этот показатель уровня жизни населения достиг 42 879 руб., самое высокое значение в 2005 г., как уже отмечалось, в Казани - более 83 тыс. руб., более 20 тыс. руб. - в восьми муниципальных районах, в большинстве сельскохозяйственных районов этот показатель составляет чуть более 17 тыс. руб.
Очень важным параметром, характеризующим инвестиционную привлекательность территории, является уровень ее самодостаточности. Стабильно высокий уровень обеспеченности, по итогам 2005 г., отмечается в городских округах - Казань и Набережные Челны, а также в Нижнекамском, Альметьевском, Заинском, Нурлатском, Елабуж-ском муниципальных районах.
Таким образом, в целях обеспечения конкурентоспособного потенциала предприятий, республики в целом необходимо решать ряд региональных первоочередных задач, к которым относятся следующие.
Прежде всего, для сохранения конкурентоспособности нефтедобывающей промышленности необходимо стабилизировать добычу нефти в усло-
виях объективного старения разрабатываемых месторождений, для чего надо обеспечить требуемый объем геологоразведочных работ и привлечение необходимых финансовых ресурсов.
Что касается конкурентоспособности предприятий химии и нефтехимии, то здесь требуется ускорение коренного обновления основных фондов, внедрение передовых наукоемких ресурсо- и природосберегающих технологий, переход на преимущественно инновационный путь развития в соответствии с Программой развития нефтегазо-химического комплекса республики до 2008 г.
Для повышения конкурентоспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса нам необходимо решить задачу получения государственного заказа в объеме, обеспечивающем безубыточное производство продукции по оборонному заказу. Одновременно для этих же целей необходимо сконцентрировать усилия на интеграции производственного, научного и кадрового потенциала предприятий — разработчиков и производителей систем. Необходимо также проводить взвешенную политику вхождения предприятий оборонно-промышленного комплекса республики в состав создаваемых вертикально интегрированных структур.
Основным направлением, обеспечивающим конкурентоспособность продуктов питания, должно стать создание кластеров на базе индустриально-
го развития сельскохозяйственного производства, в состав которых входят сельхозпроизводитель, переработчик и торговая компания.
В ликероводочном бизнесе стратегическим направлением развития является снижение издержек производства и продвижение продукции на рынки Российской Федерации и за ее пределы, что является важнейшей задачей ОАО «Татспиртпром».
С точки зрения территориального развития республики необходимо создать систему мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципальных образований. Здесь определяющая роль принадлежит органам местного самоуправления. Уже в текущем году им необходимо создать свой районный перечень наблюдаемых органами статистики предприятий, которые для конкретного муниципального образования являются бюджетообразующими.
Понимая, что в настоящее время поиск путей повышения конкурентоспособности является наиболее важной задачей, над которой работают ведущие мировые и отечественные экономические школы и эксперты, необходимо создать федеральную и международную площадку в Республике Татарстан для обсуждения путей решения этой задачи. Региональная экономика должна отвечать требованиям современного мира и иметь достаточные конкурентные ресурсы для своего роста.
Подписка eUBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.