36 (177) - 2012 УДК 332.14
ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
о задачах
социально-экономического развития республики татарстан
м. р. шагиахметов, доктор экономических наук, министр экономики Республики Татарстан E-mail: Midhat. Shagiahmetov@tatar. ru
В статье рассматривается текущее социально-экономическое положение Республики Татарстан. На основе сравнительного анализа со странами мира выявлены системные проблемы развития республики. Определены основные задачи и пути решения данных проблем по таким направлениям, как повышение инвестиционной привлекательности и улучшение условий для ведения бизнеса, рост инновационной активности и повышение производительности труда. В качестве перспективного инструмента реализации комплексного подхода к решению обозначенных проблем рассмотрено формирование точек роста на основе кластеров на примере Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Ключевые слова: Республика Татарстан, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат, инновации, производительность труда, кластер.
Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по ряду показателей социально-экономического развития. Так, по предварительной оценке Территориального органа Фдеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в 2011 г. валовой региональный продукт (ВРП) республики составил 1,25 трлн руб., что на 4,6 % превышает уровень 2010 г. в сопоставимых ценах. По абсолютному объему валового регионального продукта Республика Татарстан занимает 5-е место в Российской Федерации [1].
Со стороны производства динамика ВРП была обусловлена высокими темпами роста в основных
секторах экономики: сельском хозяйстве (152,6 % к уровню 2010 г.), промышленности (105,8 %) и строительстве (106,8 %).
Индекс промышленного производства в республике в 2011 г. составил 105,8 % к уровню 2010 г. В структуре промышленности республики более 64 % занимают обрабатывающие производства.
Объем инвестиций в основной капитал в 2011 г. составил 386 млрд руб. Темп роста физического объема инвестиций - 107,8 %. Основные капитальные вложения приходились на обрабатывающие производства - 25,4 % всей суммы инвестиций, транспорт и связь - 21,6 %, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг -17,0 %.
Устойчивый рост экономики Республики Татарстан оказал положительное влияние и на динамику основных индикаторов социального развития [7, 8].
Средняя заработная плата в 2011 г. составила 20 тыс. руб., увеличившись в номинальном выражении на 15,3 % к уровню 2010 г. В реальном выражении заработная плата возросла на 6,7 %, что кроме роста номинальной суммы связано также и с замедлением инфляционных процессов.
Индекс потребительских цен по итогам 2011 г. составил 5,9 %, что является минимальным значением за прошедшие 20 лет.
В 2011 г. введено почти 2,4 млн м2 жилья, обеспеченность жильем достигла 23,3 м2 на человека.
Средняя продолжительность жизни в 2011 г., по оценке органов статистики, составила 72 года.
Таким образом, очевидно, что в Республике Татарстан достигнут достаточно высокий уровень
- 5
социально-экономического развития в масштабах Российской Федерации. Вместе с тем в условиях глобализации экономики, либерализации международной торговли (в частности, в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию) и развития кооперационных связей важнейшим стратегическим приоритетом республики становится формирование конкурентоспособной в глобальном масштабе экономики. Именно эта цель обозначена в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 15.09.2011 [5].
Основные индикаторы достижения поставленной цели определены в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы [4]:
- по объему валового регионального продукта на душу населения (по паритету покупательной способности) республика должна выйти на уровень развитых стран (не менее 35 тыс. долл.);
- объем инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте должен составить 40 %;
- объем прямых иностранных инвестиций на душу населения должен составить свыше 1,5 тыс. долл. в год;
- по международным сопоставлениям (проводимым один раз в два года по методологии Всемирного банка) республика будет позиционироваться по всей совокупности показателей как регион с низким уровнем административных барьеров;
- в структуре экономики доля обрабатывающих секторов должна составить не менее 25 %, в объеме промышленного производства - 75 %;
- доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства возрастет до 30 %;
- доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики увеличится до 34 %;
- количество рабочих мест на высокотехнологичных производствах увеличится до 60 % от общего количества рабочих мест.
Таким образом, стратегическими задачами социально-экономического развития Республики Татарстан являются:
- повышение инвестиционной привлекательности и улучшение условий для ведения бизнеса;
- повышение инновационной активности;
- увеличение производительности труда.
Данные направления полностью соответствуют основным целевым ориентирам развития страны, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [2]:
- создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27 % - к 2018 г.;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.;
- увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. Рассмотрим положение Республики Татарстан
по перечисленным направлениям в сравнении со странами мира более подробно.
Норма накопления (доля инвестиций в ВРП) республики в 2011 г. составила 31 %, что превышает среднероссийский (21 %) и среднемировой (23 %) уровни. Вместе с тем, в быстро развивающихся странах данный показатель находится на еще более высоком уровне. Так, например, в среднем по странам БРИКС норма накопления составляет 37 %, в том числе в Китае - 48 %.
Поскольку инвестиционная активность является одним из основных факторов экономического роста, важнейшее значение для дальнейшего развития республики имеет инвестиционный климат.
Республика Татарстан по результатам исследований авторитетных международных компаний является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в стране. Однако сама Российская Федерация, по оценкам Всемирного Банка, занимает только 120-е место в мире [9]. В республике, как и в стране в целом, сохраняются проблемы, препятствующие дальнейшему улучшению инвестиционного климата, связанные с административными барьерами, отсутствием четкого регламента сопровождения проектов в режиме «одного окна» и др.
Следует отметить, что инвестиционная привлекательность важна не только для крупных игроков, но в первую очередь для малых и средних предприятий. В 2011 г. доля малого и среднего бизнеса в экономике составила 25,2 %. В то же время в развитых странах мира этот показатель достигает 60 %. Малому и среднему бизнесу принадлежит важнейшая роль в развитии экономики, ведь имен-
но он является основной базой для формирования среднего класса.
По инновационной активности республика также уступает глобальным лидерам. Доля инновационно активных организаций в республике в 2011 г., по оценке экспертов, составила 14 %, что значительно уступает показателям не только развитых, но и некоторых развивающихся стран. Так, например, в Словакии этот показатель составляет 26 %, в Финляндии - 53 %, в Германии - 72 %.
Производительность труда в Республике Татарстан в 2011 г. составила 35 тыс. долл. по паритету покупательной способности на одного занятого. При этом, например, в Эстонии этот показатель был равен 50 тыс. долл., в странах G7 - 86 тыс. долл.
Необходимо отметить, что если по производительности труда республика значительно отстает от ведущих стран мира, то по доле добавленной стоимости, направляемой на оплату труда (46 %) она находится с ними практически на одном уровне. Так, например, в Чехии и Сингапуре этот показатель составляет 42 %, в Германии - 51 %, причем в этих странах заработная плата существенно выше, чем в республике.
Следовательно, высокий уровень зарплаты в развитых странах обеспечивается исключительно высокой производительностью. Таким образом, производительность труда в настоящее время становится важнейшим и практически единственным возможным фактором повышения уровня благосостояния граждан как Республики Татарстан, так и Российской Федерации в целом.
От решения перечисленных системных проблем во многом будет зависеть развитие республики в среднесрочной перспективе. Рассмотрим более подробно основные направления решения стоящих перед республикой задач.
В сфере повышения инвестиционной привлекательности должен быть реализован минимально необходимый комплекс мер, предусмотренных Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанным Агентством стратегических инициатив совместно с Республикой Татарстан.
Данный стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации, дает рекомендации по их содержанию по таким направлениям, как:
- развитие государственных структур поддержки инвестиционной деятельности;
- снижение административных барьеров;
- правовое регулирование инвестиционной деятельности;
- информационная открытость государственных органов;
- кадровое обеспечение инвестиционного развития.
Необходимо отметить, что задача по формированию благоприятного инвестиционного климата -это партнерский проект государства, бизнеса и общества. Крайне важно, чтобы сами предприниматели принимали участие в установлении «правил игры». В связи с этим необходимо расширять практику использования механизма оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.
Также в целях снижения административных барьеров должны быть значительно упрощены процедуры предоставления государственных услуг, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 N° 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3].
Важнейшими направлениями формирования инновационной экономики в республике являются развитие информационных технологий и нано-технологий. В настоящее время крупнейшим республиканским центром в сфере информационных технологий является ИТ-парк в г. Казани. По итогам 2011 г. число резидентов ИТ-парка достигло 64, их общая выручка превысила 2,6 млрд руб.
Вместе с тем необходимо отметить, что уже сегодня все площади ИТ-парка заняты, а дальнейшее развитие малых высокотехнологичных компаний в ИТ-сфере требует реализации новых проектов. Наиболее значимым из таких проектов является строительство инновационного города - спутника Казани «Иннополис» на 150 тыс. жителей, из которых 60 тыс., как предполагается, составят работники ИТ-сферы и других высокотехнологичных направлений. Мастер-план города разработан сингапурской компанией «RSP Architect». В рамках проекта планируется создание ИТ-университета в партнерстве с одним из ведущих вузов в сфере информационных технологий - Университетом Карнеги-Меллон.
Реализация проекта «Иннополис» позволит увеличить долю сектора информационно-комму-
никационных технологий в экономике Республики Татарстан с текущих 3,5 до 7 % и более.
Дальнейшее развитие сектора нанотехнологий в Республике Татарстан напрямую связано с сотрудничеством с ОАО «РОСНАНО» в рамках реализации «Соглашения о сотрудничестве Республики Татарстан с открытым акционерным обществом «РОСНА-НО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ», подписанного 11 ноября 2011 г. В соответствии с данным соглашением к 2015 г. объем производства нанотехнологической продукции в республике должен достичь 24 млрд руб.
В целом, осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных данным соглашением и включающих, в том числе, разработку и реализацию Региональной целевой программы по развитию на-ноиндустрии в Республике Татарстан на 2012-2015 годы, позволит сформировать в республике реально функционирующий нанотехнологический кластер, который должен стать одной из основных точек инновационного развития республики.
По направлению повышения производительности труда основными задачами республики являются:
- стимулирование предприятий к повышению операционной эффективности;
- разработка комплекса мер по устранению институциональных ограничений, препятствующих росту производительности труда;
- развитие кадрового потенциала.
Одним из основных инструментов для решения данных задач должна стать Программа повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2012-2015 годы, разрабатываемая в настоящее время. Машиностроение и нефтехимия выбраны в качестве «пилотных» видов экономической деятельности, ведь именно они формируют около 70 % всей добавленной стоимости, производимой предприятиями обрабатывающей промышленности республики.
Предполагается, что итогом совместной работы, кроме самой программы, станет типовой пакет рекомендаций по разработке программ увеличения производительности труда на конкретных предприятиях, а также комплекс стратегических инициатив по повышению конкурентоспособности экономики республики на основе роста производительности труда.
Очевидно, все перечисленные направления решения стоящих перед республикой задач взаи-
мосвязаны между собой и требуют комплексного подхода к разработке программ развития. Одним из перспективных инструментов реализации такого комплексного подхода является формирование инновационных точек роста на основе территориально-производственных кластеров.
В соответствии с классическим определением М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [6]. Таким образом, при формировании программ развития кластеров в первую очередь должны учитываться взаимосвязи входящих в них предприятий и синергетический эффект их совместного функционирования.
В настоящее время в Республике Татарстан сформирован ряд кластеров, среди которых необходимо выделить Камский инновационный территориально-производственный кластер, расположенный в северо-восточной части Республики Татарстан по обоим берегам реки Камы, включающий городской округ Набережные Челны и пять муниципальных районов: Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский и Тукаевский. Численность населения кластера составляет более 1 млн чел.
Объем промышленной продукции Камского инновационного территориально-производственного кластера в 2011 г. составил 600 млрд руб., в том числе более 100 млрд руб. - экспорт на мировой рынок. Доля инновационной продукции на территории кластера составила 22,3 %.
Кластер имеет три направления технолого-про-фильного развития:
1) Нижнекамское, в котором сосредоточены предприятия нефтехимического комплекса (ОАО «Нижнекамскнефтехим», комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО»);
2) Набережночелнинское с развитым автомобилестроением (ОАО «КАМАЗ», совместное предприятие Ford и Sollers);
3) Елабужское, где расположена особая экономическая зона «Алабуга» и строится комплекс по производству минеральных удобрений ОАО «Аммоний».
Однако несмотря на то, что предприятия кластера имеют высокий потенциал развития, темпы роста основных производственных параметров,
характеризующих их деятельность, сдерживаются отставанием развития инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной и др.). Крупнейшие предприятия республики обозначили данную проблему как приоритетную, поскольку она в наибольшей степени влияет на перспективы развития и инвестиционную привлекательность территории.
В этой связи была разработана Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года, предусматривающая осуществление комплекса мер, направленных на устранение существующих инфраструктурных ограничений. Реализация данной программы позволит создать конкурентоспособный инновационный кластер мирового уровня и достичь к 2020 г. следующих целевых показателей:
- объем промышленной продукции - 1 996,0 млрд руб. (рост в 3,3 раза);
- валовой территориальный продукт - 1 568,5 млрд руб. (рост в 4,7 раза);
- инвестиции в основной капитал - 600,0 млрд руб. (рост в 5,5 раза);
- доля инновационной продукции - 44,7 % (рост в 2 раза);
- количество высокопроизводительных рабочих мест - более 89 тыс. мест.
Таким образом, решение задач по повышению инвестиционной привлекательности и улучшению условий для ведения бизнеса, стимулированию инновационной активности и росту производительности труда фактически означает пересмотр модели экономического роста, когда основным критерием эффективности деятельности для предприятий должно стать создание продукции и услуг мирового уровня. Только в этом случае Республика Татарстан сможет обеспечить конкурентоспособность в глобальном масштабе.
Список литературы
1. Информация по показателям, использовавшаяся для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный период 2011 г. / Министерство регионального развития Российской Федерации: официальный сайт. URL: minregion.ru/upload/docu ments/2012/08/230812/230812_bd_1.xls.
2. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596.
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы: закон Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-ЗРТ.
5. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 15.09.2011 / Президент Республики Татарстан: официальный сайт. URL: http://president. tatarstan. ru/pub/view/13862
6. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
7. Социально-экономическое положение Республики Татарстан: комплексный информационно-аналитический доклад. Январь-декабрь 2011 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань, 2012.
8. Татарстан в цифрах. Крат. ст. сбор. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Казань, 2012.
9. World Development Indicators / The World Bank. URL: http://databank. worldbank. org/ddp/home. do?Step=12&id=4&CNO=2.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru