Что делает Татарстан успешным регионом
Э.Ш. ВЕСЕЛОВА, корр. «ЭКО»
Развитие Республики Татарстан в постсоветский период являет собой впечатляющую историю успеха. По многим показателям социально-экономического развития регион занимает лидирующие позиции в России. Как это удается отдельно взятому субъекту Федерации в стране господствующего экономического хаоса? В статье сделана попытка обозначить объективные и субъективные предпосылки его достижений.
Ключевые слова: Республика Татарстан, Рустам Минниханов, Минтимер Шаймиев, региональная промышленная политика, татарстанская модель развития
Во многих областях общественной жизни Республика Татарстан сегодня является своеобразной витриной экономического, инновационного, культурного, социального развития. И как настоящая витрина, в глазах посетителя выглядит безупречно: в Казани и Елабуге - отличные дороги с удобными развязками, чистые ухоженные улицы, свежевыкрашенные фасады домов, идеально постриженные газоны, англоязычная навигация по историческим достопримечательностям, станции новенького метро оснащены лифтами для инвалидов. В Казани - множество новых зданий яркой архитектуры, в Елабуге - уютные аллеи и парки, с федеральной трассы М-7 видны въезды в зажиточные, ярко иллюминированные села.
Внешнее впечатление подтверждается сухими цифрами статистики. Относительно небольшой по размерам (68 тыс. км2, 44-е место в РФ) и численности населения (3,81 млн человек, 8-е место в РФ) Татарстан уже много лет делит лидерство с обеими столицами и богатыми нефтяными регионами по величине ВРП (в 2013 г. - 1,5 трлн руб., 5-е место в РФ), объему инвестиций в основной капитал (520,2 млрд руб., 5-е место), занимает 6-е место по вводу жилья (2,4 млн м2), 7-е -по обороту розничной торговли (447 млрд руб.). По динамике промышленного производства Татарстан не только значительно опережает среднероссийские показатели, но уже в 2004 г. практически восстановил объемы конца советского периода -чем не может похвастаться больше ни один индустриальный регион. Здесь производится более 30% грузовых автомобилей,
ЭКО. - 2015. - №1 ВЕСЕЛОВА Э.Ш.
почти 50% полиэтилена, 43% синтетических каучуков, 33% шин для автомобилей и сельхозмашин, добывается более 6% российской нефти.
В экспертной среде уже давно говорят о «татарстанской модели» регионального развития, некоторые авторы считают ее опыт едва ли не целевой моделью будущего России - при сохраняющихся объемах нефтедобычи здесь активно развиваются новые сферы и виды экономической деятельности, в том числе основанные на экономике знаний. ОЭЗ «Алабуга» обеспечивает до 82% производства и до 60% налоговых отчислений семнадцати действующих ОЭЗ России. Регион традиционно занимает верхние строчки в разнообразных рейтингах и позиционируется как благоприятный для ведения бизнеса, привлечения инвестиций и развития инноваций.
Можно ли повторить экономический успех Татарстана в других регионах России? Изучив все составляющие татарстанского «экономического чуда», приходится признать, что, хотя отдельные ингредиенты его рецепта не являются уникальными, их сочетание практически не поддается тиражированию. Очевидно, республике еще долго суждено оставаться островом стабильности и благополучия в бурном море российского экономического хаоса.
Объективные экономико-географические преимущества
Расположение в центре густонаселенного и экономически развитого Поволжья, между индустриальными регионами Центра и Урала, на пересечении важнейших сухопутных и водных транспортных магистралей, с выходом к северным и южным морским портам является очень важным конкурентным преимуществом, помогая региону поддерживать традиционный бизнес и развивать новый. В годы начала реформ и разрушения советских экономических связей предприятия европейской части страны оказались в более выигрышном положении, чем периферийные, отрезанные от своих поставщиков и рынков сбыта огромными расстояниями.
«Три кита» отраслевой структуры региона - нефтедобыча, машиностроение и нефтепереработка (отчасти) - сформировались и окрепли еще в советские годы. Большая часть производимой
продукции вывозилась за пределы республики, шла на экспорт1. Сама по себе такая структура не является чем-то уникальным. Например, в Томской области или в соседнем Башкортостане тоже добывается нефть, есть развитое машиностроение. Но в случае с Татарстаном удачная отраслевая структура дополнялась выгодным географическим положением. К тому же базовые предприятия республики оказались ориентированными на рынки, на которых существовал платежеспособный спрос.
Даже машиностроительный комплекс в Татарстане в годы реформ пострадал не так сильно, как в других регионах России, поскольку, помимо традиционных предприятий ВПК и сельхозмашиностроения, которые, как и везде в РФ, значительно сократили производство в переходный период, исторически включал в себя предприятия топливного и нефтяного машиностроения, обслуживающие региональный ТЭК и главное - единственного в стране производителя магистральных большегрузов -«КамАЗ». В 1988 г. его продукция составляла треть грузового парка страны, обеспечивая до 2/3 автогрузоперевозок. В 1990-е гг. грузоперевозки постепенно переориентировались с железной дороги на автомобильный транспорт, в стране бурно развивался рынок логистических услуг, обеспечивший спрос на продукцию предприятия. Сегодня «КамАЗ» - флагман отрасли не только в масштабах Татарстана или России, но и значим для мирового рынка грузовых автомобилей.
Что же говорить о нефтяной отрасли! Местная нефть высокой вязкости (в 2012 г. «Транснефть» даже поднимала вопрос о введении «банка качества» нефти, чтобы снизить негативный эффект от смешивания в трубопроводе тяжелой поволжской нефти с легкими сибирскими сортами)2 активно экспортировалась все прошедшие годы. В переходный период после распада СССР именно нефтедобыча превратилась в важнейшую отрасль экономики, подпитывая республиканский бюджет, обеспечивая заказами машиностроительные предприятия и сырьем - нефтепереработку (таблица). В отличие от других регионов России,
1 Галиев И. М. Внешнеэкономические связи Республики Татарстан в 1990-е гг. URL: http://netess.ru/3istoriya/102516-1-vneshneekonomicheskie-svyazi-respubliki-tatarstan-1990-e-gg.php (дата обращения: 28.11.2014).
2 URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/22/07/2013/867062.shtml (дата обращения: 25.11.2014)
нефтедобычей здесь занимается региональная компания - ОАО «Татнефть», которая не просто на 30% пополняет региональный бюджет, республиканские власти имеют самое непосредственное влияние на ее развитие и инвестиционные планы, согласуя их с интересами региональной экономики.
Отраслевая структура промышленного производства Татарстана, %
Год Электроэнергетика Добыча полезных ископаемых Химия и нефтехимия Машиностроение Прочие
1991 4,0 8,0 21,0 21,0 13,0
1995 12,0 21,0 25,0 25,0 9,0
2003 7,0 38,0 18,0 18,0 9,0
2013 8,3 23,9 38,2 19,6 10,0
Источники: Независимый институт социальной политики, Росстат.
Мудрость и дальновидность республиканских властей состоит именно в том, что им удалось добиться комплексного развития экономики республики, усилив и развив потенциал советского наследия. Скажем, в течение последних 20 лет Та-растан целенаправленно и упорно развивает машиностроительную отрасль. В 1990-е годы здесь появился «ЕлАЗ» (см. статью об ОЭЗ «Алабуга» в этом номере «ЭКО»), в 2012 г. состоялся запуск СП «Форд-Соллерс холдинг», выпускающего автомобили марки «Форд». Запланированный объем инвестиций - около 2,4 млрд долл. в течение 2011-2020 гг., в том числе в 2015 г. компания планирует запустить сборку двигателей.
Примечательно, что, несмотря на сокращение продаж автомобилей «Форд» в России в 2013-2014 гг., елабужская производственная площадка продолжает развиваться, в то время как на аналогичном заводе во Всеволожске (Ленинградская область) весной 2014 г прошли сокращения и снизились объемы выпуска3.
Добычу нефти за годы рыночной экономики Татарстан нарастил с 20 млн до 32,9 млн т (по итогам 2013 г.)4, это порядка 6% российской нефтедобычи. Но главная метаморфоза произошла с республиканским нефтеперерабатывающим комплексом. Его флагман - ПАО «Нижнекамскнефтехим» - в советское время
3 900 млн от Ford Sollers // Ведомости. - 2014.- 29 апр. URL: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/article/671241 /900-mln-ot-ford-sollers (дата обращения: 25.11.2014)
4 URL: http://www.oilru.com/news/399308 (дата обращения: 02.12.2014)
работал преимущественно на сырье, получаемом из соседней Башкирии. При объемах производства советских масштабов номенклатура выпуска включала несколько видов синтетических каучуков и мономеров. Уже в постсоветский период предприятие освоило выпуск синтетических масел и смол, полистирола и полипропилена и др.5
Сегодня химия и нефтехимия имеют наиболее значимую долю в экономике Республики Татарстан, несмотря даже на нынешний рост нефтедобычи. Несколько лет назад они получили новый импульс к развитию в виде масштабных инвестиций.
В 2005 г. «Татнефть» начала строительство нефтеперерабатывающего комплекса из семи заводов - ОАО «Танеко» - плановой мощностью 14 млн т в год; первая очередь комплекса введена в эксплуатацию в декабре 2011 г.6 Одновременно реализуются и другие проекты в нефтепереработке с участием частных инвесторов. Только в 2012 г. объем инвестиций в основной капитал по республиканскому нефтегазохимическому комплексу составил 84 млрд руб., это 18% всего объема инвестиций по Республике Татарстан7. Приоритетными для отрасли являются проекты по организации производства и дальнейшей переработки полимеров. За 2012-2013 гг. производство полиэтилена, пропилена, полисти-ролов и синтетических каучуков в республике выросло на 29%8.
Помимо трех названных опорных отраслей, значимое место в структуре экономики Татарстана занимает сельское хозяйство, в котором задействовано около 4,5-5% населения. Республика устойчиво входит в пятерку крупнейших российских производителей сельхозпродукции, занимает 1-е место по производству молока, 2-е - мяса скота и птицы и по валовому сбору картофеля. Важнейшими факторами поддержания отрасли, по мнению экспертов Независимого института социальной политики (НИСП), являются мощные дотации и трудовая этика татарского села: «Это проявляется во всех элементах сельского уклада жизни.
5 URL: http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=4723 (дата обращения: 15.12.2014)
6 URL: http://taneco.tatneft.ru/o-kompanii/o-proekte?lang=ru (дата обращения: 25.11.2014)
7 Портал «Нефть России» URL: http://www.oilru.com/news/369259/ (дата обращения: 25.11.2014)
8 URL: http://federalbook.ru/files/TEK/Soderzhanie/Tom%2012/II/Minnihanov. pdf (дата обращения: 12.11.2014)
Села республики более благоустроены по сравнению с соседними русскими регионами, сохранились традиции ведения большого подсобного хозяйства, совместного строительства жилья. Оставшись более патриархальным, татарское село оказалось более жизнеспособным в кризисный период по сравнению с маргина-лизирующимися русскими деревнями, особенно в Нечерноземье». Более половины валовой продукции отрасли обеспечивают малые формы хозяйствования (фермеры и ЛПХ).
Интересно, что развитие сферы услуг в Татарстане до последнего времени заметно отставало от общероссийской динамики (в 2012 г. на транспорт, связь и торговлю приходилось 24,3% от общего объема ВРП Татарстана против 27,9% в среднем по РФ). По мнению экспертов НИСП, такое отставание во многом объяснялось протекционистской политикой региональных властей, препятствовавших заходу в республику крупных столичных компаний. Однако в преддверии Всемирной Универсиады 2013 г. в республике появились крупные, в том числе международные, торговые и гостиничные сети, заметно вырос рынок платных услуг. По итогам 10 месяцев 2014 г., его объем составил 173,7 млрд руб., это самый высокий показатель в ПФО9 (в 2010 г.- 147,7 млрд руб.).
Субъективные экономико-политические
преференции в переходный период
Сохранить и приумножить советский промышленный потенциал, а также смягчить кризисный спад, охвативший всю экономику бывшего СССР, республике помогла «политика мягкого вхождения» в рынок на заре реформ, проводившаяся здесь в противовес «шоковой терапии» федерального правительства. Это стало возможным благодаря особому статусу «суверенной республики в составе РСФСР», которого добился первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев под угрозой выхода республики из состава России. Особый статус предполагал введение на территории особого бюджетного режима и проведение приватизации по собственному сценарию.
Особый бюджетный режим в начале 1990-х позволил Татарстану оставлять практически все собранные налоги на территории республики и тратить их по своему усмотрению. Лишь в 1994 г. республика начала перечислять часть налогов в федеральный бюджет, но и тогда «федеральная» доля
9 иЯ1_: http://www.business-gazeta.ru/article/118475/ (дата обраще-ния:12.11.2014)
в собранных налогах оставалась в 3-3,5 раза ниже, чем в среднем по России10. Это обеспечивало немалые преимущества в развитии региона в течение целого десятилетия, когда у других экономически сильных территорий большая часть ресурсов изымалась. Лишь с 2000 г. республиканский бюджет впервые стал составляться по нормам российского, а не местного законодательства.
Автономный статус привел к тому, что практически вся союзная собственность на территории региона была предварительно переведена в республиканскую и затем приватизирована по собственному сценарию11. «В Татарстане, как только раздали ваучеры (в том числе и по два татарстанских, потому что мы и свою собственность на основе Договора поделили), открыли в Сбербанке на каждого именные приватизационные вклады. И наложили мораторий на эти вклады на три года, пока инфляция не сократилась до 17-22%,- рассказывал первый президент Татарстана М. Ш. Шаймиев12. Иначе бы имущество ушло из Татарстана, как это произошло в России, потому что при 1400%-й инфляции оно было почти бесплатным».
Это позволило Татарстану спасти от разбазаривания советское наследство, сохранить управляемость экономики и предопределило уникальную структуру собственности на территории республики.
Ключевые промышленные и финансовые активы на территории Татарстана и сегодня контролируются республиканской властью. Так, пакеты акций (от 25% до 100%) 18 крупнейших производственных, инфраструктурных и финансовых компаний Татарстана в 2003 г. были переданы в холдинг «Связьинвестнефтехим»13, 100% акций которого находятся в республиканской собственности, а председателем совета директоров является действующий президент Татарстана Р. Н. Минниханов. И этот портфель
10 Налоговый потенциал регионов. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/ Analysis/iews/an_iews_120902/an_iews_120902240. htm (дата обращения: 25.11.2014)
11 Васильев В. Приватизация всегда уязвима для критики // Время и деньги.- 2004.- Вып.118. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-6722. htm (дата обращения: 25.11.2014)
12 Публичная лекция М. Ш. Шаймиева перед научной общественностью в Академии наук РТ 22 октября 2007 г. URL: http://www.antat.ru/cgi-bin/img. pl/files/lectures/Shaimiev.doc (дата обращения: 24.11.2014)
13 См.: сайт компании «Связьинвестнефтехим». URL: http://sin-x.ru/about/ (дата обращения:)
периодически пополняется. Так, в 2005 г. холдинговая компания «Ак Барс» (входит в «Связьинвестнефтехим») приобрела контроль над Зеленодольским судостроительным заводом, компаниями «Камгэсэнергострой», ОАО «Бугульминское авиапредприятие», ОАО Казанский завод «Электроприбор», ОАО «Холод».
При этом частная собственность на территории республики тоже контролируется почти исключительно местным капита-лом14, что, безусловно, повышает наполняемость бюджета и дает республиканским властям дополнительные рычаги влияния на бизнес, облегчая проведение единой промышленной политики.
Интересно, что помимо Татарстана особый автономный статус в переходный период был придан еще двум национальным республикам - Башкирии и Якутии. Но только Татарстан использовал предоставившиеся возможности наиболее эффективно, направив собранные солидные средства на реализацию стратегических социальных и экономических программ.
Так, в первой половине 1990-х годов республиканское правительство жестко контролировало цены на основные потребительские товары, поддерживало МРОТ на уровне прожиточного минимума (в России эти показатели различались в 3,5-4 раза15). Программа ликвидации ветхого жилья за счет бюджета началась здесь еще в 1995 г. и к 2005 г. была полностью выполнена16, как и программа сплошной газификации. Тогда же в республике -впервые на постсоветском пространстве - был введен механизм увязки бюджетных расходов с социальными потребностями на основе прозрачного механизма социальных стандартов и норм. В течение всего переходного периода значительные средства направлялись на поддержку базовых отраслей экономики и агропромышленного комплекса.
Сильная вертикаль власти
Одна из редких в России черт, присущая Татарстану на протяжении нескольких десятилетий, - наличие хорошо отстроенной
14 См.: Рейтинг Топ-300 крупнейших компаний Татарстана, составленный газетой «Бизнес online». URL: http://tat-business.ru/news1/top300_krupnejshih_ kompanij_tatarstana/ (дата обращения: 07.11.2014)
15 Судьин А. Социальная политика в постсоветском Татарстане и ее результаты. URL: http://www.central-eurasia.com/tatarstan/?uid=160 (дата обращения: 26.11.2014)
16 URL: http://www.gilfondrt.ru/about (дата обращения: 03.12.2014)
вертикали с очень сильными властями. «Если решение на уровне президента принято, оно выполняется. Это достаточно жесткая авторитарная система. Там нет хаоса, который есть у нас, но есть очень сильное ручное управление»,- рассказывает директор региональной программы Независимого института социальной политики Н. Зубаревич17.
Выстраивать эту вертикаль начал первый президент РТ М.Ш. Шаймиев, который за 20 лет своего правления (19912010 гг.) сумел создать сильную команду единомышленников, способную эффективно реализовывать поставленные задачи. Нынешний лидер Р. Н. Минниханов до своего избрания в течение 14 лет (1996-2010 гг.) возглавлял сначала министерство финансов, потом правительство республики, и сегодня он планомерно реализует все проекты, начатые или даже просто задуманные М. Ш. Шаймиевым (последний, кстати, остается пожизненным членом парламента и субъектом внесения законодательных инициатив республиканского уровня18).
Несмотря на осуждаемый многими наблюдателями недемократизм такой системы управления, он себя пока оправдывает, значительно облегчая процессы стратегического управления экономикой и отдельными ее отраслями, не говоря уже о реализации конкретных бизнес-проектов. Так, когда в начале 2000-х годов решался вопрос о создании особой экономической зоны в Татарстане, тогдашний премьер республиканского правительства Р. Н. Минниханов аргументировал свою позицию простой формулой: «Кто против ОЭЗ, тот против меня». Сейчас в «Ала-буге» работают 17 предприятий, строятся еще несколько, объем законтрактованных инвестиций составляет 102,7 млрд руб. Когда компания IKEA начала строить в Казани свой торговый центр, местные власти по личному указанию президента республики быстро расселили целый жилой квартал, в результате магазин был открыт в рекордные, по мировым меркам, сроки19. Сегодня
17 См. выступление Н. Зубаревич на семинаре фонда «Либеральная миссия». URL: http://www.liberal.ru/seminars/cat/6067 (дата обращения: 07.11.2014)
18 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаймиев,_Минтимер_Шарипович (дата обращения: 28.11.2014)
19 Сингапур на Волге // Компания. - 2010. - № 723. URL: http://ko.ru/ articles/24405 (дата обращения:05.11.2014)
иностранные инвесторы, принимая решение о выходе в Россию, рассматривают Татарстан в числе приоритетных регионов.
Благодаря сильной власти, контролирующей экономику, Татарстан практически избавлен от конфликта элит; передел собственности если и совершается, то под строгим контролем республиканских властей - в русле заданной экономической политики. Так, при банкротстве крупнейшего в республике молочного холдинга «Вамин Татарстан» при поддержке правительства РТ использовалась довольно редкая схема - передача активов в новое ОАО, акции которого должны быть реализованы на открытых торгах20. Сделано это с целью сохранить рабочие места и не допустить социального напряжения в районах присутствия холдинга. «Это классическая клановая экономика, где каждый клан встроен на свое место и в свою долю», - комментирует Н. В. Зубаревич.
При этом очевидные успехи социально-экономического развития (рост экономики, открытие новых и эффективная поддержка старых предприятий, низкая безработица и самая высокая в Поволжье средняя зарплата, растущая быстрее инфляции, масштабное жилищное строительство, в том числе по социальным программам и т. п.) обеспечивают широкую поддержку проводимого курса у бизнеса и среди населения. А высокое качество стратегического планирования позволяет реализовать грамотную и эффективную экономическую политику и привлекать масштабные инвестиционные ресурсы.
Эффективная экономическая политика
Отсутствие внятной экономической политики, а отсюда и проблемы реализации принятых планов - общая головная боль и регионов, и федеральных российских властей. В Татарстане планы выполняются, и это тоже выгодно выделяет его из общей массы российских регионов.
О некоторых характерных особенностях экономической политики в Республике Татарстан - комплексном подходе, четкой системе целевых индикаторов, социальной ориентированности, внимании к мелочам, - можно получить представление из интер-
20 иЯ1_: http://www.dairynews.ru/processing/bankrotyashchiysya-kholding-vamin-tatarstan-prodad.html (дата обращения: 03.12.2014)
вью А. Р. Хайруллина в настоящем номере «ЭКО». Добавим лишь, что качество планирования обеспечивается за счет привлечения широкого круга экспертов из научной и бизнес-среды. Так, в части создания благоприятного инвестиционного климата, развития инноваций республиканское правительство консультировали эксперты Всемирного банка,21 проекты «Иннополиса» и ОЭЗ «Алабуга» разрабатывались совместно с сингапурскими консультантами, к разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года были привлечены ведущие российские и международные эксперты, включая ЗАО ЦСЭИ «Леонтьевский центр», Независимый институт социальной политики, «Эрнст энд Янг», Институт Номура и др.22
Не менее важное качество - открытость и прозрачность принятой системы планирования и управления, вызывающие доверие у потенциальных инвесторов и партнеров. Проекты программных документов, результаты мониторинга реализации целевых программ, выполнения поручений президента выложены в открытом доступе, широко обсуждаются в СМИ. На протяжении ряда лет Республика Татарстан, по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов Поволжского федерального округа по показателю «минимальный инвестиционный риск». В 2013 г. республика сохранила рейтинг 1А (максимальный потенциал -минимальный риск). В обзоре российских ОЭЗ, выпущенном компанией HUB PROM весной 2014 г., отмечается, что самые низкие цены на земельные участки и самые прозрачные условия их приобретения предлагаются в ОЭЗ «Алабуга»23.
Структура экономики Татарстана территориально дифференцирована, и это учитывается при разработке программ территориального развития. Так, про-мышленно развитым Казанской и Набережночелнинской экономическим зонам отведена роль локомотивов инновационной экономики республики.
Основные отрасли специализации Казанской агломерации - комплексы предприятий обрабатывающей промышленности и сфера услуг, то есть отрасли, использующие квалифицированные кадры и потенциал отраслей ВПК.
21 См.: Всемирный банк окажет консультационные услуги Татарстану на $142 тыс. URL: http://info.tatcenter.ru/article/54450/ (дата обращения: 28.11.2014)
22 URL: http://tatarstan2030.ru/content1 (дата обращения: 03.12.2014)
23URL: http://alabuga.ru/media/#news2603 (дата обращения: 03.12.2014)
Структура промышленного производства представлена, прежде всего, машиностроением и металлообработкой (самолето- и вертолетостроение, судостроение, приборостроение, производство моторов, компрессорного оборудования, оптико-механической продукции и др.), химической и нефтехимической, промышленностью строительных материалов и др.
В 2012 г. при поддержке руководства РФ под Казанью началось строительство наукограда «Иннополис», рассчитанного на 155 тыс. жителей. В нем будут созданы условия для работы и комфортного проживания 60 тыс. специалистов IT-сферы и членов их семей (включая офисные здания, жилье, детские сады, школы, спортивные и оздоровительные учреждения; здесь же будет открыт федеральный IT-университет совместно с Приволжским федеральным университетом и ведущим IT-университетом США Carnegie Mellon). В качестве потенциальных работодателей рассматриваются ведущие IT-компании России и мира (для их привлечения создается ОЭЗ технико-внедренческого типа).
Главные отрасли Набережночелнинской (Нижнекамской) агломерации - машиностроение (автомобилестроение, электротехника), химия и нефтехимия. Также представлены нефтедобыча, электроэнергетика, производство строительных материалов, пищевая отрасль. Значительный вклад в развитие этой территории вносит ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга».
На территории агломерации реализуется программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера, который вошел в перечень приоритетных инновационных кластеров РФ. В его рамках предполагается втрое увеличить выпуск промышленной продукции, производимой на территории.
Для Юго-Восточной экономической зоны (восемь муниципальных районов вокруг Альметьевска) главной отраслью специализации в постсоветские годы помимо нефтедобычи стало производство нефтяного оборудования.
Еще три экономические зоны - Предволжская, Предкамская и Закам-ская - на сегодня имеют индустриально-аграрную специализацию. Доминирующие отрасли - сельхозпереработка, пищевая и производство стройматериалов, лишь в Закамье ведется также добыча нефти и имеются предприятия точного машиностроения. В целях равномерного развития всех территорий и сокращения дифференциации в уровне жизни населения поставлена задача по созданию и развитию промышленных площадок и индустриальных парков во всех 43 муниципальных районах.
В регионе существует множество программ и механизмов поддержки инвестиционной активности, эффективность которых постоянно отслеживается. При этом республиканские власти стараются по возможности избегать широкого распространения прямой поддержки из бюджета, отдавая предпочтение вложениям в инфраструктуру и организационно-информационным мерам,
обеспечивающим эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов и субъектов инновационной деятельности24. Например, в регионе ведется единый реестр инновационной продукции, республиканское правительство регулярно систематизирует и обнародует разного рода полезную информацию для инвесторов: о наличии неиспользуемого оборудования на крупных промпред-приятиях, свободных энергомощностей на территории региона и др.
При этом в целом на развитие экономики идет 35% бюджета (в 2013 г. объем доходов республиканского бюджета составил 164 млрд руб., в том числе 127 млрд - собственные доходы, 35,8 млрд - безвозмездные поступления)25. Основные направления вложений - инфраструктура, агросектор, промплощадки. «Ни один регион Поволжья или Урала не может себе позволить сопоставимых инвестиций в экономику, они сильно проигрывают», - комментирует Н. В. Зубаревич.
Из экономических видов господдержки наиболее значимой и практически не имеющей аналогов среди других регионов России является госзаказ на инновационную продукцию (не менее 10% от общего объема госзакупок). В частности, здесь утвержден обновляемый перечень приоритетных видов инновационной продукции, рекомендуемой к приобретению в рамках государственного заказа, при реализации долгосрочных целевых программ, программ технического перевооружения, а также при создании, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства в рамках инвестиционных проектов26.
Впрочем, корпоративные закупки тоже ориентированы на продукцию местного производства. Так, в 2010-2011 гг. машиностроительные предприятия Татарстана поставили для проекта «Танеко» около 110 тыс. т металлоконструкций, маши-нотехнической продукции на общую сумму свыше 11 млрд руб.27
24 См. также: Козловская О. В., Акерман Е. Н. Анализ мер государственной поддержки в сфере инновационной деятельности в регионах-членах АИРР // ЭКО.- 2013.- № 11. - С. 65-85.
25 URL: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-71/10108797 (дата обращения: 05.12.2014)
26 См.: Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 09.07.2012 № 587 «О мерах по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Республике Татарстан».
27 См.: Машиностроение Татарстана: тенденции и перспективы. URL: http://kazan.bezformata.ru/listnews/mashinostroenie-tatarstana-tendentcii-i/1308970 (дата обращения: 28.11.2014)
В 1990-е, 2000-е годы при строительстве мостов в Татарстане использовались металлоконструкции производства Зеленодольского судостроительного завода - таким образом республика поддерживала предприятие, испытывавшее трудности с госо-боронзаказом. «Безусловно, поставщика металлоконструкций выбирает генподрядчик, - объясняет заместитель директора Зеленодольского завода Н.В.Фёдорова. - Но если генподрядчик - местная компания, она при выборе субподрядчиков и поставщиков ориентируется в том числе и на бюджетный эффект и заинтересована в том, чтобы в первую очередь задействовать предприятие, работающее на территории Татарстана».
У независимых экспертов отношение к такой протекционистской политике двойственное. С одной стороны, это действительно помогает развиваться местному бизнесу, гарантируя сбыт. С другой стороны, препятствует заходу в регион крупных федеральных компаний (даже Сбербанк до сих пор имеет в Татарстане только операционный офис). В 2012-2013 гг. ограничение внешней конкуренции стало одной из причин снижения позиции Казани в рейтинге Forbes «30 лучших городов для бизнеса» (8-е место по итогам 2013 г.). «В течение всего 2012 года, готовясь к Всемирной Универсиаде, Казань раздавала строительные подряды. Правда, иногородним компаниям досталось только 7% из бюджетных заказов Казани и Республики Татарстан, - отмечают эксперты Forbes. - Если бы не это обстоятельство, Казань заняла бы более заметную позицию в нашем рейтинге».
Умение привлекать инвестиции
В 2013 г. инвестиции в основной капитал по Республике Татарстан выросли на 5,5% к предыдущему году и составили 520,2 млрд руб. (34,2% от объема республиканского ВРП). Умение привлекать инвестиции - еще одна составляющая экономического успеха Татарстана. В частности, республиканские власти виртуозно владеют искусством выстраивания отношений с главным российским инвестором - федеральным центром. Республика не только участвует во всех возможных программах и проектах, которые финансируются с участием государственного бюджета, но и сама с завидной регулярностью инициирует масштабные проекты на своей территории, умело увязывая собственные нужды с программами федерального значения.
Так, объем финансирования программы подготовки празднования 1000-летия основания Казани28 (в 2005 г.) составил 64,9 млрд руб. за пять лет, в том числе из федерального бюджета - около 19,8 млрд руб. В рамках подготовки к юбилею в Казани были отреставрированы исторические здания, запущена первая очередь метрополитена, реконструирована дорожная сеть, модернизирована инженерная инфраструктура города, построен ряд новых социальных и рекреационных объектов (Ледовая арена, Зооботанический сад, аквапарк и др.).
Проведение в Казани Всемирной Универсиады-2013 обошлось в 230 млрд руб., из которых 68 млрд руб. поступили из федерального бюджета, 81 млрд - из республиканского29. Специально для Универсиады было построено и реконструировано 29 спортивных комплексов, возведен новый микрорайон -Деревня Универсиады, реконструирован терминал казанского аэропорта и построен новый, запущены вторая очередь метрополитена, линии скоростного трамвая и аэроэкспресса, проложены новые дороги и автомобильные развязки и т. д.
Создание объектов инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга» финансируется в объеме 20 млрд руб. бюджетных средств на паритетной основе (50х50) из республиканского и федерального бюджетов. Под проект «Иннополис», который называют «вторым Сколково», и который, подобно «Сколково», строится практически в чистом поле, Татарстан намерен привлечь из федерального бюджета 25 млрд руб. (общая стоимость - около 66 млрд)30.
«Креативные возможности Татарстана по придумыванию поводов привлечения федеральных денег делают его чемпионом. Такого не мог никто и никогда, - рассказывает Н. В. Зубаревич. -Например, в Сочи почти все олимпийские сооружения, кроме гостиниц, будут убыточными, часть из них будет вывозиться и демонтироваться. Татарстан этим не занимается. Все сооружения в Татарстане [построенные для Универсиады-2013] сразу ставятся на федеральный бюджет. Обслуживать их будут Минспорт,
28 Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.03.2001 № 295-р. URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-pravila/q2k.htm (дата обращения: 28.11.2014)
29 URL: http://global-stroy.net/kazan-zatratila-na-podgotovku-k-universiade-230-milliardov-rublej (дата обращения: 27.11.2014)
30 URL: http://biz.cnews.ru/news/top/index.shtml72012/10/29/507920 (дата обращения: 27.11.2014)
Минсвязи, а Республика Татарстан не будет нести операционных расходов по ЖКХ и т.д. Но все отели построены либо в рамках частного инвестирования, либо бюджета республики...».
При этом нельзя не отметить, что федеральные ресурсы Татарстан получает под конкретные, тщательно разработанные проекты, с обязательным условием софинансирования из регионального бюджета и внебюджетных источников и скрупулезным выполнением детально проработанных бизнес-планов. «Сейчас многие федеральные чиновники говорят, что деньги надо вкладывать в Татарстан, только там мы видим результат», - констатирует Н. В. Зубаревич.
Не менее тщательная и детальная работа проводится в отношении институциональных и частных инвестиций. В финансировании масштабных проектов в Татарстане принимают участие ВЭБ, «Роснано», РВК. О том, как строятся взаимоотношения с такими инвесторами, рассказал помощник президента РТ по экономическим вопросам А. Р. Хайруллин на примере организации производства синтетического сапфира ООО «Кама Кристалл Технолоджи» (стоимость проекта - 6,35 млрд руб., срок реализации 2011-2013 гг.): «Мы сначала помогли инвестору построить завод определенной мощности - из 50 установок. Подняли все патенты, собрали коллектив, отработали технологию, доказали ее эффективность, инвестор сам вложил 50 млн руб. А в ВЭБ обратились уже за кредитом на расширение мощности в четыре раза - до 200 пусковых установок. При этом правительство РТ не давало никаких гарантий по кредиту, не субсидировало ставку, но обеспечило все необходимые условия функционирования -землеотвод, подключение к энергомощностям и т. д. Завод был запущен в рекордные сроки: уже через два года после подписания документов. И мы, конечно, дали гарантию, что завод будет интегрирован в экономику Татарстана, что мы поможем со сбытом и за пределами республики».
На привлечение частных инвестиций нацелена разветвленная система объектов инновационной инфраструктуры, включающая в себя практически все виды хозяйственной и научной деятельности и способная принять проекты различной направленности и любого уровня сложности. При этом отраслевая специализация отдельных площадок сводит к минимуму конкуренцию между ними за инвесторов.
Существующая в Татарстане система объектов инновационной инфраструктуры включает:
• Камский инновационный территориально-производственный кластер;
• две ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис»;
• технополис «Химград» в сфере нефтехимии;
• индустриальный парк в области машиностроения КИП «Мастер» (создан при поддержке ОАО «КамАЗ»);
• индустриальный парк «Камские Поляны» (переработка полимеров для различных отраслей);
• центр нанотехнологий;
• девять технопарков;
• восемь бизнес-инкубаторов;
• инвестиционные и венчурные фонды.
В 2013 г. в рамках федеральной программы созданы следующие региональные центры инжиниринга:
•промышленных лазерных технологий «КАИ-Лазер»;
• в сфере химических технологий;
• медицинских симуляторов «Центр Медицинской Науки».
Наличие «пула» инвестиционных и венчурных фондов позволяет оказывать финансовое содействие инвесторам.
Татарстан одним из первых в РФ начал создавать индустриальные парки на пустующих площадях бывших советских индустриальных гигантов (благо, он сам являлся их собственником), первым в РФ внедрил на своей территории региональный инвестиционный стандарт и сейчас применяет его уже на уровне муниципальных образований. В различных рейтингах инвестиционного и инновационного климата республика традиционно занимает лидирующие позиции, и республиканские власти за этим следят весьма ревностно.
По данным опроса, проведенного Рпсе\«а1егЬои$еСоорег$ (РшС) в России (2011 г.), в качестве основных причин выбора Республики Татарстан инвесторы назвали следующие:
• наличие развитых рынков сбыта, равноудаленность от нескольких городов-мил-лионников, большой потенциал роста потребления (более 80% опрошенных);
• поддержка крупных проектов со стороны правительства, относительно низкие административные барьеры (около 60%);
• невысокая заработная плата по региону (около 80%);
• наличие удобных и технологически оснащенных площадок для ведения бизнеса: ОЭЗ «Алабуга», бизнес-инкубаторы (более 40%);
• открытость властей в вопросах привлечения инвестиций, реальная готовность оперативно решать проблемы, выполнять обещания, реагировать на обратную связь. Например, это быстрое оформление разрешения на строительство (около 40% опрошенных).
По мнению респондентов РшС, к основным преимуществам ведения бизнеса в Татарстане относятся:
• сравнительно низкий уровень бюрократических барьеров, отсутствие существенных проблем с регистрацией бизнеса, получением лицензий, разрешений и согласований, которые находятся в региональном ведении;
• относительно развитая инфраструктура по сравнению с другими регионами РФ;
• имидж, история региона и высокий уровень развития промышленности в таких отраслях, как нефтехимия, машиностроение и строительство;
• растущий рынок сбыта, например, автомобильный и строительный;
• преференции - налоговые (режим особой экономической зоны), таможенные (режим свободной таможенной зоны) и коммерческие (стоимость земли, обустройство офисных площадей) - для резидентов ОЭЗ «Алабуга»;
• простота диалога с правительством, наличие таких механизмов, как «Электронное правительство»;
• налоговые льготы, предоставляемые компаниям, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с законом РТ «Об инвестиционной деятельности».
В части существующих сложностей ведения бизнеса в Татарстане названы:
• нехватка квалифицированных специалистов в некоторых отраслях, недостаточная производительность труда (более 60% инвесторов);
• высокая стоимость теплоэнергии и водоснабжения, непредсказуемость динамики тарифов на электроэнергию, ограниченный доступ к газу (около 60%);
• отсутствие полноценной рекламы региона в Европе и его недостаточная узнаваемость за рубежом (около 30%);
• относительно более высокое развитие Казани по сравнению с другими регионами Татарстана, особенно в отношении социальной инфраструктуры и транспорта (около 30%)31.
* * *
Итак, своими безусловными экономическими успехами Татарстан обязан уникальному сочетанию объективных и субъективных факторов: преимущества экономико-географического характера дополняются наличием сильной команды с эффектив-
31 Подробнее см.: 1Ж1_: http://proreport.ru/reports/otchety_v_svobodnom_ dostupe/putevoditel_investora_respublika_tatarstan/ (дата обращения: 05.12.2014)
ным управлением и отличными лоббистскими возможностями. Но, как показывает опыт России, по отдельности эти факторы не способны привести к прорыву.
Скажем, социально-экономическое развитие сырьевых регионов целиком и полностью зависит от общефедеральных решений в части налогового администрирования и приоритетов добывающих корпораций. Благополучие индустриальных регионов определяется возможностями базовых предприятий в повышении эффективности бизнеса и увеличении объемов продаж, что невозможно без модернизации производства, а требуемые для этого суммы, как правило, неподъемны ни для самих предприятий, ни для регионального бюджета. Наличие сильной управленческой команды не гарантирует прорыва без доступа к ресурсам, к транспортной инфраструктуре, со слабым человеческим капиталом. В лучшем случае можно добиться успеха в развитии отдельных относительно некапиталоемких отраслей. Наконец, особую роль в нашей стране играют специфические отношения с федеральной властью.
Пока собрать все факторы успеха на одной достаточно компактной территории удалось только Татарстану, хотя это не отменяет наличия ограничений и проблем, которые способны повлиять на темпы развития. Это и намечающийся дефицит квалифицированных кадров (резервы свободного рынка практически отсутствуют: на бирже труда зарегистрированы лишь 1% от экономически активного населения), и близкие к исчерпанию мощности энергосистемы, и ограничения емкости рынков.
Региональные власти эти узкие места видят и разрабатывают инструменты для их преодоления. Так, по информации Министерства экономики РТ, для обеспечения энергобезопасности в республике планируется ввод новых мощностей на объектах ОАО «Генерирующая компания» и ООО «Нижнекамская ТЭЦ»; ОАО «ТГК-16» приступает к реализации проекта строительства ПГУ на Казанской ТЭЦ-3. Вводятся и новые сетевые мощности (в 2013 г. - подстанция ПС 500 кВ в ОЭЗ «Алабуга»). Республиканские власти со своей стороны обеспечивают координацию развития отрасли и согласованность действий субъектов генерации, распределения и сбыта.
Чтобы решить кадровые проблемы, республика регулирует количество бюджетных мест по отдельным специальностям
в вузах, создается сеть ресурсных центров на базе действующих учреждений профобразования совместно с ведущими работодателями отрасли, с 2014 г. внедряется механизм прогнозирования потребности в трудовых ресурсах по заявкам предприятий с целью формирования госзаказа на подготовку рабочих и специалистов. А для повышения трудовой мобильности реализуется программа развития рынка арендного жилья. Так, в 2014 г. начато строительство 19 жилых домов на 1159 квартир общей площадью 68 044 м2. Кроме этого, в Елабуге для специалистов ОЭЗ «Алабуга» по программам предприятий ведется строительство одного многоквартирного жилого дома и поселка на 40 индивидуальных жилых домов.
Для расширения рынков сбыта продукции республиканских товаропроизводителей наибольший резерв власти видят в сфере импортозамещения. Проведенный анализ показал, что по итогам 2013 г. в Татарстан, по оценке, ввезено продукции на 360 млрд руб., причем ряд товаров ввозится в республику при наличии собственных недозагруженных мощностей по производству аналогичной продукции.
В связи с этим планируется провести анализ причин ввоза по каждому типу товара и, в дополнение к нормативам и программам по импортозамещению отдельных видов продукции, принятым на федеральном уровне, определить приоритетные направления для продвижения продукции товаропроизводителей Республики Татарстан.
«ЭКО»-информ
Правительство Республики Татарстан много внимания уделяет продвижению региональной продукции на местный, российский и международные рынки.
Президент республики нередко лично участвует в организации крупных сделок, например, при продвижении продукции «КамАЗа», «Зеленодольского судостроительного завода», других предприятий. В частности, это происходит во время многочисленных бизнес-форумов, на которых заключаются межрегиональные соглашения о сотрудничестве. На такой встрече татарстанская делегация из представителей ключевых министерств, предприятий, финансовых структур готова обсуждать не просто сам факт организации поставок, а уже рамочные условия по сделке: проценты по кредиту, сроки поставки, условия лизинга и т.д. Этот механизм требует определенного диалога, долгосрочных
личностных, экономических и даже политических отношений, если речь идет о взаимодействии субъектов Федерации.
Зачастую заключаемые межрегиональные соглашения предполагают сотрудничество не только по конкретной сделке, но и в сфере научного, культурного обмена. В частности, налаживанию таких связей способствует уникальный проект «Федеральный сабантуй», рамках которого татарский национальный праздник организуется «на выезде» - в регионах-партнерах, но при непосредственном участии Республики Татарстан в финансировании и организации.
Значимым механизмом господдержки представители регионального бизнеса считают госзакупки и помощь в продвижении продукции на татарстанском рынке. Так, уже на этапе строительства очередного предпрятия до проектных организаций доводится исчерпывающая информация о той продукции, которую оно будет выпускать: ее потребительских, инновационных особенностях, требованиях к утилизации, нормативах эксплуатации и т.д.
Уже сегодня проектные институты Татарстана могут просчитать долгосрочный эффект от применения продукции строящегося в «Алабуге» завода композитных материалов при сооружении мостов, дорожного покрытия. Эта информация оперативно доводится до государственных и частных дорожно-строительных компаний, с тем, чтобы на ее основе можно было составлять проектную и закупочную документацию.
Уже сегодня известно, что стеклопластиковая арматура и трубы, производимые новыми резидентами «Алабуги», будут использоваться при строительстве объектов «Иннополиса».
В настоящее время Татарстан активно включился в кампанию по импортозамещению. Министерству экономики РТ поставлена задача создать в республике комплексную организационно-технологическую систему продвижения продукции республиканских товаропроизводителей. Для этого собирается и анализируется информация о перечне, объемах и ценах выпускаемой и закупаемой в республике продукции, о востребованности продукции местных товаропроизводителей татарстанскими предприятиями; ведется мониторинг в сфере производства и потребления, ввоза и вывоза товаров и услуг.