Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов вуза'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACILITATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотых Наталья Владимировна, Остроумова Елена Николаевна

В статье представлена система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов вуза. Обоснована роль социально-психологического центра вуза в организации и реализации названной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Facilitation of the Higher School Students Personal and Professional Formation

The paper reveals the system of psychological and pedagogical facilitation of higher school students personal and professional formation. The role of sociopsychological centers in organizing and implementing the system is being proved.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов вуза»

нивелирующий ее недостатки. По нашему мнению, им может стать контекстно-зависимый подход, основанный на принципе контекстной зависимости (или неполной транзитивности).

Литература

1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2006.

2. Доценко Е. Л. Психология личности. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2009.

3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

4. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

УДК 378.032

Н. В. Золотых,

Е. Н. Остроумова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье представлена система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов вуза. Обоснована роль социально-психологического центра вуза в организации и реализации названной системы.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологический центр, профессионально-личностное становление.

Abstract. The paper reveals the system of psychological and pedagogical facilitation of higher school students personal and professional formation. The role of socio-psychological centers in organizing and implementing the system is being proved.

Index terms: psychological and pedagogical facilitation, personal and professional formation.

Вопросы профессионально-личностного становления студентов вуза всегда были ключевыми в теории и практике высшего учебного заведения. Это связано с тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, т. е. обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. В настоящее время повышенный интерес к проблеме профессионально-личностного становления специалиста обусловлен социально-экономической нестабильностью.

Подготовка студентов к выполнению конкретных социальных и профессиональных функций в современных социально-экономических условиях, к тому, чтобы их деятельность имела наибольшую социальную ценность, успешно служила социальному и научно-техническому прогрессу, требует психолого-педагогического сопровождения. Проблемы его организации в образовательных учреждениях рассматриваются в работах Г. Бар-диера, М. Битяновой, А. Деркача, И. Ромазана, Т. Чередниковой.

Процесс сопровождения в высшей школе понимается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса [1]. Суть идеи педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития личности обучаемого [2]. На практике этот подход реализуется через совместную деятельность нескольких специалистов, выполняющих свою часть работы, т. е. преподавателей структурных подразделений вузов - кафедр.

На основе анализа современных научных и практических подходов к проблеме сопровождения, а также собственного практического опыта мы определяем психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов вуза как систему взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленную на создание психолого-педагогических условий формирования устойчивой мотивации к профессионально-личностному становлению, готовности к профессиональной деятельности и профессионально-личностному саморазвитию.

Построение такой системы учитывает, с одной стороны, психологопедагогические закономерности профессионально-личностного становления, а с другой - опыт практической работы со студентами вуза, включающий освоенные или созданные приемы и технологии. Психолого-педа-гогические закономерности становятся отправной точкой в постановке целей и задач психолого-педагогического сопровождения, в определении основных направлений психолого-педагогической поддержки студента.

Главная цель сопровождения состоит в максимальном содействии личностному и профессиональному развитию студентов. Одна из его основных задач - не только оказывать им своевременную помощь и поддержку, но и научить самостоятельно преодолевать трудности процесса становления, помочь стать полноценным субъектом профессиональной жизни.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется посредством применения различных психолого-педагогических форм, методов и средств (прямое воздействие, опосредованное вмешательство, консультирование, обучение, эксперимент и др.) во взаимодействии с объектами образовательного пространства (личность, первичная группа, коллектив, среда).

В Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (ВГСХА) организацией такого взаимодействия занимается социально-пси-

хологический центр (СПЦ) при активном участии преподавателей-кураторов (рис. 1).

Социально-психологический центр <СПЦ] 1

-> Администрация вуза

Рис. 1. Структура деятельности социально-психологического центра вуза

Компонентами профессионально-личностного становления студентов вуза являются устойчивая мотивация к профессионально-личностному становлению; готовность к профессиональной деятельности; профессионально-личностное саморазвитие.

В табл. 1 представлены этапы профессионально-личностного становления студентов разных курсов.

Таблица 1

Этапы профессионально-личностного становления студентов вуза

Компоненты Показатели

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-5-й курсы

Мотивация к профессионально-личностному становлению Формирование мотивов: познавательных, социальных, саморазвития, достижения успеха Закрепление устойчивой мотивации ксамо-образованию в выбранной профессиональной сфере деятельности Становление профессиональ ного самосознания Осознание себя как представителя профессии

Готовность к профессиональной деятельности Становление социально-про- фессиональной идентичности Осознание требований новой социально-профессиональной роли Утверждение в профессиональных способностях и возможностях Становление индивидуального стиля деятельности, социальной позиции профессионала

Профессиональноличностное саморазвитие Постановка социальных и профессиональных задач и перспектив Развитие профессионально значимых личностных качеств Активизация процесса дальнейшего профессионально-личностного саморазвития Построение планов профессиональной карьеры (самокоррекция профессионального «Я»)

В соответствии с этапами профессионально-личностного становления в ходе экспериментальной работы мы выделили четыре этапа психо-лого-педагогического сопровождения данного процесса.

Адаптационный этап предусматривает создание условий, облегчающих адаптацию студента-первокурсника, таких как беседы куратора об особенностях обучения в вузе, этике взаимоотношений с преподавателями, сокурсниками; индивидуальные консультации психолога и т. д.

На закрепляющем этапе проводится работа со студентами второго курса. Это период напряженной учебной деятельности, начало приобщения к профессии, завершения общетеоретической подготовки, формирования широких потребностей во взаимоконтактах, статусных и культурных запросов. К этому времени процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен. Стержневой психолого-педагогичес-кой задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного становления.

Идентифицирующий этап совпадает со временем обучения студентов на третьем курсе, когда происходит развитие и углубление профессиональных знаний, начинается профессиональная социализация, переоценка многих жизненных, в том числе профессиональных, ценностей. Главной функцией психолого-педагогического сопровождения становится помощь в определении жизненных ориентиров и профессиональных перспектив, в профессиональном и личностном самопознании и самосознании и выборе специализации.

Прогностический этап предполагает тесное сотрудничество специалистов социально-психологической службы вуза со студентами четвертого и пятого курсов во время прохождения практики, устройства на временную работу, адаптации на рабочем месте. В этот период осуществляется совместный прогноз успешности дальнейшей профессиональной деятельности.

Выделенные нами этапы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов не существуют изолированно, они взаимообусловлены и тесно связаны с соответствующими учебновоспитательными задачами вузовской профессиональной подготовки.

В ходе экспериментальной работы нами была создана система пси-холого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов вуза, основанная на взаимодействии социальнопсихологического центра ВГСХА и института кураторства вуза.

В табл. 2 представлен план мероприятий процесса сопровождения, указаны направления деятельности сотрудников СПЦ (психологов, социальных педагогов, методистов) и кураторов.

Таблица 2

План мероприятий психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов вуза

Этап Направления диагностики Организационно- профилактические мероприятия Деятельность СПЦ Деятельность кураторов

Адапта- цион- ный • социально-психологическая структура группы; • личностные качества; • адаптивные способности; • мотивационная направленность; • познавательная сфера студентов; • общеучебные навыки • программа «Адаптация студентов 1-го курса к условиям обучения в вузе»; • адаптационный тренинг; • курс «Учись учиться в вузе»; • программа «Экзамены с уверенностью» • разработка и подготовка диаг ностического инструментария; • диагностирование; • анализ и представление результатов диагностики администрации вуза, кураторам; • подготовка рекомендаций, консультирование кураторов; • проведение индивидуальных и групповых консультаций; • прогнозирование и разработка мероприятий по сопровождению; • проведение семинаров для кураторов «Социальная и профессиональная подготовка студентов вуза: педагогика, психология, методика»; • подготовка методических разработок практических и семинарских занятий • знакомство с результатами диаг ностики преподавателей и администрации факультета; • профилактическая работа с группой и индивидуально • участие в организации и проведении мероприятий

Закреп- ляющий • профессионально значимые личностные качества студентов; • межличностные отношения в группе; • коммуникативные способности; • статусные и культурные запросы • организационно-деловая игра «Лидер»; • тренинг «Искусство общения»

Иденти- фициру- ющий • мотивация к успеху и профессиональному саморазвитию; • способность и готовность к профессиональному саморазвитию; • жизненные и профессиональные ориентиры • тренинг «Уверенность в себе»; • тренинг социальной адаптации «Успех как стиль жизни»; • тренинг «Профессиональное деловое общение»

Прогнос- тический • деловые и личностные качества будущего руководителя; • исследование карьерных ориентаций студентов • программа «Адаптация студентов 5-го курса к условиям современного рынка труда»; • программа «Основы планирования карьеры»; • программа «Имидж и карьера»

Основными средствами психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов вуза являются

• социально-психологические и профессиональные тренинги «Уверенность в себе», «Искусство общения», «Профессиональное деловое общение», «Успех как стиль жизни»;

• целевые обучающие программы «Адаптация студентов 1-го курса к условиям обучения в вузе», «Учись учиться в вузе», «Экзамены с уверенностью», «Адаптация студентов 5-го курса к условиям современного рынка труда», «Основы планирования карьеры», «Имидж и карьера»;

• психолого-педагогические консультации;

• сбор портфолио и др.

Основой использования названных средств является разграничение деятельностного и рефлексивного пространств сотрудничества препода-вателя-куратора и психолога. Психолог определяет предмет воздействия, объясняет закономерности процессов, отслеживая изменения. Выступающий в роли куратора преподаватель получает от него четкие ориентиры и выстраивает систему воспитательных мер. Протяженность сотрудничества во времени, его регулярность и целенаправленность обеспечивают развитие и объективизацию деловых отношений, возможность взаимодополняющего диалога представителей различных профессиональных позиций в образовательном процессе.

В ходе исследования было выявлено, что многие преподаватели вуза, назначенные кураторами групп, испытывают трудности практического и методического характера. В 2003 г. по решению Ученого совета ФГОУ ВПО ВГСХА был создан Учебный центр повышения педагогического мастерства. Обучение в центре проводится по программам «Моделирование и построение единой системы воспитательной работы в вузе», «Преподаватель высшей школы», «Психолого-педагогические основы деятельности преподавателя в условиях профессионального обучения».

Содержание первой программы образуют следующие темы: «Основные проблемы воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества». «Общая характеристика основных принципов, методов и форм воспитания». «Психодиагностика». «Роль преподавателя в личностном становлении профессионала». «Слагаемые авторитета: диагностика и прогнозирование». «Технология позитивного общения». «Воспитывающее обучение». «Педагогика сотрудничества». «Технология “мозговой атаки”». «Психодиагностика».

СПЦ была разработана и апробирована программа постоянно действующего научно-методического семинара для преподавателей «Социальная и профессиональная подготовка студентов вуза: педагогика, психология, методика»; подготовлены и опубликованы учебно-методическое пособие «Орга-

низация психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов вуза», методические разработки практических занятий научно-методического семинара.

В рамках психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава разработаны учебно-методические пособия «Кураторские часы», «Система работы куратора по профилактике аддиктив-ного поведения в студенческой среде».

Реализация программы научно-методического семинара позволила заметно повысить значимость и роль института кураторства в вузе, уровень активности и качество профессионального мастерства педагогов в воспитательной деятельности, осуществить научно-методическое и информационное обеспечение воспитательной работы (в виде методических пособий и комплектов диагностического инструментария).

Опытно-экспериментальная работа, в которой апробировалась система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления, включала определение общих тенденций формирования у студентов:

• устойчивой мотивации к профессионально-личностному становлению;

• готовности к профессиональной деятельности (ПД);

• способности к профессионально-личностному саморазвитию.

В ходе формирующего эксперимента существенно изменились количественные и качественные показатели уровня профессионально-личностного становления студентов. На рис. 2 представлены результаты диагностики данного вида становления студентов экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ) в начале эксперимента.

Рис. 2. Результаты диагностики компонентов профессиональноличностного становления студентов вуза в начале эксперимента, %:

Щ -ЭГ;П - КГ

Результаты входной диагностики использовались для оценки статистической значимости различий в уровнях профессионально-личностного становления студентов в экспериментальной и контрольной группах. Оценка осуществлялась с помощью критерия Пирсона х2. Поскольку х2набл < х2крит> можно считать распределение студентов в экспериментальной и контрольной группах по уровням профессионально-личностного становления статистически незначимым.

В конце эксперимента также была проведена диагностика рассматриваемых компонентов (рис. 3). Было выявлено, что х2набл > х2крит> следовательно, расхождение в распределении студентов исследуемых групп по уровням профессионально-личностного становления обрело статистическую значимость.

£ 80

£70

60

£50

ф

40

30

20

10

0

65

67

18

7

Р7

28

33

средним

Мотивация

49

8 14

им средним Готовность к ПД

Саморазвитие

Ком п оненты

Рис. 3. Результаты диагностики компонентов профессиональноличностного становления студентов в конце эксперимента, %:

Ш - ЭГ; □ - КГ

Таким образом, эксперимент подтвердил действенность применения системы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов. Создание такой системы, координируемой социально-психологической службой вуза при взаимодействии с кураторами, позволит сделать процесс профессионально-личностного развития устойчивым и эффективным.

Литература

1. Бережнова Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе: автореф. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000.

2. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / / Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: материалы всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.