Психологические науки
УДК 37.013.77
Новаковская Виктория Сергеевна Viktoria Novakovskaya
nCnXO^OrO-nEMrOrHHECKOE
COOTOBOX^EHHE HH^HBH^yATbHOH OEPA3OBATETbHOH TPAEKTOPHH EAKAMBPOB nCHXO^OrO-nE^ArOrHHECKOrO OBPA3OBAHHH
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Рассматривается система психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории бакалавров психолого-педагогического образования, основанная на принципах гибкости, динамичности обучения, осознанной перспективы и индивидуального подхода. Раскрывается специфическое содержание психолого-педагогического сопровождения как предоставление бакалаврам возможностей для самопознания мотивационно-ценностных ориентаций, индивидуальных качеств, образовательных интересов, соотнесения личных и общественных потребностей
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, диагностико-консультаци-онное сопровождение, организационно-методическая поддержка, психолого-педагогическое консультирование
The author considers the system of psychological and pedagogical support of individual educational trajectory of bachelors of psychological-pedagogical education, based on the principles of flexibility, agility training, conscious prospects and individual approach. The description is given to the specifics of psychological and pedagogical support as an opportunity for a bachelor to learn self-motivation and valuable orientations, personal qualities, educational interests, alignment of personal and social needs
Key words: individual educational trajectory, diagnostic and advisory support, organizational and methodological support, psycho-pedagogical counseling
Повышение качества подготовки высокопрофессиональных специалистов в области образования обусловлено сложностью задач, решаемых высшим учебным заведением в связи с выполнением требований ФГОС ВПО к подготовке бакалвров психолого-педагогического образования.
Профессиональное становление студента во многом зависит от организации его учебной деятельности, предполагающей высокий уровень саморегуляции, которая обусловлена степенью осознанности обуче-
ния, умением выявить оптимальные способы и средства достижения поставленных целей, сопоставляющая конечный результат деятельности с ее целью [3; С. 36].
Построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) связано с возможностями вуза в разработке индивидуальных образовательных программ в системе профессиональной подготовки бакалавров и является обязательным компонентом реализации данной ступени подготовки.
Однако возможность построения И ОТ а также подготовка на ее основе бакалавров психолого-педагогического образования не получила должного внимания в исследованиях. Это позволило выявить противоречие между востребованностью регионального рынка труда в специалистах в области психолого-педагогического образования и недостаточным вниманием к обеспечению качества индивидуальной образовательной траектории, к условиям оптимальной реализации когнитивного, ценностно-смыслового, рефлексивно-оценочного, социально-перцептивного и коммуникативного потенциала личности на социальном и индивидуальном уровнях.
Формирование индивидуальных образовательных программ бакалавров совпадает с процессом адаптации студентов к обучению в вузе. Следовательно, образовательная среда вуза — это регулятор отношений субъекта образования и на уровне организации среды: социально-психологической, организационной и психолого-педагогической [10; С. 93].
Изучение особенностей и задач развития личности студентов раскрывается в исследованиях З.И. Александровой, Е.П. Ба-шаевой, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, Л.В. Зновенко и др.
Анализ работ позволил определить основные направления развития личности бакалавра психолого-педагогического образования:
а) развитие необходимых общих и специальных способностей, профессиональной направленности;
б) активная профессионализация психических процессов, состояний, превращение личностного психологического опыта в научный профессиональный;
в) повышение уровня притязаний личности и ответственности, чувства долга в области будущей профессиональной деятельности;
г) формирование необходимых профессиональных качеств личности, повышение общей зрелости и устойчивости личности студентов [1, 2, 4, 6, 7].
Профессиональное развитие личности студентов предполагает рост, становление, интеграцию, реализацию личностных качеств и способностей в профессиональном труде [10; С. 46]. Поэтому современный профессионал определяется не только принадлежностью к определенной профессии, но и творчеством, ответственностью, мобильностью, направленностью на раскрытие собственного личностного потенциала, что предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории студента [1].
В исследовании Т.Н. Бордюговой ИОТ представлена как замысел студента относительно его собственного продвижения в образовании, оформленный и упорядоченный в соответствии с педагогическими технологиями, учебной деятельностью [3; С. 51]. Т.М. Машкова рассматривает данное понятие как процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального образования при осуществлении педагогической поддержки этого процесса [9; С. 78]. Е.Г. Ерыкова ИОТ рассматривает как «личностно-ориентированную организацию учебной деятельности на основе требований ФГОС и учебного плана, обеспечивающих поэтапное освоение компетенций в профессиональной подготовке бакалавра и способствует формированию индивидуального стиля самообразовательной деятельности студента» [5; С. 14].
Таким образом, мы полагаем, что ИОТ бакалавра психолого-педагогического образования — это целенаправленная дифференцированная образовательная программа развития профессиональных компетенций, основанная на осознанной самооценке своих возможностей, потребностей и целей обучения. Она разрабатывается каждым студентом при психолого-педагогическом сопровождении преподавателя с целью обеспечения условий для личностно-ориен-тированного процесса психолого-педагогического образования.
С целью определения возможностей психолого-педагогического сопровождения развития профессиональных компетенций
и построения ИОТ студентов нами проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие студенты кафедры ПиМ-НО. Контрольную группу составили студенты специальностей 050706 — «Педагогика и психология» и 050708 — «Педагогика и методика начального образования» (всего 50 чел.). Экспериментальная группа — 49 студентов-бакалавров направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Основу выбора ИОТ составляет процесс принятия студентом решения, отражающий систему индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире профессионального образования и труда, выделения важных жизненных целей, сформированнности внутренней учебной мотивации.
Исследование терминальных и инструментальных ценностей по методике М. Рокича показало, что ценностные иерархии обеих групп коррелируют друг с другом (коэффициент ранговой корреляции Спирме-на). Для терминальных ценностей: г=0,95 при р < 0,01. Достаточно близки ранги таких ценностей как общественное призвание, продуктивная жизнь, здоровье, свобода, материально обеспеченная жизнь, т.о. высокий ранг поличили ценности личной жизни. Ценности, отражающие собственное развитие, познание, творчество, уверенность в себе получили менее значимый ранг.
Такие инструментальные ценнности как жизнерадостность, независимость, высокие запросы, воспитанность, смелость в отстаивании своего мнения оказались значимыми для участников обеих групп (г, = 0,922 при р < 0,01), что свидетельствует о преобладании индивидуалистических и конформистских ценностей самоутверждения. Альтруистические ценности, ценности принятия других, которые значимы для профессиональной деятельности педагога-психолога, получили менее значимый ранг.
Анализ методики «Мотивация учения студентов педагогического вуза» ( С.А. Па-кулина, М.В. Овчинников) показал, что высоки данные внешней мотивации; преб-ладают мотивы, не связаные с процессом учения (избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях, не отставать от сокурсников), желание продолжения обучения обусловлено внешним поткреплением, студенты в большей мере приспосабливаются к вузовской среде.
Из таблицы видно, что недостаточно выражена внутренняя мотивация. Высокий уровень лишь у 20 % студентов в КГ и 16 % — ЭГ, что обусловлено низкой активностью, самостоятельностью студентов как субъектов учения, невыраженностью когнитивной гибкости в учебной деятельности, затруднениями в выборе оптимальной трудности обучения.
Исходный уровень мотивации студентов педагогического вуза, %
Уровень Группа Виды мотивации
внешняя мотивация внутренняя мотивация
высокий средний низкий высокий средний низкий
Контрольная 40 32 28 20 26 54
Экспериментальная 49 24 13 16 27 57
и-критерий Манна-Уитни иэмп =1119,5 при и^ =1031 (р<0,05) иэмп =1199,5 при икр =989 (р<0,05)
Статистическая оценка значимости результатов с помощью и-критерия Ман-на-Уитни показала, что экспериментальная группа не превосходит контрольную группу по уровню развития мотивации учения.
Таким образом, анализ результатов показал, что студенты не имеют полного представления о процессе учебной деятельности, об условиях, способствующих успешности учебных результатов. Анализ ценностей показал предпочтение индиви-
дуалистических и конформистских ценностей. Поэтому нами разработана программа формирующего эксперимента, которая включает в себя опытно-экспериментальное обучение студентов.
Целенаправленный процесс формирования профессиональных компетенций предусматривает динамику их изменений на протяжении всего периода обучения. Перед профессиональной подготовкой студентов мы поставили задачу устранения социально-психологических, коммуникативных барьеров в будущей профессиональной деятельности и общении; повышение собственной психологической компетентности через развитие когнитивного, ценностно-смыслового, рефлексивно-оценочного, коммуникативного компонента. Этому способствовало внедрение в учебный процесс курса по выбору «Тренинг психологической компетентности» (I курс). Особая роль при построении и реализации ИОТ принадлежала характеру взаимодействия преподавателя и студента в процессе психолого-педагогического сопровождения. Специфическим содержанием психолого-педагогического сопровождения стало предоставление бакалаврам возможностей для самопознания мотивационно-ценност-ных ориентаций, индивидуальных качеств, образовательных интересов, соотнесения личных и общественных потребностей, а на основе этого — выбор индивидуальной образовательной траектории и реализация профессионального намерения.
Система психолого-педагогического сопровождения бакалавров включала в себя диагностико-консультационное сопровождение, организационно-методическую поддержку, психолого-педагогическое консультирование. Это обеспечило выявление способностей студентов, их индивидуальных образовательных потребностей, разработку рекомендаций к конструированию содержания обучения [8; С. 19].
Поддержка выбора ИОТ представляла собой следующий алгоритм:
1) установление ценности ИОТ, которая определась студентом на основе выявления ведущей мотивации.
2) постановка цели и задач ИОТ, которые формулировались на основе потребностей и ценностей студентов;
3) выявление содержания ИОТ: курсы обучения, материалы, контрольные мероприятия, виды самостоятельной учебной деятельности;
4) проведение диагностики, включающее входную, рубежную, итоговую психолого-педагогическую диагностику личностных особенностей и достижений студента;
5) описание психолого-педагогических условий для реализации ИОТ, предполагающий выбор педагогических технологий, способов психологической поддержки.
6) выстраивание ИОТ совместно с преподавателем; акцент ставился на развитие универсальных и профессиональных компетенций, учебных навыков и учебной автономии студента;
7) описание ожидаемых результатов: что в конце обучения студент должен знать, понимать, уметь и какими профессиональными компетенциями владеть для успешной профессиональной деятельности;
8) осознание студентом степени достижения индивидуальных целей.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ИОТ осуществлялось на основе взаимодействия студента и преподавателя и предполагало тесное сотрудничество и сотворчество в оценке своих возможностей, способностей, перспектив, интересов, усилий, которые он предполагает приложить для изучения материала с целью достичь запланированного результата.
Требования, представленные в ФГОС ВПО и предъявляемые к основной образовательной программе бакалавров психолого-педагогического образования, позволили выделить уровни ИОТ, которые могут выбрать студенты, в зависимости от уровней их подготовки и ведущей мотивации [3].
Базовый уровень ИОТ образует фундаментальное ядро подготовки студентов и определяется общекультурными компетенциями. Их конкретизация на предметную психолого-педагогическую область ( общепрофессиональные компетенции) и усвоение системы специфических для про-
фессиональной деятельности приемов мыслительной деятельности осуществлялась в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Профессионально-прикладной уровень ИОТ предполагает формирование специальных компетенций в области методологии и методов психолого-педагогической деятельности, психологии и педагогики развития детей. Данный уровень предполагает получение психолого-педагогического и методического опыта взаимодействия с участниками образовательного процесса, приобретение первичного опыта творческой профессиональной деятельности в период прохождения педагогических практик.
На научно-исследовательском уровне ИОТ компетенции формируются за счет научно-исследовательской деятельности: индивидуальной работы со студентами, ( научно-исследовательская деятельность, научные кружки и факультативы) . Достижение данного уровня определялось целенаправленным формированием у студентов
глубоких знаниий и навыков психолого-педагогических исследований по актуальным проблемам психолого-педагогического сопровождения в образовании, приобретаемых на благоприятном эмоциональном фоне положительного отношения к профессии.
Таким образом, становление компетентного специалиста психолого-педагогического образования в ходе реализации ИОТ означает движение от знаний к умениям и компетенциям. Это развивает у студентов потребность проектировать собственную профессиональную деятельность с использованием новых достижений психолого-педагогической науки. Следовательно, первичная отвлеченная установка «я буду заниматься психолого-педагогической деятельностью» переходит в осознанную «я занимаюсь психолого-педагогической деятельностью», т.е. «я отвечаю за то, что происходит, и за то, каковы мои результаты».
Литература
1. Александрова З.И. Психолого-педагогическая подготовка студентов колледжа как средство развития социально-профессиональной мобильности: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 2009. 26 с.
2. Башаева Е.П. Развитие личностной рефлексии в процессе подготовки будущих бакалавров педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук. Владивосток, 2010. 24 с.
3. Бордюгова Т.Н. Методические подходы к формированию компетенций в области программирования на основе реализации индивидуальной траектории обучения: на примере подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Информатика»: дисс. канд. пед. наук. М., 2011. 141 с.
5. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М.: МПГУ, 1998. 180 с.
6. Ерыкова В. Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. 25 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2009.
8. Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: дис. канд. пед. наук. Омск, 2008. 272 с.
9. Каппушева Х.Х. Индивидуальный подход в формировании иноязычной коммуникативной компетенции бакалавра-филолога: автореф. дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. 26 с.
10. Машкова Т.В. Выбор студентами колледжа индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного многоуровневого образования: дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2006. 209 с.
11. Редько Л. Л., Лобейко Ю. А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе. М.: Илекса, 2008. 296 с.
Коротко об авторе_
Новаковская В. С., ст. преподаватель, каф. «Педагогика и методика начального обучения», Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри
Научные интересы: психологическая компетентность личности, психолого-педагогическое сопровождение студентов
_Briefly about the author
V. Novakovskaya, senior teacher, Pedagogics and Methods of Primary Education department, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University named after M.K..Ammosov in Neryungri
Scientific interests: psychological competence of personality, psychological and pedagogical support of students