Научная статья на тему 'Формирование процессной модели оказания производственных услуг'

Формирование процессной модели оказания производственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / УСЛУГИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СЕРВИС / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Екатерина Витальевна, Трушин Дмитрий Сергеевич

В статье анализируется процесс оказания производственных услуг с учетом системы планов предприятия производственного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование процессной модели оказания производственных услуг»

2. Кетова Н.П. Инновационный потенциал региона: развитие и регулирование // Экономическая система современной России. Концепция проблемы, приоритетные цифры, региональная специфика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. 184 с.

3. Колесников Ю.С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001. С. 167.

4. Маськов С.А. Особенности применения кластерного подхода в развитии региональной социально-экономической системы. Вестник РУДН. Серия «Социология». № 5, 2011.

5. Маськов С.А. Механизм реструктуризации субъектов региональной экономики как инструмент стратегического управления. Международное научное переодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 декабря 2016 г., Омск) / в 3 ч. ч. 1 Стерлитамак: АМИ, 2016. с. 121-123.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ОКАЗАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛУГ Логинова Е.В.1, Трушин Д.С.2

'Логинова Екатерина Витальевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра коммерции, сервиса и туризма; Трушин Дмитрий Сергеевич — магистрант, направление: эффективные продажи и управление закупками, Институт коммерции, маркетинга и сервиса Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье анализируется процесс оказания производственных услуг с учетом системы планов предприятия производственного сервиса. Ключевые слова: процесс, услуги, предприятие, сервис, производство.

Процесс оказания производственных услуг предполагает существование сложной целостной социально-экономической системы, в которой присутствует комплекс ключевых элементов, внутренних и внешних связей, наиболее существенным образом влияющих на результаты ее функционирования. При этом цели каждого из ключевых элементов обуславливаются общим предназначением системы.

В связи с этим, наиболее приемлемой формой приложения теории познания и диалектики к исследованию процесса оказания производственных услуг, является системный подход. Особенностью данного подхода является способность быть не столько методом решения задач, сколько методом их постановки, что определяет его качественно более высокий уровень в сравнении с предметным способом познания. Применение системного подхода позволяет создать структурированную последовательность действий, охватывающую процесс реализации производственных услуг с учетом выявленных закономерностей и взаимосвязей. В результате возникает возможность комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности сервисного предприятия и деятельности его системы управления на уровне конкретных характеристик, что способствует наиболее эффективной организации процесса принятия управленческих решений на всех уровнях рассматриваемой системы.

Таким образом, в рамках создания системы по оказанию производственных услуг целесообразно использовать концепцию системного подхода, учитывающую три основных требования к ней:

- соответствие структуры отраслевых инноваций рыночному механизму реализации производственного сервиса;

- соответствие процесса внедрения инноваций (от возникновения идеи до промышленного «потребления» новой услуги) процессу результативного оказания производственных услуг;

- соответствие используемых инноваций внутренней структуре предприятий производственного сервиса, действующих в конкурентной среде [1].

При этом важно принять во внимание тот факт, что в экономической науке принципы системного подхода внедряются преимущественно в рамках решения задач оптимального экономического планирования, требующего построения многокомпонентных моделей сложных систем с необходимостью разноуровневого управления.

Планирование в деятельности предприятия сферы услуг служит основой его системы хозяйствования. Системность планирования проявляется в двух аспектах:

- в разработке планов для каждого элемента управления как самостоятельной подсистемы и в то же время - части целостной системы. Оптимальный эффект, в данном случае, достигается в результате сбалансированного функционирования всех управляемых элементов;

- в сквозном планировании взаимосвязанных показателей: стратегических, тактических, оперативных, то есть количественно-качественных характеристик процесса оказания производственных услуг. При этом качественная сторона отображает сущность процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная - его абсолютную или относительную величину. Показатель является выражением меры планового задания, придающего ему количественную или качественную определённость.

Потенциальная схема системы планов предприятия производственного сервиса представлена на рис. 1.

Уровень управленческой активности в процессе реализации производственного сервиса в значительной степени способен выражать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, обуславливать разные финансово-хозяйственные итоги при одинаковых исходных условиях (рис. 2).

Управленческая деятельность по эффективной реализации производственного сервиса, должна учитывать ряд существенных особенностей, обусловленных отраслевой спецификой:

- инновационная направленность предприятий, оказывающих производственные услуги в сфере нефтедобычи, зависит от возможностей качественного формирования инновационных стратегий и их последующей реализации;

- тактика осуществления инновационной функции производственного сервиса ориентирована на динамичность оказания производственных услуг. В противном случае внедрение отдельных инноваций может иметь негативные последствия [3].

Рис. 1. Системы планов предприятия производственного сервиса

В стратегическом ракурсе деятельность по оказанию услуг может быть определена следующими пятью характеристиками: уровнем отраслевой конкуренции; уровнем мобилизации инновационного потенциала; объемом привлеченных инвестиций; уровнем используемых технологий оказания производственных услуг; степенью обоснованности уровня производственного сервиса.

Рис. 2. Схема инициализации процесса оказания производственных услуг

В тактическом плане производственная деятельность по оказанию услуг выражается двумя характеристиками: соответствием реакции сервисного предприятия изменениям конкурентной среды; скоростью (темпом) проведения инновационных изменений. При этом решается задача обеспечения и сохранения конкурентоспособности сервисного предприятия и его конкурентного статуса в общей инфраструктуре. На рис. 3 отражена схема такого подхода [2].

Необходимо отметить, что производственный сервис, как достаточно новый и технологичный сегмент рынка услуг, априори существует в условиях эффективной конкуренции, когда непрерывный поток нововведений перманентно трансформирует статическую ситуацию, а стремление к повышению нормы прибыли обуславливает поиск преимущества в издержках и качестве самой услуги.

В такой обстановке на первый план выходит адекватное понимание сервисным предприятием своего места в соответствующем сегменте рынка по отношению к конкурентам, то есть занимаемой конкурентной позиции. Конкурентную позицию можно иначе называть ролевой функцией, которая характеризует сервисное предприятие в коммуникациях с другими субъектами бизнеса.

Рис. 3. Схема процесса реализации производственного сервиса [1]

Субъективной предпосылкой выбора сервисным предприятием ролевой функции является уровень систематической активности по управлению конкурентоспособностью предлагаемых производственных услуг. При этом объективная способность каждой из реализуемых производственных услуг в краткосрочном периоде приносить прибыль на вложенный капитал не ниже запланированной или увеличивать прибыльность предприятия по сравнению со среднестатистической прибыльностью в сфере производственного сервиса определяет эффективность управления конкурентоспособностью.

Список литературы

1. Логинов Ю.М. Методический подход оптимизации затрат в процессе реализации производственных услуг в нефтедобывающей сфере // Экономические науки, 2010. № 66. С. 131-135.

2. Современные тенденции развития рынка услуг // Войткевич Н.И., Чернова Д.В., Агафонова А.Н., Горгодзе Т.Е., Евтодиева Т.Е., Калышенко В.Н., Кистенева Н.С., Коржова Г.А., Крючкова Н.А., Логинов Ю.М., Логинова Е.В., Строгова Т.М., Юдакова О.В. Монография под общей редакцией Д.В. Черновой. Самара, 2012.

3. Сфера потребительских услуг: проблемы и перспективы // Кистенева Н.С., Крячков А.Ф., Логинова Е.В., Петрова А.И., Ралык Д.В., Фомина А.В., Евтодиева Т.Е., Иванова Н.В., Саямова Я.Г., Чернова Д.В., Горгодзе Т.Е., Алексушин Г.В., Иванова Н.В., Ионова А.В., Крючкова Н.А., Войткевич Н.И., Скворцова А.Н. Монография. Самара, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.