В. А. Бородин, И. А. Голощапова
формирование промышленной политики в алтайском крае
Рассматриваются основные подходы к промышленной политике на современном этапе, ее содержанию и целям, методам и инструментам реализации. Представлена классификация промышленной политики. Отмечены особенности формирования промышленной политики на уровне региона. Дана оценка состояния промышленного производства в Алтайском крае и его конкурентоспособности по видам деятельности. Предложены основные принципы формирования промышленной политики в Алтайском крае и приоритетные направления развития его промышленного производства.
Исследование существующих зарубежных и отечественных подходов к промышленной политике на современном этапе показало следующее. При разнообразии подходов и традиций промышленная политика уже давно используется для поддержания стабильности развития экономики. И хотя пока еще нельзя говорить об общей индустриальной политике, уже ясно наметилось сближение практических подходов в этой сфере. После увлечения так называемой постиндустриальной экономикой в странах ЕС начинается разработка и внедрение новой индустриальной политики с целью оживления традиционных отраслей промышленности, т. е. начался процесс так называемой реиндустриа-лизации [1, с. 35].
В работах российских ученых, политиков, специалистов инвестиционной сферы предлагаются различные определения промышленной политики, разные трактовки ее целей, задач, форм и методов реализации. Их многообразие можно свести к следующему. Большая группа исследователей [2, 3, 4] считает, что промышленная политика — это часть экономической политики, целью которой является стимулирование экономического роста путем непосредственного участия и активной роли государства в формировании современной структуры и организации промышленного производства в стране (регионе).
В содержание именно такого понимания промышленной политики ряд исследователей [5, 6] включают комплекс мер по целенаправленному изменению структуры экономики в целом путем развития приоритетных секторов и производств по выпуску конкурентоспособной промышлен-
ной продукции совокупностью регулирующих воздействий федеральных и региональных органов управления. Конечной целью промышленной политики ученые считают повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости на основе экономического роста.
Системное понимание промышленной политики рассматривает ее как «систему правовых, экономических, научно-технических, организационных мер, направленных на оптимизацию и повышение эффективности работы промышленности, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами региона, исходя из социально-экономических интересов государства, региона» [7].
Близкое к этому определение заложено в концепцию промышленной политики Пензенской области, в законы о промышленной политике Саратовской, Владимирской, Орловской, Тверской областей [6], а также в закон Алтайского края «О промышленной политике», где сказано, что «промышленная политика края — это система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, исходя из социально-экономических интересов края» [8].
С принципиально иных позиций подходят к определению содержания промышленной политики авторы так называемого либерального направления в экономике. Так, в концепции промышленной политики РФ ее содержание формулируется как комплекс осуществляемых государством мер по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности на основе рыночных механизмов регулирования, а также в рамках действующей бюджетной, налоговой, институциональной и других видов политики [6]. Содержательная часть этой концепции исходит из утверждения о том, что «наибольший экономический рост достигается в экономиках либерального типа». Это предполагает отказ государства от большей части регуляторных функций [9].
Мировой опыт продемонстрировал, что либерально-монетаристская модель может быть продуктивной для стран, которые не имеют развитого производства и начинают выстраивать его «с чистого листа», но противопоказана
112 МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством и инерционным реальным сектором экономики, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, резкими различиями технико-технологического уровня, а потому и уровня рентабельности по отраслям, сферам и видам производства [10, с. 5].
Вот почему в своей преобладающей части российские экономисты (теоретики и практики) придерживаются иного подхода к оценке значимости промышленной политики. Суть этого подхода — в опоре на государственное регулирование с использованием не только рыночных методов, но и методов прямой государственной поддержки, прямого перераспределения ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях развития реального сектора экономики.
Различаются подходы рассмотренных авторов и к формулировке цели промышленной политики. Ряд исследователей считают, что целью промышленной политики должно быть стимулирование экономического роста и обеспечение на этой основе роста благосостояния населения (повышение качества жизни, обеспечение занятости), а более широко — реализация национальных интересов страны [5, 6, 10]. Значительная часть авторов проанализированных нами исследований видят целью промышленной политики поддержку тех или иных товаропроизводителей; приращение выпуска наукоемкой продукции на основе программно-целевого подхода, разработку индикативных планов и программ реструктуризации кризисных отраслей и структурной перестройки промышленности; развитие промышленного и научно-технического потенциала, стимулирование локальной конкуренции и создание благоприятного предпринимательского климата и другие частные, хотя и достаточно важные для промышленных предприятий, цели [11, 12].
В настоящем исследовании авторами дана классификация видов промышленной политики. По характеру общей ориентации воздействия государства на промышленность страны промышленную политику принято классифицировать на защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции; адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры к произошедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на внутреннем
и внешнем рынках; инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.
По подходам к стимулированию индустриального роста ее подразделяют на дирижист-скую, направленную на определение и реализацию путей и мер государственного регулирования реального сектора на основе государственных инвестиций; ортодоксально-либеральную, ориентированную на содействие развитию предпринимательских начал и конкурентной среды в экономике ради максимизации эффективности производства и достижения соответствия его объемно-структурных параметров общественному спросу, резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику; «чейбо-листскую», предусматривающую укрепление финансово-промышленных групп; институциональную, основанную на формировании современной институциональной среды [13].
Проводимая в России сегодня экономическая политика включает все четыре подхода. Налицо повышение регулятивной и инвестиционной активности государства. Происходит укрепление финансово-промышленных групп, особенно тех, которые подконтрольны государству. Одновременно частью официальной политики остается уменьшение доли бюджета в ВВП. Стержнем правительственной стратегии является формирование и укрепление институтов, характерных для современных рыночных демократий.
Практика выработала также два основных типа государственной промышленной политики — общесистемный и селективный.
К методам промышленной политики относятся протекционизм, стимулирование экспорта, поддержка отдельных отраслей (точек, или локомотивов роста), а также предприятий и регионов, признанных государством наиболее перспективными, с помощью субсидий и кредитов, использование государственного заказа, регулирование цен и тарифов и др. Среди разнообразных методов промышленной политики принято выделять прямые и косвенные методы, а по содержанию — информационные, методы макроэкономического регулирования, ресурсные (затратные, или обеспечивающие), институциональные методы.
Исходя из того, что промышленная политика является совокупностью регулирующих воздействий со стороны федеральных и реги-
ональных органов управления, она может осуществляться как на государственном уровне, так и на региональном (уровне субъекта федерации) [5, с. 72].
При этом практически нереальна промышленная политика на уровне муниципальных образований, поскольку набор и действенность инструментария государственного регулирования здесь ограничены. Для реализации промышленной политики необходимо иметь соответствующие органы, способные прямо или косвенно повлиять на изменение структуры производства. Следовательно, говорить о реальной региональной промышленной политике можно лишь применительно к субъектам Федерации.
В то же время, по мнению авторов настоящего исследования, объектом промышленной политики не может выступать субъект РФ в целом. В основу представления об объекте промышленной политики следует положить понятие «территориально-хозяйственный уклад».
Территориально-хозяйственные уклады — однотипные по социально-экономическому признаку группы пространственных социально-экономических систем. Они отражают различные уровни развития социума с соответствующим набором территориальных производительных сил (факторов производства). Каркас территориально-хозяйственного уклада составляют территориальные производительные силы, выросшие на базе использования ландшафтно-природных компонентов и включающие в себя не только созданные трудом человека факторы, но и при-родно-естественные, вовлеченные в хозяйственный оборот (реки, леса, поля, водопады, участки с особой по плодородию почвой и т. п.). Сущность территориально-хозяйственного уклада характеризует уровни развития регионов по «встроенности» в производственно-технологический и социально-экономический процесс развития социума [14].
Из этого логично вытекает и следующее немаловажное утверждение: крупные пространственные социально-экономические системы, каковыми являются, в частности, субъекты Федерации, содержат в себе ряд разнотипных по социально-экономическому признаку территориальных образований, каждое из которых представляет собой набор однотипных территориально-хозяйственных укладов.
Понятие «регион» с учетом сказанного выше должно рассматриваться в виде территории с максимально однородными природно-клима-
тическими, социокультурными условиями и исторически сложившейся структурой хозяйственных связей на базе однотипных территориально-хозяйственных укладов.
Таким образом, субъект РФ может включать в себя ряд таких регионов, объединенных его административной властью, которые могут выступать объектами промышленной политики.
Кроме того, авторы считают, что объектами промышленной политики субъекта РФ должны являться:
— отдельные предприятия и виды промышленной деятельности (отрасли), определяющие бюджетную обеспеченность и занятость населения на уровне субъекта федерации и отдельных муниципальных образований;
— инновационно активные и инвестиционно привлекательные предприятия и виды промышленной деятельности (отрасли);
— промышленные комплексы (кластеры), создаваемые в регионах с высоким промышленным потенциалом.
Региональная промышленная политика субъекта Федерации должна строиться в тесной взаимосвязи с социально-экономической стратегией развития региона и содержать в себе комплекс мер по повышению его эффективности и конкурентоспособности. В тоже время следует понимать, что региональная промышленная политика эффективна и жизнеспособна только тогда, когда является частью государственной промышленной политики, охватывающей все рыночное пространство, регулируемое системными и комплексными мерами со стороны государства.
На территории Алтайского края можно выделить следующие регионы, содержащие территории с однотипными или близкими по основным характеристикам территориально-хозяйственными укладами, имеющие различный уровень промышленного и в целом социально-экономического развития.
I. Северо-западный аграрно-промышленный регион. Промышленная специализация: химическая промышленность с использованием местного природного сырья; переработка сельскохозяйственной продукции. Промышленные центры: г. Славгород, Яровое, п. Степное Озеро, п. Малиновое Озеро. Центры территорий с развитой сельхозпереработкой: р. п. Благовещен-ка, с. Ключи, Кулунда, Волчиха, Гальбштадт, Родино, Михайловское, Хабары.
Данный регион обеспечивает 48% химического производства края. В регионе имеется
собственная сырьевая база и производственные мощности для развития химического производства, переработки зерна (благоприятные условия для выращивания зерновых культур, в том числе пшеницы яровой, подсолнечника), производства мясной и молочной продукции, шерсти.
II. Юго-западный промышленный регион.
Промышленная специализация: машиностроение, добыча и переработка полезных ископаемых, переработка сельскохозяйственного сырья, пищевая промышленность. Промышленные центры: г. Рубцовск, Змеиногорск.
Регион обеспечивает около 45% добычи полезных ископаемых в Алтайском крае, дает около 30% производства машин и оборудования в крае.
В регионе сосредоточены месторождения полиметаллических и железных руд, золота, освоение которых является новым эффективным направлением развития экономики края. Имеется сырьевая база для производства пищевых продуктов.
III. Центральный аграрно-промышленный регион. Промышленная специализация: переработка сельскохозяйственного сырья. Промышленные центры: гг. Алейск, Камень-на-Оби, сс. Шипуново, Поспелиха, Мамонтово, Ребриха, Павловск.
Указанный регион дает более 20% производства пищевых продуктов.
IV. Северо-восточный промышленный регион. Промышленная специализация: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов и конструкций, деревообрабатывающая и мебельная промышленность. Промышленные центры: гг. Барнаул, Новоалтайск, Заринск, р. п. Тальменка.
В этом регионе сконцентрирована основная часть производства промышленной продукции в крае — обрабатывающей промышленности и производства и распределения электроэнергии, газа и воды (62-64%).
V. Южный промышленный регион. Промышленная специализация: химическая промышленность, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, деревообрабатывающая и мебельная промышленность. Промышленный центр — г. Бийск.
В регионе сосредоточено около 25% добычи полезных ископаемых, (бурый уголь, нерудные
строительные материалы); более 30% химических производств (производство лекарственных и витаминных препаратов, лакокрасочных материалов, серной кислоты).
Указанные регионы могут быть самостоятельными объектами промышленной политики в Алтайском крае.
Выполненный авторами анализ конкурентоспособности предприятий Алтайского края показал, что к группе конкурентоспособных по выпускаемой продукции и качеству ресурсного потенциала на внутреннем и внешнем рынках можно отнести до 20% от общего количества крупных и средних предприятий. Следует отметить, что выявленные тенденции в основном соответствуют положению дел в российской промышленности в целом.
Проведенные исследования позволяют определить приоритетные направления развития промышленности в Алтайском крае.
При формировании приоритетных направлений развития промышленного производства нужно исходить из того, что в нашем случае достижения конкурентных преимуществ за счет низких издержек чрезвычайно сложно достигнуть в связи с удаленностью рынков сырья и сбыта готовой продукции, недостатком собственных энергоресурсов и высокими, по сравнению с другими регионами, тарифами на них.
В этой связи промышленная политика в отношении фондоемких и инвестиционноем-ких отраслей (например, производство машин и оборудования, производство транспортных средств) должна предусматривать ориентацию на выпуск высокотехнологичной уникальной продукции с улучшенными потребительскими качествами, имеющей достаточный уровень конкурентоспособности на рынке.
Учитывая то, что возможности фондоемких предприятий Алтайского края в обновлении производственного потенциала для достижения конкурентоспособности крайне ограниченны, промышленная политика должна стимулировать процесс включения предприятий в крупные вертикально интегрированные трансрегиональные компании, имеющие устойчивые позиции на ресурсных и товарных рынках. При этом задачей органов государственной власти Алтайского края является создание условий для протекания интеграционных процессов с максимальным сохранением социально-экономических интересов Алтайского края.
На основе анализа промышленного производства в Алтайском крае и комплексной
оценки его состояния, оценки отраслевых и рыночных факторов, формирующих спрос на промышленную продукцию, прогноза изменения состояния отраслей и рыночного спроса на продукцию промышленных предприятий края предложены следующие приоритетные отрасли промышленного производства, обладающие конкурентными преимуществами (либо имеющие возможность их достижения), обеспеченными природным, интеллектуальным, производственным и трудовым потенциалом.
I. Машиностроение:
— транспортное машиностроение (вагоны железнодорожные, дизельные двигатели для транспортных средств);
— энергетическое машиностроение (котлы теплоэнергетические и их комплектующие);
— сельскохозяйственное машиностроение (сельскохозяйственные машины и орудия для зонального земледелия).
II. Химическая и нефтехимическая промышленность:
— производство кокса с использованием сопутствующих продуктов;
— производство химических продуктов и их компонентов, в т. ч. на базе местного сырья для народного хозяйства и оборонно-промышленного комплекса.
III. Фармацевтическая промышленность: производство лекарственных средств, биологически активных препаратов и витаминной продукции на основе местного сырья.
IV. Добыча полезных ископаемых.
V. Производство строительных материалов и конструкций.
VI. Переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания.
Эффективным направлением промышленной политики является образование интегрированных промышленных комплексов (кластеров) по созданию и производству конкурентоспособной продукции, имеющей устойчивый рыночный спрос.
Важным элементом промышленной политики является поддержка предпринимательства в мелкотоварной форме на основе современных технологий и развития кооперационных связей с крупными и средними предприятиями.
Программа стратегических преобразований промышленности Алтайского края по приоритетным направлениям на долгосрочную перспективу должна осуществляться поэтапно.
На первом ее этапе программа должна предусматривать:
— реализацию сформированных промышленными предприятиями при поддержке администраций городов и районов организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на создание условий для качественного развития;
— реализацию инновационных проектов по созданию новых конкурентоспособных промышленных производств, а также расширению предпринимательства в сфере промышленного производства в городах и сельских населенных пунктах;
— создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей ее эффективность;
— разработку инструментов и механизмов регулирования деятельности промышленных предприятий на территории Алтайского края и оказания им целевой инвестиционной поддержки;
— восстановление (повышение) уровня конкурентоспособности предприятий, в первую очередь градообразующих, стимулирование качественных преобразований промышленного производства, достижение на этой основе роста объемов продукции, повышения финансовой результативности и занятости населения на промышленных предприятиях края;
— оказание инвестиционной финансовой поддержки предприятиям приоритетных отраслей промышленности края.
На более длительную перспективу, на втором этапе, необходима реализация мероприятий по созданию интегрированных промышленных производств (кластеров), в задачу которых входит:
— объединение и концентрация ресурсов предприятий и научных организаций для создания и совместного производства конкурентоспособной продукции;
— расширение рынков сбыта и увеличение объемов продаж путем разработки и реализации совместных маркетинговых программ;
— сокращение издержек производства и повышение финансовых результатов;
— проведение единой ценовой, а также инновационной и научно-технической политики;
— координация действий в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечения инвестиций.
В долгосрочной перспективе (третий этап) программа стратегических действий в промышленном комплексе Алтайского края должна предусматривать меры по интеграции приоритетных отраслей промышленности в глобальную эконо-
мику в лице крупных национальных и транснациональных промышленных компаний с выходом на мировые рынки промышленной продукции.
Главный смысл промышленной политики в ближайшие десятилетия состоит в том, чтобы через технологические, управленческие, институциональные и социальные новшества прийти к устойчивой экономике с высоким потенциалом саморазвития, что позволит в максимальной степени предотвратить разрушительные последствия очередных кризисов.
Список источников
1. Бландиньер Ж.-П. Реиндустриализация России. Насколько пригоден европейский опыт // Экономист. 2005. №5 . С 35-45.
2 . Плышевский Б. П. О промышленной политике // Экономист. 2004. № 9 . С. 3-16 .
3 . Большой экономический словарь / Под ред. А . Н . Аз-рилияна. 2-е изд. М. : Институт новой экономики, 1997. 864 с .
4. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 4-23 .
5 . Титов К. А. Региональная промышленная политика. Формирование и реализация. СПб . : Изд-во СПбГУЭФ, 2003 245 с
6 . Карлик А., Комаров А. Промышленная политика и развитие регионов // Проблемы теории и практики управления 2005 № 3 С 66-71
7 . Кодоев А. Д. Некоторые принципы формирования промышленной политики // Промышленная политика. Теория и практика : сб. научн . трудов . М. , 1996.
8 . Закон Алтайского края от 12 мая 1998 г. № 27-ЗС «О промышленной политике» с изменениями от 4 марта 1999 г. , 8 мая, 26 ноября 2001 г. , 8 сентября, 8 декабря 2003 г. , 14 октября 2004 г. , 1 февраля 2007 г. // Управление Алтайского края по промышленности и энергетике . [Электронный ресурс]. URL: http://www. alt-prom .ru/legislation
9 . Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 2-3 . С. 5-39 .
10 . Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал . 1999. №8 . С. 3-21.
11. Анисимов В. Российские регионы как субъекты промышленной политики // Российский экономический журнал 2006 №7-8 С 36-53
12 . Губанов С. С. Промышленная политика и государство // Экономист. 2004. №7 . С. 3-14.
13 . Мау В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики . 2007. №2 . С. 4-25 .
14. Попадюк Н. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады // Вопросы экономики 2004 №5 С 73-84
УДК 338.45(571.15)
ключевые слова: промышленная политика, промышленное производство, конкурентоспособность, регион
Л. П. Падалко, М. Б. Петров
приоритеты посткризисного развития региональных энергетических систем 1
В статье рассматриваются пути обеспечения развития электроэнергетики на региональном уровне. Раскрыта необходимость и особенности региональных энергетических стратегий. Показано, что они выступают инструментом реализации приоритетности в развитии энергетической инфраструктуры регионов. Раскрыто содержание регионального стратегирования, его роль и значение в достижении лидерства в межрегиональных системах энергетики. Даны примеры взаимодействия факторов обоснования размещения энергетических мощностей в региональной системе. Предложены некоторые новые принципы и подходы к управлению развития энергетикой в
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке УрО РАН, проект № 09-С-6-1003.
регионах. Эти положения могут учитываться в выборе приоритетов и мероприятий программ развития электроэнергетики регионов.
Системы инфраструктурного назначения выступают общим условием развития производительных сил. Их наличие, возможности, состояние — важные факторы размещения производств, развития социальной инфраструктуры, качества жизни на соответствующих территориях [1]. Единая энергетическая система и составляющие ее объединенные энергетические системы макрорегионов (Урала, Сибири, Центра и др.), образующие основу электроэнергетики, из всех видов инфраструктур обладают наиболее выраженными системными свойс-