УДК 332.132 ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Поподько Г алина Ивановна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент Красноярский отдел Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Красноярск, Россия pgi90@bk. ru
В статье анализируется понятие промышленной политики, уточняется его содержание. Дается анализ «ядра промышленности» Красноярского края, выявляются диспропорции его развития. Формируются направления структурной перестройки промышленности региона на основе реализации крупных проектов и организации кластеров.
Ключевые слова: промышленная политика; регион; «ядро
промышленности»; отраслевой проект; кластер.
INDUSTRIAL POLICY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PROVISION OF REGIONAL ECONOMY
Galina Popodko, senior scientist, candidate of economic science, docent
Krasnoyarsk department of Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, Krasnoyarsk, Russia
pgi90@bk. ru
This article analyzes the concept of industrial policy, specifies its content. The analysis of the Krasnoyarsk region ”industry core” is given together with identification of disbalances in its development. The direction of industrial restructuring in the region is shaped through the implementation of major projects and the organization of clusters.
Keywords: the industrial policy; the region; «industry core»; the branch project; the cluster.
Приоритет развития добывающей промышленности, в ущерб обрабатывающему производству в условиях благоприятной конъюнктуры цен на мировых рынках приносит свои ощутимые результаты, но имеет вполне исчерпаемый эффект. Поэтому необходимы срочные меры по изменению ситуации, сложившейся в экономике страны и регионах сырьевой специализации за счет реализации промышленной политики, которая приведет к возрождению высокотехнологичных отраслей, ориентированных на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, развитию отраслей по производству важнейших предметов потребления, созданию производств, обеспечивающих техническое перевооружение основных отраслей промышленного производства.
Проблема направлений и методов осуществления национальной и региональной промышленной политики активно обсуждается в работах С. Авдашевой, С. Белозеровой, Г.Я. Беляковой, А.Е. Гебенкина, В. Завадникова, В. Кондратьева, Л.И Лугачевой, Д.С.Львова, Е.Н. Потаповой, Е. Смирнова, А.И. Татаркина,, А.И. Таюрского, Т.И. Точеной, С.А. Толкачева, А. Шаститко и других.
В настоящее время нет единого мнения по вопросу, что необходимо понимать под промышленной политикой.
Так, в докладе «Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации», под промышленной политикой понимается
совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции [1].
В Концепции промышленной политики Красноярского края на период до 2020 года, под промышленной политикой понимается система мер прямого (административного) и косвенного (финансово-экономического) государственного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышения национальной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления, решения инфраструктурных и социальных проблем в интересах благосостояния населения и обеспечения национальной безопасности страны [2].
В таком определении промышленная политика понимается как действия, меры, реализуемые государством для улучшения дел в современном состоянии развития промышленности на определенный период времени. Реализация такой промышленной политики может привести к реальному изменению, но не обеспечит кардинальных, революционных сдвигов.
Необходимо согласиться с А.И. Татаркиным, который считает такие определения ошибочными. Он предлагает трактовать промышленную политику как "industrial policy", которая означает не только "секторальную политику", но и политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет: во-первых, преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества, во-вторых, завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства
технологической, отраслевой и институциональной перестройки как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности
Промышленная политика, по его мнению, представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом [3].
Обобщая различные подходы к определению промышленной политики, мы считаем, промышленная политика - это стратегия развития отраслей промышленности, формирующих конкурентоспособность индустриального потенциала экономики и направленная на создание условий, обеспечивающих благоприятный инновационный и инвестиционный климат в приоритетных ее отраслях.
Основными особенностями промышленной политики (по сравнению с другими видами политики - экономической, социальной, внешней и т.д.) по нашему мнению является:
1. направленность на «ядро промышленности», образованное высокотехнологичными отраслями, формирующими конкурентоспособную индустриальную основу национальной экономики. Она должна реализоваться через приоритеты развития отраслей, диктуемые особенностями технологического уклада развития мировой экономики, национальными потребностями, уровнем развития высокотехнологичных отраслей;
2. целевая ориентация, обусловленная спецификой этапа экономического развития. Цели реализации промышленной политики остаются постоянными лишь на определенный период времени и меняются под влиянием факторов внешней и внутренней среды;
3. взаимодействие с другими элементами экономической политики:
• инновационной политикой, способствующей взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров инновационной модели развития;
• структурной политикой, стимулирующей межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики;
• инвестиционной политикой, обеспечивающей и стимулирующей капиталовложения в развитие промышленного производства и производственной инфраструктуры.
Наряду с определением промышленной политики, формирующей основу модернизации отраслей и структурной перестройки экономики, спорным является определение механизма реализации промышленной политики.
Анализ работ отечественных экономистов показывает, что выделяется методы директивного регулирования развитием промышленности («жесткая» промышленная политика) и методы косвенного регулирования, способствующие созданию институциональных условий, благоприятного инвестиционного климата для развития предприятий промышленности («мягкая» промышленная политика).
Современные условия диктуют новые условия реализации промышленной политики. Наряду с элементами «мягкой» (налоговое стимулирование и преференции) и «жесткой» промышленной политики (прямое, директивное руководство), все чаще используются новые методы управления, такие как проектный подход в развитии высокотехнологичных отраслей, организация кластеров и частно-государственное партнерство как в реализации отраслевых проектов, так и формировании кластеров. Несмотря на все преимущества новых механизмов, они пока не получили должного развития.
Реализация названных принципов промышленной политики может быть проверена на примере Красноярского края.
Промышленная политика региона, по нашему мнению, должна формироваться (и реализоваться) в несколько этапов.
На первом этапе формирования промышленной политики региона необходимо определить «ядро промышленности»- комплекс базовых отраслей промышленности, которые должны получить приоритетное развитие на определенном этапе развития. Такое «ядро промышленности» формируется из целей реализации национальных и региональных интересов.
В Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 г. определено, что инновационное социально-ориентированное развитие экономики Красноярского края обеспечивается за счет: цветной металлургии, электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности [4]. Это - «ядро промышленности», которое должно получить приоритетное развитие в рассматриваемый период времени.
На втором этапе должно быть проанализировано состояние развития приоритетных отраслей промышленности, выявлены проблемы их развития и несоответствия национальным и региональным интересами, сформированы направления модернизации и структурной перестройки, то есть направления промышленной политики.
Современное состояние развития отраслей промышленности в Красноярском крае, которые должны сформировать ее «ядро» в период до 2020 г, характеризуется крайней неравномерностью1 (табл.1).
1 Особенности статистики по методике ОКВЭД не позволяют выделить отрасли в «чистом» виде
Таблица 1
Индексы производства продукции (в % к предыдущему году)
Виды экономической деятельности 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 105,8 104,7 98,4 105,0 112,5 92,1
Машиностроение: - производство машин и оборудования; - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; - производство транспортных средств и оборудования; 174.4 112.5 2,1 раза 79,4 128,1 48,6 105,7 83,4 90,2 110,7 100,1 106,2 104,8 104.1 119.1 75,3 66,6 89,2
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий* 106,4 100,1 98,9 100,0 101,8 98,3
Обработка древесины и производство изделий из дерева Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 67,3 2,2 раза 102,5 89,4 96,5 102 118,9 96,2 99.6 113.6 96,3 142,4
Производство пищевых продуктов 97,9 116,6 115,1 106,4 97,4 91,3
*Доля цветной металлургии в металлургическом производстве составляет 90% .
Как следует из анализа таблицы 1, практически все названные отрасли снизили темпы роста объемов производства. Это связано, во-первых, со структурным кризисом в экономике края, который обуславливает перераспределение инвестиций из отраслей добывающей промышленности (и в
частности из цветной металлургии, которая длительное время получала самый большой объем инвестиций) в отрасли по добыче полезных ископаемых, как наиболее доходные (табл.2).
Таблица 2
Доля инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, %
Виды экономической деятельности 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Инвестиции всего, в том числе 100 100 100 100 100
Добыча полезных ископаемых 8,6 9,5 9,5 5,8 44,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,2 10,1 11,4 10,8 13,5
Машиностроение 1,1 0,7 1,2 0,7 0,6
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 23,3 15,2 15,0 11,3 8,5
Обработка древесины и производство изделий из дерева Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 0,4 0,6 0,3 0,8 0,9
Производство пищевых продуктов 1,1 1,2 0,6 0,5 0,1
Во-вторых, с изношенной материально-технической базой, устаревшими технологиями производства, низкой конкурентоспособностью продукции. Это приводит к закрытию ряда производств, что подтверждается тенденцией сокращения численности занятых.
За последние 10 лет наблюдается снижение численности занятых в машиностроении, пищевой и лесной промышленности, цветной металлургии
(здесь численность работающих сократилась в 2,5 раза). Только в электроэнергетике наблюдается небольшой прирост численности занятых (табл.3).
Таблица 3
Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности
(тыс. чел.)
Виды экономической деятельности 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Численность занятых всего, в т.ч. 1409,4 1424,8 1427,8 1433,7 1436,8 1433,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 46,7 56,4 55,5 54,4 54,2 52,7
Машиностроение 52 55 58,6 57,7 55,8 51,4
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 89,2 37,3 36,0 37,3 37,7 34,8
Обработка древесины и производство изделий из дерева 27,3 25,7 20,3 22,3 22,4 22,1
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 10,9 5,5 6,5 6,5 7,6 7,5
Производство пищевых продуктов 33,7 24,5 22,8 22,7 21,8 24,0
Для отраслей, входящих в «ядро промышленности» характерны отраслевые особенности развития, которые можно рассматривать как ограничения их перспективного развития.
Так, динамика развития цветной металлургии зависит от мировых цен на продукцию. Экспорт продукции отрасли превышает уровень 90%. Другой причиной, сдерживающей развитие отрасли, является практически полное
отсутствие производственной и социальной инфраструктуры в местах добычи сырья, что не позволяет расширить объемы производства цветных металлов. Перспективы развития отрасли связаны с решением экологических проблем. Предприятия цветной металлургии являются главными «загрязнителями» окружающей среды, и это определяет необходимость выноса их за пределы муниципальных образований.
Машиностроение, представленное всеми видами основной деятельности (производством машин и оборудования, оптического электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и транспортного оборудования) переживает кризис своего развития. Это обусловлено низким конкурентным потенциалом производимой продукции. Основной объем производства продукции машиностроения ориентирован на внутренний рынок. Сокращение объемов производства в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности (добыча угля, лесозаготовки, производство оборонной продукции) снизило потребность в продукции машиностроительного комплекса. Негативное влияние на развитие машиностроительного комплекса оказывает рост импорта оборудования и давление со стороны зарубежных производителей.
Лесоперерабатывающая промышленность развивается в основном на основе производств с низкой степенью переработки сырья. Более половины продукции высокого передела, которая составляет лишь 12% от объемов производства отрасли, не находит сбыта на внутреннем рынке и вывозится за пределы Красноярского края. Около 2/3 добываемой деловой древесины идет на экспорт. Увеличение объемов производства отрасли ограничено дефицитом энергоресурсов в местах добычи сырья, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры, падающей рентабельностью лесоперерабатывающих производств. Высокие тарифы на железнодорожном транспорте являются серьезным препятствием для вывоза продукции за пределы края. По этой
причине нерентабельными являются производства по переработке отходов лесоперерабатывающей промышленности
Развитие электроэнергетики ограничено изолированностью энергосистемы края, которая, по причине отсутствия достаточной энергоинфраструктуры, не позволяет передавать производимую избыточную электроэнергию за пределы региона. Строительство крупных потребителей электроэнергии (алюминиевые заводы, лесохимические комбинаты, химические предприятия) ведется с отставанием, поэтому развитие электроэнергетики вынуждено «подстраиваться» под будущих потребителей. Серьезным ограничением развития электроэнергетики являются экологические проблемы. Большая часть производства сконцентрирована на тепловых электростанциях, которые представляют серьезную экологическую угрозу. Замена тепловых электростанций гидроэлектростанциями ведет к изъятию сельхозугодий, затоплению значительных территорий и нарушению экологического баланса. Развитие производства электроэнергии на основе иных, альтернативных источниках, не рассматривается.
Пищевая промышленность региона развивается в условиях жесткой конкуренции с предприятиями соседних регионов (Новосибирской, Омской областями, Алтайским краем) и импортом, которые поставляют более качественную и дешевую продукцию. Основная проблема развития пищевой промышленности региона - незагруженность производственных мощностей, которые используются на 30- 60%. Низкая рентабельность производства пищевой продукции приводит к закрытию предприятий, использованию устаревшей техники и технологий производства, что сказывается на качестве производимой продукции и определяет ее неконкурентоспособность. Суровые природно-климатические условия ограничивают возможности развития сельского хозяйства, что не может не влиять на ресурсную базу развития пищевой промышленности. Поэтому около половины производимых в регионе продуктов питания производится на привозном сырье. Это определяет более
высокие цены на продукцию местных производителей и является серьезным ограничением в расширении производства продуктов питания на территории края.
Стратегия развития «ядра промышленности» Красноярского края на период до 2020 г. определяется условиями формирования инновационного социально-ориентированного развития экономики региона. Для этого необходима модернизация и структурная перестройка базовых отраслей промышленности.
Основными направлениями промышленной политики Красноярского края по развитию базовых отраслей промышленности необходимо назвать реализацию крупных инвестиционных проектов и формирование кластеров.
Крупные инвестиционные проекты обеспечивают экстенсивное развитие отраслей промышленности. Формирование кластеров направлено на реализацию инновационного (интенсивного) пути развития отраслей. Тот и другой путь развития определяется растущей потребностью национальной и региональной экономики в промышленной продукции, создаваемой на территории. Для структурной перестройки базовых отраслей промышленности в Красноярском крае на период до 2020 г. намечена реализация следующих основных инвестиционных проектов (табл.4) [3].
Таблица 4
Основные инвестиционные проекты по развитию базовых отраслей промышленности Красноярского края на период до 2020 г.
Отрасли Основные инвестиционные проекты и сроки их реализации
Электроэнергетика Завершение строительства Богучанской ГЭС, 2006-2012 гг. Строительство Мотыгинской ГЭС ,2010-2018 гг. Строительство ТЭС на базе Кокуйского угольного месторождения, 2010-2014 гг. Строительство энергоблоков Красноярской ТЭЦ-3 (3 энергоблока), 2009-2013 гг.
Цветная металлургия Ввод новых мощностей по добыче и переработке
медно-никелевой руды в г. Норильске 2009-2015 гг Строительство Богучанского алюминиевого завода (БЭМО),2009-2013 гг. Увеличение объемов добычи руды и производства золота на Олимпиадинском и Оленьем месторождениях, 2009-2019 гг. Строительство карьера и золотоизвлекательной фабрики на месторождениях Раздолинского рудного узла (месторождение Попутнинское) Мотыгинский район, 2009-2019 гг
Машиностроение Развитие машиностроительных предприятий Красноярска: освоение новых видов продукции ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса», «ПО «Красноярский завод комбайнов", 2009-2017 гг. Организация производства солнечных батарей (в рамках проекта «Солнечный кремний») в г. Железногорске ,2010-2015 гг. Развитие ОАО « Информационные спутниковые системы им. Решетнева» (в рамках проекта «ГЛОНАСС») в г. Железногорске ,2009-2015 гг.
Лесоперерабатывающая промышленность Строительство завода по производству пиломатериалов ,ХТММ в Кежемском районе, 2010-2014 гг. Строительство комбината по глубокой переработке древесины в г. Минусинске, 2010-2014 гг. Организация производства ДСП и березового шпона в г. Канске, 2009-2012 гг. Строительство комбината по глубокой переработке леса в Бирилюсском районе, 2010-2013 гг.
Пищевая промышленность Строительство завода по производству молочной продукции и сыров в г. Минусинске , 2011-2013 гг. Создание производства консервированных продуктов, Минусинский район, 2012-2014 гг. Строительства завода по производству мясных продуктов, Сухобузимский раон, 2011-2014 гг.
Для реализации намеченных проектов необходим объем инвестиций в сумме около 827 млрд. рублей.
Масштабы и сложность хозяйственных связей, высокая монополизация рынков в нашей стране определяют возможность создания национальных
кластеров лишь в отдельных отраслях, таких, например, как космическая или оборонная. В большинстве случаев, кластеры создаются на региональном уровне. Это дает большие возможности, как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса за счет фактора инновационного развития, так и для роста эффективности экономической политики региональной власти.
В действительности процесс объединение предприятий в кластеры на региональном уровне происходит очень медленно. Одна из основных причин этого заключается в том, что отсутствует мотивационная составляющая и стимулы для объединения функционально различных предприятий и организаций в кластеры.
Мотивационная составляющая формирования кластеров должна состоять, по нашему мнению, в создании конкурентоспособной продукции (или технологии) за счет использования эффекта интеграции, что обеспечивает сокращение времени и экономию ресурсов. Более всего для этого подходит образование кластеров по технологическому признаку. Поэтому на первом этапе применения кластерного подхода к реализации промышленной политики региона, необходимо создавать технологические (промышленные) кластеры, организованные по отраслевому признаку, как точки экономического роста.
Основная проблема создания технологических кластеров - выбор предприятия (компании) лидера и поиск инновационной идеи, вокруг которой может быть сформирован кластер.
Ускоренное развитие базовых отраслей промышленности Красноярского края может быть осуществлено на основе создания промышленных кластеров по следующей схеме (табл.5).
Таблица 5
Промышленные кластеры «ядра промышленности»
Кластер Предприятие-лидер Инновационная идея
Цветной металлургии Предприятия РУСАЛ; Норильский ГМК Глубокая переработка первичного металла Новые виды сплавов
Машиностроения Красноярский машиностроительный завод Создание высокотехнологичной продукции машиностроения
Электроэнергетики ОАО «Г идроОГК» Оптимизации системы производства, передачи и потребления электроэнергии на базе роста гидроэнергетики
Лесоперерабатывающей промышленности Енисейский ЦБК; Новоенисейский ЛХК Глубокая химическая и химико-механическая переработка древесины и отходов производства
Пищевой промышленности ОАО «Милко»; МУП «Уярский мясокомбинат»; ООО «Ачинский мелькомбинат» Разработка технологий по глубокой переработки сырья и создание высокотехнологичной продукции
Кластеризация базовых отраслей промышленности региона определяет возможность более эффективного внедрения инноваций, что находит выражение в росте производительности и эффективности общественного производства в каждой из отраслей промышленности.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить важность разработки промышленной политики, направленной на развитие приоритетных ее отраслей, что обеспечит структурную перестройку региональной экономики и ускорит переход на инновационный путь развития.
Литература
1. Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации: Доклад. 2004 [Электронный ресурс] // Режим доступа
http://www.prompolit.ru/90976 (дата обращения 20.10.2011)
2. Концепция промышленной политики Красноярского края на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www. krsk.state.ru (дата обращения 12.10.2011)
3. Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России /А.И. Татаркин//Проблемы теории и практики управления. -2008.-№1. -С.18-26.
4. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. №1120-р
Рецензент:
Крюков А.Ф., д.э.н., профессор