2. Горская, И. Ю. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте : монография / И. Ю. Горская, Л. Г. Харитонова, Д. А. Хозяинова, Я. А. Куценко. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. - С . 3-4.
3. Коблев, Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Я. К. Коблев. — М., 1990. — 39 с.
4. Миндиашвили, Д. Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Д. Г. Миндиашвили. — СПб., 1996. — 35 с.
5. Станков, А. Г. Научно-педагогические основы системы подготовки борцов высшей спортивной квалификации: дис. . в виде науч. докл. д-ра пед. наук / А. Г. Станков. — Омск, 1997. — 50 с.
6. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие / Г. С. Туманян. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 592 с.
ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой медико-биологических основ физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КОНДАКОВ Алексей Михайлович, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории и методики борьбы и тяжелой атлетики.
Статья поступила в редакцию 23.05.2012 г.
© И. Ю. Горская, А. М. Кондаков
УДК 378 172 Ж. Б. САФОНОВА
Т. В. КОЛТОШОВА
Омский государственный технический университет
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье показана роль физической культуры и спорта в профилактике гиподинамии современного общества. Даны характеристики основных форм профилактики и смысл рациональной физической активности, способствующей улучшению качества жизнедеятельности субъектов образовательного пространства.
Ключевые слова: двигательная активность, типы профилактики, физическая культу -ра, формирование стиля жизни.
К издержкам современной цивилизации относят: хроническое психоэмоциональное напряжение и гипокинезию, которые являются факторами риска артериальной гипертензии, атеросклероза, ишемической болезни сердца и других неинфекционных заболеваний. Заболевания, обусловленные гипокинезией, принято называть гипокинезотами. К ним относят: сердечно-сосудистые заболевания, нервные и желудочно-кишечные расстройства.
В последние годы функциональные нарушения и заболевания позвоночника принимают эпидемический характер, уступая по частоте лишь простудным; число больных катастрофически растает, это позволяет говорить о том, что функциональные нарушения и заболевания позвоночника являются болезнью XXI века, то есть болезнью цивилизации [1].
Это в какой-то мере связано со стремительным прогрессом производственных технологий, значительным психологическим напряжением рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности, этого главного регулятора состо-
яния здоровья и функций организма, обнажили со всей остротой дефицит двигательной активности [2]. При этом из всех мышечных групп лишь мышцы шеи и туловища несут постоянную статическую нагрузку, сохраняя и поддерживая рабочие и бытовые позы. При нарастании утомления их амортизационную функцию берут на себя различные структуры позвоночника, а гиподинамия современного человека и повышение напряжённости психо-эмоциональ-ного статуса приводят к функциональным нарушениям [3].
Общим мнением для гипокинезотов является то, что их можно лечить, а в большинстве случаев предупредить и восстановить (реабилитировать) с помощью рационально выбранных нагрузок.
Вот почему вопрос утраты физической адаптации и формирования рационального двигательного поведения занимает одно из ведущих мест в проблеме изучения закономерностей приспособления живых систем к воздействию различных внешнес-редовых факторов. С позиций «рабочей» и вынуж-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
денной гиподинамии, для решения основного вопроса проблемы, формирования профилактического двигательного поведения, необходимо использовать рациональную систему управления приспособительными и адаптационными реакциями, а также образовательные программы воспитания спортивно-оздоровительной культуры субъектов образовательного пространства. Предельно четко и емко обозначил смысловую суть профилактики средневековый философ Маймонид (1135—1204): «Веди себя благоразумно — среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия».
В словаре Вебстера дается следующее определение профилактике — это действие, направленное на предупреждение события. Естественно, исходя из данного определения, можно утверждать, что почти вся деятельность человека может рассматриваться как профилактика. При этом в зависимости от того, на каком этапе осуществляются действия направленные на предупреждение событий, Р. Флетчер и со-авт. [4] выделяют три типа, или уровня профилактики.
Первичная профилактика предупреждает само возникновение болезни, устраняя ее причины.
Вторичная профилактика нацелена на раннее выявление заболевания, когда оно протекает без-симптомно и своевременное лечение может остановить ее развитие.
Третичная профилактика относится к действиям, направленным на предотвращение ухудшения или осложнений заболевания после того, как болезнь проявилась. Третичная профилактика совпадает с лечением, однако, при достаточно высоком уровне организации, она способна решать ряд проблем, связанных с болезнью.
Главное звено первичной профилактики неинфекционных заболеваний — формирование здорового образа жизни путем устранения основных факторов риска, что требует совместных усилий государственных, общественных организаций, педагогов и самого населения. Несомненно, популяционный вариант первичной профилактики их наиболее целесообразный и эффективный.
В то же время актуальность вопроса связана с тем, что проспективные исследования и опыт профилактической работы в различных странах мира свидетельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства населения как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенного курса профилактических мероприятий.
И тем не менее активная профилактика любой патологии является важнейшим направлением работы среди населения с целью улучшения качества и продолжительности каждой конкретной жизни, в которой важным определяющим фактором является здоровье. Готовность населения участвовать в профилактических мероприятиях зависит от многих факторов, среди которых ведущая роль отводится отношению субъекта к своему здоровью и уровень осведомленности о тяжести данной патологии [5].
Характерно, что часть лиц пожилого и старческого возраста готовы для укрепления своего здоровья приложить определенные усилия, но, как правило, ценой серьезного психологического стресса и ломки жизненного стереотипа [3]. Большинство молодых людей совершенно не озабочены проблемой сердечно-сосудистых заболеваний и активно накапливают именно те поведенческие стереотипы, с которыми им предстоит мучительно расставаться [6].
В то же время исследования факторов риска и программы профилактики среди молодежи связаны с потенциальной тенденцией приклеивания опасных «ярлыков» высокого риска и ранней стадии заболевания. Тем не менее этого можно избежать в условиях воспитания здоровых жизненных привычек. Вопрос в том, как осуществлять профилактику среди молодежи наиболее успешно и эффективно? Думается, что здесь особенно важен индивидуальный подход к методологии программ спортивно-оздоровительной направленности соответственно интересам и функциональным возможностям занимающихся.
В проблеме физической активности центральное место занимает вопрос о тренировке, как самой важной и наиболее эффективной форме организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение физических кондиций и достижения других социально важных целей воспитания и самовоспитания человека [7].
Тем не менее хотелось бы обратить внимание на следующий факт. В последние годы, по данным литературы и нашим исследованиям, наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физкультурой. Первая — это отказ от занятий в любой форме с тех пор, как было обнаружено то или иное заболевание и дано освобождение от практических уроков физкультуры. Подобное отношение врачей к физической культуре формирует определенную психологическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедеятельности, нивелирует природную активность человека. Вторая — несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они смогут самосовершенствоваться физически. Чаще всего это модные соответственно времени течения: длительный бег, атлетическая гимнастика, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. А это, в свою очередь, недопустимо, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врача и бесконтрольные занятия в каких-либо физкультурных группах могут усугубить имеющееся заболевание, привести к нежелательным осложнениям [8].
Многолетние исследования методологии физических тренировок в рамках учебных занятий субъектов образовательного пространства вуза позволили обосновать программы физической физкультурно-оздоровительной программы, по которым каждый занимающийся мог повысить степень резервных возможностей организма и перейти на активный образ жизни.
При этом наиболее значимым является качество жизни, которое относится к конкретному восприятию человеком, не важно, в каком возрасте он находится, улучшений в физическом, социальном и эмоциональном статусе. Это связано с тем, что основу здоровья составляют два главных принципа. Первый — генетические, биологические, семейные, демографические, социально-экономические условия, и организованность индивидуального жизненного, витального цикла. Второй — реализация своих личностных особенностей, призвания и социальноэтических норм поведения жизнедеятельности, основанная на нормах психологического статуса человека (здоровый дух определяет здоровое тело).
Сейчас признано, что ощущение состояния здоровья влияет на физическую и умственную работоспособность и возможность тренироваться в любой избранной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Роль физических тренировок в профилактике любой патологии бесспорна, и важность физических упражнений в наше время хорошо известна каждому. Тем не менее установлено, что интерес обследованных к предлагаемым профилактическим программам физических тренировок низок. Борьба с малой физической активностью — задача сложная, так как требует изменения жизненного уклада и привычек [9].
Поэтому, наряду с проблемой физкультурного образования детей и молодежи, оправдана и «вполне логична постановка проблемы физкультурного перевоспитания широких слоев населения» [10].
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что все предложения по вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом направлены к медицинскому персоналу как высшего, так и среднего звена.
Только в последние годы появились рекомендации ВОЗ к привлечению внимания педагогов по разработке школьных программ, направленных на повышение эффективности физического воспитания при помощи новых учебных планов, развитию у молодежи и людей второй половины жизни привычек и навыков регулярной физической активности в течение всей жизни, а также пропаганде и созданию условий для занятий физической культурой и спортом по месту учебы и работы.
Ведущем механизмом является формирование поведенческих установок как позиции отдельного субъекта образовательного пространства по отношению к собственному здоровью и физическому совершенствованию, так и является отражением общественных взглядов на стиль жизни современного человека.
Это особенно важно, так как именно здесь на первый план выходят стержневые особенности личности каждого субъекта, то есть ценностные ориентации: я-концепция, направленность мотивационной сферы, эмоции, адекватность восприятия окружающей среды. Это является определяющим в оценке уровня достижения цели — карьерного роста и необходимого для этого должного состояния своего здоровья (физического и психического) и профилактики утраты его.
Среди различных целевых и операционных установок, смысловые — выражают личностную направленность (суть), которая включает следующие компоненты: информационный (образ того, к чему человек стремится); эмоционально-оценочный (отношение к значимым объектам); поведенческий (готовность к действию по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).
Формирование целевых и операционных установок в процессе психофизической переориентации субъектов образовательного пространства (для нашего исследования студентов элитного образования и магистрантов), способствует развитию спортивно-оздоровительной физической культуры, а также осознанному восприятию программ вторичной профилактики неинфекционных заболеваний. Эмоционально-оценочный фактор всегда направлен на познавательное содержание и формирование контролирующих физических и психоэмоциональных действий, которые оцениваются самим индивидом и педагогам, реализующим установки по физической культуре.
Поскольку индивидуальное формирование рационального стиля жизни обусловлено степенью выраженности психической, физической, социальной
и бытовой адаптации субъектов образовательного пространства — необходимость профилактики неинфекционных заболеваний обоснована в связи со значительным количеством факторов риска развития их в будущем.
Реализация базисных потребностей личности в совершенствовании и развитии спортивно-оздоровительной культуры возможна при формировании «принципа самости», то есть обучения студентов самодиагностике, самооценке, самокоррекции (психофизиологической и физической), самоконтролю и саморазвитию индивидуальных резервных возможностей организма.
Особую роль, на наш взгляд, играет:
— расширение ценностных установок и жизненных приоритетов, то есть рациональное поведение и самореализацию личности;
— осознанное восприятие единства личности и Вселенной, раскрытие индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе оценки состояния здоровья и особенностей характера, темперамента, воли и интеллекта, а также резервных и адаптационных возможностей всех систем организма;
— восприятие духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих рациональное поведение, которое, в свою очередь, создает благополучие личности и качество жизни.
При этом рациональные подходы проведения первичной и вторичной профилактики неинфекционных заболеваний у субъектов образовательного пространства базируются на общеобразовательных программах, которые с процессом управления формирования физического и других видов поведения способствуют ломке старого жизненного стереотипа и положительному конечному эффекту — новому стилю жизни.
Студенческий возраст — это пора наиболее интенсивного интеллектуального развития, стабилизации характера, освоения всего многообразия социальных ролей, а также заключительный этап формирования развития жизненно необходимых двигательных навыков, умений, способствующих сохранению на долгие годы высокой работоспособности и укреплению здоровья. Именно в системе образования должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью [11].
Поскольку от состояния здоровья зависит полнота и интенсивность восполнения заложенных генетически и развиваемых умственных и физических способностей, реализуемых в процессе учебы, то основной целью высших учебных заведений является создание таких условий, при которых поддерживается высокая умственная работоспособность, а также сохраняется и развивается здоровье студентов [12].
Спортивно-оздоровительные тренировки, как организованные, так и самостоятельные, являются наиболее эффективной формой вторичной профилактики функциональных нарушений позвоночника и способствуют повышению работоспособности организма, а следовательно, и улучшению качества жизни.
Библиографический список
1. Веселовский, В. П. Профилактика остеохондроза позвоночника. / В. П. Веселовский, А. Ш. Билалова. — Казань : Татар. кн. изд-во, 1989. — 152 с.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодёжь и совре-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
менность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2 — 8.
3. Каптелин, А. Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата / А. Ф. Каптелин. - М., 1969. - С. 205-239.
4. Флетчер, Р. Эпидемиология: Основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнери ; пер. с англ. — М. : Медиа-Сфера, 1998. - С. 205-229.
5. Либензон, Р. Т. Влияние активной вторичной профилактики на течение артериальной гипертонии и возникновение ее осложнений / Р. Т. Либензон, Л. С. Китайская // Современное состояние и перспективы реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России : Материалы Все-рос. симпозиума и рабочего совещания, 22-23 мая 1995 г. -М., 1995. - С. 23-24.
6. Сафонова, Ж. Б. Педагогическое управление процессом физической реабилитации при ишемической болезни сердца и её профилактики : автореф. дис... д-ра пед. наук / Ж. Б. Сафонова.- Омск, 2000. - 41с.
7. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. -274 с.
8. Колтошова, Т. В. Вторичная профилактика функциональных нарушений позвоночника у студентов средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Колтошо-ва.- Омск, 2006. - 23 с.
9. Puska P. The North Karelia Project: 20 Year Results and Experience // CVD Epidemiol. Newslet. - 1994. - Vol. 49, № 6. -P. 7.
10. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — С. 21 — 26, 39 — 40.
11. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. — М. : ГЦОЛИФК, 1992. — 122 с.
12. Носова, Р. Ш. Индивидуально дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1 — 1У курсов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Ш. Носова. — М., 1988. — 24 с.
САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2012 г.
© Ж. Б. Сафонова, Т. В. Колтошова
УДК 796799 Х. Х. АЛЬЖАНОВ
Г. М. ГРУЗНЫХ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ
В статье представлены материалы исследования базовой технико-тактической подготовленности юных бойцов на основе анализа соревновательных поединков квалифицированных единоборцев. Изложены основные положения методики освоения, совершенствования базовых технико-тактических действий в группах начальной подготовки юных бойцов посредством комплексов игровых и тренировочных заданий. Разработаны тестовые задания для оценки эффективности выполнения базовых технико-тактических действий.
Ключевые слова: единоборства, методика обучения, состав соревновательного поединка, базовая технико-тактическая подготовка.
Актуальность. Соревновательный поединок по рукопашному бою — возможность использования для достижения победы арсенала всех видов и стилей единоборств: удары руками и ногами (бокс, кикбоксинг, каратэ, тхэквондо), броски, сваливания, перевороты, удушающие и болевые приемы (грекоримская, вольная борьба, самбо, дзюдо) [1, 2].
Несмотря на огромное разнообразие арсенала приемов атаки, контрдействий, защит, блокирова-
ния, и т. п., кроме специфических действий, во всех единоборствах четко просматриваются основополагающие блоки действий, без которых, как «основы ориентировочных действий», поединок невозможен [3 — 5].
Результат в поединках спортсменов-единобор-цев слагается из совокупных судейских оценок завершающих атаку (контратаку) действий противоборства. Это в определенной мере объясняет —