2. М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошинин. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошинин // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 24 — 32.
3. Дорохов, Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена : учеб. пособие / Р.Н. Дорохов. — Смоленск : СГИФК, 1995. - С. 21-44.
4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и моторики воспитания / В.М. Зациорский. — 2-е изд. — М. : Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
5. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника / А.А. Гужаловский. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1980. — 151 с.
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов ФК / Л.П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
7. Набатникова, М.Я. Балашова Н.Н., Кабачков П.И. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов / М.Я. Набатникова, Н.Н.Балашова, П.И. Кабачков / под ред. М.Я. Набатниковой. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — С. 127— 177.
8. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — М. : Терра-Спорт; Олимпия-Пресс, 2001. — 520 с.
9. Филин, В.П. Основы юношеского спорта. / В.П. Филин,
Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 256 с.
ГУСЕВ Андрей Анатольевич, начальник кафедры боевой и физической подготовки.
Статья поступила в редакцию 08.10.08 г.
©А. А. Гусев
УДК 79609б/097 л. Б. ШОРОХОВА
Чайковский государственный институт физической культуры
ЭКСПЕРТНАЯ
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ__________________
На основании проведенных исследований в области пропаганды физической культуры и спорта для совершенствования управления этой деятельностью на примере Чайковского муниципального образования установлена необходимость и актуальность работы, которая обусловлена малой изученностью и слабой научной разработанностью проблемы управления пропагандой физической культуры и спорта в регионах на муниципальном уровне.
Ведущими учеными (Н.А. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, Н.Д. Граевская, Л.И. Лубышева, и др.) признается приоритет систематической физической активности в развитии и укреплении здоровья человека. Однако в реальной практике мы наблюдаем отсутствие практических шагов, обеспечивающих реализацию этой установки. Во многих странах, в том числе и в России, ведутся интенсивные поиски путей активизации и повышения эффективности средств физической культуры и формирования здорового образа жизни населения. Многочисленные опросы, а также статистика показывают, что наличие спортивных залов, бассейнов, стадионов и других спорт-сооружений имеют главенствующее значение при организации физкультурно-оздоровительных занятий. Однако необходимо заметить, что даже та незначительная материально-техническая база в сфере физической культуры и спорта не всегда используется эффективно. Одна из причин этой действительности кроется в недостаточной пропаганде ценностей физической культуры и спорта. Поэтому физкультурным организациям необходимо совершенствовать формы и методы управления физкультур-
ным движением в масштабе всей страны. Этому вопросу было уделено внимание ученых П.А.Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, В.В. Кузин, А.Т. Пар-шиков и др.
Пропаганда физической культуры и спорта — сложная творческая деятельность, которая направлена на распространение знаний в области физической культуры, убеждения населения в необходимости физкультурных занятий и ведения здорового образа жизни.
Правильно организованная пропаганда — это единый непрерывный образовательно-воспитательный процесс, включающий в себя: распространение, разъяснение, популяризацию идей и знаний с целью формирования, развития и упрочения убеждений, ценностных ориентаций и направленности личности, а также формирование общественного сознания, внедрения в массы определенных идей, учений, теорий. Ее эффективность определяется идейной зрелостью, профессиональным мастерством пропагандистских кадров, их умением в совершенстве владеть всем многообразием современных средств и методов ведения разъяснительной работы в массах. Чтобы умело,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
на научной основе управлять пропагандой, необходимо знать эффективность воздействия каждого из средств пропаганды в отдельности.
Таким образом, приоритетным направлением научного исследования в развитии физической культуры и спорта мы считаем:
1) необходимость создания структуры управления пропагандой физической культуры и спорта;
2) подготовку соответствующих кадров, способных подчиниться требованиям этой структуры управления;
3) подготовку информационного материала в виде рабочих программ, пособий, методик и т.д.
Развитие культуры, в том числе физической культуры и спорта, как составной части общечеловеческой культуры, во многом зависит от развития и функционирования социальных средств массовой информации и коммуникации, от эффективности системы пропаганды и агитации [2].
Для содействия этой деятельности, в структуре управления пропагандой должно быть звено, которое помогало бы осуществлять эти требования, поэтому нами был предложен проект структуры управления пропагандой, агитацией и рекламной деятельностью на местном уровне (проект структуры управления изложен в журнале [5]). И действенность этой структуры управления пропагандой, агитацией и рекламной деятельностью в сфере физической культуры и спорта должна подчиняться следующим требованиям:
— повседневное использование в пропаганде физической культуры и спорта всех средств пропаганды и информации: телевидения, радио, газет, журналов, книг, кино, устной агитации, лекционной и наглядной пропаганды, ритуалов, традиций, мемориальных соревнований, праздников, а также других возможностей государственных и общественных организаций, обеспечивающих условия комплексного воздействия на молодежь, физкультурников и спортсменов, любителей спорта;
— дальнейшее улучшение содержания всех средств пропаганды, информации и агитации, тематической направленности, повышения идейно-теоретического уровня каждого источника, канала, средствами системы пропаганды физической культуры и спорта;
— обеспечения регулярности, систематичности, непрерывности пропагандистского процесса, соблюдение преемственности осуществления пропаганды физической культуры, физического образования в учебных заведениях (дошкольные учреждения, школы, ПТУ, техникумы, институты), сочетание различных форм пропагандистской и агитационно-массовой работы на производстве и в учебном заведении, на базах и зонах отдыха, в местах массового отдыха, на спортивных объектах, по месту жительства, в общественных организациях;
— дифференцированный подход к ведению пропаганды среди различных слоев и групп населения страны, занимающихся физической культурой и спортом, учет их социально-психологических, демографических особенностей, определяющих эффективность пропаганды физической культуры и спорта;
— учет специфики и возможностей функционирования как отдельных каналов, источников, средств, так и всей системы в целом, обеспечивающей пропаганду физической культуры и спорта, учет разнообразных форм и методов пропагандистской работы, постоянное их совершенствование;
— постоянное внимание к вопросам совершенствования процесса управления пропагандой физи-
ческой культуры и спорта, улучшение подбора, теоретической и методической подготовки кадров, стиля и методов руководства пропагандистскими кадрами, осуществление непрерывного воздействия на физкультурников и спортсменов, население, любителей спорта [1].
Данные требования могут быть реализованы только благодаря тесному взаимодействию учреждений образования, здравоохранения, спортивных и культурных организаций. Их взаимодействие должно рождать развитие сети кружков по интересам и спортивных секций, организацию активного отдыха и досуга подростков, с активным привлечением к этому процессу родителей. Для этого специалистам вузов необходимо готовить типовые программы этих мероприятий с учетом интересов и потребностей различных слоев населения. Вузы должны участвовать в системе управления пропагандой, агитацией и рекламой физкультурного движения, в части подготовки кадров, обеспечения методических пособий и быть идеологическими центрами.
Принятое нами решение о разработке структуры управления пропагандой на муниципальном уровне было проверено методом экспертного прогнозирования [4].
Сформулированные специальные вопросы анкеты, были сведены в общую таблицу и позволили наглядно представить полученные результаты, которые обрабатывались по методу Дельфы. Его название заимствовано от знаменитого в античные времена Дельфийского Оракула, который предсказывал будущее [3]. Поскольку этот метод позволяет сохранять: анонимность — полный отказ от личных контактов экспертов, которых опрашивают по конкретной проблеме, исключая влияние авторитета и красноречия кого-либо на мнение группы; многоэтапность, т.е. проводить исследования после каждого тура опроса при этом сохранять анонимность оценок, аргументации и критики; управляемость проводимой процедуры экспертизы, которая позволяет попросить каждого эксперта письменно обосновать свое мнение и ознакомить с ним других экспертов; контроль за качеством экспертизы: после каждого тура экспертизы оценивается разброс мнений экспертов относительно среднего значения. Процедура опроса проходила в два тура, с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. Такая процедура позволила экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых не были осведомлены. Основная цель метода Дельфы — получить прогнозы или перечень потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающих гораздо большей степенью надежности, чем анализ, проведенный лишь одним человеком. Надежность данного метода была определена с помощью расчета коэффициента кон-кордации.
Группа экспертов состояла из 25 человек. После первого тура экспертизы были отобраны более компетентные в исследуемой проблеме 9 экспертов. Во втором туре они имели возможность анонимно ознакомиться с мнением коллег. Пользуясь методом предпочтения (ранжирования), оцениваемые вопросы расставились в порядке снижения их важности и были оценены по баллам. Самый высокий балл 9 и самый низкий — 1, всего 45 баллов. Место, занятое каждым объектом, определилось числом набранных баллов: чем больше сумма баллов, тем выше занятое место. Для вычисления коэффициента конкордации мы про-ранжировали одинаковые мнения экспертов (табл. 1).
Х-кзмсзр экс гк рта Рспульна пл ра 11жи рапа 1-м я
Но мнр Балла а ы коти Сумма баллон За ы я'лзв мкагмо
1 2 3 4 5 б 7 а п-9
1 9 а О б О 4 Д 2 1 дд 4
2 9 л 7 6 5 4 Д 2 1 45 1
9 а 7 б 5 О Д 2 1 41 2
4 9 о 7 б О 4 Л 2 1 32 5
5 9 о 7 б О О Д 2 1 2Й б
6 9 & 7 б О 4 Л 2 1 40 Л
7 9 о 7 б О 4 Д 2 1 Д2 5
А 9 о О б О 4 Л 2 1 25 7
□ 9 о О б О О д 2 1 21 а
РЪнг 5 2,5 Д,5 5 1*5 Д.5 5 5 5 207 -
Витжвн вяффцнп кн корде цн
Иомьзр з кл перга Иомар о6т*йК'га з кг партиты:
1 2 Д 4 5 6 7 Л п—а
1 5 2.5 0 5 0 Д.5 5 5 5
2 5 2,5 Д,5 5 1,5 Д,5 5 5 5
Л 5 2,5 Д,5 5 1,5 0 5 5 5
4 5 О Д,5 5 0 Д,5 5 5 5
5 5 □ Д,5 5 0 0 5 5 5
б 5 2,5 Д.5 5 0 Д.5 5 5 5
7 5 □ Д.5 5 0 Д.5 5 5 5
й 5 □ 0 5 0 Д.5 5 5 5
гго—0 5 □ 0 5 0 0 5 5 5
Сумма рам гоп, гслучам м и х. каждым ЬЕгм2К*.га м э кспергиз ы 45 10 21 45 Д 21 45 45 45
□ТКЛЕП-ШНИЯ! ОТС р<уу 1СЗЙ суммы ра 1-сгоп О -Д5 -24 0 -42 -24 0 0 0
К падра тог клонам им О 1225 576 0 1764 576 0 0 0
Е ОЛЫП О е ЗШ1 ение имеет ст епень согласованно сти мнений ж сперт ов, оцениваемая по величине коэффициента конкордации (W)1 который вычисляется по формуле;
и- 125
Суммаквадрат ов отклонения внаш ем примере й = = 4141, коэффициент конкордацииравен:
\у = -
12-4141
49692
01^729 — 0) 50320
= 0,852 .
ш -(п —а)'
гдеш — количество экспертов; п — число наблюдений (согласованность экспертов); £ — сумма квадратов отклонений сумм рангов, полученных каждым наблюдением, от средней суммы рангов. Б зависимости от степени согласованносгимнений экспертов коэффициент конкордации лежит в пределам от О (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии экспертов) (табл. 2).
Среднюю сумму рангов вычисляем по формуле
1+и 1+9 ^
лз----= 9----= 45 ■
2 2
Коэффициент отличен от 0и приближается к 1, что свидетельствует о высокой значимости и согласованно сги мнений экспертов.
Статистическая достоверность коэффициента конкордации оценивается при помощи хг-критерия Пирсона по формуле:
3 125
х ------------
ЛЗ-Л^Л-1^
Для нашего примера;
, 12-4141
=-
49692
9- 9^9 —1^ 640
-=76,7.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
147
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
Расчетное значение хр = 7§7 болыпе I = 46^.1, («.=0,05, [/=л-1=8),чтоподтверждает значимость коэффициента конкордацпп и свидетельствует о сильной согласованности мнений як сперт ов.
При этом в числе экспертов участвовали первые лица управления администраций. Поэтому можно полагать, что создание специального отдела по управлению пропагандой, агитацией и рекламной деятельностью вполне реально, Разработанная структура управления на примере Чайк овск ого муниципального районанкодит в программу по развитию физической культуры и спорта на территории края.
ЕлблпграфачпхИ (лнш
'I. Ауйышыш Л. И. Спциплптияфиаичвслпйкультури исппр-та. - М. : Академ и я, 'ДК)1. - ’Ж> с.
У. Пуяараш Н.Е. Экономика, организация и уцраилонио шшиїиішоїііюіі деятели юстио : учебп. пособие для сту^итпп гтты!гидм.ипгтм QEQ50J «Менеджмент организации» псе* форм обучения,- Чайкоп:кий:ЧГИФК,Ж05. — 1Шс.
4. Топридстатистики :учвйник/Р. А. Шмоилшн, Н.Г. Ми Пашкин, Н А. Садопникош, ЕБ. Шушлпш; пцдрцд. Р. А.Шмойшшй. — 4-оидд., парэрнб. и дрп. - М.: Финансы и статистика, 30Q5. -ІШс.
5. ШорзяошЛ.Е. Ущжшщнийщппагамдпй, агатацнйй м раяла и і ш и деячели юстио и сфо[>е ф и г^и чес ко и культуры и сил рта I Л.Гі. Шорзхош// Физическая культури: іюс питание, ойрншш.-uhd, тромирзпка. - "ЛШ. — № 3. — С’. 70.
1. Ни і юг[ндо її П А. Состодниощгшагш ідиф и зи чес ко й кулі.-туры и здррошга о6[иза жизни перцдртшл мастной информации/ Ми і ю і' [идо и П .А., Паршико ш II. М. // Сон ранні іний олимп и иск ий с по [гг и спирт для псех. VII Минщуннрпдный науч. контр.: матцршлы копфе[)епцииї4— 'D маяЗООЗг. — М. ,3003 — Т. 3. - С. 314- 315.
Ш ОРОХОВ А Л юбо в ь Борнео в на г старший препо дава-тель кафедры * Менеджмент организации»,
Статья поступала в fKj^a к цм ю 18 N Об г Й At МЬрошы
Книжная полка
Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 142, [1] с. : табл. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4311-1.
Практикум содержит комплекс тестов и учебных заданий с профессиональной направленностью репродуктивного и творческого характера и предназначен для проведения самостоятельных работ, текущего, рубежного и итогового контроля знаний, а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов вузов физической культуры. Может быть полезен студентам средних учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 58 с. : табл., формы. - Библиогр.: с. 57-58.
В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорнодвигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.
Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Колтошова, Т. В. Школа оздоровления позвоночника (средства физической культуры в профилактике остеохондроза) [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Колтошова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 66 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 62.
На основе обобщения анализа научных данных и собственных исследований изложена разработанная программа «школы оздоровления позвоночника» теоретико-практического содержания с использованием средств физической культуры. Данную программу преподаватель может использовать в обучении одновременно со всей группой занимающихся либо рекомендовать для самостоятельного проведения в домашних условиях.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.