ных вузов внутренних войск МВД России может выступать сознательной, специально организуемой воспитательно-образовательной деятельностью посредством создания необходимых
Библиографический список
условий и факторов, которые обеспечивают развитие устойчивых, зрелых ценностей как общегражданского, так и военно-профессионального характера.
1. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Стенограмма беседы с президентом РФ Д.А. Медведевым 7 мая 2008. Available at: www.kremHn.ru/text/appears/2008/05/200312.shtml
2. Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения её престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1996.
3. Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2001.
4. Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1994.
5. Гунибский М.Ш. Роль моральных ценностей социализма в активизации человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1990.
6. Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития. Профессиональная этика военнослужащего: Материалы международной научной конференции. Москва, 1995.
7. Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. Москва: ВУ, 2001.
8. Рахимов О.Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера. Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. Москва: ВУ, 2000.
9. Смирнов Е.В. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2008.
10. Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 1998.
11. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. Москва: ВУ, 2000.
12. Чесноков В.А. Ценностные ориентации личности советского офицера как объект философско-социологического анализа. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1990.
References
1. Aleksij II Patriarh Moskovskij i vseya Rusi. Stenogramma besedy s prezidentom RF D.A. Medvedevym 7 maya 2008. Available at: www. kremHn.ru/text/appears/2008/05/200312.shtml http://www.kremHn.ru/text/appears/2008/05/200312.shtml
2. Alekseenko O.M. Cennosti voennoj sluzhby iproblemy povysheniya ee prestizhnosti v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1996.
3. Bogovich G.G. Protivorechiya formirovaniya duhovnyh cennostej oficera sovremennoj rossijskoj armii iih razreshenie. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2001.
4. Galchenko S.P. Voenno-professional'nye cennosti v cennostnyh orientaciyah voennyh kadrov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1994.
5. Gunibskij M.Sh. Rol' moral'nyh cennostej socializma v aktivizacii chelovecheskogo faktora v usloviyah Vooruzhennyh Sil. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.
6. Ksenofontov V.N. Duhovnaya zhizn' voinov Rossii i ih cennostnye orientacii: Harakter i tendencii razvitiya. Professional'naya 'etika voennosluzhaschego: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 1995.
7. Petrij P.V. Duhovnye cennosti obschestva i armiya. Moskva: VU, 2001.
8. Rahimov O.H-A. K voprosu o suschnosti i strukture duhovnosti lichnosti oficera. Aktual'nye voprosy issledovaniya duhovnosti rossijskogo oficera. Moskva: VU, 2000.
9. Smirnov E.V. Duhovnye cennosti v voenno-professional'nom soznanii oficerskogo korpusa Rossii: social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2008.
10. Cybul'ka A.M. Problemy stanovleniya sistemy voenno-professional'nyh cennostej v usloviyah reformy Vooruzhennyh Sil Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.
11. Chizhik P.I. Duhovnaya bezopasnost'rossijskogo obschestva kak faktor voennoj bezopasnosti. Moskva: VU, 2000.
12. Chesnokov V.A. Cennostnye orientacii lichnostisovetskogo oficera kak ob'ekt filosofsko-sociologicheskogo analiza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.
Статья поступила в редакцию 20.05.15
УДК 796
Dengova L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University, E-mail: [email protected]
Batishcheva L.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University, E-mail: [email protected]
THE EFFECT OF ISOKINETIC METHOD ON EXTENSIVE BODY TRAINING OF GORLS IN HIGH SCHOOL. The research is based on the analysis of the results of the extensive body training among girls in high school. The authors have identified two major trends that take place in schools: exercises with weights are applied in significant volumes, but with a little weight weights; increased intensity strength training and its specialization are carried out mainly through speed-strength exercises. The researchers conducted a pedagogical experiment, during which they developed and tested a set of exercises of isokinetic nature, ensuring the development of strength abilities in girls. Targeted training power capabilities of high school age girls of experimental group fitness setting using isokinetic exercises nature allowed obtaining significant positive shifts in all types of control exercises. The obtained results proved the effectiveness of the developed program and allow recommending it for the wide use.
Key words: strength training, girls, isokinetic method, ability, power, physical training.
Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. адаптивной физической культуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Л.Д. Батищева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. адаптивной физической культуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИЗОКИНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА НА СИЛОВУЮ ПОДГОТОВКУ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На основе анализа результатов проведения силовой тренировки девушек нами были выявлены две основные тенденции: как правило, упражнения с отягощениями применяются в значительных объёмах, но при небольшом весе отягощений; повышение интенсивности силовой тренировки и её специализация осуществляются в основном через скоростно-силовые упражнения. В проведённом нами педагогическом эксперименте был разработан и апробирован комплекс упражнений изо-кинетического характера, обеспечивающий развитие силовых способностей девушек. Полученные результаты доказали эффективность разработанной программы, что позволяет рекомендовать её для широкого использования.
Ключевые слова: силовая подготовка девушек, изокинетический метод, силовые способности, физическая подготовка.
Данные многочисленных исследований широкого контингента учащихся, проводимых на протяжении ряда лет, свидетельствуют о низком развитии силовых способностей девушек старшего школьного возраста. Изыскание наиболее рациональных средств и методов силовой подготовленности девушек старшего возраста является одной из первостепенных задач работников физической культуры общеобразовательных учреждений. Трудность повышения уровня силовой подготовленности девушек обусловлена, прежде всего, возрастными изменениями их организма. Возрастные изменения мышечной силы девочек и девушек имеют свои особенности. Так, с 9 до10 лет наблюдается существенный прирост силы мышц кисти и спины; с 10 до 12 лет - сила всех групп мышц; с 11 до12 лет - сила мышц спины и ног; с 12 до13 лет - сила мышц кисти и спины. Все исследования отмечают поступательное неравномерное, зависящее от возраста и пола изменение «взрывной силы». Так, высота прыжка вверх с места у девочек непрерывно улучшается до 12-14 лет. Затем следует некоторая стабилизация результатов и даже их ухудшение [1].
Повышение уровня силовой подготовленности девушек зависит от умения подобрать наиболее эффективные средства и методы совершенствования физических способностей, в том числе и мышечной силы. Многократные исследования определяют, что направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляется максимальное мышечное напряжение. Существуют различные способы создания максимальных напряжений, в соответствии с которыми, выделяют различные методы развития силовых способностей. Одним из таких методов является метод изокинетических усилий. Упражнения при использовании этого метода выполняются на специальных тренажерах, которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей и проявлять максимальные или близкие к ним усилия в любой фазе движения.
Силовые упражнения, выполняемые на современных тренажерах, позволяют варьировать скорость перемещения биозвеньев. В связи с этим, возникает необходимость использования нестандартных тренажерных устройств и комплексов упражнений, которые можно было бы применять в учебно-воспитательном процессе физической культуры [2].
В нашей повседневной жизни довольно трудно найти какое-нибудь движение, похожее на изокинетическое. Чтобы лучше понять сущность изокинетических упражнений, сравним их с изометрическими и изотоническими. Главный недостаток изометрических упражнений состоит в том, что они развивают преимущественно статическую силу. Изотонические упражнения, выполняемые в движении, не обеспечивают максимальной нагрузки на мышцы во всех точках диапазона движения. Изо-кинетические упражнения лишены этих недостатков. Варьируя скорость упражнения, они позволяют решать следующие задачи: проявление максимально возможного усилия; выполнение наибольшего количества работы за одно повторение; проявление наибольшей мощности мышечного усилия; проявление некоторой субмаксимальной мощности в течение максимально длительного времени.
В частности, можно нагрузить мышцу на скорости, характерной для какого-либо определенного вида спортивной деятельности. Одним из главных достоинств изокинетических упражнений является возможность уменьшить время, затрачиваемое на занятиях, в связи с их высокой эффективностью. Многие исследователи отмечают значимость изокинетических упражнений в повышении общей работоспособности, силы, скорости и координации движений. Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные
мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений.
Создавая целенаправленную программу силовой подготовки девушек надо помнить, что особенности анатомического строения и физиологических функций женского организма определяют ряд ограничений, и, прежде всего, в упражнениях с отягощениями. В этот период полностью исключаются упражнения с околопредельными и предельными весами. Не рекомендуются упражнения с большими отягощениями в форме приседов, полуприседов, тяги, толчков, рывков и жимов из положения стоя. В то же время при хорошей подготовке эти усилия возможны при выполнении упражнений сидя и лежа в наклонных и горизонтальных положениях туловища. Для этого обычно используют различные силовые тренажеры (силовые станки) и другие более простые приспособления. Скоростно-силовые упражнения с малыми отягощениями можно использовать без ограничений усилий.
Важно помнить о недостаточной зрелости и низком уровне работоспособности мышц, особенно мелких, а также о влиянии мышечной активности на развитие костей. Силовые упражнения в этом возрасте следует ограничить относительно локальными воздействиями и умеренными нагрузками, но объем их должен быть достаточным для стимулирования обменных процессов в мышцах. Все это необходимо учитывать в методике силовой подготовки. Таким образом, рассматривая особенности силовой тренировки девушек можно заметить две объединяющие большинство видов спорта тенденции: как правило, упражнения с отягощениями применяются в значительных объёмах, но при небольшом весе отягощений; повышение интенсивности силовой тренировки и ее специализация осуществляются в основном через скоростно-силовые упражнения.
В связи с этим, в нашем исследовании были поставлены следующие задачи: 1) определить уровень силовых способностей девушек 10-11-х классов лицея № 21 г. Ставрополя; 2) разработать комплекс упражнений изокинетического характера, обеспечивающий эффективное развитие силовых способностей девушек; 3) экспериментально обосновать эффективность развития силовых способностей девушек на основе применения специального нестандартного тренажерного устройства в условиях урока физической культуры.
Исследование велось в три этапа: подготовительный (10 уроков); основной (20 уроков); заключительный (7 уроков). На основном этапе педагогического эксперимента уроки физической культуры проходили согласно плану-графику учебного материала по четвертям на основе программы по физическому воспитанию для I—XI классов общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока составляла 40 минут и структура урока соответствовала общепринятым требованиям к уроку физической культуры. В конце основной части урока в течение 10 минут выполнялись учебные задания по развитию физических качеств. Содержание сочетания направлений учебных заданий было следующим: скоростные способности - сила; скоростно-силовые способности - выносливость; координационные способности -сила. На этом этапе совершенствование силовых способностей девушек уделялось от 7,5 до 8 минут, а 2 - 2,5 минуты отводилось на развитие скорости, выносливости и координационных возможностей девушек, согласно сочетанию учебных заданий.
В результате проведённого эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1. Исследование силовых способностей девушек 1011-х классов лицея № 21 г. Ставрополя с помощью контрольных
Таблица 1
Показатели силовых способностей девушек за период педагогического эксперимента
Виды контрольных упражнений Исходные данные Конечные данные Сдвиг % t Р
M & m M & m
1.Поднимание туловища за 30 с. 20,6 3,8 1,2 25,3 2,5 0,8 4,7 22,8% 3,3 <0,05
2. Отжимание от пола, раз 12,4 0,55 0,17 19,4 4,8 1,5 5 34,7% 11,8 <0,5
3. Вис на высокой перекладине на согнутых руках, с 32,8 5,1 1,6 41 6,1 1,9 8,2 25% 3,4 <0,01
4. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз 9,3 2,2 0,7 18,8 2,2 0,7 9,5 102% 6,8 <0,001
5. Прыжки в длину с места, см 176,2 9,7 3,08 183,5 8,5 2,7 7,3 4,14% 4,09 <0,001
упражнений-тестов на констатирующем этапе эксперимента выявило их уровень как средний и низкий.
2. Анализ силовых способностей девушек по окончании педагогического эксперимента выявил достоверные сдвиги по всем видам контрольных испытаний: в тесте «Поднимание туловища за 30 с.» сдвиг составил 22,8% (Р<0,05), в тесте «Отжимания» 34,7% (Р<0,5), в тесте «Вис на высокой перекладине на согнутых руках» 25% (Р<0,01), «Подтягивание на
низкой перекладине из виса лежа» 102% (Р<0,001), в тесте «Прыжок в длину с места» 4,14% (Р<0,001).
3. Целенаправленная тренировка силовых способностей девушек старшего школьного возраста экспериментальной группы на тренажерной установке с применением упражнений изокинетического характера позволила получить положительные достоверные сдвиги по всем видам контрольных упражнений.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Онтогинезиология человека. Москва, 2000.
2. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва, 2014.
References
1. Bal'sevich V.K. Ontogineziologiya cheloveka. Moskva, 2000.
2. Holodov Zh.K. Teoriya imetodika fizicheskoj kul'tury isporta: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovani-ya. Moskva, 2014.
Статья поступила редакцию 28.05.15
УДК 371.485
Zapalskaya V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Rector's Chief Advisor, Moscow State Regional University (Khimki, Russia),
E-mail: [email protected]
SYNERGETICS AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR DESIGNING REGIONAL MODELS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN. The article explains the synergetic approach to the development of regional models work with gifted children, which is based on cooperative interaction. Synergetic approach involves the integration of institutions of education, science, culture, sports, youth policy and other departments, the concentration of human and material resources. One form of implementation of the synergetic approach supports networking, which is possible under the conditions: joint activities of network participants; common information space and mechanisms that create the conditions for networking. Network regional models work with gifted children are aimed at the continuous development of the gifted child, providing a focused and systematic nature of the activity.
Key words: synergetic approach, regional models work with gifted children, corporate interaction, networking.
В.С. Запалацкая, канд. пед. наук, главный советник ректора Московского государственного областного
университета, г. Химки, E-mail: [email protected]
СИНЕРГЕТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В статье обосновывается синергетический подход к разработке региональных моделей работы с одаренными детьми, в основе которого лежит кооперативное взаимодействие. Синергетический подход предполагает интеграцию организаций образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, концентрацию человеческих и материально-технических ресурсов. Одной из форм реализации синергетического подхода выступает сетевое взаимодействие, которое возможно при условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство и механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия. Сетевые региональные модели работы с одаренными детьми направлены на непрерывное развитие одаренного ребенка, обеспечивая целенаправленный и системный характер деятельности.
Ключевые слова: синергетический подход, региональные модели работы с одаренными детьми, корпоративное взаимодействие, сетевое взаимодействие.
Сложность и динамизм жизни современного общества вызывают необходимость усиления внимания к проблеме выявления и развития одаренных детей, изучения условий и факторов, способствующих их самореализации.
История развития исследований и практики обучения одаренных детей в России прошла многолетний путь эволюции, этапы которой соответствовали существующим образователь-
ным парадигмам и уровню развития психологической науки. Последней потребовалось несколько десятилетий, чтобы от теории Б. М. Теплова, осуществившего глубокий анализ проблемы способностей, перейти к созданию Рабочей концепции одаренности (авт. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др.) [1]. В ней на основе результатов фундаментальных отечественных исследований,