Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств студентов технических специальностей средствами физической культуры и спорта'

Формирование профессиональных качеств студентов технических специальностей средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дашинорбоев В. Д., Кострюшина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств студентов технических специальностей средствами физической культуры и спорта»

темнота в меньшей степени вызвала ухудшение двигательных навыков, чем до тренировки, а в некоторых случаях вообще не оказала никакого влияния.

На третьем этапе проводились опытно-тактические учения (ОТУ), в процессе которых на основе действий, приближенных к боевым, изучалась эффективность вышеописанных программ по физической подготовке военнослужащих.

Во время ОТУ определялся уровень развития некоторых физических и психофизиологических качеств функционального состояния организма, а также уровень профессиональной работоспособности. Контроль осуществлялся до начала, в ходе учений и через сутки после их окончания.

Анализ полученных данных показал, что КГ, ЭГ1 и ЭГ 2 по сравнению с подразделениями, не занимавшимися физической подготовкой, более успешно выполняли боевые приёмы. В то же время в процессе ведения учебно-боевых действий уровень специальной подготовки личного состава ЭГ 1 и ЭГ 2 существенно отличался от уровня подготовки личного состава КГ. Особенно наглядную картину представляли результаты ночного марша на 4 км. по лесной дороге: ЭГ1 - 63,5 мин., ЭГ2 - 63,8 мин., КГ -83,4 мин. Кроме того, достоверно хуже у испытуемых КГ были результаты при работе на боевой технике, развёртывании на боевой порядок, стрельбе из оружия, преодолении заграждений по проходу, метании гранат на точность, атаке переднего края противника, управлении транспортом и форсировании водных преград.

Таким образом, для подготовки военнослужащих к успешному выполнению боевых задач в условиях ограниченной видимости и ночью целесообразно планировать специальную подготовку по выполнению физических упражнений, военноприкладных приёмов и действий в условиях ограничения контроля со стороны зрительного анализатора. Наиболее эффективными формами организации физической подготовки являются: попутная физическая тренировка (ПФТ) во время ночных занятий по боевой подготовке, учебные занятия (УЗ), проводимые в сумеречное время и в помещениях с затемнёнными окнами, утренняя физическая зарядка (УФЗ) зимой в неосвещённых местах.

Для личного состава разведывательных и других подразделений необходимо выделять до 30-50% времени, отводимого на физическую подготовку, для организации тренировки в условиях ограниченной видимости и ночью. При этом основной акцент следует делать на выполнение сложнокоординированных упражнений, способствующих развитию ловкости, смелости, решительности в действиях и т.п.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В.Д. Дашинорбоев, Н.В. Кострюшина

В настоящее время проблема сохранения здоровья человека, наций, цивилизации становится все более актуальной. Здоровье занимает одно из первых мест в системе параметров оценки современной цивилизации, также меняются концептуальнометодологические основы взглядов на проблему сохранения здоровья человека. В этой связи, вопрос подготовки квалифицированных специалистов в вузах тесно связан с проблемой воспитания у студенческой молодежи потребности к занятиям физической культурой и спортом.

Подготовка специалистов в вузах - процесс формирования у обучаемых профессиональных, организаторских и других важных качеств в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста (А.И. Абрамешин и др., 2001; Т.В. Савченко, 2007 и др.).

По мнению Т.В. Савченко (2007), качество подготовки специалистов зависит от совокупности свойств процесса формирования специалиста, от которых зависит соответствие образовательного процесса и его результатов установленным требованиям.

Все вышеизложенное определило актуальность данного исследования.

В соответствии с сформулированной нами проблемой была поставлена цель исследования - совершенствование уровня физической подготовленности будущих ин-женеров-технологов пищевой промышленности с учетом специфики будущей профессии.

По данным В.М. Меньшикова (2000), в связи с внедрением, практически во все виды деятельности человеческого труда компьютерных технологий, к специалистам технических специальностей стали предъявляться новые требования. Сущность, которой заключается в том, что специалисту необходимо проявлять высокий уровень работоспособности в условиях длительной работы на производстве, что связано не только со статическими напряжениями за работой на компьютере, но и статикодинамическими усилиями в производственной деятельности, которые требуют определенной физической подготовленности.

Исходя из всего вышесказанного, для разработки и внедрения в учебный процесс в вузе новых учебных программ по физической культуре, тесно связанных с совершенствованием процессов профессиональной адаптации к производственным условиям к будущей профессии нами были проведены тестирования физической подготовленности студенток факультета пищевой промышленности.

Были исследована динамика следующих показателей: а) физическое развитие: ЖЕЛ (л); масса тела (кг); физическая работоспособность - тест PWC170 (усл. ед.); б) физическая подготовленность: скоростные способности - бег 30 м (с); общая выносливость - бег 1000 м (м/с); показатели силовой выносливости - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); показатели гибкости - наклон вперед стоя (см); показатели «взрывной силы» - прыжок в длину с места (см).

Таблица 1

Динамика некоторых показателей физического развития и физической подготов-

ленности по результатам педагогического эксперимента _______________________(девушки)________________________

№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ Экспериментальная группа (п=23) Контрольная группа (п=23)

до после і Р до после і Р

Эксперимента (М±т) Эксперимента (М±т)

1 ЖЕЛ (л) 2,11 ±0,04 2,38 ±0,05 3,73 <0,001 2,03 ±0,11 2,20 ±0,04 1,22 >0,05

2 Масса тела (кг) 55,49 ±2,21 56,14 ±2,21 0,12 >0,05 53,64 ±2,21 54,01 ±2,21 0,15 >0,05

3 PWC170 1077 ±23 1209 ±20 3,33 <0,01 1069 ±22 1151 ±18 2,24 <0,05

4 Скоростные способности: бег 30 м (с) 6,13 ±0,06 5,76 ±0,08 3,41 <0,01 6,04 ±0,07 6,76 ±0,06 2,21 <0,05

5 Общая выносливость: бег 1000 м (м/с) 3,26 ±0,09 3,26 ±0,09 3,75 <0,001 3,26 ±0,09 3,26 ±0,09 1,04 >0,05

6 Силовая выносливость: сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки (кол-во раз) 13,81 ±1,78 23,76 ±1,99 3,81 <0,001 17,22 ±1,65 19,29 ±2,31 0,76 >0,05

7 Гибкость: наклон вперед (см) 14,97 ±0,99 18,30 ±0,93 2,41 <0,05 15,22 ±1,07 18,29 ±1,12 2,24 <0,05

8 Взрывная сила: прыжок в длину с места (см) 158,12 ±2,43 169,82 ±3,51 2,69 <0,05 165,29 ±3,75 166,11 ±0,13 0,11 >0,05

Педагогический эксперимент проводился (с сентября 2005 года по сентябрь 2007 года) на базе спортивного комплекса Восточно-Сибирского технологического университета. В эксперименте прияло участие 46 студенток (по 23 человека в экспериментальной и контрольной группах).

Опытная группа занималась в основной части урока - «Ритмической гимнастикой». Контрольная группа занималась по традиционной программе - по общей физической подготовке (ОФП). Занятия проводились два раза в неделю по 2 часа.

В опытной группе физические нагрузки были более высокими при ЧСС=160-182 уд/мин, а в контрольной группе эти показатели соответствовали (ЧСС=130-150 уд/мин).

Анализ данных таблицы 1 показывает, что в завершающей части исследования оценки в экспериментальной группе достоверно повысились в семи показателях из восьми, при довольно высоких уровнях значимости (при Р<0,05-0,001). В контрольной группе также обнаружены достоверные различия в трех показателях из восьми при 5% уровне значимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные по итогам педагогического эксперимента, полностью подтвердили рабочую гипотезу исследования, доказали ее высокую эффективность в отношении достоверного прироста большинства параметров подготовленности испытуемых опытной группы. Это достигнуто путем использования в основной части урока элементов из ритмической гимнастики при физических нагрузках (аэробноанаэробной производительности), где ЧСС варьировала от 160 до 182 уд/мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамешин, А.И. Управление инновациями в сфере образования / А.И. Аб-рамешин, Т.Т. Воронина, О.П. Молчанова // Высшее образование в России.- 2001.- № 6.- С. 99-113.

2. Акчурин, Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Дис. канд. пед. наук / Б.Г. Акчурин.-Уфа, 1996.- 132 с.

3. Гурвич, А. В. Эффективность использования инновационных оздоровительных фитнес-технологий в образовательных учреждениях / А.В. Гурвич // Научно-теоретичекий журнал ученые записки университета имени П.Ф. Легафта.- № 4 (26).-Санкт-Петербург: ФГОУ ВПО «СПбГУФК», 2007.- С. 27-30.

4. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни. Телосложение и его формирование / В.П. Лукъяненко // Физ. культура в школе. - 2002.- № 2. - С. 28-32.

5. Меньшиков, В. М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования / В.М. Меньшиков // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 4. - С. 55-59.

6. Савченко, Т.В. Высокое качество подготовки специалистов - главная цель повышения эффективности психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вуза / Т. В. Савченко // Научно-теоретичекий журнал ученые записки университета имени П.Ф. Легафта.- № 5 (27).- Санкт-Петербург: ФГОУ ВПО «СПбГУФК», 2007.- С. 83-86.

АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ - ОСНОВА ТРЕНИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА

П.А. Котов

Адаптация - это процесс приспособления организма к внешней среде. Спортивная тренировка основана на принципе адаптации, то есть на способности живого организма приспосабливаться к различным условиям. Важным практическим результатом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.