Научная статья на тему 'Повышение эффективности физического воспитания студентов нетрадиционными средствами психофизического тренинга ушу'

Повышение эффективности физического воспитания студентов нетрадиционными средствами психофизического тренинга ушу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калмыков С. В., Алтанчулуу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности физического воспитания студентов нетрадиционными средствами психофизического тренинга ушу»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА УШУ

Алтанчулуу, С.В. Калмыков

Актуальность исследования. В последние годы в России наблюдается рост общественного интереса к восточным видам единоборств, и не вызывает сомнений эффективность большинства стилей ушу как спортивных дисциплин и видов физической рекреации и двигательной реабилитации. Современные исследования показывают, что с помощью таких занятий можно излечить многие тяжелейшие расстройства и болезни [1, 3].

Основными задачами ушу как рекреационно-реабилитационного вида физической культуры являются не только развитие физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам, но и развитие таких качеств психики, как внимательность, концентрация сознания и осознанность движений. В процессе занятий эффективно решаются задачи релаксации, саморегуляции и восстановления функционального состояния центральной нервной системы [2]. Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения [4].

Основная задача исследования состояла в разработке методики тренировки на основе специальных физических упражнений базовой техники ушу, которые положительно влияли на общее физическое состояние организма и физическую подготовленность занимающихся.

Педагогический эксперимент проводился на спортивной базе Бурятского государственного университета (БГУ). В эксперименте приняли участие 46 студенток разных факультетов, занимающиеся в группах специализации ушу и общей физической подготовки (ОФП).

Испытуемые были разделены на две однородные группы (экспериментальная и контрольная) по 23 человека. В начале эксперимента использованные показатели физического развития и физической подготовленности испытуемых статистически не различались.

Основная цель эксперимента заключалась в исследовании влияния дозированных физических нагрузок психофизической системы ушу на физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся.

Учебный процесс строился по принципу «маятника» интервальнокруговым методом чередующимися микроциклами (МКЦ) - «ударный» и «разгрузочный». В «ударном» МКЦ в основном использовались средства спортивной подготовки, а в «разгрузочном» - средства оздоровительного характера.

Эффективность большой нагрузки в «ударном» МКЦ достигалась проведением учебно-тренировочных занятий при ЧСС=152-160 уд/мин (между средней и большой нагрузкой - 4,12-4,93 балла).

В «разгрузочном» МКЦ снижение тренировочных нагрузок достигалось за счет применения средних и малых нагрузок (1-4 балла), направленных на совершенствование аэробных процессов энергообеспечения при ЧСС=108-126 уд/мин.

Вышеуказанные варианты нагрузок применялись в недельном цикле в следующем сочетании: ударный МКЦ - понедельник, среда; разгрузочный МКЦ - вторник, четверг; активный отдых - пятница; банные процедуры, массаж - суббота; пассивный отдых - воскресенье.

Для обучения технике ушу была разработана частная методика. Данная методика состоит из системы задач, заданий и методических указаний, элементов техники ушу, с помощью которых создаются оптимальные условия для правильного усвоения нового двигательного навыка.

В таблице 1 представлена динамика показателей количественных характеристик состояния здоровья по результатам педагогического эксперимента, и ее специальный анализ позволяет сделать следующие заключения:

1. В полученных данных экспериментальной группы выявлены статистически достоверные различия в 6-ти тестах из 8-ми: существенно повысились показатели ЖЕЛ при Р<0,001, PWC170 при Р<0,01, а показатели динамометрии кистей и проба Штанге улучшились при 5%-ном уровне значимости, что подтверждает эффективное воздействие упражнений ушу оздоровительного характера на состояние физического развития испытуемых.

2. В контрольной группе достоверно улучшились показатели только по тесту 8 (Р<0,05), имеет тенденцию к улучшению показатели тестов 3 и 7 при (1=1,20-1,73; Р>0,05), остальные показатели статистически не различаются (Р>0,05).

Таблица 1

Динамика показателей количественных характеристик состояния

здоровья по результатам педагогического эксперимента

№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ Экспериментальная группа (п=23) Контрольная группа(п=23)

до после 1 Р до после 1 Р

эксперимента (М±т) эксперимента (М±т)

1 Длина тела (см) 163,20 ±1,70 163,28 ±0,80 0,42 >0,05 164,75 ±0,53 165,06 ±1,54 0,19 >0,05

2 Масса тела (кг) 55,64 ±2,21 56,40 ±0,40 0,19 >0,05 53,61 ±1,26 54,00 ±0,66 0,27 >0,05

3 ЖЕЛ (л) 2,06 ±0,03 2,31 ±0,06 3,73 <0,001 2,05 ±0,10 2,17 ±0,03 1,20 >0,05

5 Динамометрия правой кисти (кг) 20,30 ±1,23 24,40 ±1,33 2,23 <0,05 21,70 ±1,03 22,75 ±0,93 0,76 >0,05

6 Динамометрия левой кисти (кг) 18,60 ±1,08 21,60 ±1,03 2,02 <0,05 19,30 ±1,06 20,30 ±1,53 0,54 >0,05

7 Проба Штанге (с) 56 ±3,50 69 ±3,00 2,82 <0,05 55 ±3,44 63 ±3,09 1,73 >0,05

8 PWC170 (кгм/мин/кг) 1098 ±24 1204 ±21 3,32 <0,01 1077 ±23 1142 ±19 2,18 <0,05

Анализ данных по физической подготовленности испытуемых (табл. 2) показывает, что в завершающей части данного этапа исследования оценки в экспериментальной группе достоверно повысились по следующим показателям: а) общей выносливости (1=3,78 при Р<0,001); б) силовой выносливости (1=3,79 при Р<0,001); в) «взрывной силе» (1=2,74 при Р<0,01); г) скоростным

способностям (1=3,36 при Р<0,01); г) гибкости (1=2,43 при Р<0,05). Только показатель координационных способностей статистически не различается (Р>0,05).

В контрольной группе обнаружены достоверные различия по двум показателям: а) скоростным способностям (1=2,22 при Р<0,05); б) гибкости (1=2,23 при Р<0,05). Остальные показатели статистически не различаются (Р>0,05).

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности по результатам

педагогического эксперимента

№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ Экспериментальная группа(п=23) Контрольная группа(п=23)

до после 1 Р до после 1 Р

эксперимента (М±т) эксперимента (М±т)

1 Скоростные способности: бег 30 м (с) 6,03 ±0,07 5,66 ±0,09 3,36 <0,01 6,05 ±0,07 5,85 ±0,06 2,22 <0,05

2 Координационные способности: бег с ведением баскетбольного мяча 3х10 м (с) 10,52 ±0,29 9,90 ±0,16 1,88 >0,05 10,14 ±0,18 9,94 ±0,18 0,80 >0,05

3 Силовая выносливость: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа от скамейки (кол-во раз) 13,80 ±1,69 23,75 ±2,00 3,79 <0,001 17,32 ±1,64 19,40 ±2,33 0,72 >0,05

4 Гибкость: наклон вперед (см) 14,96 ±1,00 18,29 ±0,93 2,43 <0,05 15,20 ±1,08 12,68 ±1,13 2,23 <0,05

5 Взрывная сила: прыжок в длину с места (см) 158,00 ±2,46 169,80 ±3,53 2,74 <0,01 166,30 ±3,76 166,00 ±0,03 0,08 >0,05

6 Общая выносливость: бег 1000 м (м/с) 3,26 ±0,09 2,49 ±0,04 3,78 <0,001 3,13 ±0,03 4,73 ±0,09 1,05 >0,05

Был проведен корреляционный анализ полученных результатов исследования, и обнаружены достоверные статистические связи в пяти показателях (при Р<0,05). Обобщая результаты корреляционного анализа, можно заключить, что скоростно-силовые способности, параметры гибкости и силовой выносливости имеют достоверную связь с параметрами работоспособности, где г=0,63-0,78.

Для анализа в качестве психодиагностического инструмента был использован модифицированный тест Люшера, известный как метод цветовых выборов. Данная методика представляет интерес, поскольку позволяет выявить не только осознанные, но и неосознанные реакции на цветовые стимулы как индикаторы психоэмоционального состояния.

Тест цветовых выборов Люшера позволил выявить достаточно высокую степень влияния тренировок тайцзицюань на качественные изменения психоэмоционального состояния и вегетативный тонус занимающихся. Специфика цели проявилась в росте активности и «захватывающем интересе» к текущей тренировочной практике.

В начальный период тренировок преобладали оборонительные тенденции, в процессе занятий произошла актуализация лидерских тенденций, более

тщательной и осмотрительной стала оценка возможностей.

Анализ результатов позволяет говорить о наличии общих тенденций к улучшению психофизического и психоэмоционального состояний занимающихся, обусловленных тренировочной практикой тайцзицюань. Очевидно, что тренировки приносили то удовлетворение, которое позволяло разрядить импульсное напряжение.

В таблице 3 представлена динамика показателей технической подготовленности испытуемых экспериментальной группы по результатам экспертной оценки техники.

В ушу существуют только два способа оценки технической и тактической подготовленности спортсменов: а) визуальная оценка специалистами экспертной комиссии для этапного контроля; б) анализ видеозаписей действий спортсмена для оперативного контроля.

В педагогическом эксперименте нами использовался 1-й способ - экспертная оценки техники.

После окончания 3-месячного тренировочного процесса была проведена экспертная оценка некоторых видов техники тремя квалифицированными специалистами по ушу. В указанной процедуре участвовали испытуемые только экспериментальной группы (п=23).

Таблица 3

Динамика некоторых показателей технической подготовленности испы-

туемых по результатам экспертной оценки техники (девушки)

№№ п/п ТЕСТЫ (техника ушу) ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ (п=23)

В начале: М±т (оценка) В конце: М±т (оценка) 1 Р

1 Упражнения для развития гибкости («Жоугун») 3,05±0,47 ~3 (удов.) 4,57±0,59 ~5 (отл.) 2,03 <0,05

2 Акробатические прыжки («Депу гуньфань») 3,53±0,16 ~4 (хор.) 4,59±0,32 ~5 (отл.) 2,94 <0,01

3 Основные виды позиций («Цзибэнь бусин») 3,23±0,52 ~3 (удов.) 4,87±0,61 ~5 (отл.) 2,05 <0,05

4 Основные виды движений ногами («Цзибэнь туйфа») 2,43±0,77 ~2 (неудов.) 3,58±0,27 ~4 (хор.) 1,40 >0,05

5 Техника движений в прыжках («Тяоюэ дунцзо») 2,15±0,64 ~2 (неудов.) 3,43±0,47 ~3 (удов.) 1,62 >0,05

6 Удары кулаком («Цюаньфа») 3,15±0,71 ~3 (удов.) 4,96±0,47 ~5 (отл.) 2,13 <0,05

7 Средние значения оценки (М) 2,83±0,47 ~3 (удовлетв.) 4,66±0,31 ~5 (отлично) 3,27 (п=6) <0,01

8 Общий прирост в (%) 39,27*39%

Анализ полученных результатов исследования технической подготовленности испытуемых (таблица 3) позволяет выделить следующие положения:

• показатели оценок увеличились в четырех тестах из шести;

• наибольший прирост обнаружен в тесте № 2 (акробатические прыжки) при 1% уровне значимости (t=2,94);

• в показателях тестов № 1, 3 и 6 оценки улучшились при Р<0,05;

• в тестах № 4 и 5 обнаружены тенденции к улучшению при t=1,40-

1,62;

• общий прирост показателей технической подготовленности составляет 39,27% при довольно высоком уровне значимости (t=3,27 при Р<0,01).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные по итогам педагогического эксперимента, полностью подтвердили рабочую гипотезу исследования, доказали ее высокую эффективность в отношении достоверного прироста большинства параметров подготовленности испытуемых опытной группы. Это достигнуто путем применения тренировочных нагрузок по принципу «маятника» с чередованием ударных и разгрузочных микроциклов (МКЦ) в недельном цикле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев, Н. В. Об искусстве психической саморегуляции (айкидо, каратэ) / Н.В. Абаев // Наука в Сибири. - 1983. - № 2. - С. 7.

2. Гагонин, С.Г. Эволюция спортивно-боевых единоборств / С.Г. Гаго-нин // Вопросы укрепления здоровья населения, теории, методики и психофизиологии физического воспитания и спорта. - Чебоксары : Изд-во ЧГПИ, 1995. - С. 123-127.

3. Куликова, О.Г. Влияние психофизических упражнений ушу на работоспособность студенток 1-2 курсов : дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Куликова ; БГУ. - Улан-Удэ, 2004. - 167 с.

4. Музруков, Г.Н. Основы ушу : учеб. для отделений ушу ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП, техникумов и ин-тов физ. культуры / Г.Н. Музруков. -Москва : Независимое изд-во «Пик», 2001. - 623 с. : ил.

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ СТРЕССЕ У СПОРТСМЕНОВ

И.А. Афанасьева

Известно, что современный спорт сопряжен со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые являются причиной стрессор-ных воздействий на организм спортсменов. Поэтому повышенную заболеваемость спортсменов целый ряд авторов связывают с хроническим стрессом, вызывающим угнетение системы иммунитета (Першин Б.Б.,1994; Лобзин Ю.В. и соавт.,2001; Nieman D.C. et al.,1998; Nieman D.C., Pedersen B.K,1999). В заболеваемости спортсменов (Nieman D.C., Pedersen B.K.,1999) имеет большое значение угнетение неспецифических компонентов иммунологической защиты.

Показателем возникновения и выраженности стресса может служить уровень в крови «стрессорного» гормона - кортизола. Повышенный уровень кортизола непосредственно после стрессорного воздействия означает проявление острого стресса. Острая стрессорная реакция в здоровом организме прекращается в течение суток. В тех же случаях, когда признаки стресса не исче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.