ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА УШУ
Алтанчулуу, С.В. Калмыков
Актуальность исследования. В последние годы в России наблюдается рост общественного интереса к восточным видам единоборств, и не вызывает сомнений эффективность большинства стилей ушу как спортивных дисциплин и видов физической рекреации и двигательной реабилитации. Современные исследования показывают, что с помощью таких занятий можно излечить многие тяжелейшие расстройства и болезни [1, 3].
Основными задачами ушу как рекреационно-реабилитационного вида физической культуры являются не только развитие физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам, но и развитие таких качеств психики, как внимательность, концентрация сознания и осознанность движений. В процессе занятий эффективно решаются задачи релаксации, саморегуляции и восстановления функционального состояния центральной нервной системы [2]. Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения [4].
Основная задача исследования состояла в разработке методики тренировки на основе специальных физических упражнений базовой техники ушу, которые положительно влияли на общее физическое состояние организма и физическую подготовленность занимающихся.
Педагогический эксперимент проводился на спортивной базе Бурятского государственного университета (БГУ). В эксперименте приняли участие 46 студенток разных факультетов, занимающиеся в группах специализации ушу и общей физической подготовки (ОФП).
Испытуемые были разделены на две однородные группы (экспериментальная и контрольная) по 23 человека. В начале эксперимента использованные показатели физического развития и физической подготовленности испытуемых статистически не различались.
Основная цель эксперимента заключалась в исследовании влияния дозированных физических нагрузок психофизической системы ушу на физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся.
Учебный процесс строился по принципу «маятника» интервальнокруговым методом чередующимися микроциклами (МКЦ) - «ударный» и «разгрузочный». В «ударном» МКЦ в основном использовались средства спортивной подготовки, а в «разгрузочном» - средства оздоровительного характера.
Эффективность большой нагрузки в «ударном» МКЦ достигалась проведением учебно-тренировочных занятий при ЧСС=152-160 уд/мин (между средней и большой нагрузкой - 4,12-4,93 балла).
В «разгрузочном» МКЦ снижение тренировочных нагрузок достигалось за счет применения средних и малых нагрузок (1-4 балла), направленных на совершенствование аэробных процессов энергообеспечения при ЧСС=108-126 уд/мин.
Вышеуказанные варианты нагрузок применялись в недельном цикле в следующем сочетании: ударный МКЦ - понедельник, среда; разгрузочный МКЦ - вторник, четверг; активный отдых - пятница; банные процедуры, массаж - суббота; пассивный отдых - воскресенье.
Для обучения технике ушу была разработана частная методика. Данная методика состоит из системы задач, заданий и методических указаний, элементов техники ушу, с помощью которых создаются оптимальные условия для правильного усвоения нового двигательного навыка.
В таблице 1 представлена динамика показателей количественных характеристик состояния здоровья по результатам педагогического эксперимента, и ее специальный анализ позволяет сделать следующие заключения:
1. В полученных данных экспериментальной группы выявлены статистически достоверные различия в 6-ти тестах из 8-ми: существенно повысились показатели ЖЕЛ при Р<0,001, PWC170 при Р<0,01, а показатели динамометрии кистей и проба Штанге улучшились при 5%-ном уровне значимости, что подтверждает эффективное воздействие упражнений ушу оздоровительного характера на состояние физического развития испытуемых.
2. В контрольной группе достоверно улучшились показатели только по тесту 8 (Р<0,05), имеет тенденцию к улучшению показатели тестов 3 и 7 при (1=1,20-1,73; Р>0,05), остальные показатели статистически не различаются (Р>0,05).
Таблица 1
Динамика показателей количественных характеристик состояния
здоровья по результатам педагогического эксперимента
№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ Экспериментальная группа (п=23) Контрольная группа(п=23)
до после 1 Р до после 1 Р
эксперимента (М±т) эксперимента (М±т)
1 Длина тела (см) 163,20 ±1,70 163,28 ±0,80 0,42 >0,05 164,75 ±0,53 165,06 ±1,54 0,19 >0,05
2 Масса тела (кг) 55,64 ±2,21 56,40 ±0,40 0,19 >0,05 53,61 ±1,26 54,00 ±0,66 0,27 >0,05
3 ЖЕЛ (л) 2,06 ±0,03 2,31 ±0,06 3,73 <0,001 2,05 ±0,10 2,17 ±0,03 1,20 >0,05
5 Динамометрия правой кисти (кг) 20,30 ±1,23 24,40 ±1,33 2,23 <0,05 21,70 ±1,03 22,75 ±0,93 0,76 >0,05
6 Динамометрия левой кисти (кг) 18,60 ±1,08 21,60 ±1,03 2,02 <0,05 19,30 ±1,06 20,30 ±1,53 0,54 >0,05
7 Проба Штанге (с) 56 ±3,50 69 ±3,00 2,82 <0,05 55 ±3,44 63 ±3,09 1,73 >0,05
8 PWC170 (кгм/мин/кг) 1098 ±24 1204 ±21 3,32 <0,01 1077 ±23 1142 ±19 2,18 <0,05
Анализ данных по физической подготовленности испытуемых (табл. 2) показывает, что в завершающей части данного этапа исследования оценки в экспериментальной группе достоверно повысились по следующим показателям: а) общей выносливости (1=3,78 при Р<0,001); б) силовой выносливости (1=3,79 при Р<0,001); в) «взрывной силе» (1=2,74 при Р<0,01); г) скоростным
способностям (1=3,36 при Р<0,01); г) гибкости (1=2,43 при Р<0,05). Только показатель координационных способностей статистически не различается (Р>0,05).
В контрольной группе обнаружены достоверные различия по двум показателям: а) скоростным способностям (1=2,22 при Р<0,05); б) гибкости (1=2,23 при Р<0,05). Остальные показатели статистически не различаются (Р>0,05).
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности по результатам
педагогического эксперимента
№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ Экспериментальная группа(п=23) Контрольная группа(п=23)
до после 1 Р до после 1 Р
эксперимента (М±т) эксперимента (М±т)
1 Скоростные способности: бег 30 м (с) 6,03 ±0,07 5,66 ±0,09 3,36 <0,01 6,05 ±0,07 5,85 ±0,06 2,22 <0,05
2 Координационные способности: бег с ведением баскетбольного мяча 3х10 м (с) 10,52 ±0,29 9,90 ±0,16 1,88 >0,05 10,14 ±0,18 9,94 ±0,18 0,80 >0,05
3 Силовая выносливость: сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа от скамейки (кол-во раз) 13,80 ±1,69 23,75 ±2,00 3,79 <0,001 17,32 ±1,64 19,40 ±2,33 0,72 >0,05
4 Гибкость: наклон вперед (см) 14,96 ±1,00 18,29 ±0,93 2,43 <0,05 15,20 ±1,08 12,68 ±1,13 2,23 <0,05
5 Взрывная сила: прыжок в длину с места (см) 158,00 ±2,46 169,80 ±3,53 2,74 <0,01 166,30 ±3,76 166,00 ±0,03 0,08 >0,05
6 Общая выносливость: бег 1000 м (м/с) 3,26 ±0,09 2,49 ±0,04 3,78 <0,001 3,13 ±0,03 4,73 ±0,09 1,05 >0,05
Был проведен корреляционный анализ полученных результатов исследования, и обнаружены достоверные статистические связи в пяти показателях (при Р<0,05). Обобщая результаты корреляционного анализа, можно заключить, что скоростно-силовые способности, параметры гибкости и силовой выносливости имеют достоверную связь с параметрами работоспособности, где г=0,63-0,78.
Для анализа в качестве психодиагностического инструмента был использован модифицированный тест Люшера, известный как метод цветовых выборов. Данная методика представляет интерес, поскольку позволяет выявить не только осознанные, но и неосознанные реакции на цветовые стимулы как индикаторы психоэмоционального состояния.
Тест цветовых выборов Люшера позволил выявить достаточно высокую степень влияния тренировок тайцзицюань на качественные изменения психоэмоционального состояния и вегетативный тонус занимающихся. Специфика цели проявилась в росте активности и «захватывающем интересе» к текущей тренировочной практике.
В начальный период тренировок преобладали оборонительные тенденции, в процессе занятий произошла актуализация лидерских тенденций, более
тщательной и осмотрительной стала оценка возможностей.
Анализ результатов позволяет говорить о наличии общих тенденций к улучшению психофизического и психоэмоционального состояний занимающихся, обусловленных тренировочной практикой тайцзицюань. Очевидно, что тренировки приносили то удовлетворение, которое позволяло разрядить импульсное напряжение.
В таблице 3 представлена динамика показателей технической подготовленности испытуемых экспериментальной группы по результатам экспертной оценки техники.
В ушу существуют только два способа оценки технической и тактической подготовленности спортсменов: а) визуальная оценка специалистами экспертной комиссии для этапного контроля; б) анализ видеозаписей действий спортсмена для оперативного контроля.
В педагогическом эксперименте нами использовался 1-й способ - экспертная оценки техники.
После окончания 3-месячного тренировочного процесса была проведена экспертная оценка некоторых видов техники тремя квалифицированными специалистами по ушу. В указанной процедуре участвовали испытуемые только экспериментальной группы (п=23).
Таблица 3
Динамика некоторых показателей технической подготовленности испы-
туемых по результатам экспертной оценки техники (девушки)
№№ п/п ТЕСТЫ (техника ушу) ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ (п=23)
В начале: М±т (оценка) В конце: М±т (оценка) 1 Р
1 Упражнения для развития гибкости («Жоугун») 3,05±0,47 ~3 (удов.) 4,57±0,59 ~5 (отл.) 2,03 <0,05
2 Акробатические прыжки («Депу гуньфань») 3,53±0,16 ~4 (хор.) 4,59±0,32 ~5 (отл.) 2,94 <0,01
3 Основные виды позиций («Цзибэнь бусин») 3,23±0,52 ~3 (удов.) 4,87±0,61 ~5 (отл.) 2,05 <0,05
4 Основные виды движений ногами («Цзибэнь туйфа») 2,43±0,77 ~2 (неудов.) 3,58±0,27 ~4 (хор.) 1,40 >0,05
5 Техника движений в прыжках («Тяоюэ дунцзо») 2,15±0,64 ~2 (неудов.) 3,43±0,47 ~3 (удов.) 1,62 >0,05
6 Удары кулаком («Цюаньфа») 3,15±0,71 ~3 (удов.) 4,96±0,47 ~5 (отл.) 2,13 <0,05
7 Средние значения оценки (М) 2,83±0,47 ~3 (удовлетв.) 4,66±0,31 ~5 (отлично) 3,27 (п=6) <0,01
8 Общий прирост в (%) 39,27*39%
Анализ полученных результатов исследования технической подготовленности испытуемых (таблица 3) позволяет выделить следующие положения:
• показатели оценок увеличились в четырех тестах из шести;
• наибольший прирост обнаружен в тесте № 2 (акробатические прыжки) при 1% уровне значимости (t=2,94);
• в показателях тестов № 1, 3 и 6 оценки улучшились при Р<0,05;
• в тестах № 4 и 5 обнаружены тенденции к улучшению при t=1,40-
1,62;
• общий прирост показателей технической подготовленности составляет 39,27% при довольно высоком уровне значимости (t=3,27 при Р<0,01).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты, полученные по итогам педагогического эксперимента, полностью подтвердили рабочую гипотезу исследования, доказали ее высокую эффективность в отношении достоверного прироста большинства параметров подготовленности испытуемых опытной группы. Это достигнуто путем применения тренировочных нагрузок по принципу «маятника» с чередованием ударных и разгрузочных микроциклов (МКЦ) в недельном цикле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев, Н. В. Об искусстве психической саморегуляции (айкидо, каратэ) / Н.В. Абаев // Наука в Сибири. - 1983. - № 2. - С. 7.
2. Гагонин, С.Г. Эволюция спортивно-боевых единоборств / С.Г. Гаго-нин // Вопросы укрепления здоровья населения, теории, методики и психофизиологии физического воспитания и спорта. - Чебоксары : Изд-во ЧГПИ, 1995. - С. 123-127.
3. Куликова, О.Г. Влияние психофизических упражнений ушу на работоспособность студенток 1-2 курсов : дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Куликова ; БГУ. - Улан-Удэ, 2004. - 167 с.
4. Музруков, Г.Н. Основы ушу : учеб. для отделений ушу ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮКФП, техникумов и ин-тов физ. культуры / Г.Н. Музруков. -Москва : Независимое изд-во «Пик», 2001. - 623 с. : ил.
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ СТРЕССЕ У СПОРТСМЕНОВ
И.А. Афанасьева
Известно, что современный спорт сопряжен со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые являются причиной стрессор-ных воздействий на организм спортсменов. Поэтому повышенную заболеваемость спортсменов целый ряд авторов связывают с хроническим стрессом, вызывающим угнетение системы иммунитета (Першин Б.Б.,1994; Лобзин Ю.В. и соавт.,2001; Nieman D.C. et al.,1998; Nieman D.C., Pedersen B.K,1999). В заболеваемости спортсменов (Nieman D.C., Pedersen B.K.,1999) имеет большое значение угнетение неспецифических компонентов иммунологической защиты.
Показателем возникновения и выраженности стресса может служить уровень в крови «стрессорного» гормона - кортизола. Повышенный уровень кортизола непосредственно после стрессорного воздействия означает проявление острого стресса. Острая стрессорная реакция в здоровом организме прекращается в течение суток. В тех же случаях, когда признаки стресса не исче-