сотрудниками иностранных фирм, поэтому вопросам коммуникации между представителями разных культур должно быть уделено особое внимание.
Третье направление заключается в привлечении к процессу профессиональной подготовки студентов направления «Туризм» более широкого круга специалистов. К ним относятся люди, имеющие необходимые знания и опыт в сфере инновационной деятельности. Кроме того, с учетом повсеместного развития процессов цифровизации необходимо привлекать специалистов, обладающих богатым опытом деятельности по внедрению 1Т-технологий в туристских организациях. Учитывая сложность современной туристской деятельности, представляется важным участие специалистов по управлению бизнес-процессами в туризме и маркетингу. Особую значимость при реализации данного направления имеют практические навыки указанных специалистов, что позволит более эффективно формировать соответствующие способности студентов.
Четвертое направление определяется необходимостью развития у студентов соответствующих компетенций в сфере владения современными цифровыми технологиями. В ходе профессиональной подготовки необходимо создать условия для освоения современных программ, используемых для автоматизации процессов обслуживания клиентов, также требуется познакомить будущих специалистов с инновационными технологиями ведения туристско-экскурсионной деятельности. С этой целью предполагается создание соответствующих лабораторий и экспериментальных площадок на базе учебных заведений, организация проектной деятельности студентов.
Пятое направление предполагает ведение целенаправленной работы по развитию социальных навыков студентов и повышению их психологической устойчивости. Для этого могут быть использованы деловые игры, творческие задания, тренинги и другие формы работы, предполагающие взаимодействие. В ходе такой работы необходим подробный разбор возникающих ситуаций с анализом действий их участников. Данное направление позволит подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности и создать основу для успешной адаптации.
Библиографический список
Таким образом, исследование проблем профессиональной подготовки студентов направления «Туризм» в контексте развития современных форм туристской деятельности позволяет сделать вывод о том, что становление специалиста предполагает необходимость теоретической и практической подготовки, а также развития ряда качеств личности, обеспечивающих пригодность к профессиональной деятельности. Анализ существующей системы профессиональной подготовки показывает наличие ряда трудностей, приводящих к рассогласованию между существующим уровнем подготовки выпускаемых специалистов и требованиями работодателей. К этим трудностям относятся следующие: дисбаланс между теоретической и практической составляющей процесса обучения; проблемы кадрового обеспечения учебного процесса; недостаточный учет современных тенденций в сфере туризма. Постоянное развитие туристской деятельности и внедрение инноваций во всех ее формах требуют от учебных заведений подготовки узкопрофильных специалистов; умения прогнозировать ближайшее развитие туристской отрасли; ведение мониторинга потребностей туристских организаций в различных специалистах. Исходя из поставленной цели исследования, выделены основные направления работы учебных заведений для преодоления дисбаланса между уровнем подготовки специалистов и требованиями работодателей: развитие языковых компетенций студентов для выполнения профессиональных обязанностей и самообразования; развитие способности студентов к межкультурной коммуникации для повышения качества сервиса и интеграции в профессиональное сообщество; привлечение к процессу профессиональной подготовки специалистов по инновациям, 1Т-технологиям, управлению бизнес-процессами и маркетингу, имеющих опыт практической деятельности; создание условий для освоения современных программ, используемых при автоматизации процессов обслуживания клиентов, и знакомства с инновационными технологиями ведения туристско-экскурсионной деятельности; развитие социальных навыков студентов и повышение их психологической устойчивости.
1. Ползикова Е.В., Поддубная Т.Н., Хатит Ф.Р, Заднепровская Е.Л. Теоретические и методические аспекты подготовки студентов в области туризма. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017; № 3: 61-66.
2. Пирогова О.В. Состояние подготовки кадров для сферы туризма в Российской Федерации. Интерактивная наука. 2018; № 6 (28): 24-28.
3. Плотникова В.С. Профессиональное туристское образование: проблемы и возможности их решения. Непрерывное образование: XXI век. 2021; № 2 (34): 151-166.
4. Зинченко С.В., Боряева В.Г. Актуальные проблемы образования в сфере туризма. Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. 2019; № 2: 51-60.
5. Пясецкая И.Ш. О некоторых аспектах профессиональной подготовки будущих кадров индустрии гостеприимства и туризма в эпоху глобального процесса цифровиза-ции. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020; Т. 12, № 1 (47): 86-93.
6. Замятина Н.А., Збарская А.В. Специфика инновационной деятельности в туризме эпохи новой реальности. Вестник университета. 2021; № 9: 112-121.
References
1. Polzikova E.V., Poddubnaya T.N., Hatit F.R., Zadneprovskaya E.L. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty podgotovki studentov v oblasti turizma. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2017; № 3: 61-66.
2. Pirogova O.V. Sostoyanie podgotovki kadrov dlya sfery turizma v Rossijskoj Federacii. Interaktivnaya nauka. 2018; № 6 (28): 24-28.
3. Plotnikova V.S. Professional'noe turistskoe obrazovanie: problemy i vozmozhnosti ih resheniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek 2021; № 2 (34): 151-166.
4. Zinchenko S.V., Boryaeva V.G. Aktual'nye problemy obrazovaniya v sfere turizma. Sovremennye instrumenty metody i tehnologii upravleniya znaniyami. 2019; № 2: 51-60.
5. Pyaseckaya I.Sh. O nekotoryh aspektah professional'noj podgotovki buduschih kadrov industrii gostepriimstva i turizma v 'epohu global'nogo processa cifrovizacii. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2020; T. 12, № 1 (47): 86-93.
6. Zamyatina N.A., Zbarskaya A.V. Specifika innovacionnoj deyatel'nosti v turizme 'epohi novoj real'nosti. Vestnik universiteta. 2021; № 9: 112-121.
Статья поступила в редакцию 29.09.22
УДК 378
Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Karpova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF A PROFESSIONAL LANGUAGE PERSONALITY IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. In the
modern Russian education system, the formation of a highly professional language personality is becoming more and more relevant every year, while the multicultural environment of the university is a mobile model for students to practically master the skills of professional communication. The article discusses results of Russian and foreign studies of the multicultural environment at a university and its influence on the formation of a student's professional language personality. In the course of the research, the definition of the concept of the multicultural environment of higher education institution is given, indicators and components of the multicultural environment of the university are identified, recommendations are formulated for structuring the components of the multicultural environment of the Russian university, taking into account the best foreign practices and further stimulating multicultural education in the Russian Federation for the formation of a highly professional language personality of the student.
Key words: multicultural environment, multicultural environment indicators, multicultural environment components, higher educational institu-
А.С. Восковская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Т.А. Карпова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В современной российской системе образования формирование высокопрофессиональной языковой личности с каждым годом становится всё более актуальной, при этом поликультурная среда вуза является для обучающихся мобильной моделью для практического овладения навыками профессионального общения. В статье рассматриваются результаты отечественных и зарубежных исследований поликультурной среды вуза и её влияние на формирование профессиональной языковой личности обучающегося. В процессе исследования дано определение понятию «поликультурная среда вуза», выявлены показатели и компоненты поликультурной среды вуза, сформулированы рекомендации по структуризации компонентов поликультурной среды российского вуза с учетом лучших зарубежных практик и дальнейшего стимулирования поликультурного образования в Российской Федерации для формирования высокопрофессиональной языковой личности студента.
Кточевые слова: поликультурная среда, показатели поликультурной среды, компоненты поликультурной среды, высшее учебное заведение.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходят изменения во всех сферах нашего общества, которые, безусловно, влияют на образовательную среду высших учебных заведений. В современной российской системе образования формирование высокопрофессиональной языковой личности с каждым годом становится всё более актуальной. При этом следует отметить, что поликультурная среда вуза является мобильной моделью для практического овладения навыками профессионального общения, поскольку преподаватели при проведении лекционных, семинарских и практических занятий стремятся соответствовать стандартам мировых образовательных технологий. Потребность в изучении поликультурной среды вуза возрастает, так как такая среда постоянно изменяется в пространстве и времени, используя психолого-педагогическое воздействие на студентов, опираясь на профессионально заданные цели и профессионально заданные ситуации.
Целью данного исследования является определение компонентов поликультурной среды, влияющих на формирование профессиональной языковой личности в высшем учебном заведении. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи: проанализировать зарубежные и отечественные источники на предмет определения понятия поликультурной среды вуза; выявить показатели концепции поликультурной среды вуза; разработать рекомендации по структуризации компонентов поликультурной среды российских вузов с целью формирования высокопрофессиональной языковой личности студента.
Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются основные законы, принципы, категории педагогики и психологии. В ходе исследования были тщательно изучен ряд научных работ по вопросам формирования профессиональной языковой личности в поликультурной среде вуза, соответствующие главы специализированных книг, основополагающие статьи научных журналов и доклады научных и научно-практических конференций.
Научная новизна данного исследования заключается в глубоком изучении возможностей использования опыта других стран по формированию профессиональной языковой личности студента в поликультурной среде вуза.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней исследованы положения отечественных и зарубежных учёных, определены компоненты поликультурной среды, влияющие на формирование профессиональной языковой личности студента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретического анализа позволили сформулировать рекомендации по структуризации компонентов поликультурной среды российских вузов с целью формирования высокопрофессиональной языковой личности студента.
Поликультурная среда вуза выступает предметом ряда исследований российских учёных. В.П. Борисенков рассматривает поликультурную среду с исторической точки зрения, определяет её теоретические основы, а также основы проектирования [1]. В.В. Гриценко и И.В. Кузнецова представляют поликультурную среду вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур [2]. Е.И. Пилюгина исследует механизмы и технологии адаптации обучающегося в поликультурной среде вуза [3]. О.Н. Омаров, С.З. Закарьяе-ва, М.Г Курбанисмаилова представляют поликультурную образовательную среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента [4]. Ряд учёных формулируют преимущества воздействия данной среды на формирование личности обучающихся [5; 6].
Зарубежные исследователи рассматривают поликультурную среду вуза прежде всего в педагогической поддержке представителей этнических меньшинств; билингвальном обучении; многокультурном воспитании; в специальных образовательных программах для многоэтнических групп [7; 8].
В США, стране мигрантов, поликультурная образовательная среда с би-лингвальным обучением является объективной необходимостью. Так, испаного-ворящее население Америки настаивает на обучении на двух языках. Жители Гавайских островов просят исключить английский язык из школьной программы для возрождения родного языка. Такое многорасовое общество усиливает и сохраняет дистанцию между этническими субкультурами. И такая тенденция имеет исторические корни. Изначально сегрегация в США занимала главенствующее положение, и понятие «расовая принадлежность» применялось только к белому
населению страны. Многие годы процесс культурной ассимиляции этнических меньшинств не позволял полноценно включиться в жизнь страны. С конца ХХ века отмечается рост этноцентризма в вузах США и неприязни к национальным меньшинствам и новым этническим иммигрантам. Такая образовательная среда является следствием культурной ассимиляции этнических субкультур. Поликультурная среда американских вузов направлена на принятие иммигрантами из разных этнических и религиозных групп американских традиций, культуры, ценностей и образа жизни. В Соединенных Штатах концепция «мультикультурности» работает в двух направлениях: прославлении разнообразия и индивидуальности; создании национальной учебной программы. Ввиду того, что в Соединенных Штатах происходят демографические сдвиги и изменения в численности учащихся, а в силу того, что институциональное образование служит как формированию, так и обеспечению динамичного гражданского общества, поликультурное образование в Соединенных Штатах нуждается в постоянной поддержке. Поликультурное образование поощряет свободу, навыки и компетенции, необходимые для пересечения этнических и культурных границ, налаживания взаимодействия с другими культурами и группами. Некоторые университеты США в структуру образовательной программы вводят модули по предметам, связанным с культурным разнообразием. Так, в Университете Сент-Луиса, студенты могут выбирать из курсов, включая мировую музыку, современную Америку, психологию угнетения, постколониальную литературу, испаноязычное богословие США, межкультурную коммуникацию и многое другое. В Пенсильванском университете США студенты могут подать заявку на участие в программе межкультурного лидерства. Это объединяет местных и иностранных студентов, позволяя формировать «межкультурное сообщество лидеров». В Университете Невады, Рино, каждый год с апреля по май проводится ежегодный университетский межкультурный месяц, в рамках которого проводятся мероприятия, посвященные разнообразию культур, представленных в университете. Эта обширная программа обусловлена не столько большим количеством иностранных студентов, сколько этническим и культурным разнообразием, существующим в США [9].
В Великобритании проблемы поликультурной среды воспринимаются весьма остро. В этой стране основными причинами межнациональных конфликтов явились экономические и религиозные разногласия. С момента открытия (в 70-х годах прошлого века) большого нефтяного месторождения в Шотландии граждане этой территории проводили референдумы по выходу из состава Соединенного королевства. Протесты ирландцев-католиков против дискриминации по религиозному признаку также являются свидетельством межкультурных разногласий Великобритании. Распад колоний, Вторая мировая война, рост промышленности - все это привело к притоку иммигрантов - представителей различных субкультур и недовольству среди коренного населения. Примечательно, что с конца 40-х годов ХХ века образование в Великобритании было лимитировано для иммигрантов, и проблема расовой дискриминации существовала вплоть до конца 70-х годов. Внедрить билингвальное обучение не получилось, пытались и пытаются усилить платформу толерантности к представителям меньшинств [10; 11].
Проблемы поликультурной среды вуза затронули Китай и Южную Корею в связи с тем, что в эти страны приезжает большое количество иностранцев в надежде получить достойное образование и по окончании вуза найти работу. В образовательной системе вузов Южной Кореи делают акцент на индивидуальном подходе и гуманном отношении ко всем обучающимся с целью создания демократического общества. К концу ХХ века в образовательной системе Южной Кореи произошел сдвиг на последовательное равенство всех абитуриентов, независимо от их страны проживания и финансового положения, который базируется на знаниях и способностях личности, оказавшейся в новом социуме [12]. В современном Китае образование развивается в интересах 56 этнических групп и миграции между странами, сельскими и городскими районами. Одним из наиболее известных аспектов развития образовательной среды Китая является «игнорирование культуры этнических меньшинств», что приводит к постепенному их исчезновению. Во главе угла для страны с населением более 1,4 миллиардов человек стоит обеспечение единства, стабильности и гармонии в стране. Несмотря на то, что Министерство образования определяет культурное разнообразие как важное направление развития образования, в Китае считается, что подлинный
мультикультурализм может привести к расхождениям в политических взглядах и, таким образом, подорвать единство нации. Китай является многокультурной страной и на протяжении истории придерживается концепции «единства». Эта концепция делает китайскую политику более ориентированной на единую господствующую культуру, а не на множество различных второстепенных культур [13].
Следует отметить, что поликультурализм и разнообразие являются ключевым компонентом университетской среды. Исследование, проведенное на примере ряда зарубежных стран, показало возможность построения в вузах многокультурной и диверсифицированной образовательной среды. Выбор студентами стран и университетов определяется их интересом к обучению и выражается в увеличении (снижении) количества студентов-иностранцев. Одним из преимуществ, способным привлечь студентов иностранцев в университет, является возможность обучения по учебным программам, реализуемым на иностранном языке. Важным потенциальным преимуществом университета является имидж вуза, академическая репутация, учебная атмосфера, а также сотрудничество в международных проектах и финансовая поддержка научных исследований.
Исходя из приведенных фактов развития поликультурной среды вузов в зарубежных странах, можно утверждать, что для каждой страны концепция поликультурной среды вуза является индивидуальной и зависит от исторического пути развития государства и сохраняемых ценностей, которую можно измерить несколькими показателями: количество студентов с иностранным гражданством, обучающихся в университетах страны; расходы на образование в стране; нормативное правовое поле.
Российские университеты стремятся к вершинам мировых рейтингов благодаря своим ведущим мировым программам в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM). Обучение в России дает возможность погрузиться в по-настоящему академическую среду. В России самое высокообразованное население в мире: более половины российских граждан имеют высшее образование. К тому же одним из главных преимуществ обучения в России являются доступные стипендиальные возможности. Каждый год российское правительство предоставляет тысячи стипендий иностранным студентам. Благодаря этой поддержке популярность России для иностранных студентов значительно увеличивается. Следует также отметить высокий уровень расходов на образование в России (от 4,4 до 4,9% ВВП) [14], что может быть косвенным подтверждением качества обучения, развитости инфраструктуры вузов и т. д. Это способствует повышению их привлекательности для студентов. В образовательной политике доминирует идея приоритета общечеловеческих духовных ценностей, выражающаяся через национальные ценности.
Библиографический список
Таким образом, поликультурную образовательную среду вуза можно определить как часть образовательной среды, представляющей совокупность условий и требований, влияющих на формирование языковой личности и обеспечивающих соблюдение толерантности по отношению к представителям других культур и этносов, эффективное межкультурное взаимодействие, изучение культурно-исторического опыта и познание общекультурных ценностей.
В настоящее время нет унифицированного подхода, определяющего компоненты поликультурной среды. Можно предложить типологию компонентов поликультурной среды вуза «по степени влияния на формирование профессиональной языковой личности», включающую следующие элементы: ценностно-содержательный, предусматривающий освоение общечеловеческих и общекультурных ценностей; личностно ориентированный, определяющий поликультурное образование, направленный на самопознание и самореализацию с учетом выработанных культурных ценностей; компонент образовательной интеграции, предусматривающий включение в содержание образовательного процесса культурно-исторического опыта и традиций разных этносов; коммуникативно-толерантный, определяющий взаимодействие в процессе обучения с представителями разных культур, способствующий межэтническому и межкультурному взаимодействию и предполагающий понимание и принятие других культур и этнокультур; регулирующий, обеспечивающий регламентацию и определяющий вектор развития гражданской идентичности студента. На основе анализа вышеупомянутых компонентов обоснована взаимосвязь поликультурной среды вуза и условий формирования языковой личности.
В качестве рекомендаций по структуризации компонентов поликультурной среды российских вузов с учетом лучших зарубежных практик и дальнейшего стимулирования поликультурного образования в Российской Федерации необходимо организовать изучение представителей меньшинств вуза, внесших вклад в развитие науки; рассмотреть возможность включения в учебные планы факультативных дисциплин, направленных на раскрытие идентичности культурных меньшинств; продолжить формирование учебных групп, образованных по уровню успеваемости и по культурному происхождению студентов; продолжить практику внедрения индивидуальной траектории обучения студента с учетом поликультурной составляющей; организовать повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений, направленное на рост осведомленности о поликультурном образовании; продолжить практику проведения внеаудиторной работы по вовлечению обучающихся и их семей в культурные мероприятия, способствующие развитию и укреплению социальных связей между другими культурными группами студентов.
1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. Москва: Педагогика, 2006.
2. Гриценко В.В., Кузнецова И.В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур. Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы конференции. Волгоград, ВГСПУ «Перемена», 2011.
3. Пилюгина Е.И. Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов мигрантов в период социально-психологической адаптации. Молодой учёный. 2016; № 5.1 (109.1): 4-6. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26320/
4. Омаров О.Н., Закарьяева С.З., Курбанисмаилова М.Г. Поликультурная образовательная среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; Т. 8, № 2 (27): 80-83.
5. Мельничук М.В. Поликультурная среда вуза и формирующие её факторы. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 175-176.
6. Васильева Э.Р, Гилязетдинов РА. Поликультурная среда как фактор успешного развития личности студентов технического университета. Педагогический журнал. 2020; Т. 10, № 6А: 108-116.
7. Nieto S. Affirming Diversity: The Sociopolitical Context of Multicultural Education. New York: Longman, 2000.
8. Davis N.E. and Cho M.O. "Intercultural competence for future leaders of educational technology and its evaluation". Interactive Educational Multimedia. 2005; № 10: 1-22.
9. Akkari A., Radhouane M. Multicultural education in the United States. Intercultural approaches to education. From theory to practice. Springer Nature Switzerland. 2022: 65-78. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-70825-2_5
10. Чибисова Т. А. Образовательная среда Великобритании в аспекте её поликультурности: социально-педагогический аспект. Евразийский союз учёных. Педагогические науки. 2015; № 3 (12): 37-40.
11. Maylor U., Read B., Mendic H., Ross A., Rollock N. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. London Metropolitan University, 2007. Available at: http:// webarchive.nationalarchives.gov. uk/20130401151715/https://www.education.gov.uk/publications/eorderingdownload/rr819.pdf
12. Протанская Е.С. Поликультурное образование в системе ценностей современного мира. ВестникСПбГИК. 2022; № 2 (51): 136-145.
13. Jiatong Hu. Analysis on Chinese Multicultural Education System Modelling after American Multicultural Education and Suggestions. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021; Vol. 561: 474-478.
14. Government expenditure on education, total (% of GDP) - Azerbaijan, China, Russian Federation, Germany Saudi Arabia, India, United States. UNESCO Institute for Statistics, 2022.
References
1. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., Danilyuk A.Ya. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya. Moskva: Pedagogika, 2006.
2. Gricenko V.V., Kuznecova I.V. Polikul'turnaya sreda vuza kak uslovie formirovaniya pozitivnogo otnosheniya k predstavitelyam drugih 'etnokul'tur. Psihologiya obrazovaniya vXXI veke: teoriya i praktika: materialy konferencii. Volgograd, VGSPU «Peremena», 2011.
3. Pilyugina E.I. Polikul'turnaya sreda vuza kak uslovie formirovaniya samoocenki studentov migrantov v period social'no-psihologicheskoj adaptacii. Molodoj uchenyj. 2016; № 5. 1 (109.1): 4-6. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26320/
4. Omarov O.N., Zakar'yaeva S.Z., Kurbanismailova M.G. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya grazhdansko-patrioticheskoj pozicii studenta. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2019; T. 8, № 2 (27): 80-83.
5. Mel'nichuk M.V. Polikul'turnaya sreda vuza i formiruyuschie ee faktory. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 175-176.
6. Vasil'eva 'E.R., Gilyazetdinov R.A. Polikul'turnaya sreda kak faktor uspeshnogo razvitiya lichnosti studentov tehnicheskogo universiteta. Pedagogicheskijzhurnal. 2020; T. 10, № 6A: 108-116.
7. Nieto S. Affirming Diversity: The Sociopolitical Context of Multicultural Education. New York: Longman, 2000.
8. Davis N.E. and Cho M.O. "Intercultural competence for future leaders of educational technology and its evaluation". Interactive Educational Multimedia. 2005; № 10: 1-22.
9. Akkari A., Radhouane M. Multicultural education in the United States. Intercultural approaches to education. From theory to practice. Springer Nature Switzerland. 2022: 65-78. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-70825-2_5
10. Chibisova T.A. Obrazovatel'naya sreda Velikobritanii v aspekte ee polikul'turnosti: social'no-pedagogicheskij aspekt. Evrazijskij soyuz uchenyh. Pedagogicheskie nauki. 2015; № 3 (12): 37-40.
11. Maylor U., Read B., Mendic H., Ross A., Rollock N. Diversity and Citizenship in the Curriculum: Research Review. London Metropolitan University, 2007. Available at: http:// webarchive.nationalarchives.gov. uk/20130401151715/https://www.education.gov.uk/publications/eorderingdownload/rr819.pdf
12. Protanskaya E.S. Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme cennostej sovremennogo mira. Vestnik SPbGIK. 2022; № 2 (51): 136-145.
13. Jiatong Hu. Analysis on Chinese Multicultural Education System Modelling after American Multicultural Education and Suggestions. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021; Vol. 561: 474-478.
14. Government expenditure on education, total (% of GDP) - Azerbaijan, China, Russian Federation, Germany, Saudi Arabia, India, United States. UNESCO Institute for Statistics, 2022.
Статья поступила в редакцию 28.09.22
УДК 378.01
KozyrZ.O., teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Maritime College (Novorossiysk), E-mail: [email protected]
Tomilin A.N., teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING OF COLLEGE CADETS. The article substantiates and discloses pedagogical conditions for realization of educational potential in the process of distance learning of cadets at the Maritime College. Factors that determine the relevance of the topic are given. The purpose of the proposed article is to determine the set of pedagogical conditions necessary for the effective realization of the educational potential of the college in conditions of "distance learning." Objectives of the study that ensure the achievement of the planned goal are specified. Realization of the intended goal is possible through the use of methods of theoretical analysis, synthesis, deduction. The essence of the term "pedagogical conditions" is clarified. The set of pedagogical conditions for the conducted research is determined. Actions and measures for the implementation of each pedagogical condition are disclosed. Features of using the proposed pedagogical conditions are shown. The application of the selected pedagogical conditions ensures the effective organization of pedagogical activity.
Key words: education, educational potential, distance learning, cadet, maritime college, pedagogical conditions, process, implementation, formation.
З.О. Козырь, преп., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Морской колледж, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
А.Н. Томилин, преп., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Транспортный колледж, г. Новороссийск),
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА
Статья посвящена обоснованию и раскрытию педагогических условий реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа. Приведены факторы, обусловливающие актуальность темы. Цель предлагаемой статьи заключается в определении совокупности педагогических условий, необходимых для эффективной реализации воспитательного потенциала колледжа в условиях дистанта. Конкретизированы задачи исследования, обеспечивающие достижение запланированной цели. Реализация намеченной цели возможна путем применения методов теоретического анализа, синтеза, дедукции. Уточнена сущность термина «педагогические условия». Определена совокупность педагогических условий для проводимого исследования. Раскрыты действия и меры по реализации каждого педагогического условия. Показаны особенности использования предложенных педагогических условий, применение которых обеспечивают эффективную организацию педагогической деятельности.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, дистанционное обучение, курсант, морской колледж, педагогические условия, процесс, реализация, формирование.
В современной образовательной практике дистанционное обучение нашло свою прочную «прописку» и стало довольно популярным, надежным и эффективным средством профессиональной подготовки будущих специалистов. Дистанционное обучение получило должное признание как у преподавателей, так и у всей учащейся молодежи, школьников.
Важнейшими факторами, доказывающими актуальность рассматриваемой темы, являются:
- укрепившийся авторитет дистанционного обучения, что обусловлено накопленной практикой применения такой новой формы в профессиональной подготовке студентов и курсантов;
- возрастанием требовательности руководящих органов управления образованием, в том числе ректоратов и деканатов, к подготовленности преподавательских кадров для качественного проведения дистанционного обучения и воспитания учащейся молодежи;
- необходимостью определения комплекса педагогических условий, применение которых способствовало бы повышению эффективности и результативности дистанционного обучения и воспитания учащихся.
Вышеприведенные факторы подтверждают актуальность разбираемой
темы.
Цель исследования: на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы определить подходящие педагогические условия и произвести выбор наиболее эффективных из них для качественного и результативного проведения педагогического исследования.
Для достижения намеченной цели требуется решение следующих задач:
- провести контент-анализ педагогической литературы в интересах определения сущности феномена «педагогические условия»;
- исследовать опыт отечественных ученых в выборе ими необходимых педагогических условий для своих исследований;
- дать авторское определение термину «педагогические условия»;
- осуществить обоснование и выбор совокупности педагогических условий для проводимого исследования.
Несмотря на некоторую «свежесть» рассматриваемой темы, ею очень давно и основательно занимаются как западные, так и отечественные ученые.
В западной науке тема дистанционного образования и дистанционного обучения стала предметом исследования таких ученых, как R. Garrison, B. Holmberg, D. Keegan, M. Moore, O. Peters и др. Ими были предложены авторские подходы, первые концепции и модели дистанционного образования и дистанционного обучения. Преимущественно все они носят дескриптивный характер и требуют дальнейшего развития и конкретизации. Основная причина этого - активное развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), цифровизация современного образования.
В отечественной педагогике различные аспекты дистанционного обучения исследовали такие ученые, как A.A. Андреев, А.М. Курбанова, Е.С. Полат, Э.М. Хабибулина и др., по мнению которых дистанционное обучение - это новая форма, позволяющая достаточно эффективно проводить процесс обучения и воспитания студентов и курсантов. Применение в процессе дистанционного обучения различных педагогических и информационных технологий способствует развитию широкой популярности и интереса к этой форме обучения.
В последнее десятилетие российские исследователи обратили свои взоры на возможности творческого применения воспитательного потенциала учебных заведений в интересах проведения воспитательной работы с учащейся молодежью в условиях дистанта. В этом плане известны диссертационные исследования, выполненные Л.В. Алиевой [1], РМ. Магомедовым [2], Л.А. Марченко [3], ГС. Папазян [4], М.Б. Шеиной [5] и др.
Изучение научной литературы показывает, что в основном авторы рассматривают понятие «воспитательный потенциал» как совокупность средств, методов и способов деятельности [1]; возможностей, средств и ресурсов [2]; совокупность возможностей в воспитательной работе с учащейся молодежью [3];