Формирование профессиональной направленности студентов
инженерных специальностей при изучении информатики
1 2 Манаева Н.Н. , Юсупова О.В.
'Манаева Наталья Николаевна /Manaeva Natalya Nikolaevna - старший преподаватель;
2Юсупова Олеся Владимировна / Yusupova Olesya Vladimirovna - старший преподаватель,
кафедра информатики, Оренбургского государственного университета, г. Оренбург
Аннотация: статья отражает актуальность проблемы формирования профессиональной направленности студентов технических специальностей университета в контексте интенсивной информатизации общества. Abstract: this article reflects the urgency of the problem of formation of a professional orientation of students of technical specialties of university in the context of intensive information society.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, профессиональная направленность, технические специальности.
Keywords: informatization, information technology, professional orientation, technical specialty.
Информатизация - одна из доминирующих тенденций современного общества -требует от высшего инженерно-технического образования подготовки специалистов, готовых к деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей в профессиональной сфере. Одна из задач высшего образования сегодня - обучить студента работать с большими потоками информации, используя современные средства и технологии и обеспечить высокий уровень компетентности выпускников в области информатики и информационных технологий.
Преподавание информатики для студентов технических специальностей является неотъемлемой частью общего блока профессиональной подготовки инженера. Оно опирается на специальные знания, умения и навыки студентов, приобретенные при изучении курса информатики в средней школе и, несомненно, требует развития и углубления этих качеств в высшей школе. Организация и содержание процесса профессиональной подготовки в вузе, на наш взгляд, должны обеспечивать развитие личности и удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками и умеющих работать в условиях динамично развивающегося информационного общества.
Согласно исследованиям Н.В. Молотковой, качество профессиональной деятельности специалиста в значительной мере зависит от уровня сформированности ее информационной основы. Под информационной основой деятельности специалиста понимается система знаний, умений, профессиональных качеств специалиста, уровень сформированности понимания особенностей решения профессиональных задач. К педагогическим условиям, влияющим на формирование информационной основы выпускника, на наш взгляд, относится создание у студентов ценностного образа предстоящей профессиональной деятельности путем поэтапного вовлечения в профессиональную деятельность. Решение данной задачи целесообразно осуществлять через выполнение студентами профессионально-ориентированных заданий, что, в свою очередь, будет влиять на формирование готовности студента к личностно-профессиональному саморазвитию.
Это, на наш взгляд, станет возможным, если, начиная с первого курса и до конца периода обучения, преподаватели будут использовать в учебном процессе современные программные продукты, показывая значимость овладения и использования компьютерной техники для решения профессиональных задач при выполнении лабораторных, контрольных, расчетно-графических и курсовых работ. То есть изучение всех учебных
дисциплин, в той или иной мере, должно опираться на использование современных информационных систем и технологий.
Реализовывать такой подход мы предлагаем начать на первом курсе при изучении дисциплины «Информатика». Ее целью является овладение практическими навыками работы с системными, прикладными и инструментальными программными продуктами для успешной будущей профессиональной деятельности. При изучении данной дисциплины студент должен овладеть навыками работы: с операционной системой Windows, пакетом прикладных программ MS Office (текстовым процессором Word, электронными таблицами Excel, программой для подготовки презентаций PowerPoint, системой управления базами данных Access), с антивирусными программами и программами-архиваторами, с программными средствами передачи данных по сети, с математическими пакетами и системой визуального объектно-ориентированного проектирования.
При этом содержание задач, реализуемых при помощи указанных программных продуктов, должно быть ориентировано на будущую профессиональную деятельность инженеров. Это необходимо для того, чтобы максимально подготовить студентов к обучению дисциплин профессионального цикла. Например, при изучении темы «Организация вычислений в MS Excel» студенты строительных специальностей рассчитывают сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций различного типа и строят соответствующие графики и диаграммы. В качестве расчетно-графического задания будущим специалистам транспортной отрасли, предлагается решить классическую транспортную задачу и транспортную задачу с промежуточными пунктами средствами MS Excel и в среде MathCAD. Проектирование и создание Web-сайта технического предприятия или подготовка доклада по новейшим информационным технологиям в профессиональной сфере на конференцию относятся к творческим работам, которые студенты выполняют самостоятельно или в микрогруппах.
Существенную роль при организации учебного процесса играют учебные комплексы информационного обеспечения дисциплины, в которых объединены необходимые учебные компьютерные программы, базы данных, технические средства, методические материалы, электронные учебники и учебные пособия, мультимедийные лекционные демонстрации, подборки учебных ресурсов Интернета. Практика доказывает целесообразность использования информационных компьютерных технологий во время изучения как теоретического, так и практического материала в качестве средства наглядности. При этом надо учесть, что эффективность использования информационных компьютерных средств в управлении учебным процессом значительно повышается, если данный подход имеет системный, а не локальный характер, если разработан информационно-технологический инструментарий, максимально использующий преимущества современных компьютерных технологий.
Поддержка основных моментов лекции мультимедийным материалом способствует повышению заинтересованности студентов, а, следовательно, и усвояемости знаний, формированию мотивационного компонента готовности к использованию средств информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач, активизации познавательной деятельности. Несомненно, мультимедийные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, повышая мотивацию обучаемых в процессе восприятия учебной информации.
Разработка собственных электронных учебных пособий, направленных на специфику обучения студентов технических специальностей, позволяет как решить проблему комплектации вуза учебными материалами, так и разнообразить возможные формы организации работы студентов с использованием информационных технологий, в которых компьютер выступает инструментом деятельности студентов и преподавателя.
Повышение эффективности учебного процесса в результате применения данной формы его организации происходит за счет:
- большей наглядности представления учебного материала, ведь в электронной форме легче показать полноцветные иллюстрации, сопровождающие учебный материал, анимации имитирующие среды различных объектов в динамике и др.;
- значительно большего объема информации, которая получена из различных информационных источников и воспроизведена на экране в формате, видимом всеми студентами;
- постоянного обновления, дополнения, корректировки информации, представленной в электронном пособии, чего нельзя сделать в бумажных версиях;
- повышения степень самостоятельности студентов, благодаря индивидуальному темпу выполнения работ - преподаватель лишь координирует действия обучающихся, при необходимости, студент может вернуться назад к теме, которая вызвала наибольшие затруднения.
Еще одна из возможностей организации учебного процесса - проведение компьютерного тестирования студента с помощью компьютеров. Тестирование - одна из моделей использования информационно-компьютерных технологий в учебном процессе, помогающая осуществлять текущий и итоговый контроль знаний. Педагогические условия реализации моделей использования информационных технологий в учебной деятельности позволяют преподавателю, решившему воспользоваться тестовым методом, самому создать тест и тем самым автоматизировать процесс контроля знаний студентов.
При использовании в образовательном процессе вуза информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Что, в свою очередь обеспечивает формирование общей информационной культуры обучаемых, придает самостоятельной работе студентов новый облик, позволяет не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой студентов, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Для организации самостоятельной работы при изучении информационно-компьютерных дисциплин мы активно внедряем в учебный процесс методы и средства информационных технологий, которые также включают в себя образовательные ресурсы Интернет, электронную почту.
Анализируя опыт работы, хочется отметить следующее, что для формирования познавательных интересов обучающихся, педагог должен выбрать такие пути и средства, как: использование интерактивных компьютерных средств, применение мультимедиа-систем, показ практического применения знаний в связи с профессиональной ориентацией студентов.
Опыт при организации обучения информационно-компьютерных дисциплин по описанным моделям с активным использованием информационно - компьютерных технологий позволяет говорить об их высокой степени эффективности для решения мотивационных учебных задач, что в свою очередь обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов-инженеров.
Таким образом, профессиональная ориентация образования с применением современных информационных технологий в обучении бакалавров технических направлений подготовки, несомненно, будет повышать качество образования в целом, что позволит готовить инженеров, востребованных в своей профессиональной области.
Литература
1. Манаева Н.Н., Юсупова О.В. Субъектная позиция как фактор развития конкурентоспособности студентов бакалавриата // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской
научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - с. 2659-2664.
2. Манаева Н.Н., Юсупова О.В. Компьютерный практикум по информатике [Электронный ресурс]: электронное гиперссылочное учебное пособие / Н. Н. Манаева, О. В. Юсупова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т», Каф. информатики. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 3.84 Mb). - Оренбург: ОГУ, 2012.
3. Манаева Н.Н., Юсупова О.В. Оформление документов средствами MS Office 2010. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие. / Н. Н. Манаева, О. В. Юсупова; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2014.
4. Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Молоткова. Тамбов, 2003. 35 c.
5. Ольховая Т.А. Концептуальные основы и результаты исследования проблемы становления субъектности студента университета // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 2(21). - С. 9-20.