Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности студентов инженерных специальностей при изучении информатики'

Формирование профессиональной направленности студентов инженерных специальностей при изучении информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / INFORMATIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / PROFESSIONAL ORIENTATION / TECHNICAL SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаева Наталья Николаевна, Юсупова Олеся Владимировна

статья отражает актуальность проблемы формирования профессиональной направленности студентов технических специальностей университета в контексте интенсивной информатизации общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности студентов инженерных специальностей при изучении информатики»

Формирование профессиональной направленности студентов

инженерных специальностей при изучении информатики

1 2 Манаева Н.Н. , Юсупова О.В.

'Манаева Наталья Николаевна /Manaeva Natalya Nikolaevna - старший преподаватель;

2Юсупова Олеся Владимировна / Yusupova Olesya Vladimirovna - старший преподаватель,

кафедра информатики, Оренбургского государственного университета, г. Оренбург

Аннотация: статья отражает актуальность проблемы формирования профессиональной направленности студентов технических специальностей университета в контексте интенсивной информатизации общества. Abstract: this article reflects the urgency of the problem of formation of a professional orientation of students of technical specialties of university in the context of intensive information society.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, профессиональная направленность, технические специальности.

Keywords: informatization, information technology, professional orientation, technical specialty.

Информатизация - одна из доминирующих тенденций современного общества -требует от высшего инженерно-технического образования подготовки специалистов, готовых к деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей в профессиональной сфере. Одна из задач высшего образования сегодня - обучить студента работать с большими потоками информации, используя современные средства и технологии и обеспечить высокий уровень компетентности выпускников в области информатики и информационных технологий.

Преподавание информатики для студентов технических специальностей является неотъемлемой частью общего блока профессиональной подготовки инженера. Оно опирается на специальные знания, умения и навыки студентов, приобретенные при изучении курса информатики в средней школе и, несомненно, требует развития и углубления этих качеств в высшей школе. Организация и содержание процесса профессиональной подготовки в вузе, на наш взгляд, должны обеспечивать развитие личности и удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками и умеющих работать в условиях динамично развивающегося информационного общества.

Согласно исследованиям Н.В. Молотковой, качество профессиональной деятельности специалиста в значительной мере зависит от уровня сформированности ее информационной основы. Под информационной основой деятельности специалиста понимается система знаний, умений, профессиональных качеств специалиста, уровень сформированности понимания особенностей решения профессиональных задач. К педагогическим условиям, влияющим на формирование информационной основы выпускника, на наш взгляд, относится создание у студентов ценностного образа предстоящей профессиональной деятельности путем поэтапного вовлечения в профессиональную деятельность. Решение данной задачи целесообразно осуществлять через выполнение студентами профессионально-ориентированных заданий, что, в свою очередь, будет влиять на формирование готовности студента к личностно-профессиональному саморазвитию.

Это, на наш взгляд, станет возможным, если, начиная с первого курса и до конца периода обучения, преподаватели будут использовать в учебном процессе современные программные продукты, показывая значимость овладения и использования компьютерной техники для решения профессиональных задач при выполнении лабораторных, контрольных, расчетно-графических и курсовых работ. То есть изучение всех учебных

дисциплин, в той или иной мере, должно опираться на использование современных информационных систем и технологий.

Реализовывать такой подход мы предлагаем начать на первом курсе при изучении дисциплины «Информатика». Ее целью является овладение практическими навыками работы с системными, прикладными и инструментальными программными продуктами для успешной будущей профессиональной деятельности. При изучении данной дисциплины студент должен овладеть навыками работы: с операционной системой Windows, пакетом прикладных программ MS Office (текстовым процессором Word, электронными таблицами Excel, программой для подготовки презентаций PowerPoint, системой управления базами данных Access), с антивирусными программами и программами-архиваторами, с программными средствами передачи данных по сети, с математическими пакетами и системой визуального объектно-ориентированного проектирования.

При этом содержание задач, реализуемых при помощи указанных программных продуктов, должно быть ориентировано на будущую профессиональную деятельность инженеров. Это необходимо для того, чтобы максимально подготовить студентов к обучению дисциплин профессионального цикла. Например, при изучении темы «Организация вычислений в MS Excel» студенты строительных специальностей рассчитывают сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций различного типа и строят соответствующие графики и диаграммы. В качестве расчетно-графического задания будущим специалистам транспортной отрасли, предлагается решить классическую транспортную задачу и транспортную задачу с промежуточными пунктами средствами MS Excel и в среде MathCAD. Проектирование и создание Web-сайта технического предприятия или подготовка доклада по новейшим информационным технологиям в профессиональной сфере на конференцию относятся к творческим работам, которые студенты выполняют самостоятельно или в микрогруппах.

Существенную роль при организации учебного процесса играют учебные комплексы информационного обеспечения дисциплины, в которых объединены необходимые учебные компьютерные программы, базы данных, технические средства, методические материалы, электронные учебники и учебные пособия, мультимедийные лекционные демонстрации, подборки учебных ресурсов Интернета. Практика доказывает целесообразность использования информационных компьютерных технологий во время изучения как теоретического, так и практического материала в качестве средства наглядности. При этом надо учесть, что эффективность использования информационных компьютерных средств в управлении учебным процессом значительно повышается, если данный подход имеет системный, а не локальный характер, если разработан информационно-технологический инструментарий, максимально использующий преимущества современных компьютерных технологий.

Поддержка основных моментов лекции мультимедийным материалом способствует повышению заинтересованности студентов, а, следовательно, и усвояемости знаний, формированию мотивационного компонента готовности к использованию средств информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач, активизации познавательной деятельности. Несомненно, мультимедийные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, повышая мотивацию обучаемых в процессе восприятия учебной информации.

Разработка собственных электронных учебных пособий, направленных на специфику обучения студентов технических специальностей, позволяет как решить проблему комплектации вуза учебными материалами, так и разнообразить возможные формы организации работы студентов с использованием информационных технологий, в которых компьютер выступает инструментом деятельности студентов и преподавателя.

Повышение эффективности учебного процесса в результате применения данной формы его организации происходит за счет:

- большей наглядности представления учебного материала, ведь в электронной форме легче показать полноцветные иллюстрации, сопровождающие учебный материал, анимации имитирующие среды различных объектов в динамике и др.;

- значительно большего объема информации, которая получена из различных информационных источников и воспроизведена на экране в формате, видимом всеми студентами;

- постоянного обновления, дополнения, корректировки информации, представленной в электронном пособии, чего нельзя сделать в бумажных версиях;

- повышения степень самостоятельности студентов, благодаря индивидуальному темпу выполнения работ - преподаватель лишь координирует действия обучающихся, при необходимости, студент может вернуться назад к теме, которая вызвала наибольшие затруднения.

Еще одна из возможностей организации учебного процесса - проведение компьютерного тестирования студента с помощью компьютеров. Тестирование - одна из моделей использования информационно-компьютерных технологий в учебном процессе, помогающая осуществлять текущий и итоговый контроль знаний. Педагогические условия реализации моделей использования информационных технологий в учебной деятельности позволяют преподавателю, решившему воспользоваться тестовым методом, самому создать тест и тем самым автоматизировать процесс контроля знаний студентов.

При использовании в образовательном процессе вуза информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Что, в свою очередь обеспечивает формирование общей информационной культуры обучаемых, придает самостоятельной работе студентов новый облик, позволяет не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой студентов, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Для организации самостоятельной работы при изучении информационно-компьютерных дисциплин мы активно внедряем в учебный процесс методы и средства информационных технологий, которые также включают в себя образовательные ресурсы Интернет, электронную почту.

Анализируя опыт работы, хочется отметить следующее, что для формирования познавательных интересов обучающихся, педагог должен выбрать такие пути и средства, как: использование интерактивных компьютерных средств, применение мультимедиа-систем, показ практического применения знаний в связи с профессиональной ориентацией студентов.

Опыт при организации обучения информационно-компьютерных дисциплин по описанным моделям с активным использованием информационно - компьютерных технологий позволяет говорить об их высокой степени эффективности для решения мотивационных учебных задач, что в свою очередь обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов-инженеров.

Таким образом, профессиональная ориентация образования с применением современных информационных технологий в обучении бакалавров технических направлений подготовки, несомненно, будет повышать качество образования в целом, что позволит готовить инженеров, востребованных в своей профессиональной области.

Литература

1. Манаева Н.Н., Юсупова О.В. Субъектная позиция как фактор развития конкурентоспособности студентов бакалавриата // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской

научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - с. 2659-2664.

2. Манаева Н.Н., Юсупова О.В. Компьютерный практикум по информатике [Электронный ресурс]: электронное гиперссылочное учебное пособие / Н. Н. Манаева, О. В. Юсупова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т», Каф. информатики. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 3.84 Mb). - Оренбург: ОГУ, 2012.

3. Манаева Н.Н., Юсупова О.В. Оформление документов средствами MS Office 2010. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие. / Н. Н. Манаева, О. В. Юсупова; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2014.

4. Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Молоткова. Тамбов, 2003. 35 c.

5. Ольховая Т.А. Концептуальные основы и результаты исследования проблемы становления субъектности студента университета // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 2(21). - С. 9-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.