11. Рудинский И.Д., Войцеховский И.С. Информационная образовательная среда кафедры вуза на базе свободного программного обеспечения // Известия БГАРФ №1/31. - 2015.
12. Рудинский И.Д., Терещенко А.С. Ре-инжениринг информационных образовательных процессов //Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 1. 318 С. 231234.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school16.obrblag.info/wp-content/uploads/sites/54/2015/01/Selevko-Ped.tehnologiii-1.pdf (дата обращения 17.02.2017)
14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib. cspu.ru/xmlui/bitstream/handle ( дата обращения 07.02.2017)
15. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.
16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
17. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. - Access mode: httphttp://www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006.pdf.
18. UNESCO. Information for All Programme (IFAP). Towards Information Literacy Indicators. Conceptual framework paper prepared by Ralph Catts and Jesus Lau. Edited by the Information Society Division, Communication and Information Sector, UNESCO: Paris, 2008. - 44 p.
Пирметова С.Я., Абдусаламов P.A.
формирование информационной компетентности у студентов специальности «судебная экспертиза»
Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов специальности «Судебная экспертиза».
Предмет исследования - формирование информационной компетентности в высшем профессиональном образовании.
Цель исследования - анализ формирования информационной компетентности у студентов специальности «Судебная экспертиза».
Новизна исследования. Определена сущность информационной компетент-
ности студентов специальности «Судебная экспертиза» - это составная часть профессиональной компетентности будущих специалистов. Выявлены и обоснованы недостатки педагогических условий формирования информационной компетентности студентов данной специальности, предложены пути их устранения. Аргументирована необходимость усиления профессиональной ориентированности в ходе обучения студентов при помощи специализированной учебной литературы, информационных технологий, взаимной интеграции ресурсов, методик и форм обучения.
Методологической основой исследования явились идеи системного подхода; методика профессионального образования; методика обучения; психолого-педагогические аспекты информатизации образования; концепция непрерывного образования и информатизации.
В сегодняшнем мире, и в особенности в развитых странах, к которым относится Российская Федерация, постоянно происходят разнообразные технические и технологические изменения, каждое из которых по отдельности усиливает и ускоряет глобальную информатизацию общества. Вполне очевидно, что появление калькуляторов, персональных компьютеров, смартфонов, сетей передачи данных и т.п. существенно увеличило объемы циркулирующей в мире информации. Связанные с этим процессы оказывают всё более существенное влияние на развитие и функционирование любого государства, социума, причем на разных уровнях, и, как следствие, права. Проблема эта очень широка и многогранна, поэтому остановимся лишь на одном из ее аспектов, а именно - на сравнительно недавно возникшем и не только существующем сегодня, но и все более обостряющемся противоречии между постоянно увеличивающимся объемом правовой информации и все более динамично устаревающим механизмом ее обработки для удовлетворения потребностей современной правоохранительной системы.
Безусловно, такая ситуация ведет к значительному ослаблению качества труда и его производительности у специалистов-правоведов, поскольку необходимые для работы сведения далеко не всегда могут быть получены и систематизированы в течение отведенного на это времени. Кроме того, возникающие вследствие этого психологические и эмоциональные перегрузки специалистов неблагоприятно сказываются на их здоровье, поэтому проблема из сферы сугубо профессиональной деятельности автоматически перемещается ещё и в область социальных отношений, поскольку автоматически снижается качество обслуживания граждан. В конечном итоге дефицит времени на работу с информацией порождает проблему для широкого круга лиц. Эта проблема требует решения, и уже сейчас для многих исследователей очевидно, что наиболее эффективным способом повышения качества юридической деятельности, равно как и производительности труда специалистов, занятых в этой сфере, является максимально возможно оперативная информатизация всей правоохранительной инфраструктуры, а также подготовка адаптированных к новому уровню развития вычислительной и информационной техники специалистов уже в ходе их обучения в вузах1. Разумеется, не является в этом отношении исключением и подготовка
1 См. напр.: Турутина Е.Э. Формирование информационной компетенции у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы: дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. С. 5.
студентов по специальности «Судебная экспертиза».
Таким образом, формирование любых специалистов юридического профиля в современных условиях должно быть ориентировано не только на приобретение собственно «узких» профессиональных знаний и навыков, но и на развитие у студентов инструментария мыслительной деятельности, который позволял бы им быстро ориентироваться и адаптироваться в непрерывно меняющем профессиональную картину мира информационно-правовом потоке.
Известно, что на современном этапе функционирования высшей школы Российской Федерации профессиональное образование базируется на компе-тентностном подходе. Перечень компетенций, которыми должен обладать будущий специалист, определяется, как известно, ФГОС ВО. При этом информационная компетентность судебных экспертов является обязательным условием и неотъемлемой частью их общей профессиональной компетентности. Такой вывод подтверждается государственными требованиями, отраженными в образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности «Судебная экспертиза»2.
В ФГОС ВО определены основные цели формирования информационной компетентности, связанные с использованием в профессиональной деятельности судебных экспертов информационных источников, ресурсов, технологий, а также соблюдение ими стандартов и норм в области информационной безопасности. Готовность грамотно использовать и применять информационные технологии в профессиональной деятельности также является одним из показателей оценки качества подготовки будущих специалистов. Необходимость формирования информационной компетентности юристов подтверждается современной практикой судебно-экспертной деятельности, в которой все чаще встречаются предметы, изготовленные с использованием информационных технологий3. Компетентное решение судебным экспертом поставленных перед ним задач сегодня невозможно без использования информационных технологий и компьютерной техники, соответственно, нельзя говорить о профессиональной подготовке специалистов и формирования у них информационной компетентности без усиления внимания в ходе обучения в вузе к IT-дисциплинам. В связи с этим возникает необходимость пересмотра методики обучения будущих судебных экспертов по информационным дисциплинам, выявление и определение существующих на данный момент проблемных вопросов в этой области и, разумеется, нахождение путей их решения. Эта проблема дает о себе знать уже в течение некоторого времени, и к ней периодически обращаются исследователи4.
Обратившись к современной образовательной практике, следует выявить основные и первоочередные цели в процессе формирования информационной
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)». Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2016 г. № 44595 // URL: www.fgosvo.ru (дата обращения: 15.12.2016).
3 См. например: Ходякова Н. В. Проектирование образовательных сред подготовки компетентных экспертов-криминалистов //Судебная экспертиза. 2012. № 3 (31). С. 84-90.
4 См.: Ходякова Н.В. Методика обучения будущих экспертов-криминалистов информатическим дисциплинам // Судебная экспертиза. 2015. № 3 (43). С. 146-152.
компетентности будущих специалистов в области судебной экспертизы. Такие цели предполагают не только наличие знаний, умений и навыков в области 1Т-дисциплин, но и сформированность опыта выработки продуктивных решений в части поставленных перед будущим экспертом задач - и обязательно с применением информационных технологий и компьютерных средств. И здесь начинается самое интересное.
Информационная подготовка будущих судебных экспертов сегодня включает в себя такие дисциплины как «Математика и информатика» и «Информационная безопасность», каждая из которых содержит в себе следующие компоненты (направления):
- правовые информационно-справочные системы;
- компьютерные сети;
- специализированные компьютерные технологии в сфере профессиональной деятельности;
- математические методы в судебно-экспертной деятельности;
- основы компьютерного моделирования;
- основные понятия информационной безопасности;
- защита служебной информации органов внутренних дел.
Приведенный выше перечень составляющих отражает произошедшие за
последние годы объективные изменения в российской информационной реальности (произошло распространение компьютерных сетей, появились разнообразные информационные угрозы (хакеры и т.п.)), а также растущую автоматизацию и интеллектуализацию процесса профессиональной деятельности (использование информационных технологий, информационно-справочных систем, математических методов и моделирование судебно-экспертной деятельности).
Изменения коснулись и самого процесса преподавания в вузе. В настоящее время все чаще прежде распространённый способ подачи учебной информации в виде читающего лекцию преподавателя, находящегося у доски с мелом в руках (а в лучшем случае управляющего слайд-проектором и т.п.) заменяется на применение интерактивных технологий обучения в виде мультимедийных презентаций, видеокурсов, компьютерных обучающих программ, гипертекстовых учебных пособий5. Практикуется также работа со специально созданными для определенных видов занятий программами-тренажерами (нейтрализация компьютерных вирусных программ и программ-шпионов, освоение методов криптографической защиты файлов и т.д.)6. Проводятся соответствующие мастер-классы, практикумы, учебные исследования, а по результатам пройденных тем студентами создаются самостоятельные мультимедийные проекты и т.д.
Тем не менее, формирование информационной компетентности специалиста-правоведа требует нового методологического инструментария, который позволял бы качественно более продуктивно студентам решать профессиональные задачи с использованием информационных технологий и компьютерных средств.
5 Кулантаева И.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Практикум. Оренбург, 2014. С. 45.
6 См.: Маслов И.В. Методические основы формирования информационной компетентности будущего юриста // Вестник Волгоградского института бизнеса. «Бизнес, образование, право», 2010. № 9. С. 38-41.
В настоящее время студенты - не побоимся этого утверждения - используют информационные технологии и компьютеры чаще всего в качестве высокоскоростных технических ускорителей при вычислениях, а требуется применять их совершенно иначе - как средство формирования качественно иной информационной среды, окружающей юриста в его практической деятельности.
Для формирования реальной информационной компетентности студента, обучаемого в вузе по специальности «Судебная экспертиза», уже сегодня необходимо сделать следующее:
- повышение профессиональной направленности содержания обучения и подготовка необходимых для этого принципиально новых учебно-методических пособий;
- обеспечение образовательного процесса современными информационно-технологическими средствами и программами по информатизации судебно-экспертной деятельности, в том числе организация компьютерного оборудования на учебных местах;
- обновление междисциплинарных связей.
Последнее направление является наиболее острой проблемой. Одно дело
- преподавать дисциплину «Основы информационной безопасности» «вообще»
- по своему содержанию она инвариантна для всех, или, как минимум, для большинства специальностей высшего профессионального образования - как следствие этого, «под неё» имеется хорошее обеспечение учебной и методической литературой и различными пособиями. Но стоит перейти к конкретике, т.е. к решению той же самой задачи, например, для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», как выясняется, что отсутствуют учебники и учебные пособия, рекомендованные Минобрнауки или МВД России в качестве основной литературы по дисциплине «Информатика и математика»7.
Нет необходимости пояснять, что специфика курса «Основы информационной безопасности» в данном случае накладывает весьма существенный отпечаток на качество подготовки студентов специальности «Судебная экспертиза», понижая его. И это - только один из аспектов проблемы, поскольку в других отраслях «информационного знания» примерно такая же ситуация, и благоприятной её назвать пока нельзя. Вузовский учебный курс «Информатика и математика», в соответствии с действующим ФГОС ВО, предназначен для формирования не только общей компетентности, но и для овладения профессионально-прикладной ориентацией, принимая во внимания специфику деятельности судебного эксперта. Однако решает ли он в полной мере стоящую перед ним задачу? Вряд ли. В перечне перечисленных в ФГОС ВО задач, которые необходимо решать будущему специалисту в области информационной деятельности, следует отметить такие как участие в организации и проведении экспертно-криминалистических учетов, создание справочно-информационных баз и информационно-поисковых систем. Разработка учебной литературы, соответствующей обозначенным выше задачам ФГОС ВО, возможна лишь в процессе сотрудничества специалистов по информатике и преподавателей экспертно-криминалистических дисциплин, чего
7 См.: Ходякова Н.В. Методика обучения будущих экспертов-криминалистов информатическим дисциплинам // Судебная экспертиза. 2015. № 3 (43). С. 146-152. 94
до настоящего времени не происходит.
Для организации такого сотрудничества требуется не только как-то финансировать значительные трудовременные затраты, но и осуществлять полное «погружение» преподавателей в ранее незнакомую им предметную область - для получения большого количества новых, но связанных с сопредельной областью науки, знаний, а также для преодоления междисциплинарных, организационных и психологических барьеров. Подобное взаимодействие требует особых усилий от организаторов образовательного процесса и оказания безусловной поддержки со стороны администрации и руководства вузов.
В части программного обеспечения для формирования информационной компетентности студентов юридических вузов трудности также имеются, так как сегодня ни для дисциплины «Информатика и математика», ни для учебного курса «Основы информационной безопасности» вообще не предусмотрено необходимых комплексов специализированных компьютерных программ. Такой комплекс позволил бы будущему специалисту принимать участие в организации и управлении профессионально-ориентированной справочной информацией и базами данных, а также изучать различные программные методы защиты информации.
Представляется, что в вузах, где готовят студентов по специальности «Судебная экспертиза», программное обеспечение должно не только повторять уже существующие программные и технические средства (и возможности) в деятельности экспертно-криминалистических служб, но и превосходить их, отвечая современным потребностям глобальной информатизации и, тем самым, работая на опережение при подготовке специалистов завтрашнего дня. Характерно, что почти всё необходимое для этого оборудование и программное обеспечение достаточно хорошо представлено на кафедрах учебно-научного комплекса сферы судебно-экспертной деятельности; там имеются специализированные базы данных для криминалистического учета. Решение проблемы поэтому может быть очень простым: из-за отсутствия необходимого оборудования на кафедре информатики и математики целесообразно разработать оптимальные варианты взаимодействия и сотрудничества с кафедрами учебно-научного комплекса.
Что получается в итоге? Формировать информационную компетентность студентов, обучаемых сегодня на юридических факультетах по специальности «Судебная экспертиза», можно и нужно. Но делать это без профессионализации содержания профилированного обучения и расширения межкафедрального сотрудничества и налаживания междисциплинарных связей невозможно. И если проблемы материально-финансового плана, не позволяющие приобретать современную вычислительную технику и иное оборудование, решить «сходу» весьма непросто - в силу весьма скромного бюджета Министерства образования РФ, то организационные недоработки в этой части на уровне вуза могут быть преодолены - при желании всех заинтересованных сторон - более чем оперативно.
Следует особо подчеркнуть: усиление профессиональной ориентированности процесса обучения студентов, а, следовательно, и повышение качества подготовки молодых специалистов в сфере информационной компетентности (безопасности), выпускаемых по специальности «Судебная экспертиза», может
быть достигнуто лишь посредством синтеза информационных технологий и интеграции в единый комплекс вузовских ресурсов, методик и форм обучения.
литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста)». Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2016 г. № 44595 // URL: www. fgosvo. ru (дата обращения: 15.12.2016)
2. Кулантаева И.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Практикум / Оренбург, 2014.
3. Маслов И.В. Методические основы формирования информационной компетентности будущего юриста // вестник волгоградского института бизнеса. «Бизнес, образование, право». 2010. №9. С. 38-41.
4. Турутина Е.Э. Формирование информационной компетенции у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы: дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
5. Ходякова Н. В. Проектирование образовательных сред подготовки компетентных экспертов-криминалистов // Судебная экспертиза. 2012. № 3 (31). С. 84-90.
6. Ходякова Н.В. Методика обучения будущих экспертов-криминалистов информатическим дисциплинам // Судебная экспертиза. 2015. № 3 (43). С. 146152.