Научная статья на тему 'Из опыта использования smart-технологий при обучении информатике студентов-спортсменов'

Из опыта использования smart-технологий при обучении информатике студентов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / информатика / smart-технологии / students-athletes / computer science / smart-technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадиуллина Резеда Ринатовна

В данной статье рассмотрена специфика обучения студентов-спортсменов и представлен опыт работы по использованию smart-технологий при их обучении информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хадиуллина Резеда Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhis article describes the specifics of teaching student-athletes and presented experience in the use of smart-technology in their teaching science.

Текст научной работы на тему «Из опыта использования smart-технологий при обучении информатике студентов-спортсменов»

Из опыта использования smart-технологий при обучении информатике студентов-спортсменов Хадиуллина Р. Р.

Хадиуллина Резеда Ринатовна / Khadiullina Rezeda Rinatovna - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра физико-математических дисциплин и информационных технологий,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

Аннотация: в данной статье рассмотрена специфика обучения студентов-спортсменов и представлен опыт работы по использованию smart-технологий при их обучении информатике.

Abstract: this article describes the specifics of teaching student-athletes and presented experience in the use of smart-technology in their teaching science.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, информатика, smart-технологии.

Keywords: students-athletes, computer science, smart-technology.

Специфика образовательного процесса студентов-спортсменов подразумевает длительную временную и пространственную разделенность от преподавателя и учебного заведения, связанную с их подготовкой и участием в соревнованиях. Выходом из данной ситуации может служить использование дистанционной формы обучения в специально созданной виртуальной образовательной среде вуза физической культуры [4]. Особенности образовательного процесса в данной среде подразумевают необходимость сформированное™ у студентов-спортсменов самообразовательных умений и навыков работы с информационными ресурсами, позволяющими им самостоятельно изучать различные дисциплины [5]. В результате становится возможным достижение одной из основных целей создания виртуальной образовательной среды вуза физической культуры - предоставление студентам-спортсменам разных форм обучения (очной, заочной, обучающихся по индивидуальному плану) равных образовательных возможностей [3].

Одним из условий эффективной организации образовательного процесса в данной среде является использование современных информационных технологий, все глубже внедряемых в процесс образования, позволяющих нам экспериментировать, совершенствовать учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности [1]. Такого рода эксперименты невозможны без наличия соответствующего оборудования. В ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» созданы все условия для осуществления образовательной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Учебные кабинеты оснащены

интерактивными досками Smart board, мультимедийными проекторами, устройствами для проведения конференц-связей, оборудованием для проведения занятий с использованием веб-технологий в режиме прямой трансляции (вебинаров).

На сегодняшний день использование smart-технологий нашло отражение в разработке преподавателями вуза ряда smart-занятий по различным дисциплинам, в насыщении их дистанционных электронных версий (электронных учебно-методических комплексов дисциплин) smart-упражнениями, что позволяет студентам-спортсменам приобретать профессиональные компетенции на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления содержания [2].

При проведении учебных занятий с использованием smart-технологий используются интерактивные методы взаимодействия в режиме беседы, диалога не только по схеме преподаватель ^ студент, но и студент ^ студент. При этом активность студентов доминирует над активностью преподавателя, роль которого заключается в направлении деятельности студентов на достижение цели занятия. Разработанные интерактивные дистанционные упражнения и задания для проведения smart-занятий используются как для закрепления изученного материала, так и для изучения нового [6]. Использование интерактивных методов обучения позволяет делать студента активным участником учебного процесса, что положительно влияет на формирование познавательной активности, осуществление самообразовательной деятельности, что особенно актуально для студентов-спортсменов, вынужденных отсутствовать на аудиторных занятиях в связи с активной тренировочно-соревновательной деятельностью.

На примере дисциплины «Информатика» покажем некоторые фрагменты интерактивных упражнений, разработанных автором данной статьи для студентов направления 49.03.01 «Физическая культура».

Тема обобщающего занятия: «Возможности текстового редактора Microsoft Word 2013».

Цель занятия: Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Создание, форматирование и рецензирование простых текстовых документов».

Задачи занятия:

• обобщить назначение основных вкладок текстового редактора;

• отформатировать и отредактировать простейший текстовый документ;

• создать колонки, гистограммы, таблицы, оглавления, колонтитулы;

• провести простейшее рецензирование документа.

Представим несколько интерактивных заданий, созданных с помощью программы Smart-Notebook (Рис.

1).

Назначение вкладок

Вопрос 1

Вкладка, мело ль зуемая для слияния документов

fik'/iw Q

В к 'Л & И в

в с л ф >]

£ ф в J-J

ы ‘К ф И р J-J !

ги>т1<л

Определить вкладку редактора по ее функциональному назначению

Что позволяют делать эти инструменты?

Определить инструменты, обозначить их функциональные возможности

Распределить инструменты редактирования и форматирования текста на две колонки

Распределить инструменты редактирования по группам Шрифт и Абзац

Определить основные этапы форматирования и редактирования текста

Рис. 1. Интерактивные задания, созданные с помощью программы Smart-Notebook Представленные интерактивные упражнения с использованием интерактивной доски Smart-board не являются исчерпывающим материалом для проведения занятий по пройденным темам, но вносят определенную интерактивность учебному занятию, позволяют студентам активно участвовать в учебном процессе, частично - в игровой форме. Это делает благоприятным и комфортным эмоциональный фон учебного занятия, позволяет студентам-спортсменам совершенствовать навыки владения информационными ресурсами, что в дальнейшем положительно скажется на результатах их учебного рейтинга.

Литература

1. Безруких Е. Г. Интегрированное обучение как средство организации современного учебного процесса // Проблемы педагогики. - 2015. - № 6 (7). - С. 8-12.

2. Манаева Н. Н., Юсупова О. В. Формирование профессиональной направленности студентов инженерных специальностей при изучении информатики // Проблемы педагогики. - 2014. - № 1 (1). - С. 20-24.

3. Хадиуллина Р. Р. Информационные технологии в организационно-методическом сопровождении введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (на примере спортивного вуза) / Хадиуллина Р. Р., Шамсувалеева Э. Ш. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). - С. 178-183.

4. Хадиуллина Р. Р. Концептуальные основы использования дистанционного обучения в вузах физической культуры / Хадиуллина Р. Р., Галяутдинов М. И. // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 57-60.

5. Хадиуллина Р. Р. Формирование самообразовательных умений и навыков владения информационными ресурсами для выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента-спортсмена / Р. Р. Хадиуллина // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. - 2013. - С. 136137.

6. Токарева И. А. Использование интерактивной доски при обучении математике // Проблемы педагогики. -2014. - № 1 (1). - С. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.