Научная статья на тему 'Формирование профессиональной личности будущего юриста в образовательном пространстве вуза'

Формирование профессиональной личности будущего юриста в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1402
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО ЮРИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной личности будущего юриста в образовательном пространстве вуза»

Е.Б. Матрешина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Ключевые слова: профессиональная личность будущего юриста, профессионально-значимые ценностные ориентации, рефлексия, учебно-профессиональные действия, личностный потенциал: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, коммуникативный, модель образовательного пространства, учебная работа, интегрированные курсы, внеучебная работа.

В настоящее время важным делом является кадровое обеспечение правовой реформы. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к формированию профессиональной личности будущего юриста. Профессиональная деятельность юриста предъявляет повышенные требования к мотивационно-ценностным, морально-нравственным, эмоционально-волевым особенностям субъекта труда, поэтому особую актуальность приобретает изучение психологической структуры профессиональной личности будущего юриста и ее развитие в условиях вузовской подготовки.

На основе теоретического анализа профессиональной деятельности юриста и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030505.65 - «Правоохранительная деятельность» [1] мы рассматриваем профессиональную личность будущего юриста как интегративную личностно-про-фессиональную структуру, включающую в себя следующие компоненты:

- профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие особенности профессионально-личностного целеполагания;

- систему учебно-профессиональных аналитических и прогностических действий;

- личностно-профессиональную рефлексию, регулирующую развитие у будущего юриста профессиональной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В таблице 1 представлены уровни развития структурных компонентов профессиональной личности будущего юриста.

Для развития профессиональной личности будущего юриста в период вузовского обучения необходима личностная психологическая готовность первокурсников к освоению будущей профессии. Сущность такой готовности определяется наличием личностного потенциала [2]. Личностный потенциал - система свойств личности, составляющих основу личностно-профессионального развития, обеспечивающих соответствующий уровень достижений личности в профессиональной подготовке и определяющих личностную психологическую готовность к освоению будущей профессии [4]. Личностный потенциал юриста рассматривается в контексте профессиональной деятельности и складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал: мотивационно-ценностный (система профессиональных целей, ценностей и ориентаций, социально-психологических установок), эмоционально-волевой (система эмоциональных и волевых свойств, возможность использовать эмоциональные и волевые ресурсы личности, добиваться поставленной цели, эффективно противостоять факторам стресса, напряжения, неблагоприятным условиям профессиональной деятельности); и коммуникативный (способности общения, понимания и взаимопонимания, способности к овладению общением, коммуникативные качества, умения и навыки). Названные компоненты взаимно связаны между собой и с целостной его структурой.

Таблица 1

Уровни развития структурных компонентов профессиональной личности

будущего юриста

Уровни развития Компоненты психологической структуры профессиональной личности будущего юриста

Профессионально-значимые ценностные ориентации Профессионально-значимые учебно-профессиональные аналитические и прогностические действия Личностно-профессио-нальная рефлексия

Высокий Глубокое осознание сущности, личностной и профессиональной значимости профессии: четкие представления и установки о соответствии и взаимной подчиненности личностного и профессионально-личностного целеполагания Целенаправленное самосовершенствование будущих специалистов в плане развития аналитических и прогностических учебно-профессиональных действий на основе про-фессионально-личностно-го целеполагания Наличие программы собственного профессионально-личностного совершенствования, адекватная ретроспективная и прогностическая самооценка

Средний Наличие выраженных различий личностного и профессионально-личностного целеполагания; частичная представленность в системе личностных профессионально-значимых ценных ориен-таций Ситуативное наличие потребности будущих специалистов в развитии системы учебно-профессиональных аналитических и прогностических действий; эпизодическое проявление собственной активности в осознании особенностей собственной профессиональной личности Осознание объективной значимости будущей профессиональной деятельности, но частичное ее принятие на субъективном уровне; следование формальным учебным целям

Низкий Отсутствие осознания значимости соответствия личностных и профессиональных ценностных ориентаций; отсутствие в структуре Я-образа и ^-концепции профессионально-значимых характеристик Шаблонные проявления аналитических учебно-профессиональных действий (только в заданной ситуации и по образцу). Большие трудности в проявлениях прогностических учебно-профессиональных действий Отсутствие потребности в профессионально-личностном саморазвитии; следование только необходимости выполнения учебных заданий по годам обучения; разделение личностной и профессиональной рефлексии

В таблице 2 представлены уровни развития наиболее важных компонентов личностного потенциала как показателей психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии.

Таблица 2

Уровни развития основных компонентов личностного потенциала как уровни развития психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии юриста

Уровни развития Личностные потенциалы

Мотивационно-ценностный Эмоционально-волевой Коммуникативный

Высокий Наличие целей, связанные с освоением будущей профессией. Среди ценностей преобладают ценности «Развитие себя», «Достижения». Среди жизненных сфер преобладают сферы «Обучение» и «Профессиональная жизнь». Преобладает модус жизнедеятельности -«Служение» Высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с однокурсниками, окружающими, не конфликтен. Хорошо развиты навыки эффективного общения

Средний Стойкий интерес к будущей профессии. Понимание цели профессионального развития. Среди ценностей преобладают ценности «Достижения», «Собственный престиж», «Высокое материальное положение». Среди жизненных сфер преобладает сфера «Общественная жизнь», «Увлечения» Преобладает модус жизнедеятельности - «Социальные достижения» Средний уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, завышенная самооценка, восприятие действительности приукрашено Средний уровень развития коммуникативных способностей, может устанавливать контакты с однокурсниками, окружающими. Недостаточно развиты навыки эффективного общения

Низкий Наличие недифференцированного интереса к будущей профессии. Отсутствие в жизни целей, связанных с овладением профессией. Среди ценностей преобладают «Высокое материальное положение», «Престиж». Среди жизненных сфер преобладают «Увлечения», «Семья». Преобладает модус жизнедеятельности - «Обладание» Низкий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, склонность к бурным эмоциональным проявлениям, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Не развиты навыки эффективного общения

С целью наиболее продуктивного развития основных структурных компонентов профессиональной личности будущих юристов нами разработана модель образовательного пространства вуза, включающая 3 основных этапа.

1 этап. Исследование психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии юриста. Особенности развития у студентов личностных потенциалов предполагает в дальнейшем развитие индивидуальных траекторий становления профессиональной личности.

2 этап. Формирование у будущих юристов осознанной структуры профессиональной личности. На втором этапе содержание работы с будущими специалистами разворачиваются на фоне особым образом интегрированных учебных курсов с целью превращения учебной деятельности в учебно-профессиональную. Особое значение приобретают внеучебные виды деятельности.

3 этап. Развитие профессиональной личности будущего юриста на этом этапе преследует цели развития структурных компонентов профессиональной личности юриста (профессионально-значимые ценностные ориентации, учебно-профессиональные аналитические и прогностические действия, личностно-профессиональную рефлексию) до высокого уровня.

В разработке модели развития профессиональной личности будущего юриста мы опирались на следующие принципиальные положения.

1. Студент - субъект учебной деятельности и включен в учебный процесс целостно, поэтому необходимо учитывать личностные особенности, субъективный опыт, возрастные особенности будущего юриста.

2. Основополагающим является принцип личностно ориентированного обучения, комплексного развития всех компонентов личностного потенциала студентов.

3. Систематическое развитие профессиональной личности юриста в период вузовского обучения наиболее успешно осуществляется в специально созданном образовательном пространстве, включающим в себя особую организацию учебного и учебно-профессионального взаимодействия студентов с преподавателями и будущими работодателями.

4. Психологическим механизмом развития профессиональной личности будущего юриста является преобразование учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную в процессе интегрированной деятельности.

5. Важнейшим психологическим условием развития профессиональной личности будущего юриста в период вузовского обучения является изучение и использование результатов в учебном процессе личностной психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии, сущность которой определяется наличием особых личностных потенциалов: мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и коммуникативного.

В таблице 3 показаны основные компоненты модели образовательного пространства ВУЗа по формированию профессиональной личности будущего юриста.

Таблица 3

Составляющие модели образовательного пространства ВУЗа по формированию профессиональной личности будущего юриста

Этап Цель Учебная работа Внеучебная работа

1 этап (младшие курсы) Цель - развитие психологической готовности к освоению будущей профессии юриста Система учебных предметов в соответствии с Госстандартом Экскурсии - знакомство с деятельностью специалистов в области юриспруденции. Волонтерская деятельность. Общественное патрулирование. Просветительская работа среди учащихся школ

2 этап (средние курсы) Цель - развитие основных структурных компонентов профессиональной личности будущего специалиста в области юриспруденции Интегрированный курс «Психологические теории в деятельности сотрудников внутренних дел». Другие интегрированные курсы. Курсовые работы Практикоориентированные семинары: составление психологических портретов личности, медиация - новая профессия. психологические тренинги: тренинг эффективного делового общения, психология эффективных переговоров, тренинг развития уверенности в себе, конфликтологический тренинг

3 этап (старшие курсы) Цель - развитие профессиональной личности Производственная и научно-исследовательская практики в соответствии с учебным планом. Выпускная квалификационная работа Учебно-производственная юридическая лаборатория. Научные исследования ФПК

Все виды учебной и внеучебной работы важны для формирования профессиональной личности будущего юриста. Однако, как мы полагаем, наибольшая роль в развитии профессиональной личности будущего юриста в процессе учебной работы принадлежит практике и интегрированным курсам, таким как, например «Психологические теории в деятельности сотрудников внутренних дел», направленным на становление мировоззрения будущего юриста, на развитие аргументированной личностной позиции будущих юристов, на развитие структурных компонентов профессиональной личности юриста, в первую очередь, на профессионально-значимые ценностные ориентации. В основе построения и отбора содержания интегрированных курсов лежат следующие идеи.

1. Интеграция. Изучение целостных психологических концепций и систем предполагает интеграцию знаний студентов по различным дисциплинам, изучавшимся

раньше, - общей, социальной, возрастной, юридической психологии, психологии личности - и обеспечивает формирование нового обобщенного методологического знания.

2. Историзм. Принцип историзма реализуется при изучении основных направлений мировой психологической мысли в динамике их развития - от истоков через преобразование в истории к современной психологической науке и практике.

3. Системность. На основе знаний о строении и функциях психологических систем выделяется методологический инструмент для анализа психологических теорий и систем при их изучении, сравнении и проектировании.

4. Научная объективность. Диалектический подход к анализу теорий различной направленности, выделение как положительных, так и отрицательных сторон каждой концепции предполагает отказ от однозначности, односторонности оценок и суждений и стимулирует самостоятельность взглядов и позиций.

5. Единство теории и практики. Для изучения курса актуализируются и систематизируются не только знания, но и имеющийся практический опыт. Создаются условия для осознания закономерностей психологического процесса, научного осмысления психологических явлений, а также будущей профессиональной деятельности.

Программа курса «Психологические теории в деятельности сотрудников внутренних дел» состоит из трех содержательных блоков. 1 блок - вводный, установочный. В нем даются понятия «системный подход», «психологическая концепция», «психологическая система», «психологическая теория и практика» и др. В этом блоке понятия конкретизируются при рассмотрении отдельных психологических концепций. Происходит освоение понятий от абстрактному к конкретному.

2 блок - основной. В нем на основе изучения конкретных психологических теорий систематизируется материал; выявляются общие подходы, позиции, сравнивается содержание элементов, выделяется общее и специфическое в изучаемом явлении. Таким образом, анализ идет от конкретного к абстрактному.

3 блок - конструктивный. Здесь на основе методологических знаний о психологии, о содержании различных психологических концепций, об их общем и специфическом, о тенденциях развития психологических идей осуществляется самостоятельная разработка теории, то есть идет движение от абстрактного к конкретному. Этот блок позволяет обобщить и систематизировать знания студентов по различным психологическим дисциплинам, адаптировать теоретические знания к реальному процессу, к современным условиям, так как проект должен не только отличаться новизной, но и быть актуальным и реальным, то есть создавать возможность воплощения теории в практику [3].

В проекте предполагается опора на историю психологии, аналогии с другими психологическими теориями и практикой, обстоятельное психологическое обоснование, опора на фундаментальные исследования, на наблюдения и анализ практического опыта.

Курс решает следующие задачи:

- формирует методологический подход к анализу ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью юриста;

- формирует умение ориентироваться в многообразии идей и концепций, анализировать профессиональный опыт;

- способствует становлению собственной позиции, независимой от стереотипов и штампов;

- развивает профессионально-значимые ценностные ориентации.

Важно, что в процессе прохождения интегрированного курса абстрактные теоретические знания личностно окрашиваются, усваиваются и становятся для будущего

юриста актуальными. Формируется личностная позиция, развиваются аналитические и прогностические учебно-профессиональные умения, умение аргументировать свое мнение, доказательно отвечать на вопросы.

Особая роль в образовательном пространстве вуза по формированию профессиональной личности будущего юриста в процессе внеучебной работы принадлежит учебно-производственной юридической лаборатории «Юридическая клиника», в которой студенты старших курсов специальности «Юриспруденция» под руководством опытных преподавателей кафедр на безвозмездной основе осуществляют:

- юридическую консультацию по гражданским, семейным, трудовым и иным спорам;

- оказывают помощь в составлении жалоб, обращений, писем в органы государственной власти и органы местного самоуправления, исковые заявления и заявления в суд.

Основная цель юридической клиники - приобретение студентами умений и навыков реального применения законодательства. Работа ведется под руководством профессорско-преподавательского состава вуза. Именно в реальной профессиональной деятельности актуализируются все теоретические знания студентов, формируются профессионально значимые ценностные ориентации, тренируются профессиональные аналитические, диагностические и прогностических действия, проявляется личностно-про-фессиональная рефлексия.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. - М., 1974.

3. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции: монография. - Н. Новгород, НГПУ, 2002. - 169 с.

4. Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала: учебное пособие. - Н. Новгород: Изд-во НФ УРАО, 2007. - 144 с.

А.В. Райченко

МОДЕРНИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА

МЕНЕДЖМЕНТА

Ключевые слова: бакалавр, компетенция, магистр, образование, потребность, работодатель.

Первый опыт подготовки и апробации работодателем бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» убедительно показал, что в современных российских условиях целенаправленная профессиональная уровневая подготовка менеджеров на основе компетентностного подхода может стать одним из стратегически ключевых конкурентных преимуществ отечественной системы высшего профессионального образования,

© Райченко А.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.