УДК 378.147
РОЛЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Е. Б. Матрешина
В настоящее время важным является кадровое обеспечение правовой реформы. Особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к формированию профессиональной личности будущего юриста, к изучению психологической структуры профессиональной личности будущего юриста и ее развитию в условиях вузовской подготовки.
Ключевые слова: личность будущего профессионала-
юриста, профессионально значимые ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, психолого-дидактическая программа, учебная работа, внеучебная работа, терминальные и инструментальные ценности.
На основе теоретического анализа профессиональной деятельности юриста 1 и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030505.65 «Правоохранительная деятельность» 2 мы рассматриваем профессиональную личность будущего юриста как интегративную личностнопрофессиональную структуру, включающую в себя в качестве смыслообразующего компонента профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие у будущего специалиста особенности профессионально-личностного целеполагания (табл. 1).
В целях развития профессиональной личности будущих юристов нами разработана психологодидактическая программа вузовского периода ее формирования 3 (табл. 2). В ней показаны основные компоненты психолого-дидактической программы.
Все виды учебной и внеучебной работы важны для формирования профессиональной личности будущего юриста. Однако, как мы полагаем, наибольшая роль в развитии профессиональной личности будущего юриста в процессе учебной работы принадлежит практике и интегрированным курсам, таким как «Психологические теории в деятельности сотрудников внутренних дел», направленным на становление мировоззрения будущего юриста, развитие аргументированной личностной позиции, структурных компонентов профессиональной личности юриста, т. е., в первую очередь, на профессионально значимые ценностные ориентации. В основе построения и отбора содержания интегрированных курсов лежат следующие идеи:
1. Интеграция. Изучение целостных психологических концепций и систем предполагает интеграцию знаний студентов по дисциплинам, изучавшимся ранее, и обеспечивает формирование нового обобщенного методологического знания.
2. Историзм. Принцип историзма реализуется при изучении основных направлений мировой психологической мысли в их развитии — от истоков, через преобразование в истории к современной психологической науке и практике.
3. Системность. На основе знаний о строении и функциях психологических систем выделяется методологический инструмент для анализа психологических теорий и систем при их изучении, сравнении и проектировании.
4. Научная объективность. Диалектический подход к анализу теорий различной направленности, выделение как положительных, так и отрицательных сторон каждой концепции предполагает отказ от однозначности, односторонности оценок и суждений и стимулирует самостоятельность взглядов и позиций.
Таблица 1
Уровни развития ценностных ориентаций будущих юристов
Уровни развития Профессионально значимые ценностные ориентации
Высокий Глубокое осознание сущности, личностной и профессиональной значимости профессии: четкие представления и установки о соответствии и взаимной подчиненности личностного и профессионально-личностного целеполагания
Средний Наличие выраженных различий личностного и профессионально-личностного целеполагания; частичная представленность в системе личностных ценностных и профессионально значимых ориентаций
Низкий Отсутствие осознания значимости соответствия личностных и профессиональных ценностных ориентаций; отсутствие в структуре Я-образа и Я-концепции профессионально значимых характеристик
5. Единство теории и практики. Для изучения курса актуализируются и систематизируются не только знания, но и имеющийся практический опыт. Создаются условия для осознания закономерностей психологического процесса, научного осмысления психологических явлений, а также будущей профессиональной деятельности.
Важно, что в процессе освоения интегрированного курса абстрактные теоретические знания лич-ностно окрашиваются, присваиваются и становятся для будущего юриста актуальными. Формируется личностная позиция, развиваются аналитические и прогностические учебно-профессиональные навыки, умение аргументировать свое мнение, доказательно отвечать на вопросы.
Особая роль в формировании профессиональной личности будущего юриста в ходе внеучебной работы принадлежит учебно-производственной юридической лаборатории «Юридическая клиника», в ко-
торой студенты старших курсов по специальности «Юриспруденция» под руководством опытных преподавателей кафедр на безвозмездной основе осуществляют:
— юридическую консультацию по гражданским, семейным, трудовым и иным спорам;
— помощь в составлении жалоб, обращений, писем в органы государственной власти и органы местного самоуправления, исковые заявления и заявления в суд.
Основная цель юридической клиники — приобретение студентами умений и навыков реального применения законодательства. Именно в реальной профессиональной деятельности актуализируются все теоретические знания студентов, формируются профессионально значимые ценностные ориентации, тренируются профессиональные аналитические, диагностические и прогностические действия.
Таблица 2
Психолого-дидактическая программа формирования профессиональной личности будущего юриста
Этап Цель Учебная работа Внеучебная работа
1 этап — младшие курсы Цель — развитие психологической готовности к освоению будущей профессии юриста Система учебных предметов в соответствии с Госстандартом Экскурсии — знакомство с деятельностью специалистов в области юриспруденции. Волонтерская деятельность. Общественное патрулирование. Просветительская работа среди учащихся школ
2 этап — средние курсы Цель — развитие основных структурных компонентов профессиональной личности будущего специалиста в области юриспруденции Интегрированный курс «Психологические теории в деятельности сотрудников внутренних дел» Другие интегрированные курсы Курсовые работы Практико-ориентированные семинары. Составление психологических портретов личности. Психологические тренинги: — тренинг эффективного делового общения; — психология эффективных переговоров; — тренинг развития уверенности в себе; — конфликтологический тренинг
3 этап — старшие курсы Цель — развитие профессиональной личности Производственная и научноисследовательская практики в соответствии с учебным планом. Выпускная квалификационная работа Учебно-производственная юридическая лаборатория. Научные исследования. ФПК: Медиация и др.
Таблица 3
Сводные данные диагностики компонентов профессиональной личности будущего юриста ЭГ и КГ
Структурные компоненты профессиональной личности будущего юриста Группа
Контрольная Экспериментальная
Профессионально значимые ценностные ориентации
Осознанность профессиональной цели 1,86 2,77**
Профессионально значимые ценностные ориентации 1,70 2,80**
Глубина и ответственность отношения к профессии 1,78 2,78**
Личностные характеристики
Уровень оптимальности самооценки 1,78 2,60**
Уровень уверенности в себе 1,90 2,43*
Общий уровень рефлексии 1,83 2,52*
Примечание. Значимость различий по ф-критерию: * — р < 0,05; ** — р < 0,01.
Целью нашего экспериментального исследования стало изучение влияния психолого-дидактической программы на профессионально-личностное развитие будущего специалиста в области юриспруденции. В таблице 3 представлены сводные результаты сравнительной диагностики в виде средних уровне-вых показателей по структурным компонентам профессиональной личности будущего юриста в условиях традиционного обучения (КГ, N = 100) и в условиях психолого-дидактической программы (ЭГ, N = 150), сделан расчет значимости выявленных изменений в показателях.
1. Мы предполагаем, что наиболее важным фактором различий в уровне развития структурных компонентов профессиональной личности будущего юриста у студентов ЭГ являются осознание объективной значимости будущей профессиональной деятельности, повышение осознанности, глубины и ответственности отношения к профессии, что находит свое выражение в значительном повышении показателей осознанности профессиональной цели, профессионально значимых ценностных ориентаций, глубины и ответственности отношения к профессии (р <
0,05 и р < 0,01).
2. У студентов ЭГ наблюдается значительная оптимизация личностной рефлексии, выражающейся в повышении оптимальности самооценки и усилении уверенности в себе.
Для выяснения изменений в системе терминальных и инструментальных ценностей студентов с точки зрения диспозиционной структуры ценностей 4, включающей четыре уровня диспозиций
(элементарно-житейская, социально-нормативная, социально-личностная, ценностно-смысловая), мы выработали следующую процедуру сравнительного анализа. Коэффициенты корреляции реальных и идеальных диспозиций терминальных и инструментальных ценностей выражают уровень связи, соответствия реальной системы ценностей студентов идеальной модели ценностных ориентаций. В идеальной модели, как можно полагать, диспозиции ценностей (как терминальных, так и инструментальных) располагаются от элементарно-житейской (самой низкой) до ценностно-смысловой (самой высокой). Соответствие реальной структуры ценностных ориентаций идеальной структуре выражается коэффициентом корреляции, который может принимать значения от -1,00 (полная противоположность диспозиций) до +1,00 (полное совпадение реальной и идеальной системы ценностей).
В соответствии со статистическими расчетами явное несоответствие реальной системы ценностей идеальной модели выражается корреляцией г < -0,30 — низкий уровень; слабое соответствие — корреляцией -0,29 < г < +0,39 — средний уровень, достаточное соответствие — г > +0,40 — высокий уровень. С учетом этих соображений в таблице 3 приведены уровневые показатели соответствия реальных и идеальных иерархий терминальных и инструментальных ценностей студентов ЭГ и КГ .
Уровневые показатели соответствия рассчитаны на основе процентного распределения реальных индивидуальных иерархий ценностей будущих пси-
Таблица 4
Данные диагностики терминальных и инструментальных ценностей студентов КГ и ЭГ
Категория ценностей Средние уровневые показатели по группам
Контрольная Экспериментальная
Терминальные 1,02 2,34*
Инструментальные 1,12 2,42*
Примечание. Значимость различий: * — р < 0,01.
хологов, полученных по методике М. Рокича 5 : высокий — уровневый балл 3, средний — уровневый балл 2, низкий — уровневый балл 1, с учетом описанных выше критериев величины коэффициента корреляции с последующим расчетом среднего уровневого показателя.
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о значительном влиянии психолого-дидактической программы на систему ценностных ориентаций студентов ЭГ в сторону существенного приближения к идеальной диспозиционной структуре ценностей. Можно утверждать, таким образом, что без специальной целенаправленной работы существенного изменения системы ценностных ориентаций, определяющих важнейший структурный компонент профессиональной личности будущего юриста, как правило, не происходит.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Психологическая структура профессиональной личности будущего специалиста в области юриспруденции включает в себя в качестве системообразующего компонента профессионально значимые ценностные ориентации, определяющие особенности профессионально-личностного целепола-гания.
2. Профессиональная личность будущего юриста представляет собой интегративную личностнопрофессиональную структуру, динамика вузовского развития которой определяется наличием специальной продуктивной учебно-профессиональной деятельности.
1 Зараковский Г. М. Проект единой классификации гражданской и военной сфер деятельности и номенклатур профессионально важных качеств специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2004. № 2. С. 19-31.
2 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 031001 Правоохранительная деятельность [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 14 сентября 2010 г. № 924. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Формирование конкурентоспособного специалиста с учетом социально-экономической специфики современности : коллективная монография / под общ. ред. Г. В. Сороко-умовой. Н. Новгород, 2012. 232 с.
4 Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
5 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. URL: http://psylist.net / ргакЛит/36.Ыт (дата обращения: 15.03.2013).