Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности преподавателя в условиях цифровизации образования'

Формирование профессиональной компетентности преподавателя в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / личность / инновации / педагогические технологии / технологическое обучение / онлайн-обучение / проблемная ситуация. / digitalization of education / personality / innovations / pedagogical technologies / technological training / online training / problem situation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яицкая Елена Александровна, Абазов Андемиркан Борисович

В статье рассматривается формирование профессиональной компетентности преподавателя в условиях цифровизации образования. Отмечается, что цифровизация значительно влияет на организацию и планирование образовательных процессов. Преподаватель должен уметь работать в информационном пространстве, широко использовать современные информационно-коммуникативные средства, то есть обладать специальными цифровыми компетенциями на высоком уровне, которые позволят эффективно реализовывать профессиональные задачи, связанные с преподавательской деятельностью. Это требует модернизации преподавательской практики и грамотного подхода к организации учебного процесса в условиях цифровизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яицкая Елена Александровна, Абазов Андемиркан Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of a teacher in the conditions of digitalization of education

The article considers the formation of professional competence of a teacher in the conditions of digitalization of education. It is noted that digitalization significantly affects the organization and planning of educational processes. A teacher should be able to work in the information space, make extensive use of modern information and communication tools, that is, have special digital competencies at a high level that will effectively implement professional tasks related to teaching. This requires the modernization of teaching practice and a competent approach to the organization of the educational process in the context of digitalization of education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности преподавателя в условиях цифровизации образования»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_10_161 УДК 378.1:004

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Яицкая Елена Александровна,

депутат Совета местного самоуправления городского округа Нальчик, кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, Нальчик, Россия, [email protected]

Абазов Андемиркан Борисович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия

В статье рассматривается формирование профессиональной компетентности преподавателя в условиях цифровизации образования. Отмечается, что цифровизация значительно влияет на организацию и планирование образовательных процессов. Преподаватель должен уметь работать в информационном пространстве, широко использовать современные информационно-коммуникативные средства, то есть обладать специальными цифровыми компетенциями на высоком уровне, которые позволят эффективно реализовывать профессиональные задачи, связанные с преподавательской деятельностью. Это требует модернизации преподавательской практики и грамотного подхода к организации учебного процесса в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: цифровизация образования; личность; инновации; педагогические технологии; технологическое обучение; онлайн-обучение; проблемная ситуация.

UDC 378.1:004

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Yaitskaya Elena A.,

Deputy of the Local Government Council of Nalchik City District, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkar State Agrarian University, Nalchik, Russia, [email protected]

Abazov Andemirkan B.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

The article considers the formation of professional competence of a teacher in the conditions of digitalization of education. It is noted that digitalization significantly affects the organization and planning of educational processes. A teacher should be able to work in the information space, make extensive use of modern information and communication tools, that is, have special digital competencies at a high level that will effectively implement professional tasks related to teaching. This requires the modernization of teaching practice and a competent approach to the organization of the educational process in the context of digitalization of education.

Keywords: digitalization of education; personality; innovations; pedagogical technologies; technological training; online training; problem situation.

В современном российском обществе переход к рыночной экономике обусловил интенсивное развитие инновационных процессов, а именно стремление к нововведениям наряду с целями и задачами, поставленными перед сферой инновационных технологий. Задача серьезного повышения уровня подготовки высококвалифицированных кадров вышла на первый план. Масштабы цифро-визации образования за последние пять лет приняли глобальный характер и сегодня можно уверенно говорить о целесообразных границах его использования в системе высшей школы.

Цифровизация образования разделена на два направления: цифровизация организационных процессов и цифровизация методики учебных процессов.

В нашем исследовании упор будет сделан на первое направление.

В настоящее время процессы цифрови-зации в образовательном процессе характеризуются высокой пользой, поскольку посредством использования компьютерных технологий и сети Интернет ускоряются и многократно облегчаются процессы поиска нужной преподавателю информации, в том числе в процессе диалога с аудиторией, реализуется также возможность визуальной иллюстрации доказательств, выдвинутых в процессе обучения гипотез.

Влияние процесса цифровизации нашло значительное отражение на организации и планировании образовательных процессов. Сегодня образовательные процессы в университетах, включая устойчивое образование (или образование в целях устойчивого развития) носят систематический характер и направлены на использование знаний, полученных в профессиональной и повседневной жизни. Университетское образование - важный момент, поскольку оно носит систематический характер и направлено на развитие знаний в образовательной сфере и ее применение в реальном мире, который отягощен современными проблемами, такими как глобальное потепление и изменение климата [4]. Оно ориентировано не только на обучающихся, но и на преподавателей, стремящихся продвигать своих обучающихся к более высоким академическим достижениям и профессиональным успехам. В отличие от средних учебных заведений, обучающиеся

высших учебных заведений имеют больше возможностей, потому что у них есть возможность выбирать из множества образовательных такие учреждения, как школы, колледжи, университеты и институты [2]. Качество преподавания становится ключевым компонентом образовательных планов.

Профессиональное развитие, подготовка преподавателей и исследования также подтверждают важность педагогических качеств и определяют конкретное содержание педагогики как ключевого компонента. Это хороший пример того, как мы можем интегрировать лучшие практики в профессиональном развитии и исследованиях в рамках подготовки к преподаванию в отечественной образовательной системе [3]. Например, финансирование государством программ реформирования школ уделяется особое внимание подготовке преподавателей. Многие университеты предлагают широкий спектр программ профессиональной и творческой подготовки преподавателей и педагогических работников [1].

В эпоху цифровых медиа и персонализированного контента творческим профессионалам необходимо освоить новейшие медиастратегии, понимать и использовать силу повествования, согласовывать убедительный творческий взгляд, освоить цифровые технологии, а вместе с тем и стратегию маркетинга в социальных сетях и прочее [2]. Эти навыки могут подготовить сегодняшних обучающихся к тому, чтобы стать цифровыми медиа, цифровыми профессионалами в области маркетинга и стратегии в социальных сетях.

В процессе профессионального и коммуникативно-культурного образования применяются принципы образования и индивидуализации, требующие учета психологических и профессиональных характеристик обучающихся. Профессиональный педагог несет ответственность за развитие культуры профессионального общения [3]. В контексте разнообразного общества преподавателям необходимо освоить содержание разностороннего образования обучающихся. На территории существуют различные исследования «образовательного рынка», предлагающего преподавателям с разными группами учеников (обучающихся) множество профессиональных возможностей обучения.

Культурно привлекательное преподавание, также известно как культурно значимое преподавание, - это педагогика, которая призна -ет важность культурных связей обучающихся во всех аспектах обучения [7].

В общих чертах традиционные стратегии обучения подчеркивают динамику между преподавателем и обучающимся; преподаватели строго придерживаются учебной программы, которая поддерживает стандартизированные тесты для определения уровня знаний обучающихся [2].

Общеизвестно, что будущее любого обще -ства зависит от образования и воспитания подрастающего поколения. Только хорошо образованное поколение сможет выполнить задачи общегосударственного значения перед страной и определить историческую судьбу своего народа, совершенствовать его методики, усилить материальное оснащение, расширить связи с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями вокруг школы, организовывая регулярный общественно полезный и производительный труд, умело сочетая его с обучением, фундаментальной подготовкой обучающихся к труду - основные направления совершенствования.

Технологические занятия имеют свои особенности: например, обучающиеся занимаются не только познавательной деятельностью, но и творческой деятельностью: не только как объекты обыденного изучения подготовительных материалов, инструментов, процессов, но и как деятельность, активизирующую работу обучаемых. Они также служат учебным пособием. Воспитание и развитие личности, его духовности и мировоззрения на уровне современных требований, прежде всего, начинается в семье и продолжается всю жизнь. Соответственно, в процессе воспитания и привития в сознании подрастающего поколения правильного отношения к окружающей среде и природе, подготовка их к труду и профессии является одной из важных и актуальных задач, стоящих перед педагогами.

При формировании знаний в ходе учебного занятия каждое мероприятие должно сопровождаться следующим: в воспитательной работе школы обучающиеся должны приобретать знания и представления о рыночной экономике; допустимо привлечение

обучающихся к практическим занятиям для закрепления знаний о рыночной экономике; обязанность преподавателя или родителей - дать обучающимся первое представление о бережливости, предприимчивости, расходовании всего экономно, рациональном использовании времени, не допущении чрезмерных трат; заботиться об общем имуществе школы, осознавать, что защита частной собственности и государственной собственности является человеческой потребностью; учить максимально экономить средства, потраченные на школьные принадлежности при переходе к рыночной экономике.

Чтобы обеспечить профессиональную подготовку обучающихся, педагог должен знать и учитывать профессиональные стремления каждого обучающегося, помогать ему укреплять эти устремления. Преподаватель всегда должен быть в курсе желаний ученика и определений усилий, прилагаемых для достижения этого желания. Особое место в профессиональной подготовке занимают формы индивидуальной работы с обучающимися. В этом случае необходимо найти занятия, максимально соответствующие личным качествам и возможностям каждого ученика. Сегодня потребность в организации дискуссионных занятий возрастает все больше и больше.

Для всестороннего развития обучающихся, в первую очередь, необходимо давать им игровые задания, основанные на расширении познавательной деятельности. В этом процессе особое внимание уделяется тому, чтобы ответы обучающихся приобрели творческий характер.

1. Занятия в дидактических источниках. В проектах таких занятий должны быть отражены образовательные модели и этапы учебного занятия, четко выделяющие роли обучающихся.

2. Занятия, организованные на игровой основе, считаются активной формой образовательного обучения, и в таком образовательном процессе активно моделируется определенная реальность. Основной целью таких занятий является формирование у обучающихся эмоционального отношения к объективной действительности путем создания игровой ситуации. Игры также являются средством обучения обучающихся мыслить

как взрослые и «примерять» социальные роли. Обучающиеся моделируют определенную реальность, понимая чувства и действия друг друга. В данном процессе знания, полученные каждым обучающимся, приобретают личную значимость и эмоциональную насыщенность. Известно, что игры характеризуются разными типами: по цели, по количеству участников, по характеру выражения действительности [5].

Широкой популярностью пользуются различные формы онлайн-обучения, которые не приветствуются многими исследователями, поскольку в своих трудах они отмечают преподавание в качестве не только передачи фактов, но и интеллектуального поиска, требующего общения между преподавателем и обучающимися лицом к лицу. Тем самым подчеркивается важность социальной составляющей образовательного процесса, например совместные занятия спортом, жи -вое общение с однокурсниками и т. д. Вместе с тем сторонниками онлайн-образования дается позитивная оценка данного процесса. Это свободный доступ обучающихся в любое время к образовательному контенту, альтернативная возможность получения образования лицами с ОВЗ, возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Со своей стороны считаем целесообразным отдавать предпочтение смешанному формату обучения, представляющего собой

сочетание традиционной формы и онлайн-обучения.

В заключение отметим, что главным активом и движущей силой любой образовательной организации являются преподаватели, профессиональное развитие и педагогические качества которых определяют конкретное содержание педагогики как ключевого компонента. Это хороший пример того, как мы можем интегрировать лучшие практики в профессиональном развитии и исследованиях в рамках подготовки к преподаванию в отечественной образовательной системе. Процессы цифровизации в образовательном пространстве вуза реализуются именно силами преподавателей [6].

Для уверенного и успешного приложения своих знаний, опыта в цифровой образовательной среде преподаватель должен уметь эффективно работать в информационном пространстве, широко использовать современные информационно-коммуникативные средства, то есть обладать специальными цифровыми компетенциями на высоком уровне, которые позволят эффективно ре-ализовывать профессиональные задачи, связанные с преподавательской деятельностью. Безусловно, это требует качественной модернизации преподавательской практики и грамотного подхода к организации учебного процесса в условиях цифровизации образования.

Список источников -

1. Гармаева Э. Ц., Желаева С. Э., Кушнарева И. Г Актуальные компетенции преподавателя вуза в условиях цифровой трансформации образования // Цифровой университет: совершенствование организации обучения и стратегия развития образования в условиях цифровизации. Материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Улан-Удэ, 2023. С. 116-120.

2. Жамборов А. А., Шафиева Э. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

3. Киндеева А. А., Зуева А. С. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2 (18). С. 60-64.

4. Козловская Г Е., Казенина А. А. Цифровизация образования: модернизация или трансформация // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 1 (33). С. 38-43.

5. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А., Хитиева А. Ж. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 8. № 6. С. 751-755.

6. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

7. Шафиева Э. Т., Хамурзов А. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 107-111.

References _

1. Garmaeva E. Ts., Zhelaeva S. E., Kushnareva I. G. Actual competencies of a university teacher in the conditions of digital transformation of education. Digital University: improving the organization of education and the strategy of education development in the conditions of digitalization. Materials of the All-Russian scientific and methodological conference with international participation. Ulan-Ude, 2023. Pp. 116-120.

2. Zhamborov A. A., Shafieva E. T., Kokurkhaeva R. M. B. The role of digital technologies in the formation of the information society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 17-21.

3. Kindeeva A. A., Zueva A. S. Digitalization of education in Russia: problems and prospects. Theory and practice of project education. 2021. No. 2 (18). Pp. 60-64.

4. Kozlovskaya G. E., Kazenina A. A. Digitalization of education: modernization or transformation. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2020. No. 1 (33). Pp. 38-43.

5. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A., Khitieva A. J. The effectiveness of the use of information technologies in the preparation and selection of candidates for service. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 8. No. 6. Pp. 751-755.

6. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.

7. Shafieva E. T., Khamurzov A. T., Kokurkhaeva R. M. B. Digital platforms as an instrument of economic transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.