DOI 10.47576/2949-1878_2023_10_171 УДК 378
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Яицкая Елена Александровна,
депутат Совета местного самоуправления городского округа Нальчик, кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, Нальчик, Россия, [email protected]
Тарчоков Беслан Алексеевич,
кандидат экономических наук, начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия
В статье анализируются цифровые образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателей. Использование цифровых продуктов и инновационных технологий в обучении сотрудников органов внутренних дел становится важным фактором успешной борьбы с преступностью. Автоматизация процессов затронула практически весь образовательный процесс в вузах МВД России и все отрасли деятельности полиции. Современная педагогика дифференцирует векторы развития профессиональных умений и знаний, которые могут быть применены к подготовке полицейских.
Ключевые слова: цифровая компетентность; цифровые продукты; инновационные технологии; мягкие навыки; жесткие навыки.
UDC 378
DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL
ACTIVITY OF TEACHERS
Yaitskaya Elena A.,
Deputy of the Local Government Council of Nalchik City District, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkar State Agrarian University, Nalchik, Russia, [email protected]
Tarchokov Beslan A.,
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia
The article analyzes digital educational technologies in the professional activity of teachers. The use of digital products and innovative technologies in the training of law enforcement officers is becoming an important factor in the successful fight against crime. Automation of processes has affected almost the entire educational process in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and all branches of police activity. Modern pedagogy differentiates the vectors of development of professional skills and knowledge that can be applied to police training.
Keywords: digital competence; digital products; innovative technologies; soft skills; hard skills.
Темпы прогресса в современной жизни увеличиваются с каждым десятилетием, что в немалой степени обусловлено трансформацией общества, которое с индустриальной ступени шагнуло на ступень информационную. Этот процесс сопровождается трансформацией методов и техник производства, изменением взглядов на те или иные вопросы, а также внедрением нового образа жизни. Информационные технологии стали рычагом существенных перемен в жизни миллионов людей, а сама информация превратилась в ресурс, не менее ценный, чем финансы или человеческий потенциал. Производство информации и ее потребление - это базис для продуктивного существования и развития самых разных социально-экономических отраслей, и его структура и изменения оказывают непосредственное воздействие на целые государства и даже нации [4; 8; 9].
Важным моментом в стратегической концепции перехода к информационному обществу в Российской Федерации, запланированного с 2017 по 2030 г., выступает создание и дальнейшее развитие цифрового формата экономики. Для формирования информационной модели общества российское государство предлагает ряд условий для появления пространства знаний и обеспечения соответствующего уровня доступа, модернизации техники распространения сведений, использования полученных данных на практике для защиты интересов личности, социума и государственности.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 «О полиции» регламентирует применение результатов научно-технического прогресса, современных технологий и информационных систем как ключевой принцип обучения работе органов внутренних дел. Этот нормативно-правовой акт закрепил правомерность и необходимость применения инноваций в образовательном процессе сотрудников полиции, а вместе с тем и в правоохранительной деятельности, а также стал стимулом для внедрения и активной эксплуатации инновационных продуктов цифровой отрасли в работе правоохранительной системы. Тем самым он сформировал базу для построения единой системы информационно-аналитического обеспечения для МВД РФ (ИСОД). Последняя включила в состав автоматизированные механизмы для обработки данных,
программно-аппаратные комплексы и весь спектр программно-технических инструментов, средств связи и передачи информации, требуемых для эффективной работы оперативно-служебных и служебно-боевых подразделений.
Автоматизация процессов затронула практически весь образовательный процесс в вузах МВД России и все отрасли деятельности полиции. Современная педагогика дифференцирует векторы развития профессиональных умений и знаний, которые могут быть выражены и применительно к подготовке полицейских. К первой категории относятся навыки Hard skills (дословно «жесткие навыки»), они используются для однозначно правильного несения обязанностей и могут быть проверены посредством тестирований и экзаменов. Относительно сотрудников полиции речь идет о знании нормативно-правовых актов, навыках обращения с оружием, ведении документации касательно нарушений и т. д. Ко второй категории относятся Soft skills («мягкие навыки»), на предмет владения которыми сотрудника нельзя проэкзаменовать или протестировать. Они представляют собой специфичные навыки, которые необходимы для выстраивания социальных связей в целом, не только применительно к правоохранительной деятельности. К таким навыкам относятся умение общаться с людь -ми, взаимодействовать с членами команды, уметь контролировать эмоциональные проявления. В третью категорию входят навыки Digital, или цифровая компетентность. Она формулируется как способность личности продуктивно, безопасно и уверенно подбирать и использовать информационно-коммуникационные технологии в конкретной отрасли (применительно к полиции это правоохранительная деятельность) [1; 2; 8; 10].
Становление и развитие навыков Digital становится одной из ключевых целей современного обучения сотрудников полиции. С каждым годом появляются и внедряются новые форматы информационного обеспечения работы органов внутренних дел, некоторые из которых существенно облегчают процесс раскрытия преступлений. Современные полицейские должны владеть следующими умениями:
- Работа с электронной документацией с применением ЭЦП.
- Эксплуатация служебной электронной почты.
- Работа с базами данных и информационными ресурсами органов, занятых в правоохранительной, судебной и других видах деятельности.
- Навыки и знания в сфере информационной и кибербезопасности.
Использование компьютерных программ и инновационных технологий в обучении сотрудников и работе органов внутренних дел ежегодно становится глубже и масштабнее, а граждане Российской Федерации все чаще используют электронный формат предоставления разнообразных государственных услуг в самых разных вопросах. К примеру, статистика, собранная Департаментом информационных технологий ОВД за 2021 год, свидетельствует, что за этот период было зарегистрировано 126 789 заявлений, оформленных через Интернет, а в следующем году это количество составило уже 324 897. Иначе говоря, прирост заявлений, составленных в электронном формате, составил целых 45 % всего за год. Такие результаты красноречиво указывают не только на тот факт, что граждане активнее обращаются в органы внутренних дел в дистанционном формате, но и на то, что необходимость оставлять личные данные не отталкивает заявителей от такого способа обращения в полицию. Все это становится фактором ускоренного развития компьютерных и информационных технологий в правоохранительной деятельности, что указывает на широкие перспективы внедрения ИТ-технологий в данные сферы с целью повышения их эффективности.
Департамент информационных технологий активно участвует в процессах формирования электронной государственной системы обработки паспортов и виз. Главной целью разработанной системы становится производство, оформление и контроль паспортно-визовой документации в онлайн-формате. За время работы уже было выпущено свыше 12 миллионов загранпаспортов. Ежегодно можно наблюдать тенденцию роста доверия граждан к внедренной системе электронного оформления подобной документации, что обусловлено сокращением числа правонарушений и преступлений в данной сфере деятельности, а также ускорением раскрывания дел касательно этой области [3; 7].
Статистика показывает, что если в 20172020 гг. было отмечено 12 947 преступных деяний в оформлении электронной паспортно-визовой документации, то в 2021-2022 гг. число сократилось на 61 % и составило 7894 факта противоправной деятельности. Также увеличение спроса населения на выдачу паспортов и виз в электронном формате обусловлено тем фактом, что в результате пересмотра законодательства срок действия загранпаспортов вырос вдвое. Из этого можно сделать вывод, что у внедрения компьютерных и информационных технологий в сфере работы с паспортами и визами существуют значительные перспективы, которые необходимо учитывать при планировании дальнейшего развития. Вместе с учреждением вышеупомянутого Департамента МВД РФ участвует в разработке целого ряда других информационных систем, например «112», «Безопасный город» и системы мониторинга ГЛОНАСС.
Доступность функции оформления и отправки заявления о совершающемся или совершившемся преступлении в онлайн-фор-мате обусловливает рост продуктивности в борьбе с преступностью, поскольку граждане тратят меньше времени по сравнению с личным визитом в отделение полиции. Из этого также можно сделать вывод, что использование компьютерных и информационных технологий в работе органов внутренних дел играет существенную роль в повышении их эффективности, поскольку в рамках развития информационного общества это является ключевым критерием высокой результативности работы соответствующих органов и систем. Перспективные возможности внедрения таких технологий проявляются как в процессах, так и результатах правоохранительной деятельности, а их раскрытие становится возможным благодаря модернизации существующих технологий, организации строгого контроля над своевременным обнаружением и устранением программных ошибок, а также применения опыта других государств в этом направлении.
Обширная сфера эксплуатации цифровых технологий и продуктов этой деятельности в работе органов внутренних дел дает возможность не только «сравняться» с преступниками по уровню владения инновационными и цифровыми ресурсами, но и опережать их
в плане технического оснащения, эффективнее бороться с преступлениями и предупреждать их. Этот фактор обусловливает повышение качества защиты национальных и стратегических интересов государства, поэтому развитие цифровой компетентности для современных сотрудников органов внутренних дел является одним из важнейших критериев и требований.
На сегодняшний день органы МВД России применяют в работе следующие типы цифровых продуктов [1; 5; 6]:
1. Автоматизированные информационно-поисковые системы. К ним относится, например, «Автопоиск», содержащий данные по всем ТС и их состоянию (например, розыск, задержание, отсутствие владельца) и «Маньяк», включающий сведения по серийным убийствам, совершаемым на почве сексуального насилия.
2. Автоматизированные информационно-справочные системы. В эту категорию входит «Грузы-ЖД», где фиксируются кражи грузов и личного багажа на железной дороге.
3. Экспертные системы. Они содержат све -дения о выполнении экспертиз касательно холодного оружия и наркотических веществ («Кортик», «Наркотэкс» и пр.).
4. Автоматические системы для создания портретов («Портрет-Поиск», «Фоторобот»).
5. Дактилоскопические информационные системы («Папиллон» и т. д.).
Кроме того, ГИБДД в работе пользуется системами «Следопыт-М», «Регион», «Пост» и рядом других. Тем не менее некоторые сотрудники сообщают о том, что рабочие ме-
ста имеют недостаточную укомплектованность перечисленными сервисами. Чтобы повысить продуктивность действий органов внутренних дел, требуется провести полную оцифровку оперативной обстановки. Под последним подразумевается организация работы органов внутренних дел по сетевой технологии.
Из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Прежде всего стоит сказать, что использование цифровых продуктов и инновационных технологий в обучении сотрудников органов внутренних дел становится важным фактором для успешной борьбы с преступностью. Овладение навыками в обращении с цифровыми и компьютерными системами становится необходимостью, а вовсе не является данью моде. На данный момент цифровые возможности являются доступными не для всех подразделений, что негативно сказывается на результативности их работы. Оборудование стремительно устаревает, это частично касается даже нового оснащения, а выделение финансов на модернизацию идет достаточно медленно. Однако перспективы внедрения цифровых технологий отмечаются целым рядом исследователей, и даже имеющийся арсенал средств повышает продуктивность правоохранительной деятельности по сравнению с прошлыми годами. Касательно обучения можно прийти к выводу, что оно должно проходить с опережением, чтобы сотрудники не осваивали получаемое оборудование уже в работе, а сразу начинали эффективно им пользоваться.
Список источников _
1. Жамборов А. А., Кокурхаева Р. М. Б., Газдиева Е. Х. Цифровизация образования как новое требование общества // Журнал прикладных исследований. 2023. № 4. С. 104-108.
2. Кадеева О. Е., Донцова А. А. Цифровизация современного образования // Вопросы педагогики. 2022. № 1-1. С. 106-108.
3. Кислякова Г А., Шмелева А. А. Цифровизация образования в современном мире // Новые решения в обра -зовании в эпоху перемен : материалы III научно-практической студенческой конференции. М., 2022. С. 150-155.
4. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.
5. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А., Газдиева Е. Х. Экономическая ситуация как детерминант цифровиза-ции российской образовательной системы // Журнал прикладных исследований. 2023. № 4. С. 53-57.
6. Климова Д. Д. Цифровизация образования: моральные риски и проблемы // Приднепровский научный вестник. 2022. Т. 5. № 2. С. 8-11.
7. Криричек М. А., Криричек А. В. Цифровые образовательные технологии как механизм эффективности образовательного процесса // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 4. С. 54-60.
8. Полякова Е. С. Цифровизация образования как главный тренд российского образования // Современные тенденции развития молодёжной среды: проблемы, вызовы, перспективы : материалы межвузовской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2022. С. 208-211.
9. Турсунов С. К. Использование цифровых технологий в образовательном процессе // Образование и воспитание. 2022. № 5 (41). С. 39-43.
10. Цыбакова О. В. Тенденции и проблемы цифровизации системы образования в Российской Федерации // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 58-65.
References _
1. Zhamborov A. A., Kokurkhaeva R. M. B., Gazdieva E. H. Digitalization of education as a new requirement of society. Journal of Applied Research. 2023. No. 4. Pp. 104-108.
2. Kadeeva O. E., Dontsova A. A. Digitalization of modern education. Questions of pedagogy. 2022. No. 1-1. Pp. 106108.
3. Kislyakova G. A., Shmeleva A. A. Digitalization of education in the modern world. New solutions in education in the era of change: materials of the III scientific and practical student conference. Moscow, 2022. Pp. 150-155.
4. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.
5. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A., Gazdieva E. H. The economic situation as a determinant of digitalization of the Russian educational system. Journal of Applied Research. 2023. No. 4. Pp. 53-57.
6. Klimova D. D. Digitalization of education: moral risks and problems. Pridneprovsky scientific Bulletin. 2022. Vol. 5. No. 2. Pp. 8-11.
7. Kririchek M. A., Kririchek A.V. Digital educational technologies as a mechanism for the effectiveness of the educational process. Humanitarian Scientific Bulletin. 2022. No. 4. Pp. 54-60.
8. Polyakova E. S. Digitalization of education as the main trend of Russian education. Modern trends in the development of the youth environment: problems, challenges, prospects: materials of the interuniversity scientific and practical conference. Nizhny Novgorod, 2022. Pp. 208-211.
9. Tursunov S. K. The use of digital technologies in the educational process. Education and upbringing. 2022. No. 5 (41). Pp. 39-43.
10. Tsybakova O. V. Trends and problems of digitalization of the education system in the Russian Federation. Education and society. 2023. No. 2 (139). Pp. 58-65.