DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_139 УДК 378:004
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Яицкая Елена Александровна,
кандидат экономических наук, депутат Совета местного самоуправления городского округа Нальчик, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Теуважуков Аслан Хасанович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы и перспективы цифровизации образования. Отмечается, что цифровизация образования - это быстро развивающийся процесс, позволяющий модернизировать устаревшую структуру образования, внести в нее новые технологии, способные повысить качество конечного результата и сделать образование более доступным. За 15 лет реализовано большое количество национальных проектов, появились цифровые образовательные платформы, которые продолжают развиваться. Технологии активно внедряются в сферу образования. Вместе с тем новый формат обучения не должен вытеснять старый, он лишь дает дополнительные возможности для тех, кто по каким-либо причинам не может пользоваться традиционными формами обучения.
Ключевые слова: цифровизация образования; цифровая сфера; технологические достижения; доступность образования; национальные проекты; цифровые образовательные платформы; электронные образовательные ресурсы.
UDC 378:004
DIGITALIZATION OF EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Yaitskaya Elena Alexandrovna,
Candidate of Economic Sciences, Deputy of the Local Government Council of Nalchik City District, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Teuvazhukov Aslan Khasanovich,
Teacher of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the problems and prospects of digitalization of education. It is noted that the digitalization of education is a rapidly developing process that makes it possible to modernize the outdated structure of education, introduce new technologies into it that can improve the quality of the final result and make education more accessible. For 15 years, a large number of national projects have been implemented, digital educational platforms have appeared, which continue to develop. Technologies are being actively introduced into the field of education. At the same time, the new format of education should not displace the old one, it only provides additional opportunities for those who for some reason cannot use traditional forms of education.
Keywords: digitalization of education; digital sphere; technological achievements; accessibility of education; national projects; digital educational platforms; electronic educational resources.
СМИ активно обсуждают переход образования в цифровую сферу. Большинство журналистов, давно привыкших к работе удаленно и с веб-сайтами, эту идею поддерживают и видят в ней только развитие для Министерства образования. Однако авторы многих публикаций не оценивают реальные достижения науки, а просто ожидают высоких результатов, что и отражают в своих материалах.
Сам термин «цифровизация образования» и его понимание также вызывают много вопросов. К преподавателям учебных заведений существуют определенные требования, которые выдвигает администрация разных уровней, которые не всегда можно выполнить без надлежащего технического оснащения.
В основном проблема заключается даже не в том, как будут осуществлять подход к обучению обучающиеся и преподаватели, а в том, как реализовать эту идею технически. Для развития ИТ-инфраструктуры требуется не только умение пользоваться цифровыми технологиями, но и специальное оборудование, которое должно быть не только у обучающихся, но и в учебных заведениях. Его покупку могут позволить себе не все, а требовать делать это на свои деньги у учащихся, а тем более у преподавателей, вуз или школа не имеют права.
Еще одна проблема заключается в том, что не все преподаватели умеют пользоваться современными технологиями. Некоторые из них могут поверхностно пользоваться смартфонами и компьютерами, им достаточно пройти курсы, а некоторые, в основном пожилые, вообще не используют гаджетов, и потребуется учить их обращаться с ними с нуля [2; 6; 7].
Научная литература и СМИ публикуют противоречивую информацию, ведутся споры, насколько идея удачна, так как она имеет и положительные, и отрицательные стороны. Актуально обсуждение, в первую очередь, того, как трактовать сам термин «цифровиза-ция образования», а также в какой степени можно реализовать данный замысел в существующих условиях.
Цифровизация образования - это не появившаяся несколько лет назад идея. Она проводится планомерно уже 15 лет. Изменения коснулись методов, форм, технологий,
самого процесса обучения. Стоит отметить, что нет единого понимания термина. Одни ученые полагают, что цифровизация образования - это технологические достижения, которые стали применяться в процессе обучения, персонализация, достичь которой удается при помощи современных технологий, использование информационно-коммуникативных средств в процессе обучения. Другие ученые считают, что это обеспечение перехода образовательного процесса в цифровую форму, третьи - метод достижения цели, четвертые - уровень обеспеченности технологиями самого образовательного процесса [1; 3; 7].
Многие ученые сошлись во мнении, что цифровизация - это совокупность практики и технологий, которые применяются в образовательном процессе, помогают достичь цели и упростить коммуникацию между обучающимися и преподавателями. Они способствуют более быстрой и качественной форме передачи информации, помогают обеспечить комфортные условия для обучения и доступность образования для лиц, которые не могут посещать учебное заведение физически. Процесс перехода в данном случае воспринимается как применение электронной системы обучения, что помогает повышать не только навыки учащихся, но и преподавателей [3-7].
Цифровые технологии, внедренные в программу обучения, развивают знания и навыки, обеспечивают связь между участниками образовательного процесса вне зависимости от их удаленности друг от друга. Цифровизация определяется не только внедрением современных технологий в учебный процесс, но и тем, какие способы для этого применяются. Необходимо не только использовать специальное оборудование, но и организовать подход к каждому обучающемуся, обучить преподавателей использовать современные технические средства, внедрить дифференцированное обучение, способное удовлетворить возможности и потребности каждого учащегося. В том числе такой подход позволит сделать образование доступным для людей с ограниченными возможностями и особенностями умственного развития.
Насыщенный цифровыми технологиями процесс обучения позволит вывести обра-
зование на новый уровень, по крайней мере, сделать его боле доступным, даже если область знаний не будет существенно расширяться. Однако стоит отметить, что ИТ-технологии дают возможность расширить и границы получаемой информации, так как обучающиеся могут пользоваться электронными библиотеками, фильмами, скачивать нужную информацию с различных ресурсов. Такой подход намного технологичнее обычной библиотеки и позволяет получить интересующие данные из любой точки мира и из любого источника, находясь дома. Именно поэтому многие ученые рассматривают увеличение объема информации как улучшение подачи и качества материала [1; 2; 5].
Цифровизация образования - это быстро развивающийся процесс, позволяющий модернизировать устаревшую структуру образования, внести в нее новые технологии, способные повысить качество конечного результата и сделать образование более доступным. Педагоги и обучающиеся также имеют большой потенциал самостоятельного развития. В России поэтапное развитие ИТ-технологий началось в 2005 г. На совещании, посвященном развитию экономической среды, президентом Российской Федерации В. В. Путиным была обозначена необходимость развития и запуска цифровых технологий в школах.
За 15 лет было реализовано большое количество национальных проектов, появились цифровые образовательные платформы, которые продолжают развиваться, электронные образовательные ресурсы и инструменты, необходимая для реализации процесса обучения цифровая среда, требования к компетенции педагогов, цифровое оснащение инфраструктуры образовательных учреждений и материальная база.
Полная цифровизация образования наступит еще не скоро. Технологии активно внедряются в эту сферу, но пока касаются лишь определенного ее процента. Прежде всего появляется новый опыт, происходит его оценка, практикуется удаленный формат обучения. Например, появилась онлайн-платформа «Учи.ру», ей пользуются родители и обучающиеся. Как показал опрос, 2700 родителей школьников 1-9 классов считают, что такая форма образования имеет больше плюсов, чем недостатков:
- Минимальный риск заражения от больного обучающегося - 56 %.
- Гибкий график (39 %).
- Меньше затрат на дорогу и питание (34 %).
К недостаткам такой формы обучения родители отнесли:
- Снижение качества обучения (65 %).
- Технические неполадки (50 %).
- Обучающиеся сами несут ответственность за учебный процесс (45 %).
Стоит отметить, что к неотмеченным положительным факторам относится то, что учителя стали больше контактировать с родителями, которые теперь могут полностью контролировать процесс сами. Но, судя по опросам, многие родители не хотят или не готовы заниматься дисциплиной своего ребенка, оттуда и негативные отзывы, касающиеся того, что учебным процессом должны теперь заниматься обучающиеся. Все-таки самоорганизация у школьников низкая, а взрослым некогда ими заниматься. Не всем взрослым нравится, что ребенок постоянно находится дома. Зато пробелы воспитания, которыми должны были заниматься родители и с которыми сталкивались учителя, теперь стали заметны непосредственно родителям [5].
В целом цифровая система образования должна избавиться от технических неполадок в первую очередь. Кроме этого, она требует подготовленности и от родителей. Не исключено, что для повышения качества школьного образования стоит внедрить курсы и для родителей, которые помогли бы им научиться организовывать обучающегося и пользоваться техническими средствами. Ведь уровень компьютерной грамотности в семьях также часто находится на низком уровне.
Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «Равные возможности - детям» изучили и оценили уже существующий опыт внедрения цифровых технологий. Они пришли к выводу, что в качестве основного недостатка цифровизации можно выделить ее технические неполадки. Не везде хорошо работает Интернет, возможны сбои программного обеспечения, отсутствие электричества или связи, от этого страдает 88 % пользователей. Однако со временем удастся наладить стабильность работы связи.
21 % респондентов высказывается о работе платформы положительно. Однако опрос не учитывал того, из каких регионов и местности респонденты, так можно было бы понять, в каких районах связь хуже и где нужно над этим поработать. 60 % учащихся предпочитают традиционный формат обучения. 40 % отмечают, что в психологическом плане удаленное образование комфортнее. Однако 65 % учащихся отмечают, что им проще усваивать материал на очных занятиях. Таким образом, для эффективного развития системы образования ни одна из форм не должна быть доминирующей или единственной. Обучающиеся должны иметь право выбора той формы, которая для них будет удобнее.
Новый формат обучения не должен вытеснять старый, он лишь дает дополнительные возможности для тех, кто по каким-либо причинам не может пользоваться традиционными формами обучения. Кроме этого, как показала практика, цифровая форма обучения может быть полезна при карантине, когда возможности вести занятия иным способом нет. При этом удается сохранить график учебного процесса, а не прерывать его на неопределенный срок.
К значимой проблеме относится также увеличение нагрузок на учебное заведение и преподавателя, сложность объективно оценивать выполнение задач обучающегося. Не все они могут справиться с ними самостоятельно. Для того чтобы образовательный
процесс в онлайн-формате работал правильно и давал хороший результат, требуется большое количество адаптационных мер, прежде всего касающихся не только технического оснащения и обеспечения связи, но и подготовки учащихся, их родителей и преподавательского состава, обучению участию в процессе нового формата. Тогда пользователей, которым удаленное обучение будет комфортно, станет больше.
Конечно, такой формат обучения подходит не для всех специальностей, с его помощью можно передавать только теоретические знания, поэтому полностью исключить традиционную форму обучения нельзя. Но для гуманитарных вузов и предметов такой формат подходит на сто процентов.
Цифровое развитие образования необходимо, так как оно позволяет проводить занятия даже в условиях карантина, делает уроки доступными для лиц, которые не могут физически присутствовать на очных занятиях. Для развития цифровой трансформации образования необходимо подготовить инфраструктуру, повысить компьютерную грамотность всех участников процесса. Оценка и опыт реализации цифрового перехода неоднозначны. Они требуют от педагогов большей гибкости, а от обучающихся - само -организованности. Потребуется масштабная работа по созданию инфраструктуры, обучению, внедрению технологий в образовательные учреждения.
Список литературы _
1. Жамборов А. А., Кокурхаева Р. М. Б., Газдиева Е. Х. Цифровизация образования как новое требование общества // Журнал прикладных исследований. 2023. № 4. С. 104-108.
2. Кадеева О. Е., Донцова А. А. Цифровизация современного образования // Вопросы педагогики. 2022. № 1-1. С. 106-108.
Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.
4. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А., Газдиева Е. Х. Экономическая ситуация как детерминант цифровиза-ции российской образовательной системы // Журнал прикладных исследований. 2023. № 4. С. 53-57.
5. Климова Д. Д. Цифровизация образования: моральные риски и проблемы // Приднепровский научный вестник. 2022. Т. 5. № 2. С. 8-11.
6. Полякова Е. С. Цифровизация образования как главный тренд российского образования // Современные тенденции развития молодёжной среды: проблемы, вызовы, перспективы : мматериалы межвузовской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2022. С. 208-211.
7. Кислякова Г А., Шмелева А. А. Цифровизация образования в современном мире // Новые решения в образовании в эпоху перемен. Материалы III научно-практической студенческой конференции. М., 2022. С. 150-155.
References -
1. Zhamborov A. A., Kokurkhaeva R. M. B., Gazdieva E. H. Digitalization of education as a new requirement of society. Journal of Applied Research. 2023. No. 4. Pp. 104-108.
2. Kadeeva O. E., Dontsova A. A. Digitalization of modern education. Questions of pedagogy. 2022. No. 1-1. Pp. 106108.
Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.
4. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A., Gazdieva E. H. The economic situation as a determinant of digitalization of the Russian educational system. Journal of Applied Research. 2023. No. 4. Pp. 53-57.
5. Klimova D. D. Digitalization of education: moral risks and problems. Pridneprovsky scientific Bulletin. 2022. Vol. 5. No. 2. Pp. 8-11.
6. Polyakova E. S. Digitalization of education as the main trend of Russian education. Modern trends in the development of the youth environment: problems, challenges, prospects: materials of the interuniversity scientific and practical conference. N. Novgorod, 2022. Pp. 208-211.
7. Kislyakova G. A., Shmeleva A. A. Digitalization of education in the modern world. New solutions in education in the era of change. Materials of the III Scientific and practical Student Conference. Moscow, 2022. Pp. 150-155.