ПЕДАГОГИКА
УДК 378.147 И.С. Буракова, ст. преподаватель каф. «Естественные и общенаучные дисциплины», филиал ГОУ ВПО МГУС
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА
Научные интересы: теория и методика профессионального образования
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса, определена ее структура, уровни и критерии сформированно-сти. В статье раскрывается содержание организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности студентов. В статье нашли отражение материалы, характеризующие положительные результаты педагогического эксперимента ■
I. Burakova, Branch of "The Moscow State University of service" in c. Pyatigorsk
MOLDING OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALISTS OF THE INFORMATION SERVICE
Article is dedicated to the problem of molding of the professional competence of future specialists in the sphere of information service, is determined its structure, levels and criteria of formation. In the article the content of the organizational-pedagogical conditions, which contribute to molding of the professional competence of students, is opened. In the article the materials, which characterize the positive results of pedagogical experiment, was reflected ■
* * *
В концепции модернизации российского образования до 2010 г. в качестве основополагающей цели подготовки будущего специалиста выступает формирование его профессиональной компетентности [1].
Изучение психолого-педагогической литературы и анализ диссертационных иссле-
дований позволили выявить недостаточную разработанность аспектов развития профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса. Разработка теоретических аспектов данной проблемы включала уточнение понятия «профессиональная компетентность», выявление ее структуры и определение со-
держания каждого структурного компонента, определение уровня сформированности профессиональной компетентности, теоретическое обоснование и описание модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса.
Исследования, посвященные профессиональной компетентности, широко представлены Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершун-ским, И. А. Зимней, И. А. Колесниковой, А. К. Марковой и др. В исследованиях специалистов ведущих зарубежных стран происходит смещение акцента к требованиям с формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств. В исследованиях Дж. Ме-риля, Д. Юла, И. Стевика предприняты попытки выделить индивидуально-психологические составляющие профессиональной компетентности специалиста, куда отнесены дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к развитию.
В настоящее время во многих работах термином «компетентность» обозначают самые разные явления: умственные действия (процессы, функции), личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации, практические умения и навыки и т.д. Также разделяются ключевые компетенции, определяющие значение для характеристики специалиста, и дополнительные компетенции, опосредованно влияющие на общую компетентность. В толковых словарях термин «компетентность» (от лат. «competo» - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) трактуется как обладание знанием, позволяющим судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, полноправность [2].
Анализ зарубежных и российских информационных источников показал, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «компетентность» («профессиональная компетент-
ность»), однако выработано единое смысло-
вое поле складывающейся концепции компетентности, включающее в себя общее понимание того, что компетентность:
а) относится к личности обучаемого (студента);
б) не сводится к знаниям, умениям и навыкам, хотя и проявляется в них;
в) может развиваться и, соответственно, диагностироваться в специальным образом организованной учебной деятельности студентов, имитирующей профессиональную.
Проведенный сопоставительный анализ существующих трактовок понятия «компетентность» позволяет определить профессиональную компетентность как интегративную профессионально-личностную характеристику, определяющую способность и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями.
Профессиональная компетентность на основании работ Г.В. Безюлевой, Э.Ф. Зеера рассматривается нами как набор компетенций, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в профессиональной среде [3].
При построении модели специалиста были выделены базовые и специальные компетенции. На основе базовых компетенций создается модель оценки возможности быть специалистом информационного сервиса «в принципе» (порог входа в профессию), затем создается модель компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Проведя структурнофункциональный и информационный анализ профессиональной деятельности с целью определения системы ключевых, базовых общепрофессиональных, профессионально профилированных компетенций для мониторинга уровня сформированности профком-петентности специалиста информационного сервиса, мы остановились на следующих (табл. 1):
Таблица 1
Модель компетенций специалиста сферы информационного сервиса
Компетенции Проявление компетенции
Ключевые компетенции (надпрофессиональные)
Объективность восприятия Воспринимает ситуацию исходя из наблюдаемых фактов, а не на основании личных оценок
Г ибкость и системность мышления Выделяет все факторы, влияющие на состояние исследуемого объекта. Устанавливает причинно-следственные связи. Выделяет ключевые показатели, определяющие состояние проблемы или влияющие на результат
Самостоятельность, нацеленность на результат Ставит цели, определяет способы их достижения и привлекает необходимые ресурсы. Достигает цели в указанные сроки и в соответствии с требуемым качеством
Обучаемость Усваивает и применяет в своей деятельности новую информацию, технологии, модели поведения. Обладает внутренней самомотивацией на приобретение новых знаний, навыков, опыта
Умение понимать других, доброжелательность Умеет понять других людей, их позицию. Признает и уважительно относится к праву других быть такими, какие они есть. Учитывает мнение сторон в любой ситуации конфликта
Уверенность в себе Адекватно оценивает себя. Мало подвержен изменению самооценки под воздействием внешнего влияния. Отделяет влияние на успех или неудачу внешних факторов и собственных действий/усилий
Ответственность При принятии решений оценивает возможные последствия. Выполняет принятые на себя обязательства
Адаптивность Поддерживает высокую работоспособность в изменившихся условиях. Ведет себя конструктивно в различных ситуациях
Дисциплиниро- ванность В профессиональной деятельности четко следует правилам и инструкциям, действует в рамках, установленных извне
Коммуникабельность Умеет устанавливать контакт. Умеет слушать и слышать, задавать вопросы. Умеет аргументировать. Использует навыки презентации себя, своих услуг
Специальные компетенции (функциональные)
Общетехнические Экспериментально определяет основные характеристики оборудования и программного обеспечения автоматизированных и телеком -муникационных систем
Базовые общепрофессио- нальные Использует справочную и техническую документацию в профессиональной деятельности
Оценивает работоспособность оборудования и программного обеспечения автоматизированных, информационных и телекоммуникационных систем
Окончание табл. 1
Компетенции Проявление компетенции
Профессионально- профилированные Проводит диагностику оборудования и программного обеспечения автоматизированных и телекоммуникационных систем; анализирует результаты проводимой диагностики
Настраивает специальное программное обеспечение автоматизированных и телекоммуникационных систем
Владеет инструментами экспресс-обследования предприятия, проводит обработку и анализ информации
Составляет проектную документацию, формирует технологическую документацию, отчетную документацию по результатам работы
Использует в своей работе современные языки программирования. Проводит оптимизацию алгоритмов работы
Разрабатывает методику обучения пользователей информационных услуг. Выбирает методологию ведения работ по оказанию информационных услуг. Консультирует пользователей
Успешная деятельность преподавателя по формированию профессиональной компетентности будущего специалиста определяется осмыслением и реализацией условий, способствующих качественному усвоению профессиональных знаний и умений студентами - будущими специалистами. Нами выделены организационно-педагогические условия, способствующие успешному формированию такого важного феномена, как профессиональная компетентность. Считается неправомерным сводить организационно-педагогические условия только к обстоятельствам, т.к. формирование профессиональной компетентности будущего специалиста является процессом, представляющим единство объективного и субъективного. Под условиями понимается нечто самостоятельно существующее, в деятельности трансформирующееся в предмет, являющееся совокупностью всех субъективно значимых реализованных условий. Знание организационно-педагогических условий позволяет добиться такого результата, когда профессиональная компетентность будущего специалиста, формируемая в процессе
его подготовки, становится обязательной для будущей профессиональной деятельности и профессионального роста обучаемого.
Рассмотрение организационно-педагогических условий начнем с моделирования процесса формирования профессиональной компетентности. Структура модели данного процесса (рис. 1) представляет собой интеграцию взаимосвязанных компонентов: организационно-подготовительного, организационно-технологического и результативнодиагностического.
I компонент - организационно-подготовительный - включает:
- цель, сформированную с учетом социального заказа общества: потребности общества в конкурентоспособных профессионалах в сфере информационного и микропроцессорного сервиса, потребности в инновационных преобразованиях в процессе подготовки специалистов, потребности личности будущего специалиста в реализации личностного потенциала, на нормативной базе закона РФ «Об образовании», закона РФ «О вузовском и послевузовском образовании», Концепции модернизации россий-
ского образования на период до 2010 г., Декларации Болонского процесса;
- содержание государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
- задачи обучения и воспитания;
II компонент - организационно-технологический - включает:
- содержание процесса обучения и воспитания;
- формы организации учебного процесса (индивидуальные, групповые), технологии (компетентностный подход, личностно-ориентированный подход);
- методы формирования сознания личности, проектный метод, метод «электронный портфолио», кейс-стадии и др.;
- педагогический процесс, включающий исследование и проектирование с соответствующими аналитическим, прогностическим, проективным, технологическим этапами, обеспечивающими удовлетворение потребности личности;
- комплекс педагогических условий, включающий педагогические средства и педагога, способного организовать эффективный процесс подготовки будущего специалиста для сферы микропроцессорного сервиса;
- принципы системности и интегра-тивности, учета индивидуальных особенностей личности студентов, вариативности, гибкости и прозрачности, фундаментализа-ции, межпредметных связей, профессиональной направленности образовательного процесса, учета региональных особенностей, ориентированности на спрос со стороны рынка труда;
III компонент - результативно-диагностический - включает уровни, критерии, показатели и мониторинг эффективности фор-
мирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
В исследовании под мониторингом эффективности формирования профессиональной компетентности студентов понимается процедура отслеживания и сравнения достигнутых обучающимися профессиональных результатов обучения с запланированными через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющую собой совокупность критериев и показателей для анализа, прогноза и моделирования оптимального процесса. Учитывая, что компетентность - это не только владение компетенциями, но и личностное отношение человека к предмету деятельности, мы выделили компоненты профессиональной компетентности будущих специалистов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный (рис. 1).
Становление каждого компонента связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы. Другое обязательное организационно-педагогическое условие - создание комплексной системы мотивации образовательного процесса. Для этого используется технология личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе ее свободного выбора будущим специалистом с учетом его интересов. Такое обучение как альтернатива традиционного образования ориентировано на личность как цель, субъект, результат и главный критерий ее эффективности. С этой целью в процессе обучения используются проектный метод, метод «электронный портфолио», кейс-стадии и др. Продуктивная учебно-профессиональная деятельность есть практическая ценность, значимый результат осознаваемого образования для будущего специалиста.
Принципы:
- системности
- интегративности
- профессиональной направленности
- учет региональных особенностей
г
Задачи обучения и воспитания
Содержание: профессиональная направленность образовательных программ дисциплин государственного стандарта; условия учебно-профессиональных задач, содержание научноисследовательских заданий
Личностно-ориентированный подход; компе-тентностный подход
Проектный метод; электронный портфолио; кейс-стадии; исследовательские методы
1
1
Педагогический процесс Педагогические
Учебная деятельность Педагогическая деятельность ► условия
Совместная деятельность
1
1
Мотивационно-ценностный компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент Мониторинг сформированности компетентности
1
Критерии эффективности формирования профессиональной компетентности
Профессионально образовательное пространство
Рис. 1. Структурная модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса
Результаты мониторинга развития профессиональных и познавательных моти-
4.00
3.50
3.00
2.50
2.00
1.50 1,00 0,50 0,00
□ констатирующий этап □ контрольный этап
Познавательные мотивы
-
у—
Г
ЭГр-1 ЭГр-2 КГр-1 КГр-2
вов студентов в ходе педагогического эксперимента представлены на рис 2.
4.5
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5 1,0 0,5 0,0
ЭГр-1 ЭГр-2 КГр-1 КГр-2
Профессиональные мотивы
s
(—
f= г— (—
Г
Рис. 2. Мониторинг развития познавательных и профессиональных мотивов будущих специалистов
Обработка количественных данных осуществлялась на основе методов статистики, в задачи которой входит определить достаточно ли велика разность между средними двух распределений, для того чтобы объяснить ее действием независимой переменной (в нашем случае модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса), а не случайностью, связанной с малым объемом выборки. Статистические данные, представленные в табл. 2, убедительно свидетельствуют о том, что формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сфе-
ры информационного и микропроцессорного сервиса эффективней при выполнении выделенных организационно-педагогических условий.
Мы считаем, что реализация данного подхода создает условия согласования индивидуальных компетентностей студента с их профессиональным развитием, мотивацией поступления в вуз и получения высшего образования. В результате получаем не только положительную динамику развития личности, но и определенный уровень сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста информационного сервиса.
Таблица 2
Результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов
Группа Кол-во испытуемых, чел. Результаты Метод оценки «хи-квадрат»
Улучшили Не улучшили
чел. % чел. %
Мотивационно-ц енностный компонент
Эгр-1,2 70 37 52,9 9 12,8 4 55
КГр-1,2 63 11 17,5 38 60,3
Когнитивный компонент
Эгр-1,2 70 32 45,7 14 20,0 х2=10,014 р<0,05
КГр-1,2 63 8 12,7 35 55,5
Деятельностный компонент
Эгр-1,2 70 31 44,3 15 21,4 х2=3,94 р<0,05
КГр-1,2 63 6 9,5 33 52,4
В итоге отметим, что формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса при всей его индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависят от определенных организационно-педагогических условий. К ним относятся разработка структуры процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов; создание комплексной системы мотивации образовательного процесса, определяющего средства формирования интегративных характеристик специалиста; разработка крите-
риев и методов оценки сформированности профессиональной компетентности, позволяющих оценить эффективность педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002.
2. Словарь иностранных слов. - 18-е изд. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.
3. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).