УДК 371.4
Сомкина Мария Александровна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет mariasomkina@ksu.edu.ru
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ ЗАГОРОДНЫХ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ (на примере реализации программы «Школа профессионального вожатого» в Костромском государственном университете)*
В статье анализируются основные подходы к организации подготовки вожатых для работы в загородных детских центрах в условиях вуза. Подробно описаны основные компоненты и формы организации образовательного процесса, этапы обучения, содержание и тематика лекционных и практических занятий. Дается характеристика субъектам образовательной деятельности.
Ключевые слова: студент, вожатый, школа профессионального вожатого, загородные детские центры, образовательный процесс.
Создание условий по обеспечению качественного детского отдыха и досуга, включение детей и подростков в систему социально-ориентированной практики является одной из значимых задач социальной политики. В данном аспекте важной становится подготовка квалифицированных кадров, готовых к осуществлению профессиональной деятельности по организации досуга, оздоровления и социально-активного отдыха детей и молодежи, и среди них вожатых.
Обращение к опыту показало, что в настоящее время существует множество различных организационных форм подготовки вожатых на базах образовательных организаций высшего образования (в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Ульяновске и т.д.), во всероссийских детских центрах «Смена», «Орленок», «Океан». Их основная функция -реализация программ по обучению студентов для работы в загородных детских центрах и на летних площадках [1-6].
В рамках нашей статьи, обратимся к опыту работа «Школы профессионального вожатого» Института педагогики и психологии Костромского государственного университета.
Школа профессионального вожатого здесь основана в 2002 году и предполагает создание образовательной площадки для подготовки квалифицированных кадров (вожатых, старших вожатых) для обеспечения летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях детских оздоровительных центров Костромской и других областей.
Школа профессионального вожатого организационно представляет собой творческого объединение обучающихся и преподавателей. В «Школе профессионального вожатого» обучаются студенты 1 и 2 курсов Института педагогики и психологии, студентов 2 курса (направление подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Математика») Института физико-мате-магических и естественных наук. Ежегодно в рамках данного образовательного проекта обучаются около 100 обучающихся.
Ведущими задачами Школы профессионального вожатого, как объединения являются: подготовка студентов, обучающихся по педагогическим профилям к летней педагогической практике в загородных детских центрах в качестве педагога-организатора временного детского коллектива; формирование педагогических отрядов для загородных детских оздоровительных центров Костромской и других областей; расширение сети сотрудничества с образовательными организациями; создание единой площадки для развития инициатив студентов КГУ; развитие проектной и научно-исследовательской работы студентов в рамках загородных детских центров. Школа профессионального вожатого, выступает средством создания единого творческого пространства для реализации социально-ориентированных проектов, способствующих развитию всей системы полезного, развивающего досуга и оздоровления детей и молодежи [3].
Образовательный процесс в Школе профессионального вожатого представлен программой факультативного курса, целью, которого является формирование у обучающихся готовности к реализации функций и основных видов профессиональной деятельности вожатого в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, становление профессиональных компетенций в ходе решения типовых и нестандартных задач профессиональной деятельности. В качестве ключевых задач, данной программы выступают следующие: познакомить студентов с организационно-педагогическими основами и нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность вожатого загородного детского оздоровительного центра (ЗДОЦ); сформировать у студентов представление о детских оздоровительных центрах, как воспитательной организации; сформировать знания о содержании, направлениях, методах и формах работы с временными детскими объединениями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей участников летних программ; обеспечить освоение способов организации психолого-педагогического исследования личности ребенка, детского коллектива; способствовать раз-
" Статья подготовлена в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.
Вестник КГУ А 2017
© Сомкина М.А., 2017
202
Опыт подготовки вожатых загородных детских центров..
витию педагогического мышления студентов, умения видеть, анализировать педагогические явления; способствовать приобретению опыта решения типовых задач педагогической деятельности в ЗДОЦ.
В 2017 году общий объем аудиторной нагрузки составил - 6 зачетных единиц / 216 часов. Содержание дисциплины представлено тремя блоками: теоретический, практический, самостоятельная работа.
Теоретический блок представлен комплексом интерактивных лекций, который транслируется профессорско-преподавательским составом, аспирантами (из числа опытных методистов профильных и авторских лагерей), а также специалистами в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Теоретический блок включает в себя следующие темы: педагогические основы деятельности ЗДОЦ; организация воспитательного процесса в ЗДОЦ; особенности деятельности временного детского объединения в условиях ЗДОЦ; этапы развития коллектива; деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в работе вожатого; работа с детьми «группы риска» и другие.
Практический блок занятий представлен следующей тематикой: особенности деятельности вожатого в различные периоды смены; система самоуправления и стимулирования в лагере и в отряде; методика проведения тематических дней; подведение итогов смены и анализ деятельности вожатого; анализ дня и анализ дела в отряде; имидж лагеря, вожатого, отряда и другие. Следует подчеркнуть, что практические занятия достаточно вариативны по форме организации: мастер-класс, практикум (по решению педагогических ситуаций, методике игровой деятельности), организационно-деятель-ностные игры, проблемные семинары и другие. Практические занятия организуют студенты -опытные педагоги - организаторы загородных детских центров, авторских и профильных лагерей. Взаимодействие студентов, имеющих опыт работы на летних площадках, и студентов, которым еще предстоит освоить новую социальную роль, обеспечивает не только обмен опытом в предполагаемой деятельности, но и решает задачи преемственности традиций в организации жизнедеятельности лагеря и отряда, формирования определенного эмоционального настроя на «первую встречу» с детьми и смену в целом, формирования свойственной каждому лагерю имиджевой структуры и другие. Важно отметить, что кураторы Школы профессионального вожатого - студенты разных курсов, направлений подготовки, прошедшие педагогическую практику и специальную подготовку.
Одной из форм самостоятельной работы в течение всего процесса обучения является оформление портфолио, которое включает в себя следующие обязательные компоненты: библиотеку вожатого (список литературы и полезных источников), план-
сетку отрядной работы, примеры целей и задач отрядной работы, проект системы стимулирования и схемы самоуправления в отряде, полное расписание (по времени) первых трех дней смены; картотеку игр на каждый из их видов (на знакомство, взаимодействие, выявление лидера, игры-шутки, игры с залом, игры в пасмурную погоду, подвижные игры в автобусе), игры-диагностики. Оформляя портфолио студенты должны составить азбуку форм работы вожатого, подготовить методические разработки (огонек знакомств, малые формы работы, коллективные творческие дела, прощальный и тематический огонек, организационный сбор и хозяйственный сбор, интеллектуальная игра, конкурсная программа, маршрутная игра, спортивная эстафета и др.), проект тематического дня в отряде, в лагере, набор сюр-призок, варианты анализа дня и анализа дела, варианты организации физкультурных зарядок, уборки территории, подъема и отбоя, варианты названий отрядов и девизов для разного возраста и другое.
В течении учебного года студентами заполняется, разработанная в рамках проекта рабочая тетрадь «Школа профессионального вожатого», а также выполняются задания в рамках лекционных занятий: описать функции вожатого, заполнить таблицу с характеристикой документов, регулирующих деятельность вожатого, составить памятку для вожатого: «10 способов создания ситуаций успеха», «10 приемов как похвалить особенного ребенка», «10 приемов как показать ребенку, что он совершил проступок», «10 тем, на которые можно поговорить с детьми с отклоняющимся поведением», диагностический инструментарий (для изучения личности, коллектива), памятку «Действия вожатого в ситуации конфликта в отряде», разработать требования к корпоративной культуре и этике педагогического коллектива, написать эссе «Мой педагогический отряд», разработать проект программы кружка/клуба и др.
Следует отметить, что отличие занятий в школе профессионального вожатого от других форм образовательного процесса заключается в том, что они проходят в более интерактивно насыщенной форме, включающей в себя игровые практикумы, творческие мастерские, практикумы-демонстрации и др.
Контроль и оценка результатов деятельности осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль организуется в формах: письменная работа; индивидуальный и групповой опрос; анализ профессиональных ситуаций; контрольная работа. В конце обучения студенты сдают комплексный экзамен, включающий защиту портфолио, творческий отчет (демонстрация полученного опыта), устный ответ на вопросы.
Творческий отчет проходит, как правило, в форме маршрутной игры, организаторами которой являются кураторы из числа студентов. Теоретический (устный) зачет принимают руководители педагогической практики, преподаватели кафедр.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
203
Результативность Школы профессионального вожатого можно оценивать на 4 разных уровнях.
На уровне области: реализация заказа Костромской области на решение конкретных задач регионального развития, основанного на инициативе опорного университета - Центра подготовки педагогических кадров; подготовка педагогических кадров для работы в загородных детских центрах области и других регионов, реализация профильных программ, повышение качества программ отдыха и оздоровления; закрепление ведущей позиции Костромской области в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи, в том числе «группы риска»; проведение в регионе масштабных (межрегиональных, всероссийских) слетов, востребованных региональными сообществами, бизнесом, властью, которые не реализуются другими социальными институтами региона (слеты педагогических отрядов ЦФО).
На уровне образовательных организаций, партнеров КГУ: расширение партнерских отношений, трудоустройство выпускников, реализация совместных проектов, программ; повышение квалификации педагогов в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков.
На уровне КГУ: обеспечение конкурентоспособности обучающихся на рынке труда; формирование лидерских позиций в системе взаимодействия с региональными сообществами в сфере обеспечения высокого качества организации отдыха и оздоровления, реализации профильных программ; установление тесного сотрудничества с различными региональными сообществами, развитие кадрового потенциала; обеспечение системы сопровождения проектной деятельности студентов преподавателями.
На уровне личности: повышение профессиональных знаний, умений и навыков студента, формирование профессиональных компетенций в сфере педагогической деятельности, приобретение опыта работы с различными категориями детей в условиях лагеря, приобретение опыта научно-исследовательской и проектной деятельности и др. [7].
Ключевыми партнерами по реализации данного направления работы являются Администрация Костромской области, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамент образования и науки Костромской области, Управление Министерства внутренних дел по Костромской области. На протяжении нескольких лет в рамках оздоровительной кампании в каникулярный период Институт педагогики и психологи сотрудничает с загородными детскими центрами Костромской, Ярославской и Московской областей. Необходимо отметить, что студенты в рамках летних кампаний принимают участие в деятельности пришкольных лагерей и трудовых отрядов г. Костромы и Костромской области.
Школа профессионального вожатого способствует формированию необходимых профессиональных
и личностных компетенций будущих педагогов; способствует утверждению лидерской позиции; развивает коммуникативные способности, организационную и нравственную культуру; формирует ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности; формирует готовность решать типовые и нестандартные задачи профессиональной деятельности; стимулирует научно-исследовательскую деятельность и др. Школа профессионального вожатого, выступает средством создания единого творческого пространства для реализации социально-ориентированных проектов, способствующих развитию всей системы полезного, развивающего досуга, а также оздоровления детей и молодежи.
Библиографический список
1. Информационно-методический портал ВСЕВО-ЖАТЫЕ.РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.всевожатые.рф (дата обращения: 10.07.2017).
2. Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. -Т. 7. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/10PVN215.pdf (дата обращения: 10.07.2017).
3. Линкер Г. Р. Совершенствование подготовки студентов вуза к организации летнего отдыха детей и подростков на основе творческих учебных заданий // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. -Т. 7. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/185PVN315.pdf (дата обращения: 10.07.2017).
4. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mpgu.su (дата обращения: 10.07.2017).
5. Сергина Е.А. Динамика развития готовности бакалавров педагогического образования к воспитательной работе в условиях детских оздоровительных лагерей // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / под ред. Л.И. Тимониной. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 289-292.
6. Слизкова Е.В., Дереча И.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 4 (192). - С. 29-33.
7. Сомкина М.А. Система подготовки и сопровождения студентов в процессе прохождения профессиональной практики в загородных детских центрах // Педагогическая практика студентов в системе профессиональной подготовки кадров: материалы межрегион. научно-практ. конф. (19 февраля 2015 года) / под. ред. Л.В. Байбородо-вой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 96.
204
Вестник КГУ _J 2017