Научная статья на тему 'Опыт подготовки вожатых загородных детских центров (на примере реализации программы «Школа профессионального вожатого» в Костромском государственном университете)'

Опыт подготовки вожатых загородных детских центров (на примере реализации программы «Школа профессионального вожатого» в Костромском государственном университете) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВОЖАТЫЙ / ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЖАТОГО / ЗАГОРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENT / COUNSELLOR / PROFESSIONAL COUNSELLOR SCHOOL / SUBURBAN CHILDREN''S CENTRES / TUTOR / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкина Мария Александровна

В статье анализируются основные подходы к организации подготовки вожатых для работы в загородных детских центрах в условиях вуза. Подробно описаны основные компоненты и формы организации образовательного процесса, этапы обучения, содержание и тематика лекционных и практических занятий. Дается характеристика субъектам образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of training counsellors of suburban children''s centres (in terms of programme of the Institute of Pedagogy and Psychology of Kostroma State University)

The article analyses the main approaches to training counsellors to work in rural or suburban children's centres. We describe in detail the main components and forms of organisation of educational process, stages of learning, the content and themes of lectures and practical exercises. The characteristic of the subjects of educational activity is given.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки вожатых загородных детских центров (на примере реализации программы «Школа профессионального вожатого» в Костромском государственном университете)»

УДК 371.4

Сомкина Мария Александровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет mariasomkina@ksu.edu.ru

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ ЗАГОРОДНЫХ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ (на примере реализации программы «Школа профессионального вожатого» в Костромском государственном университете)*

В статье анализируются основные подходы к организации подготовки вожатых для работы в загородных детских центрах в условиях вуза. Подробно описаны основные компоненты и формы организации образовательного процесса, этапы обучения, содержание и тематика лекционных и практических занятий. Дается характеристика субъектам образовательной деятельности.

Ключевые слова: студент, вожатый, школа профессионального вожатого, загородные детские центры, образовательный процесс.

Создание условий по обеспечению качественного детского отдыха и досуга, включение детей и подростков в систему социально-ориентированной практики является одной из значимых задач социальной политики. В данном аспекте важной становится подготовка квалифицированных кадров, готовых к осуществлению профессиональной деятельности по организации досуга, оздоровления и социально-активного отдыха детей и молодежи, и среди них вожатых.

Обращение к опыту показало, что в настоящее время существует множество различных организационных форм подготовки вожатых на базах образовательных организаций высшего образования (в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Ульяновске и т.д.), во всероссийских детских центрах «Смена», «Орленок», «Океан». Их основная функция -реализация программ по обучению студентов для работы в загородных детских центрах и на летних площадках [1-6].

В рамках нашей статьи, обратимся к опыту работа «Школы профессионального вожатого» Института педагогики и психологии Костромского государственного университета.

Школа профессионального вожатого здесь основана в 2002 году и предполагает создание образовательной площадки для подготовки квалифицированных кадров (вожатых, старших вожатых) для обеспечения летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях детских оздоровительных центров Костромской и других областей.

Школа профессионального вожатого организационно представляет собой творческого объединение обучающихся и преподавателей. В «Школе профессионального вожатого» обучаются студенты 1 и 2 курсов Института педагогики и психологии, студентов 2 курса (направление подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Математика») Института физико-мате-магических и естественных наук. Ежегодно в рамках данного образовательного проекта обучаются около 100 обучающихся.

Ведущими задачами Школы профессионального вожатого, как объединения являются: подготовка студентов, обучающихся по педагогическим профилям к летней педагогической практике в загородных детских центрах в качестве педагога-организатора временного детского коллектива; формирование педагогических отрядов для загородных детских оздоровительных центров Костромской и других областей; расширение сети сотрудничества с образовательными организациями; создание единой площадки для развития инициатив студентов КГУ; развитие проектной и научно-исследовательской работы студентов в рамках загородных детских центров. Школа профессионального вожатого, выступает средством создания единого творческого пространства для реализации социально-ориентированных проектов, способствующих развитию всей системы полезного, развивающего досуга и оздоровления детей и молодежи [3].

Образовательный процесс в Школе профессионального вожатого представлен программой факультативного курса, целью, которого является формирование у обучающихся готовности к реализации функций и основных видов профессиональной деятельности вожатого в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, становление профессиональных компетенций в ходе решения типовых и нестандартных задач профессиональной деятельности. В качестве ключевых задач, данной программы выступают следующие: познакомить студентов с организационно-педагогическими основами и нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность вожатого загородного детского оздоровительного центра (ЗДОЦ); сформировать у студентов представление о детских оздоровительных центрах, как воспитательной организации; сформировать знания о содержании, направлениях, методах и формах работы с временными детскими объединениями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей участников летних программ; обеспечить освоение способов организации психолого-педагогического исследования личности ребенка, детского коллектива; способствовать раз-

" Статья подготовлена в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.

Вестник КГУ А 2017

© Сомкина М.А., 2017

202

Опыт подготовки вожатых загородных детских центров..

витию педагогического мышления студентов, умения видеть, анализировать педагогические явления; способствовать приобретению опыта решения типовых задач педагогической деятельности в ЗДОЦ.

В 2017 году общий объем аудиторной нагрузки составил - 6 зачетных единиц / 216 часов. Содержание дисциплины представлено тремя блоками: теоретический, практический, самостоятельная работа.

Теоретический блок представлен комплексом интерактивных лекций, который транслируется профессорско-преподавательским составом, аспирантами (из числа опытных методистов профильных и авторских лагерей), а также специалистами в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Теоретический блок включает в себя следующие темы: педагогические основы деятельности ЗДОЦ; организация воспитательного процесса в ЗДОЦ; особенности деятельности временного детского объединения в условиях ЗДОЦ; этапы развития коллектива; деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в работе вожатого; работа с детьми «группы риска» и другие.

Практический блок занятий представлен следующей тематикой: особенности деятельности вожатого в различные периоды смены; система самоуправления и стимулирования в лагере и в отряде; методика проведения тематических дней; подведение итогов смены и анализ деятельности вожатого; анализ дня и анализ дела в отряде; имидж лагеря, вожатого, отряда и другие. Следует подчеркнуть, что практические занятия достаточно вариативны по форме организации: мастер-класс, практикум (по решению педагогических ситуаций, методике игровой деятельности), организационно-деятель-ностные игры, проблемные семинары и другие. Практические занятия организуют студенты -опытные педагоги - организаторы загородных детских центров, авторских и профильных лагерей. Взаимодействие студентов, имеющих опыт работы на летних площадках, и студентов, которым еще предстоит освоить новую социальную роль, обеспечивает не только обмен опытом в предполагаемой деятельности, но и решает задачи преемственности традиций в организации жизнедеятельности лагеря и отряда, формирования определенного эмоционального настроя на «первую встречу» с детьми и смену в целом, формирования свойственной каждому лагерю имиджевой структуры и другие. Важно отметить, что кураторы Школы профессионального вожатого - студенты разных курсов, направлений подготовки, прошедшие педагогическую практику и специальную подготовку.

Одной из форм самостоятельной работы в течение всего процесса обучения является оформление портфолио, которое включает в себя следующие обязательные компоненты: библиотеку вожатого (список литературы и полезных источников), план-

сетку отрядной работы, примеры целей и задач отрядной работы, проект системы стимулирования и схемы самоуправления в отряде, полное расписание (по времени) первых трех дней смены; картотеку игр на каждый из их видов (на знакомство, взаимодействие, выявление лидера, игры-шутки, игры с залом, игры в пасмурную погоду, подвижные игры в автобусе), игры-диагностики. Оформляя портфолио студенты должны составить азбуку форм работы вожатого, подготовить методические разработки (огонек знакомств, малые формы работы, коллективные творческие дела, прощальный и тематический огонек, организационный сбор и хозяйственный сбор, интеллектуальная игра, конкурсная программа, маршрутная игра, спортивная эстафета и др.), проект тематического дня в отряде, в лагере, набор сюр-призок, варианты анализа дня и анализа дела, варианты организации физкультурных зарядок, уборки территории, подъема и отбоя, варианты названий отрядов и девизов для разного возраста и другое.

В течении учебного года студентами заполняется, разработанная в рамках проекта рабочая тетрадь «Школа профессионального вожатого», а также выполняются задания в рамках лекционных занятий: описать функции вожатого, заполнить таблицу с характеристикой документов, регулирующих деятельность вожатого, составить памятку для вожатого: «10 способов создания ситуаций успеха», «10 приемов как похвалить особенного ребенка», «10 приемов как показать ребенку, что он совершил проступок», «10 тем, на которые можно поговорить с детьми с отклоняющимся поведением», диагностический инструментарий (для изучения личности, коллектива), памятку «Действия вожатого в ситуации конфликта в отряде», разработать требования к корпоративной культуре и этике педагогического коллектива, написать эссе «Мой педагогический отряд», разработать проект программы кружка/клуба и др.

Следует отметить, что отличие занятий в школе профессионального вожатого от других форм образовательного процесса заключается в том, что они проходят в более интерактивно насыщенной форме, включающей в себя игровые практикумы, творческие мастерские, практикумы-демонстрации и др.

Контроль и оценка результатов деятельности осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль организуется в формах: письменная работа; индивидуальный и групповой опрос; анализ профессиональных ситуаций; контрольная работа. В конце обучения студенты сдают комплексный экзамен, включающий защиту портфолио, творческий отчет (демонстрация полученного опыта), устный ответ на вопросы.

Творческий отчет проходит, как правило, в форме маршрутной игры, организаторами которой являются кураторы из числа студентов. Теоретический (устный) зачет принимают руководители педагогической практики, преподаватели кафедр.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

203

Результативность Школы профессионального вожатого можно оценивать на 4 разных уровнях.

На уровне области: реализация заказа Костромской области на решение конкретных задач регионального развития, основанного на инициативе опорного университета - Центра подготовки педагогических кадров; подготовка педагогических кадров для работы в загородных детских центрах области и других регионов, реализация профильных программ, повышение качества программ отдыха и оздоровления; закрепление ведущей позиции Костромской области в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи, в том числе «группы риска»; проведение в регионе масштабных (межрегиональных, всероссийских) слетов, востребованных региональными сообществами, бизнесом, властью, которые не реализуются другими социальными институтами региона (слеты педагогических отрядов ЦФО).

На уровне образовательных организаций, партнеров КГУ: расширение партнерских отношений, трудоустройство выпускников, реализация совместных проектов, программ; повышение квалификации педагогов в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков.

На уровне КГУ: обеспечение конкурентоспособности обучающихся на рынке труда; формирование лидерских позиций в системе взаимодействия с региональными сообществами в сфере обеспечения высокого качества организации отдыха и оздоровления, реализации профильных программ; установление тесного сотрудничества с различными региональными сообществами, развитие кадрового потенциала; обеспечение системы сопровождения проектной деятельности студентов преподавателями.

На уровне личности: повышение профессиональных знаний, умений и навыков студента, формирование профессиональных компетенций в сфере педагогической деятельности, приобретение опыта работы с различными категориями детей в условиях лагеря, приобретение опыта научно-исследовательской и проектной деятельности и др. [7].

Ключевыми партнерами по реализации данного направления работы являются Администрация Костромской области, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамент образования и науки Костромской области, Управление Министерства внутренних дел по Костромской области. На протяжении нескольких лет в рамках оздоровительной кампании в каникулярный период Институт педагогики и психологи сотрудничает с загородными детскими центрами Костромской, Ярославской и Московской областей. Необходимо отметить, что студенты в рамках летних кампаний принимают участие в деятельности пришкольных лагерей и трудовых отрядов г. Костромы и Костромской области.

Школа профессионального вожатого способствует формированию необходимых профессиональных

и личностных компетенций будущих педагогов; способствует утверждению лидерской позиции; развивает коммуникативные способности, организационную и нравственную культуру; формирует ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности; формирует готовность решать типовые и нестандартные задачи профессиональной деятельности; стимулирует научно-исследовательскую деятельность и др. Школа профессионального вожатого, выступает средством создания единого творческого пространства для реализации социально-ориентированных проектов, способствующих развитию всей системы полезного, развивающего досуга, а также оздоровления детей и молодежи.

Библиографический список

1. Информационно-методический портал ВСЕВО-ЖАТЫЕ.РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.всевожатые.рф (дата обращения: 10.07.2017).

2. Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. -Т. 7. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/10PVN215.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

3. Линкер Г. Р. Совершенствование подготовки студентов вуза к организации летнего отдыха детей и подростков на основе творческих учебных заданий // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. -Т. 7. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/185PVN315.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

4. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mpgu.su (дата обращения: 10.07.2017).

5. Сергина Е.А. Динамика развития готовности бакалавров педагогического образования к воспитательной работе в условиях детских оздоровительных лагерей // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / под ред. Л.И. Тимониной. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 289-292.

6. Слизкова Е.В., Дереча И.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 4 (192). - С. 29-33.

7. Сомкина М.А. Система подготовки и сопровождения студентов в процессе прохождения профессиональной практики в загородных детских центрах // Педагогическая практика студентов в системе профессиональной подготовки кадров: материалы межрегион. научно-практ. конф. (19 февраля 2015 года) / под. ред. Л.В. Байбородо-вой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 96.

204

Вестник КГУ _J 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.