1УДК 377.8
ББК 74.40
РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И РОЛЬ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ОКРУЖНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Н. Н. Сотникова, Н. В. Черепкова, О. Н. Артеменко
Аннотация. В статье очерчены главные задачи совершенствования системы профессиональной педагогической подготовки, обоснована актуальность подготовки педагогов для образовательных организаций среднего профессионального образования. Описаны модели развития системы среднего профессионального педагогического образования в регионах и представлен содержательный анализ вариативного направления деятельности окружного координационного центра в Северо-Кавказском федеральном округе, действующего на базе Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета, в направлении «Отработки механизмов организации подготовки вожатых в образовательных организациях среднего профессионального образования». Статья описывает специфику разработки и внедрения модуля «Основы вожатской деятельности» в систему подготовки педагогов для образовательных организаций в процессе непрерывных практик студентов. Авторами статьи описаны условия эффективного взаимодействия учреждений профессионального образования в процессе подготовки вожатских кадров, приведены и охарактеризованы основные показатели и результаты мониторинга.
Ключевые слова: образование, подготовка педагогических кадров, профессиональные образовательные организации, учреждения среднего профессионального образования, вожатская деятельность, педагогическая практика.
DEVELOPMENT, IMPLEMENTATION AND ROLE OF THE MODULE „BASICS OF LEADERS' ACTIVITIES" IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PRACTICE OF STUDENTS: THE RESULTS OF THE STUDY ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE DISTRICT COORDINATION CENTER OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
N. N. Sotnikova, N. V. Cherepkova, O. N. Artemenko
Abstract. The article outlines the main tasks of improving the system of vocational pedagogical training, justifies the relevance of teacher training for educational organizations of secondary vocational education. The development models of the system of secondary professional pedagogical education in the regions are described, and a meaningful analysis of the variable direction of the district coordination center in the North Caucasus Federal District, operating on the basis of the Stavropol branch of the Moscow State Pedagogical University, is presented in the direction of "Developing mechanisms for
organizing counselors' educational organizations". The article describes the specifics of the development and implementation of the module „Basics of leaders' activities" in the system of training teachers for educational organizations, which was implemented in the process of students' continuous practice. The authors of the article describe the conditions for the effective interaction of vocational education institutions in the process of training of leadership staff and present the main indicators and monitor -ing results.
Keywords: education, training of teaching staff, professional educational organizations, institutions of secondary professional education, leader's activity, teaching practice.
Процессы модернизации педагогического образования связаны, прежде всего, с повышением качества подготовки педагогических кадров, приведением системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога, с обновлением содержания общего образования.
Требования общества, предъявляемые к качеству современного образования, отражены и зафиксированы в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, в профессиональном стандарте Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденном приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н.
Одним из ключевых приоритетов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» является реализация комплекса мероприятий по обновлению педагогических кадров всех уровней образования. По итогам форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт "За Россию"» «Качественное образование во имя страны» сформулированы поручения президента РФ В. В. Путина, направленные на обеспечение подготовки педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, ввода профессионального стандарта педагога.
Перед профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку по специальности педагогического образования, сегодня стоят первоочередные задачи совершенствования системы профессиональной педагогической подготовки в соответствии с требованиями профессионального
стандарта, актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определения стратегии развития образовательной организации в соответствии с региональным запросом на подготовку педагогических кадров.
Система подготовки педагогов для образовательных организаций включает не только сеть педагогических или классических вузов, но и учреждения среднего профессионального образования. Обучение будущих учителей в педагогических колледжах всегда отличалось практико-ориентированной направленностью и выполняло актуальную задачу кадрового обеспечения системы дошкольного и начального образования, доступностью для различных категорий населения, преимуществами ранней профессиональной ориентации выпускников 9-х классов, обеспечением благоприятных условий для профессионального самоопределения и приобщения к традициям профессионального педагогического сообщества, специально организованной культурно-образовательной средой, которая обеспечивает успешную интеграцию студента в педагогическую профессию путем усвоения опыта, ценностей, норм, установок в единстве с процессами саморазвития и самореализации личности.
В Северо-Кавказском федеральном округе подготовка кадров со средним профессиональным педагогическим образованием по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» осуществляется в 27 профессиональных образовательных организациях и 8 вузах и филиалах вузов.
Профессиональные образовательные организации ведут образовательную деятельность по специальностям: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура», «Музыкальное образование».
Система среднего профессионального педагогического образования рассматривается как структурный компонент единой подготовки педагогических кадров, отвечающей потребностям региональных систем образования. Специфика региона в части спектра подготовки специалистов для региональной экономики во многом определяет вектор развития среднего профессионального педагогического образования на основе долгосрочного прогноза - мониторинга потребности в кадрах.
Развитие системы среднего профессионального педагогического образования в регионах реализуется в разных моделях. Расширяя спектр образовательных программ, педагогические колледжи реорганизовались в профессионально-педагогические, многопрофильные центры. Часть педагогических колледжей путем присоединения к вузам стали их структурными подразделениями. Однако, являясь составной частью региональных систем образования, профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку по педагогическим специальностям, ориентированы, прежде всего, на потребность в подготовке кадров региона.
В последние годы сложилось несколько моделей развития среднего профессионального педагогического образования:
• модель интеграции с образовательными организациями высшего образования - колледжа как структурного подразделения вуза;
• модель сетевого взаимодействия с образовательными организациями (социальными партнерами) - с общеобразовательными организациями, вузами, организациями дополнительного образования;
• модель многопрофильного образовательного центра, когда колледж осуществляет подготовку по специальности разных укрупненных групп, в том числе «Образование и педагогические науки», программы профессио-
нального обучения, имеет региональный ресурсный центр по педагогическим специальностям.
Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» выступает как окружной координационный центр Северо-Кавказского федерального округа в разработке, апробации и реализации комплекса общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях координации подготовки во-жатских кадров и их сопровождения.
Итак, вариативное направление деятельности окружного координационного центра в Северо-Кавказском федеральном округе строится в направлении «Отработки механизмов организации подготовки вожатых в образовательных организациях среднего профессионального образования в Северо-Кавказском федеральном округе».
Составной частью формирования социального и профессионального опыта обучающихся является практическое освоение основ будущей профессии, в том числе формирование умений решать задачи воспитания. Для этого студенты включаются в систему непрерывной практики, построенной для каждой программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО.
С этой целью сотрудниками окружного координационного центра в Северо-Кавказском федеральном округе был разработан модуль «Основы вожатской деятельности», который является вариативной частью обязательной образовательной программы, который призван обеспечить теоретическую и практическую подготовку обучающихся к работе вожатого в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, направленной на создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию подрастающего поколения и формированию системы нравственных ценностей, активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу.
Курс предусматривает освоение таких тематических разделов, как:
• история вожатского дела;
• нормативно-правовые основы вожат-ской деятельности;
• психолого-педагогические основы во-жатской деятельности;
• основы сопровождения деятельности детского общественного объединения;
• вопросы организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
• содержание технологий работы вожатого в образовательной организации и детском лагере;
• особенности информационно-медийного сопровождения вожатской деятельности;
• основы профессиональной этики и культуры вожатого;
• основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.
Кроме того, была проведена работа по адаптации и апробации системы непрерывных практик студентов среднего профессионального образования (СПО), направленных на формирование умений осуществлять профессиональные функции, связанные с воспитанием, ориентированные на партнерские отношения с ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников».
Для определения эффективности работы окружного координационного центра в Северо-Кавказском федеральном округе и определения роли участия образовательных организаций и количества студентов, прошедших модуль «Основы вожатской деятельности», был проведен мониторинг. В качестве субъектов, принявших участие в оценке итогов внедрения модуля, результатов педагогической (вожат-ской) практики обучающихся, созданию воспитывающей среды выступили Кабардино-Балкарская республика, Чеченская республика, Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесская республика, Республика Ингушетия.
Экспериментальными площадками, которые участвовали в работе по реализации комплекса мероприятий в целях координации подготовки вожатских кадров и их сопровождения, стали следующие образовательные организации - ГБПОУ «Светлоградский педагогический колледж», Ставропольский край; ГБПОУ «По-жарно-спасательный колледж», Республика Ин-
гушетия; ГБОУ СПО «Грозненский педагогический колледж»; ГБПОУ «Гудермеский педагогический колледж им. С. С.-А. Джунаидова», Чеченская Республика; ГБПОУ «Профессионально-педагогический колледж имени З. Н. Батыр-Мурзаева», Республика Дагестан; ГБПОУ «Профессионально-педагогический колледж им. М. М. Меджидова», Республика Дагестан; ГБПОУ «Профессионально-педагогический колледж им. Расула Газматова», Республика Дагестан; ГБПОУ «Кизлярский профессионально-педагогический колледж», Республика Дагестан; РГБОУ СПО «Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова»; колледж «Кабардино-Балкарский университет им. Х. М. Бер-бекова»; ГКПОУ «Прохладненеский многопрофильный колледж», Кабардино-Балкарская Республика, и колледжи в структуре вузов: Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске; Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки; Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске; ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»; ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»; ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х. М. Бербекова.
В этих образовательных организациях общее количество обучающихся по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки (специальности среднего профессионального образования) по состоянию на 1 сентября 2018 г. составило 8922 человека.
Общее количество обучающихся, которые прошли в 2017/2018 учебном году подготовку в рамках модуля «Основы вожатской деятельности», рекомендованного Минобрнауки России (письмо от 08.08.2017 № ТС-566/09), составило 1144 человека.
Однако название модулей, дисциплин, аналогичных программе модуля «Основы во-жатской деятельности», в образовательных организациях среднего профессионального образования разнится. Наименование модуля:
«Классное руководство», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»; наименование дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Теоретические и методические основы организации летнего отдыха детей», «Классное руководство», «Методика работы педагога и вожатого в детско-юношеских организациях», «Основы организации внеурочной работы в области социально-педагогической деятельности», «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя», «Основы вожатско-го мастерства».
Количество обучающихся, прошедших подготовку в рамках указанных модулей и учебных дисциплин, составило 1376 человек.
Сравнительный анализ количества обучающихся, прошедших модуль «Основы вожатской деятельности» (или дисциплин аналогичных программе модуля), которые вышли и на различные виды педагогической (вожатской) практики / педагогической практики в качестве вожатого в 2017/2018 учебном году, и планируемые результаты в 2018/2019 учебном году показывает нам положительную динамику (таблица).
Особенностью организации практики является поэтапное усложнение профессиональной деятельности студента, рост его навыков и умений при переходе от одного вида практики к другому.
Необходимость подготовки студентов к решению воспитательных задач в профессиональной деятельности студентов СПО определяет учебные и производственные практики как систему, направленную на формирование умений осуществлять профессиональные функции:
• учебная общественно-педагогическая распределенная практика в качестве вожатого или педагога-организатора в школе;
• летняя производственная педагогическая практика в загородных или пришкольных лагерях в качестве вожатого;
• производственная педагогическая практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя в школе.
Основным требованием к прохождению общественно-педагогической распределенной практики является изучение студентами дисциплин «Педагогика», «Психология», «Введение в специальность» и других учебных курсов. Кроме того, введение в учебный план дисциплины «Основы вожатской деятельности» помогает прохождению студентами практики и позволяет подготовить их к летней вожатской практике в загородных или пришкольных лагерях.
Для эффективной организации практики студенты объединяются в педагогические отряды по 5-10 человек и направляются в школы.
Между школой и вузом заключается договор, где определяются обязанности сторон по организации деятельности студентов в рамках «Общественно-педагогической практики».
В ходе практики студенты (педагогический отряд) знакомятся с организацией внеурочной деятельности в школе, планом воспитательной работы, деятельностью общественных объединений, организаций, школьным самоуправлением. Совместно с руководителем практики и наставником определяют основные направления деятельности, планируют собственную деятельность в школе (работу со школьным активом, проведение дел), реализуют задуманное, анализируют результаты. В процессе практики студенты формируют методическое портфолио. По итогам практики каждый педагогический отряд готовит и представляет творческий отчет о деятельности. В вузе разрабатывается система стимулирования лучших педагогических отрядов.
Таблица
Динамика вожатской практики будущих педагогов
Место проведения практики Июнь 2017-2018 уч. г. Июнь 2018-2019 уч. г. Июль 2017-2018 уч. г. Июль 2018-2019 уч. г. Август 2017-2018 уч. г. Август 2018-2019 уч. г.
1. Загородные детские оздоровительные лагеря/центры 297 439 263 94 166 246
2. Пришкольные/городские лагеря 829 589 699 515 8 225
3. Общеобразовательные организации 419 404 106 207 6 104
4. Общеобразовательные организации, работающие по направлениям деятельности РДШ 122 138 112 94 3 29
Руководителем практики является преподаватель вуза, наставником - заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, старший вожатый.
В рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» был разработан модуль «Основы во-жатской деятельности» для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Специалистами координационного центра СКФО на базе Ставропольского филиала он адаптирован для студентов СПО.
Изучение модуля опирается на знания обучающихся, полученные в ходе освоения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», а также опыта, полученного обучающимися во время прохождения общественно-педагогической практики в образовательных организациях.
Изучение модуля «Основы вожатской деятельности» формирует готовность обучающихся к практической профессиональной деятельности с детьми, в детском коллективе, общественной организации на базе школы или иной образовательной организации.
Учебная практика в инструктивно-методическом лагере направлена на практическую отработку полученных в ходе изучения теоретической части модуля «Основы вожатской деятельности» знаний, умений и навыков посредством решения кейсов, моделирования проблемных ситуаций, проектирования программ смен и их защиты перед экспертами (преподавателями, более опытными вожатыми, представителями работодателя и др.).
В адаптированной программе представлены подробные конспекты тематических занятий: сплачивающий тимбилдинг «Мы - команда», педагогическая гостиная «Ценности в жизни человека», мастер-класс по организации дискуссионных мероприятий «Каждый видит мир и чувствует по-своему», квест-игра «Тропа безопасности», дискуссия «Каждый видит мир и чувствует по-своему», тренинг «Конфликты и их роль в нашей жизни», тренинг «Я становлюсь увереннее».
В ходе прохождения практики студенты разрабатывают проект программы смены/деятельности детского объединения, тезисы публичной самопрезентации, сообщение по итогам анализа проблемной ситуации.
Модуль «Основы вожатской деятельности» завершается летней вожатской практикой, в стационарной и выездной форме. Проводится данная практика на базах загородных детских оздоровительных лагерей, в учреждениях и организациях отдыха и оздоровления детей, пришкольных оздоровительных лагерях.
В период работы в лагере в качестве вожатого студент организует деятельность детей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, особенностей развития временного детского коллектива.
Летняя вожатская практика осуществляется в течение одной лагерной смены. В ходе прохождения практики студенты заполняют индивидуальную книжку обучающегося по практике (дневник вожатого) и оформляют портфолио. По окончанию практики администрация лагеря предоставляет обучающемуся характеристику.
Таким образом, модуль «Основы вожатской деятельности» является необходимой основой для последующего успешного прохождения производственной вожатской (воспитательной) практики в образовательных организациях в качестве помощника классного руководителя, а также производственной педагогической практики.
Заключительным этапом системы непрерывных практик студентов СПО, направленных на формирование умений осуществлять профессиональные функции, связанные с воспитанием, является производственная педагогическая практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя в школе.
Данная практика предполагает непосредственное погружение студента в профессиональную деятельность:
• ведение уроков с использованием различных традиционных и инновационных технологий совместно с педагогом и самостоятельно;
• целеполагание, планирование, организацию внеурочных мероприятий в классе в качестве классного руководителя;
• разработку программ работы с постоянным детским коллективом, его активом и др.
Таким образом, системная организация непрерывной практики, связанной с воспитательной деятельностью педагога и созданием воспитывающей среды в образовательных органи-
зациях, будет содействовать становлению общих и профессиональных компетенций обучающихся, их профессиональной педагогической позиции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нагайченко Н. Н. Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. -2010. - Т. 2 (Психолого-педагогические науки), № 3. - С. 94-97.
2. Михеев И. А. Создание воспитывающей среды в целях формирования гармонично развитой личности. - URL: http://www.apkpro. ru/doc/011.MikheevIA.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
3. Об итогах всероссийского совещания по внедрению модели воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления (Материалы Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров). - URL: http://mpgu.su/novosti/ob-itogah-vserossiyskogo-soveshhaniya-po-vnedreniyu-modeli-vospityivayushhey-sredyi-v-obrazovatelnyih-organizatsiyah-organizatsiya h-otdyiha-detey-i-ih-ozdorovleniya/ (дата обращения: 21.08.2018).
4. Сотникова Н. Н. Воспитывающая среда как актуальная тема в образовательных организациях. - URL: http://sfmggu.ru/news/item/801 -vospityvayushchaya-sreda-aktualnaya-tema-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh.html (дата обращения: 29.08.2018).
5. Сотникова Н. Н., Черепкова Н. В. Материалы семинара по формированию воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях отдыха детей. - URL: http://mpgu.su/vuzyi-skfo-vmeste-formiruyut-vospityivayushhuyu-sredu/ (дата обращения: 28.08.2018).
6. Формирование воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях отдыха детей. - URL: http://mpgu.su/vuzyi-skfo-vmeste-formiruyut-vospityivayushhuyu-sredu (дата обращения: 25.08.2018).
7. Sotnikova N., Cherepkova N., Artemenko O. Model Of Creating An Educative Environment Into Educational Organizations And Organiza-
tions For The Children Recreation And Their Rehabilitation In The North Caucasus Federal District // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. -Vol. 9, Iss. 6 (November-December). - P. 19401943.
REFERENCES
1. Nagaychenko N. N. Vospityvayushchaya sreda shkoly kak faktor formirovaniya sotsialnoy kompetentnosti starsheklassnikov. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2010, Vol. 2 (Psik-hologo-pedagogicheskie nauki), No. 3, pp. 9497.
2. Mikheev I. A. Sozdanie vospityvayushchey sredy v tselyakh formirovaniya garmonichno razvitoy lichnosti. Available at: http://www.ap-kpro.ru/doc/011.MikheevIA.pdf (accessed: 20.08.2018).
3. Ob itogakh vserossiyskogo soveshchaniya po vnedreniyu modeli vospityvayushchey sredy v obrazovatelnykh organizatsiyakh, organizatsi-yakh otdykha detey i ikh ozdorovleniya (Mate-rialy Federalnogo koordinatsionnogo tsentra po podgotovke i soprovozhdeniyu vozhatskikh kadrov). Available at: http://mpgu.su/novosti/ ob-itogah-vserossiyskogo-soveshhaniya-po-vnedreniyu-modeli-vospityivayushhey-sredyi-v-obrazovatelnyih-organizatsiyah-organizatsi-yah-otdyiha-detey-i-ih-ozdorovleniya/ (accessed: 21.08.2018).
4. Sotnikova N. N. Vospityvayushchaya sreda kak aktualnaya tema v obrazovatelnykh organizatsiyakh. Available at: http://sfmggu.ru/news/ item/801-vospityvayushchaya-sreda-aktualna-ya-tema-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh. html (accessed: 29.08.2018).
5. Sotnikova N. N., Cherepkova N. V. Materialy seminara po formirovaniyu vospityvayushchey sredy v obrazovatelnykh organizatsiyakh i orga-nizatsiyakh otdykha detey. Available at: http:// mpgu.su/vuzyi-skfo-vmeste-formiruyut-vospi-tyivayushhuyu-sredu/ (accessed: 28.08.2018).
6. Formirovanie vospityvayushchey sredy v obra-zovatelnykh organizatsiyakh i organizatsiyakh otdykha detey. Available at: http://mpgu.su/ vuzyi-skfo-vmeste-formiruyut-vospityivayush-huyu-sredu (accessed: 25.08.2018).
7. Sotnikova N., Cherepkova N., Artemenko O. Model Of Creating An Educative Environment
Into Educational Organizations And Organizations For The Children Recreation And Their Rehabilitation In The North Caucasus Federal
District. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018, Vol. 9, Iss. 6 (November-December), pp. 1940-1943.
Сотникова Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования, директор Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета e-mail: nnsotnikova@mail.ru
Sotnikova Natalia N., ScD in Education, Associate Professor, Professor, psychological, pedagogical and natural science education department, director, Stavropol branch of Moscow Pedagogical State University e-mail: nnsotnikova@mail.ru
Черепкова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета e-mail: kostin072008@yandex.ru
Cherepkova Natalia V., PhD in Psychology, Associate Professor, Chairperson, Psychological, pedagogical and natural science education department, Stavropol branch of Moscow Pedagogical State University e-mail: kostin072008@yandex.ru
Артеменко Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета e-mail: artemenko1003@yandex.ru
Artemenko Olga N., PhD in Education, Associate Professor, Psychological, pedagogical and natural science education department, Stavropol branch of Moscow Pedagogical State University e-mail: artemenko1003@yandex.ru