Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза (иностранный язык)'

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза (иностранный язык) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Светлана Юрьевна

Рассматриваются общие концепции современной парадигмы образования. Представлены основные компоненты профессиональной иноязычной компетентности студента неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза (иностранный язык)»

УДК 378.147:811

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза (иностранный язык)

Тюрина С.Ю., канд. филол. наук

Рассматриваются общие концепции современной парадигмы образования. Представлены основные компоненты профессиональной иноязычной компетентности студента неязыкового вуза.

Ключевые слова: Современная парадигма образования, компетентностный подход, общая компетенция, профессиональная компетенция.

Developing professional competence of engineering students (foreign language)

Tyurina S.Yu.

This article studies the common concepts of modern education paradigm. The key components of professional communicative competence of technical university student are discussed. The entire system of competence is considered as the result of mastering foreign language.

Keywords: modern education paradigm, competence approach, universal competence, professional competence.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и систему образования.

Необходимость компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обусловлена социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными изменениями, происходящими в современном обществе, которое требует нового качества конечного результата в данной сфере образования - профессиональной компетентности выпускника вуза.

Особенности постиндустриального общества, тенденции изменения социальноэкономической среды требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям, следовательно, возрастает значимость таких универсальных компетенций, как умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности в зависимости от изменений стратегии развития предприятия, технологий и т.п., умение самостоятельно работать с информацией, принимать решения 1

Современная парадигма образования предполагает переосмысление задач всей системы образования. Новые тенденции в определении роли и характера развития системы образования носят глобальный характер и рассматриваются на уровне стран всего мирового сообщества.

Наиболее подробно общие компоненты концепции современной парадигмы образования представлены в работе А.М. Новикова и Д.А. Новикова2. Отечественные исследователи сравнивают основные компоненты парадигм учения в индустриальном и постиндустриальном обществе (см. таблицу).

Е.Н. Соловова3 формулирует наиболее общие постулаты новой парадигмы образования следующим образом.

1. От концепции «хорошее образование» к необходимости «непрерывного образования».

Изначально в системе образования превалировала концепция «образование на всю жизнь», однако различные сферы человеческой деятельности развиваются столь стремительно, что просто «хорошее образование» сегодня не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы. Необходимо непрерывное совершенствование и развитие личности.

Статус высококвалифицированного специалиста разных сфер деятельности требует постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, а также умелого анализа текущей ситуации.

Данная концепция предполагает психологическую готовность к изменению привычного рода деятельности.

2. От концепции «знания» к концепции «компетенции».

Знаниецентричная модель образования не удовлетворяет реальные потребности развития общества. Необходимо ориентироваться не просто на передачу формальных знаний, а на формирование практических умений и их использование в различных сферах деятельности.

3. От концепции «послушание» к идеям «инициативности».

Традиционная модель обучения предполагает, что хороший ученик, послушный и исполнительный, выполняет все задания во время и по правилам. Однако условия современной жизни выдвигают на первый план не просто исполнительность, а инициативность. Именно инициативность, а также мобильность и готовность к решению задач различного рода гарантируют успех в профессиональной сфере деятельности.

Смена парадигм учения

Компоненты парадигмы Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Ценности Учение для общественного производства Учение для самореализации человека в жизни, для личной карьеры

Мотивы Учение как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга Заинтересованность в учении, удовольствие от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними

Нормы Ответственность за учение обучающихся несет педагог; педагог поддерживает авторитет за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины,усердия Обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; авторитет педагога поддерживается его личностными и профессиональными качествами

Цели Направленность учения на приобретение научных знаний; учение как «запас на всю жизнь» Направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями; учение в течение всей жизни

Позиции участников учебного процесса Педагог передает знания; педагог «над» обучающимися Педагог создает условия для самостоятельного учения; педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы Иерархический и авторитарный методы; стабильная структура учебных дисциплин; стабильные формы организации учебного процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога Демократические, построенные на равенстве методы; динамичная структура учебных дисциплин; динамичные формы организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся

Средства Основным средством обучения является учебная книга Учебная книга дополняется ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ

Контроль и оценка Контроль и оценка производятся преимущественно педагогом Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся

Очевидно, что в педагогической деятельности необходимо целенаправленно и последовательно формировать такое качество, как инициативность учащихся, поскольку именно это качество во многом определяет и ответственность за результат собственных решений.

Новое понимание целей языкового образования является одним из основных постулатов современной парадигмы образования. Основной особенностью современного этапа развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения базовых компетенций.

Специалисты в области разработки национальных стандартов вузовского образования в странах Европейского и мирового сообщества выделяют базовые компетенции, которые обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях современного информационного общества.

Данные компетенции имеют много общих составляющих и, несомненно, взаимозависимы.

Для осуществления различных видов речевой деятельности в ситуации общения человек использует целый ряд компетенций, являющихся результатом его жизненного опыта. Участие в коммуникативных актах, в том числе и искусственно созданных учебных ситуациях общения, способствует дальнейшему развитию компетенций учащегося. Степень сформиро-

ванности следующих компетенций говорит об

4

уровне владения иностранным языком .

1. Общие компетенции. Включают в себя знания, умения, экзистенциональную компетенцию, а также способность учиться. Под знаниями понимаются декларативные знания, эмпирические (приобретаемые по мере накопления опыта) и академические (полученные в процессе обучения).

Декларативные знания включают:

- знания о мире (населенные пункты, персоналии, общественные институты и организации, страноведческие знания, основные понятия);

- социокультурные знания (повседневная жизнь (питание, праздники, досуг), ее условия, межличностные отношения (в семье, на работе, между полами, представителями разных поколений, рас), система ценностей, убеждений и отношений, язык жестов, правила этикета (подарки, одежда, угощение, темы для разговора), выполнение ритуалов);

-межкультурные знания ( знание и понимание сходства и различия между культурами родной страны и страны изучаемого языка, а также понимание регионального и социального разнообразия стран).

Умения и навыки включают в себя:

- практические умения и навыки (профессиональные навыки и умения, навыки общественной жизни, повседневного поведения и проведение досуга);

- межкультурные навыки (способность соотносить собственную и иноязычную культу-

ру, выступать в роли посредника между своей и иноязычной культурой и эффективно устранять конфликтные ситуации, вызванные меж-культурными различиями).

Индивидуальность человека характеризуется его взглядами, мотивациями его поступков, ценностями (например, эстетические и нравственные) и убеждениями (религиозные, идеологические, философские), типом познавательной способности (конвергентный/дивергентный, целостный/ аналитический/ синтетический) и типом личности. Все это в целом составляет экзистенциальную компетенцию.

Познавательные способности включают в себя:

- понимание механизмов языка и процесса коммуникации;

- общие фонетические навыки и умения (распознавание и воспроизведение звуков и просодических моделей, членение потока речи);

- учебные умения (восприятие учебной информации, умение эффективно работать группами и в парах, знание своих сильных и слабых сторон, умение использовать на практике изучаемый материал);

- эвристические умения (способность познавать новое, способность находить, понимать, передавать новую информацию, умение пользоваться новыми информационными технологиями).

Для выполнения коммуникативных задач в процессе речевой деятельности учащийся должен овладеть навыками коммуникативной языковой компетенции.

2. Коммуникативная языковая компетенция состоит из лингвистического, социолингвистического и прагматического компонентов, каждый из которых включает определённые знания, умения и навыки.

В рамках лингвистической компетенции выделяются следующие компетенции:

- лексическая (знание словарного состава языка, включающего лексические и грамматические элементы и способность их использования в речи (фразеологизмы, устойчивые сочетания, закрытые тематические группы слов));

- грамматическая (знание грамматических элементов и умение их использовать в речи; способность понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в виде фраз и предложений, построенных по правилам данного языка);

- семантическая (знание возможных способов выражения определенного значения и умение их использовать);

- фонологическая (умение воспринимать и воспроизводить звуковые единства языка, фонетическую организацию слов, просодику, фонетическую редукцию);

- орфографическая (знание символов, используемых при создании письменного тек-

ста, а также умение их распознавать и изображать на письме);

- орфоэпическая (знание правил правописания, умение пользоваться словарем, умение определить по контексту значение слова).

В социолингвистическую компетенцию входят знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте, а именно:

- лингвистические маркеры социальных отношений (выбор и использование формул приветствия, форм общения, умение вести диалог);

- правила вежливости (понятия «позитивная» и «негативная» вежливость, адекватное использование формул речевого этикета);

- пословицы, поговорки, идиомы;

- регистры общения (официальный, разговорный, интимный, торжественный, нейтральный);

- диалект и акцент (способность распознавать языковые особенности человека с точки зрения его социальной принадлежности, места проживания, происхождения, рода занятий).

Прагматическая компетенция включает:

- дискурсивную (знание правил построения высказываний, их объединения в текст);

- функциональную (использование устных и письменных высказываний для выполнения различных коммуникативных функций);

- компетенцию схематического построения речи (умение последовательно строить высказывание в соответствии со схемами взаимодействия).

Рассмотренные выше компетенции представляют собой целостную систему, их освоение должно стать результатом полноценного овладения иностранным языком.

Необходимо отметить, что в мировой практике разработаны и широко используются градуированные дескрипторы для описания уровней лингвистической, прагматической и социолингвистической компетенций.

Таким образом, в современном образовательном пространстве неязыкового вуза ставится задача формирования профессиональной компетентности студента в процессе обучения. Это, в свою очередь, требует внедрения новых коммуникативных, деятельностно-ориентированных и информационных педагогических технологий, которые сегодня приобретают особую гуманистическую значимость, открывая для каждой личности уникальные возможности самореализации.

Примечания

1Матвеева Т.А. Формирование профессиональной компетенции студентов технического вуза в условиях информатизации образования: Дис... д-ра пед. наук. - Н. Новгород, 2008.

2 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.

зСоловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: Пособие для студентов пед. вузов. - М., 2008.

4 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент по языковой политике. - Страсбург, 2001; МГЛУ, 2005.

Тюрина Светлана Юрьевна,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», кандидат филологических наук, доцент кафедры интенсивного изучения английского языка, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.