ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S15. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.
ART 76176
УДК 371.132
Королева Лариса Дмитриевна,
учитель английского языка высшей категории МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь [email protected]
Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога
Аннотация. Данная статья рассматривает опыт работы учителей-новаторов МАОУ «Гимназия № 2», направленной на формирование ИКТ-компетентности современного педагога, обладающего навыками самостоятельной работы с интернет-технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Ключевые слова: ИКТ-компетенция учителей, творческая лаборатория, профессиональный стандарт педагога, информационные технологии. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег
1 декабря 2011года в рамках международной конференции «Компетентности учителей в Обществе знаний: политика, педагогика, социальные навыки» была представлена русская версия рекомендаций ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» (ICT Competency Framework for Teachers, or ICT-CFT). Данный документ ставит своей целью помочь каждой стране разработать всеобъемлющую стратегию и рекомендации в области ИКТ-компетентности учителей, что должно рассматриваться как значимая составная часть генерального плана информатизации образования.[3]
СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
ШЕСТЬ МОДУЛЕЙ В КАЖДОМ ИЗ ТРЕХ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Знакомство Понимание
ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ с образовательной образовательной
политикой политики
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ Базовые знания Применение знаний
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ Использование ИКТ Решение комплексных задач
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ Традиционные формы Группы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ учебной работы сотрудничества
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Компьютерная грамотность Помощь и наставничество
ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ
Инициация инноваций
Умения жителя общества знаний
Способность к самообразованию Распространяющиеся технологии
Обучающаяся организация
Учитель как мастер учения
Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S15. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.
Рекомендации подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников [3] Выше упомянутые рекомендации легли в основу профессиональной ИКТ-компетентности учителей, присутствующей во всех компонентах профессионального стандарта. Профессиональная ИКТ-компетентность -квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. [2]
В 2013-2014 учебном году в МАОУ «Гимназия №2» города Перми была организована работа Творческой лаборатории учителей, цель которой Формирование творческой личности педагогов, обладающей навыками самостоятельной работы с Интернет-технологиями в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Творческая лаборатория учителей являлась основным структурным подразделением методической службы учреждения и была создана в целях внедрения современных информационных технологий, исследования эффективности влияния данных технологий на повышение качества образования, развитие личности обучающегося.
В работе творческой лаборатории через различные виды деятельности предполагалось решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
- внедрение современных Интернет-технологий и отслеживание результативности от использования данных технологий;
- организация инновационной, экспериментальной деятельности в рамках предмета или предметной области;
- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;
- обсуждение, анализ материалов, полученных в ходе работы, обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы;
- организация и обеспечение дистанционного обучения участников творческой лаборатории;
-организация методического консультирования по вопросам интеграции Интернет-технологий в учебный процесс;
- создание справочной документации и методических рекомендаций по работе с Web сервисами;
Содержание деятельности творческой лаборатории учителей предметников:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в творческой лаборатории учителей предметников;
- организация работы по накоплению дидактического материала и разработке методических рекомендаций;
- ознакомление с опытом создания и ведения персональных предметных сайтов педагогов;
- проведение творческих отчетов по результатам работы в ТЛ;
- создание условий для активизации творческого потенциала учителей.
Основными формами работы творческой лаборатории учителей предметников:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.
- заседания, посвященные вопросам инновационных подходов к развитию личности школьника посредством применения интернет-технологий;
- практико-ориентированные семинары, мастер-классы, интернет-консультации, видеотренинги;
- творческие отчеты учителей;
- лекции, доклады, сообщения, дискуссии по методикам применения Webсерви-сов для создания дидактических материалов;
-ярмарка методических идей; отчет по результатам инновационной деятельности участников творческой лаборатории;
План работы творческой лаборатории учителей "1Теа4ег"
по теме «Инновационные подходы к развитию личности школьника по-
средством применения интернет-технологий»
Мероприятия Сроки Ответственные
Организационное заседание. Постановка целей и задач творческой лаборатории учителей, планирование работы на учебный год. Анкетирование участников творческой лаборатории. сентябрь 2013 года Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей
2. Организация и проведение мастер-класса по теме «Создание персонального сайта педагога на платформе JIMDO.COM», разработка технических заданий для педагогов. октябрь 2013 года Руководитель творческой лаборатории; Ворошилова О.Э., учитель информатики
Разработка сайта для проведения интернет-консультаций и мастер-классов с целью методического сопровождения работы творческой лаборатории. в течение учебного года Руководитель творческой лаборатории www.ITea4er.jimdo.co т
Организация и проведение интернет-консультации (видеотренинг) теме «Использование Web сервисов в практике работы педагога». Создание дидактических материалов. ноябрь 2013 года Сайт ТЛ Руководитель творческой лаборатории Королева Л.Д., Куликова Ю.В., учителя английского языка
Организация и проведение семинара-практикума по теме «Технология создания нелинейных презентаций. Работа с PREZI.COM» декабрь 2013 года Сайт ТЛ Руководитель творческой лаборатории; Учащиеся 11Б класса Гашков Н., Зубов М.
Организация и проведение интернет-консультации по теме «Интернет-технологии: технология создания WebQuest» январь 2014 года Сайт ТЛ Руководитель творческой лаборатории Размещение на сайте ТЛ www.ITea4er.jimdo.com
Организация и проведение семинара по теме «Интеграция Интернет-ресурсов в процесс обучения ». февраль 2014 года Руководитель творческой лаборатории Ворошилова О.Э., учитель информатики
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.
Организация и проведение круглого стола по теме «Мета-предметные и личностные результаты образования в условиях внедрения Интернет-технологий в процесс обучения» март 2014 года Руководитель творческой лаборатории; участники творческой лаборатории учителей Цепенникова О.А., учитель русского языка и литературы
Ярмарка методических идей. Организация и проведение мастер-классов, выступлений педагогов по результатам инновационной деятельности в течение года Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей Каликова В.А., учитель информатики
0. Организация и проведение итогового семинара по результатам инновационной деятельности «Интернет-технологии в образовании». Подготовка публикаций. апрель 2014 года Руководитель творческой лаборатории, участники творческой лаборатории учителей
1. Подведение итогов работы за учебный год, планирование работы на 2014-2015 учебный год. Анкетирование участников творческой лаборатории. май 2014 года Руководитель творческой лаборатории участники творческой лаборатории учителей,
В работе Творческой лаборатории принимали участие учителя предметники МАОУ «Гимназия №2». Подробно ознакомиться с результатами работы Творческой лаборатории можно на сайте www.ITea4er.iimdo.com Как итог работы был опубликован спецвыпуск №19 за 2014 год в научно-методическом электронном журнале Концепт https://e-koncept.ru/2014/S19.htm [1]
Ссылки на источники
1. Научно-методический электронный журнал Концепт: https://e-koncept.ru [07.01.2016]
2. Профессиональный стандарт педагога: www.минобрнауки.рф [07.01.2016]
3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (ICT Competency Framework for Teachers): http://www.mediagram.ru/netcat files/108/110/h c836705638fa4ef2bf87c825e4ee57bf [07.01.2016]
Larisa Koroleva,
Teacher of English, Gymnasia 2, Perm [email protected]
Development of professional ICT competence as a prerequisite for successful implementation of professional standard of the teacher
Abstract. This article considers the experience of teachers of MAOU "Gymnasia 2 aimed at fostering ICT-competence of modern teacher, possessing the skills of independent work with Internet technologies in conditions of transition to the second generation of FSES.
Key words: ICT-competence of teachers, a creative laboratory, professional standard of the teacher, information technology.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Королева Л. Д. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности как условие успешной реализации профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76176.htm.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 06.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.06.16
Принята к публикации Accepted for publication 07.06.16 Опубликована Published 08.06.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Королева Л. Д., 2016
www.e-koncept.ru