Чарушина Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186056.htm.
ART 186056 DOI 10.24422/MCITO.2018.V7.14874 УДК 372.881.111.1:004.9
Чарушина Наталья Николаевна,
учитель английского языка МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова, г. Киров natali.tcharuschina@vandex.ru
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка
Аннотация. В статье сосредоточено внимание на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании английского языка. В статье представлены примеры использования ИКТ на уроках английского языка. Сделан вывод о целесообразности использования ИКТ для повышения качества знаний обучающихся. Ключевые слова: ФГОС, урок, информационно-коммуникационные технологии, английский.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В современном мире образование приобретает все большее значение. Но требования, предъявляемые к системе образования и к обучающемуся, изменились. Исходя из реалий сегодняшней жизни, были определены умения, необходимые школьнику XXI в.: высокий профессионализм в определенной области, умение презентовать и подавать себя, знание психологии, умение применить знания в реальных условиях жизни. Подобные компетенции в системе образования вырабатываются через использование инновационных педагогических технологий.
По мнению Г. К. Селевко, «педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам». По методам и способам обучения и воспитания он выделяет следующие педагогические технологии: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-технологии и др. [1]
Среди всех педагогических технологий можно выделить информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Считаем, что использование ИКТ в образовательной деятельности способствует достижению метапредметных результатов образования. В Стандарте метапредметные результаты образования определяются как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и выполнения учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [2].
В работе Г. Ф. Полушкиной «Оценка метапредметных результатов образования по иностранному языку в основной школе» отмечается, что метапредметные результаты «освоения основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку показывают: умение определять цели обучения самостоятельно, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать выводы» [3].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чарушина Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186056.htm.
Говоря об иностранном языке, нельзя не упомянуть цели, которые мы ставим перед собой как практикующие педагоги в рамках реализации ФГОС:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевой, языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
2) развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка;
3) воспитание личности, способной к саморазвитию.
Соответственно, задачами учителя становятся:
1) активизация деятельности каждого обучающегося в образовательном процессе;
2) создание ситуации успеха для развития творческой активности обучающегося.
В связи с этим информационно-коммуникационные технологии приобретают
большое значение, а именно: развивают мотивацию на уроках английского языка, обеспечивают гибкость управления образовательной деятельностью, помогают в осуществлении выбора наилучшего варианта обучения, участвуют в реализации контроля за деятельностью обучающихся.
Использование мультимедийных средств на уроках английского языка помогает реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их интересов и склонностей.
Однако перспективы использования «информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности школы зависят от педагогического фактора, то есть от уровня ИКТ-компетентности педагога, его общей эрудиции, его готовности и способности интегрировать ИКТ в образовательную деятельность» [4]. Поэтому современному учителю необходимо постоянно повышать уровень профессиональной квалификации, следить за всеми новинками в сфере образования, посещать семинары, конференции, мастер-классы и круглые столы. Одной из форм повышения ИКТ-компетентности учителя может быть участие в творческой лаборатории.
Автор статьи принимает активное участие в работе творческих лабораторий, организованных на базе КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Например, с 2015 по 2018 год были организованы такие творческие лаборатории, как «Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога», «Проектирование рабочих программ основного общего образования в условиях реализации ФГОС», «Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Аудирование». Целью таких лабораторий было совершенствование методологической и методической компетентностей педагогов.
Во время работы творческих лабораторий совместными усилиями учителей города Кирова и Кировской области были рассмотрены, изучены различные возможности информационно-коммуникационных технологий и созданы методические рекомендации по их использованию в образовательной деятельности. На практических занятиях педагоги научились создавать эффективные презентации, флеш-анимации, совместные презентации на сервисах поисковой системы Google, интерактивные тесты в программе MyTest Х, овладели технологией создания профессионального сайта учителя. Участники лаборатории имели возможность ознакомиться с опытом коллег и перенять его. Считаем такую форму повышения профессиональной компетентности учителя наиболее эффективной и целесообразной.
Участники лаборатории были единодушны во мнении, что наиболее часто используемые средства ИКТ в образовательной деятельности- это интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чарушина Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186056.htm.
В данной статье предлагаем более детально рассмотреть некоторые из них.
Использование интернет-ресурсов имеет не меньшее значение для повышения качества знаний обучающихся на уроках английского языка. Разумное применение таких ресурсов способствует: формированию умений и навыков чтения; совершенствованию умения письменной речи школьников; развитию умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; совершенствованию умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети Интернет; пополнению словарного запаса обучающихся; формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению английского языка; расширению их кругозора; налаживанию и поддержанию межкультурных связей со сверстниками из других стран.
Сервис Quizlet.com предоставляет возможность создавать интерактивные учебные карточки (флеш-карточки) и обучающие игры. Поэтому автор статьи активно использует данный сервис на уроках английского языка для тренировки правописания, перевода и определения значения слов.
Кроме того, активно используется на уроках английского языка сервис LearningApps.org. Этот интерактивный ресурс позволяет разрабатывать задания в разных режимах: «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др.
Еще одним полезным ресурсом для уроков английского языка считаем веб-сервис Prezi.com. Учителя могут создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой, которые позволяют, не переключая слайды, акцентировать внимание на конкретном фрагменте. Технологию создания таких презентаций легко осваивают и обучающиеся, используя их при подготовке мини-проектов, докладов по определенной теме.
В настоящее время образовательные организации хорошо оснащены техническими средствами обучения. По нашему мнению, интерактивная доска является эффективным средством, которое способствует повышению познавательной активности школьников. Интерактивные доски позволяют не только «представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся через взаимодействие участников образовательных отношений в ходе интерактивного диалога, реализуемого за счёт использования различных видов обратной связи, самостоятельности в выборе изучения учебной информации, объеме и уровне сложности, времени и темпе работы, создании творческого учебного продукта в процессе активного преобразования учебной информации» [5].
Использование интерактивных досок в образовательной деятельности дает возможность сочетания информационно-коммуникационных и традиционных приемов, форм организации образовательной деятельности. Также благодаря инструментам интерактивной доски каждое действие или реакция участников взаимодействия отражаются на экране, доступны для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательной деятельности. В результате происходит повышение производительности процесса обучения за счет сокращения времени на индивидуальное взаимодействие с обучающимся.
Исходя из опыта работы, мы можем констатировать тот факт, что использование средств интерактивной доски на раннем этапе обучения иностранным языкам позволяет обеспечить реальную наглядность и ситуативность, творческую работу обучающихся, радость познания при успешном выполнении заданий, отсюда - развитие мышления и ситуативной речи. Также на уроках в младшей школе мы активно приме-
Чарушина Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186056.htm.
няем мультимедийное приложение к УМК Spotlight 2-4. Обучающимся крайне интересно работать у интерактивной доски: подбирать соответствия, собирать пазлы, делать надписи, решать сканворды.
Можем с уверенностью сказать, что качество знаний обучающихся при применении средств интерактивной доски на этой ступени выше, чем в ее отсутствие. Обучающиеся настолько хорошо запоминают яркие образы героев учебника, короткие мультфильмы, посвященные различным модулям, что затем, уже в среднем звене, часто их вспоминают и просят поработать с приложением. Работая с ситуативными диалогами, школьники многократно прослушивают и воспроизводят лексические единицы, именно здесь и реализуется холистический подход к изучению иностранного языка.
На ступени основного общего образования мы часто делаем презентации по наиболее интересным темам учебника. Обучающиеся готовят не только презентации, они одновременно учатся строить монологические высказывания, что позволяет работать и с устной речью.
На старшей ступени обучения, в 9-11-х классах, интерактивная доска часто используется как экран для выведения информации. Мы изучаем информацию, представленную на сайте ФИПИ, открытый банк заданий, где представлены упражнения для отработки всех видов речевой деятельности и подготовки для всех разделов ОГЭ и ЕГЭ. Задания по аудированию, лексико-грамматические упражнения и задания по говорению выводятся на экран и отрабатываются сначала всеми обучающимися, а затем в индивидуальном режиме, как в классе, так и дома. Также активно используются мультимедийные тренажеры, созданные в программе Microsoft Office Power Point.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий возможно на всех ступенях обучения и в различных целях: для обеспечения наглядности, выстраивания монолога и диалога, подготовки к государственной итоговой аттестации и др. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности «позволяет формировать ключевые компетентности обучающихся, достигать положительного результата по формированию универсальных учебных действий, реализовывать на практике межкультурную коммуникацию» [6].
Ссылки на источники
1. Ерёмина Т. Ю. Роль образовательных технологий в достижении метапредметных результатов образования // Инновационные образовательные технологии как ресурс формирования метапредметных результатов: сб. метод. материалов учителей МБОУ СОШ № 53 г. Кирова / науч. ред. и авт.-сост. Ю. В. Першина, Т. Ю. Ерёмина; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», МБОУ СОШ № 53 г. Кирова. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016. - С. 4.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543.
3. Полушкина Г. Ф. Оценка метапредметных результатов образования по иностранному языку в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - С. 5l-55. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171035.htm.
4. Полушкина Г. Ф. Мультимедийные тренажеры как средство реализации ФГОС // Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога в условиях реализации ФГОС: сб. материалов участников творческой лаборатории 04-08 декабря 2017 года / авт.-сост. Г. Ф. Полушкина; кол. авторов; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». -Киров, 2018. - 96 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
5. Машарова Т. В., Полушкина Г. Ф. Интерактивная доска как средство реализации технологий медиаобразования // Образование в Кировской области. - 2016. - № 3 (39). - С. 30-35.
6. Полушкина Г. Ф., Корзунина А. С. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку // Иностранные языки в школе. -2017. - № 8. - С. 46-50.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Чарушина Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186056.htm.
Natalia Charushina,
Teacher of English, Lyceum № 21, Kirov
natali.tcharuschina@yandex.ru
The use of information and communication technologies in teaching English
Abstract. This article focuses on the use of information and communication technologies in teaching English.
The article gives examples of ICT use in English lessons. The summary shows sensible use of ICT resources
for the improvement of students' knowledge.
Key words: Federal State Educational Standard, lesson, information and communication technologies, English.
References
1. Eryomina, T. Yu. (2016). "Rol' obrazovatel'nyh tekhnologij v dostizhenii metapredmetnyh rezul'tatov obra-zovaniya", in Pershina, Yu. V. & Eryomina, T. Yu. (eds.). Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak resurs formirovaniya metapredmetnyh rezul'tatov: sb. metod. materialov uchitelej MBOU SOSH № 53 g. Kirova, KOGOAU DPO "IRO Kirovskoj oblasti", MBOU SOSH № 53 g. Kirova, OOO "Tipografiya "Staraya Vyatka", Kirov, p. 4 (in Russian).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543 (in Russian).
3. Polushkina, G. F. (2017). "Ocenka metapredmetnyh rezul'tatov obrazovaniya po inostrannomu yazyku v osnovnoj shkole", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № V10, pp. 51-55. Available at: http://e-koncept.ru/2017/171035.htm (in Russian).
4. Polushkina, G. F. (2018). "Mul'timedijnye trenazhery kak sredstvo realizacii FGOS", in Polushkina, G. F. (ed.). Upravlenie processom vnedreniya ehlektronnyh sredstv obucheniya v praktiku raboty sovremen-nogo pedagoga v usloviyah realizacii FGOS: sb. materialov uchastnikov tvorcheskoj laboratorii 04-08 dekabrya 2017 goda, kol. avtorov; KOGOAU DPO "IRO Kirovskoj oblasti", Kirov, 96 p. (Seriya "Feder-al'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty") (in Russian).
5. Masharova, T. V. & Polushkina, G. F. (2016). "Interaktivnaya doska kak sredstvo realizacii tekhnologij mediaobrazovaniya", Obrazovanie v Kirovskoj oblasti, № 3 (39), pp. 30-35 (in Russian).
6. Polushkina, G. F. & Korzunina, A. S. (2017). "Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti obuchayush-chihsya cherez realizaciyu integrativnogo podhoda k obucheniyu anglijskomu yazyku", Inostrannye yazyki v shkole, № 8, pp. 46-50 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 08.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 27.04.18 Опубликована Published 30.07.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Чарушина Н. Н., 2018
977230412018007