ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Цепенникова О. А. Возможности просветительского проекта в достижении метапредметных результатов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76180.htm.
ART 76180 УДК 371.314.6
Цепенникова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы, МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь [email protected]
Возможности просветительского проекта в достижении метапредметных результатов обучающихся
Аннотация. В статье показаны пути достижения метапредметных результатов обучающихся с помощью проектной технологии. Приведены примеры просветительского и внутреннего проектов, являющихся одним из методов внеклассной работы учителя, и отражена эффективность данной методики в контексте ФГОС.
Ключевые слова: метапредметные результаты, Год литературы, просветительский проект, внутренний проект, методический паспорт проекта, проектный продукт.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сегодня образовательный процесс в современной школе невозможно представить без применения в деятельности учителя проектной технологии, поскольку она позволяет работать педагогу над получением метапредметных результатов обучения.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования в качестве главных результатов определены не только предметные и личностные, но и метапредметные, которые проявляются:
- «в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности» [1].
Нацеленность современного учителя на формирование и развитие данных умений обучающихся определяет формы и методы во внеклассной работе.
Так в 2015/2016 учебном году во внеклассную работу по предмету «Литература» мною был внесен просветительский проект «Русская литература в музыке», ориентированный на партнёрские отношения с солистами Пермского театра оперы и балета Натальей Кирилловой и Эдуардом Морозовым. Проект был посвящен Году литературы в России и должен был способствовать повышению роли литературы в развитии личности обучающегося. Как отметил во время церемонии открытия Года литературы в МХТ им. А. П. Чехова президент Российской Федерации В. В. Путин: «Цель самого проведения Года литературы - напомнить об исключительной её - литературы - значимости и её особой миссии» [2].
Основной целью просветительского проекта «Русская литература в музыке» стало привлечение внимания обучающихся 8-11-х классов к отечественной поэзии и музыке. Мне, как учителю русского языка и литературы, очень хотелось помочь гимнази-
ниегп
issN 2304-120X Цепенникова О. А Возможности просветительского проекта в достижении метапредметных результатов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76180.htm.
научно-методический электронный журнал
стам осознать, что литература не существует сама по себе, а существует в гармонии с другими видами искусства, например с музыкой, и относится к высокому искусству.
Просветительский проект был спланирован, разработан и осуществлен как комплекс следующих мероприятий: лекториев, концертов, уроков-обсуждений. Более подробно остановлюсь на первых двух.
Главным мероприятием проекта стали концерты. 1-й концерт - «А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов: музыкальные иллюстрации» - состоялся в органном концертном зале, присутствовало на нем около 450 гимназистов с 8-го по 11-й класс. 2-й концерт - «Золотой век русской поэзии в музыке» - прошел в историческом здании г. Перми, в Доме Смышляева (ныне библиотека им. А. С. Пушкина), присутствовало 140 гимназистов.
Несомненно, такие концерты требуют подготовленного зрителя, способного воспринимать поэзию Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Баратынского, положенную на музыку Чайковского, Свиридова, Рахманинова, Глинки, Рубинштейна и др. Поэтому с целью организации и проведения просветительского лектория, ориентированного на подготовку эмоционально отзывчивого зрителя, был осуществлен внутренний проект (проект в проекте), к которому были привлечены ученики 10-го и 11 -го классов, где я преподаю русский язык и литературу и являюсь классным руководителем.
Перед обучаемыми данных классов была поставлена задача по созданию проектного продукта - лектория для зрителей классического концерта.
Методический паспорт внутреннего проекта
Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми Ольга Анатольевна Цепенникова.
Название проекта: «Русская литература в музыке»
Тематическое поле: русские поэты и композиторы, литературное и музыкальное наследие - наше достояние, пермское краеведение, театральная и концертная Пермь, театральный этикет.
Проблема: «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво» (А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября». 1825 г.)
Цель - формирование способности воспринимать высокое искусство.
Участники проекта: 10 Б, 11 А.
Тип проекта: просветительский, межпредметный (литература, русский язык, музыка, МХК), долгосрочный, общешкольный.
Продукт проекта: лекторий.
Организационные формы работы: групповая и индивидуальная работа обучаемых, консультации учителя.
Этапы проекта
Название этапа Содержание деятельности Формирование УУД
Мотивационный Постановка целей и задач проекта. Создание творческих групп. Осознание смысловых частей лектория Личностные
Планирование Формулирование и уточнение задач творческих групп. Выработка плана действий. Определение поиска информации. Определение плана сценария, смысловых частей лектория. Установление способов представления продукта проекта Личностные и регулятивные
Практический Поиск информации. Разработка пред- Познавательные, регуля-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Цепенникова О. А. Возможности просветительского проекта в достижении метапредметных результатов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76180.htm.
ставления продукта проекта. Оформление продукта проекта визуально и словесно тивные, коммуникативные
Презентационный Выступления лекторской группы с использованием ИКТ Личностные, регулятивные, коммуникативные
Рефлексия Оценка достижения поставленных целей. Оценка качества продукта проекта. Самооценка Личностные
Хотелось бы отметить, что ученики 10-го и 11 -го классов создавали разные лектории, так как посвящались они разным концертам. Но план лекториев был одинаков и представлял собой следующие смысловые части: мини-лекции о программе концерта, о солистах и музыкантах, выступавших в концерте, о театральном этикете, об особенностях аккомпанирования и академического вокала, виртуальная экскурсия на концертную площадку. С подготовленными лекториями обучаемые выступили в 17 классах среднего и старшего звена гимназии. Проектный продукт был не просто создан, а умело применен на практике для решения возникшей проблемы.
Рис. 1. 27.02.2016. Дом Смышляева. Солисты Пермского театра оперы и балета и лекторская группа 10 Б класса на концерте «Золотой век русской литературы в музыке»
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Цепенникова О. А. Возможности просветительского проекта в достижении метапредметных результатов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76180.htm.
Рис. 2. 27.02.2016. Дом Смышляева. Солисты Пермского театра оперы и балета Н. Кириллова, Э. Морозов, Н. Буклага (на фото справа) на концерте «Золотой век русской литературы в музыке»
Участие обучающихся в просветительском проекте стало благоприятной средой, в которой проявились личные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия, способствующие достижению метапредметных результатов.
Ссылки на источники
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - С. 7.
2. URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/127402/ Olga Tcepennikova,
The teacher of Russian and Literature, Gymnasia 2, Perm [email protected]
The possibilities of the educational project in the achievement of metasubject results of students Abstract. The article shows the way students may achieve metasubject results using project technology. Examples of educational and inner projects, which are one of the methods in the class work of the teacher, are given and reflect the effectiveness of this technique in the context of the GEF.
Key words: metasubject results, Year of literature , educational project , interior design , methodical project passport, design product.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 06.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.07.16
Принята к публикации Accepted for publication 07.07.16 Опубликована Published 08.07.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Цепенникова О. А., 2016
9772304120166