*
О.А. Нор-Аревян
кандидат социологических наук, доцент кафедры регионального управления и
экономической социологии Южного федерального университета
Формирование профессиональной идентичности молодых россиян на этапе вузовской социализации1
Официальная статистика Росстата свидетельствует, что в 2012 г. в РФ численность молодежи в возрасте от 15 до 29 лет составила 31,6 млн, что соответствует 22% общей численности населения России, т.е. это каждый пятый россиянин. Молодежь является перспективной социально-демографической общностью с присущими ей возрастными, социально-психологическими чертами и ценностями, обусловленными спецификой социализации и индивидуализации в обществе. В числе молодежи большое количество студентов, обучающихся по различным программам подготовки и готовых пополнить ряды специалистов на рынке труда. Так, например, в 1995 г. доля таких учащихся составляла только 13% от общего контингента, в 2010 г. уже около 63%. Таким образом, в России на 10 тыс. населения приходится 151 человек со средним профессиональным образованием и 523 человека с высшим2.
Учащаяся молодежь является социально-активным элементом социальной структуры мегаполиса и после окончания вуза; получив диплом о высшем образовании, она пополняет ряды профессиональных кадров и готова приступить к выполнению своих трудовых функций.
Однако соответствует ли официальная занятость выпускников вузов специальности диплома, или же молодые специалисты оказываются не востребованными на рынке труда и трудоустраиваются не по специальности?
В настоящее время наметилась тенденция трудоустройства не по специальности. Так, в соответствии с данными «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» (2015 г.) почти каждый второй занятый на рынке труда (44,8%) работает не по специальности, и только каждый пятый (19,5%) - по специальности, близкой к той, которую получил в учебном учреждении. Не по специальности чаще трудоустраиваются работники со средним про-
* Нор-Аревян Оксана Аведиковна, e-mail: [email protected]
1 Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда проект № 16-18-10306
2 Молодой россиянин в зеркале статистики. URL: http://expatcenter.livejournal.com/44922.html
фессиональным образованием (47,7%), а среди респондентов с высшим образованием не по специальности работают 32,5% опрошенных. Это объясняется тем, что профессиональное образование ориентировано на удовлетворение социальной потребности в образовании, но не отвечает потребностям современного рынка труда.
В последние десятилетия наиболее привлекательными профессиями для абитуриентов выступают такие: финансист, экономист, юрист, управленец, в то время как работодатели чаще ищут квалифицированных инженеров, техников и рабочих, хорошо подготовленных специалистов в сфере транспорта и продаж. По итогам комплекса исследований, проведенных Институтом социологии РАН, выявлены наиболее престижные профессии по оценкам молодых россиян: адвокат, юрист, прокурор, нотариус (18%), финансист, экономист, бухгалтер, банковский работник, руководитель-менеджер (12%), госслужащий, работник культуры, искусства, спорта, шоу- и модельного бизнеса, телеведущий (9%), предприниматель, бизнесмен (8%), врач (7%), военнослужащий, работник МВД (5%), программист, научный работник (4%)1.
Однако ориентация на удовлетворение личных интересов по принципу «модно, престижно или как все», не отвечает потребностям современного рынка труда, и, к сожалению, результатом этого становится огромное число выпускников вузов, как, впрочем, и других учреждений профессионального образования, которые выходят на рынок труда, но не могут устроиться на работу по полученной специальности. У таких работников быстро ослабевают или утрачиваются первичные профессиональные знания, навыки и умения, не закрепленные на практике. В совокупности с отсутствием опыта работы по специальности это делает выпускника не востребованным на рынке труда. Каждый пятый выпускник вуза и каждый третий выпускник ссуза никогда не работали по полученной специальности.
Дело в том, что студенты преимущественно не связывают факт выбора профессии с фактом выбора вуза. Профессиональная принадлежность абитуриентов не направлена на удовлетворение потребностей современного рынка труда и абсолютно уступает ориентации на общий жизненный успех. В целом абитуриенты более заинтересованы в получении диплома о высшем образовании конкретного вуза, нежели в приобретении профессии, которая поможет им в дальнейшем найти работу мечты. Как отмечает социолог Л.В. Тарасенко, выбирая специальность, молодые люди преимущественно выбирают вуз, в котором они хотят учиться, а не профессию, и в целом это затрудняет процесс профессиональной социализации и формирования профессиональной идентичности у студенческой молодежи2.
1
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 173.
2 См.: Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области): монография. Азов: АзовПечать, 2013. С.37-40.
Профессиональная социализация молодых россиян проходит в стенах образовательных учреждений последовательно, и в этой цепочке немаловажную роль играют школа, учреждения среднего профессионального образования и вузы.
Передача накопленного опыта, вхождение человека в мир профессиональной деятельности, воспроизводство трудовых отношений и в целом обновление социально-профессиональной структуры общества осуществляются через агентов социализации. К непосредственным агентам профессиональной социализации студенческой молодежи относятся вузы, работодатели и различные специалисты, составляющие профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда.
Однако большинство исследователей проблем профессиональной социализации упускают из виду школу как агента профессиональной социализации. Но ее роль неоспорима, ибо именно там должна осуществляться качественная целенаправленная профориентация как первичная ступень профессиональной социализации молодежи. В процессе профессиональной социализации молодые специалисты вступают во взаимодействие и с другими агентами социализации - семьей, государством, средствами массовой информации, воздействующими на личность, обеспечивая изменение ее структур. Во взаимодействии с агентами профессиональной социализации молодежь проявляет определенный уровень доверия, осуществляя тот или иной выбор на пути профессионального самоопределения.
Все учебные заведения как социальные институты выступают в качестве структур, организующих специфическую среду профессионального самоопределения своих учащихся. Среди них, по мнению А.В. Юпи-това и А.А. Зотова, важную роль играют вузы - учебные заведения, дающие молодому человеку профессию. По сравнению с другими учебными заведениями вуз предоставляет наиболее успешную среду профессионального самоопределения учащихся, включает обучающихся в свою структуру на длительный срок (от 4 до 6 лет), который приходится на пик психологического и социального формирования личности, ее взросления, осознания человеком своей роли и места в обществе1.
Социализация, в ходе которой происходит самоопределение молодого человека в жизненном пространстве, выступает социальным механизмом обретения идентичности. Соответственно, в ходе профессиональной социализации осуществляется формирование профессиональной идентичности у студенческой молодежи, особенности которой можно выявить эмпирическим путем.
Профессиональная социализация выступает одним из механизмов формирования профессиональной идентичности у студенческой моло-
1
Юпитов А.В., Зотов А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 87.
дежи. Как отмечает Н.А. Перинская, спецификой профессиональной социализации молодежи выступает пограничное состояние индивида между первичной и вторичной стадиями социализации, что закономерно приводит к противоречию между социальными практиками, первоначально освоенными в семье, школе, институте, и новой профессиональ-„ 1
ной средой1.
Многоуровневость и многофакторность профессиональной социализации учитывается исследователем М.В. Мигачевой. Она пишет, что «процесс профессиональной социализации является многофакторным и многоуровневым процессом усвоения индивидом профессиональной культуры общества, его интеграции в профессиональную систему путем передачи профессиональных ценностей, традиций и норм профессионального поведения»2. Еще можно назвать такую характеристику профессиональной социализации как многоагентность.
Академик РАН М.К. Горшков отмечает малоэффективность, разба-лансированность «национальной системы профессиональной социализации». Дисбаланс между профессиональным выбором и возможностями его реализации затрудняет процессы формирования стабильных и устойчивых профессиональных групп, воспроизводства социальной структуры, а, в конечном счете, ведет к атомизации и деградации общества, угрожает нарастанием экономической и социальной маргинально-
о
сти и нестабильности»3.
Мотивационная основа выбора профессии, профессионализация в ходе теоретического и практического обучения, уверенность в будущем трудоустройстве и доверие к государству как гаранту обеспечения занятости выпускников вузов неоднократно становились предметом прикладных социологических исследований ведущих социологических центров. Наиболее критические результаты о перспективах трудоустройства по специальности диплома получены в ходе опроса, проведенного Левада-Центром в 2013 г.4 На вопрос «Как вы считаете, могут ли жители вашего города, района при необходимости устроиться на хорошую работу по специальности?» более 70% респондентов ответили отрицательно в совокупности ответов «скорее, нет» и «определенно нет», что косвенно свидетельствует о том, что все эти люди заняты в иных сферах, не соответствующих специальности диплома и полученной профессии.
Позитивный опыт соприкосновения с профессиональной деятельностью во многом зависит от того, как был организован образовательный процесс по выбранному направлению подготовки. Излишне теоре-
1
См.: Перинская Н.А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации //
Социологический сборник. Вып. 4. М.: Социум, 1998. С. 36-40.
2 Мигачева М.В. Сущность и особенности профессио период трансформации // Вестник СамГУ. 2007. № 1.
3 Горшков М.К. Российск хронограф, 2011. С. 61-62.
4 Перспектива трудоустр обращения: 12.07.2016).
2 Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в е
3 Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М.: Новый ро
4 Перспектива трудоустройства. URL: http://www.levada.ru/2013/09/26/perspektiva-trudoustrojstva/ (дата
тизированная образовательная программа не позволяет обучающемуся овладеть практическими навыками и умениями в профессиональной сфере и попробовать себя в профессии. В этом случае пробовать приходится уже на «выходе», и тогда, в случае неудачной попытки, возникает ситуация кризиса профессиональной идентичности.
Результаты прикладных социологических исследований отражают актуальность обозначенной проблемы. В оценках мнения работодателей фигурирует устойчивая позиция необходимости практического обучения будущих специалистов, включая организацию встреч с работодателями, специалистами-практиками, организацию практик, стажировок, выездных занятий и пр.
Анализируя опыт взаимодействия профессионального образования и рынка труда, О.Я. Дымарская опирается на результаты опроса 2004 г.1 В ходе опроса был выделен целый ряд причин низкой эффективности работы учреждений профессионального образования с точки зрения работодателей. К ним относятся следующие: 1) проблема нехватки квалификации преподавателей, особенно для обучения основам бизнеса; 2) недостаточная ориентация на практическую подготовку, излишняя теоретическая подготовка; 3) несоответствие учебных программ современным требованиям, их негибкость; 4) низкий уровень мотивации учащихся (По мнению работодателей, студенты ориентированы, прежде всего, на получение диплома о высшем образовании, а приобретение знаний и практических умений зачастую носит второстепенный характер. При этом работодатели высказывают мнение о том, что формировать заинтересованность учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности - это непосредственная задача вузов, которая ими сегодня не выполняется.); 5) недостаточное финансирование системы профессионального образования и плохая материально-техническая база.
И в ходе исследований десятилетней давности, и проведенных сравнительно недавно абсолютно все опрошенные работодатели считают, что крайне важно наладить процесс взаимодействия с системой профессионального образования, подчеркивая, что «не надо готовить людей к свободному плаванию». Разница лишь в том, что ранее работодатели сами выходили с инициативой на необходимый уровень взаимодействия и проталкивали это направление, правда, не без усилий, а сегодня ситуация такова, что работодатель сам выбирает вуз, с которым будет кооперироваться по вопросу подготовки востребованных специалистов.
Представление человека о своем месте в профессиональной общности лежит в основе профессиональной идентичности. При этом человек опирается на определенные ценностные и мотивационные ориен-
Дымарская О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник. 2005 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 174-184.
тиры, а также субъективное отношение к собственной профессиональной принадлежности.
Уже в процессе обучения в вузе по выбранной специальности формируется траектория будущей профессиональной карьеры: направленная на полученную профессию - в случае успешного формирования профессиональной идентичности или направленная на трудоустройство и работу в другой сфере деятельности - в случае неудовлетворенности выбором будущей профессии и возникновения кризиса профессиональной идентичности.
В формировании профессиональной идентичности у студенческой молодежи играет важную роль уровень доверия молодежи к агентам социализации, через взаимодействие с которыми молодые люди делают свой профессиональный выбор и проходят путь профессионального становления. Высокая степень доверия к таким социализаторам, как семья, школа, вуз, работодатели и государство позволяет молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии, адекватный потребностям современного рынка труда.
Профессиональная идентичность обладает высоким интеграционным потенциалом, обеспечивает ориентацию и взаимодействие в мире профессий, более полно реализующих личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также строить прогнозы о возможных последствиях профессионального выбора. Происходит освоение системы ценностей, а также форм поведения, свойственных профессиональному сообществу и диктуемых целесообразностью как деятельности, так и ценностного, мотивационного, статусно-ролевого влияния профессионального сообщества.
Профессиональная идентичность является важным компонентом в структуре социальной идентичности, и ее формирование проходит в период личностного и профессионального становления, оказывая влияние на многие аспекты жизни человека.
Нор-Аревян О.А. Формирование профессиональной идентичности молодых россиян на этапе вузовской социализации. Статья посвящена анализу профессиональной социализации как механизма формирования профессиональной идентичности молодых россиян на стадии вузовской социализации.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная социализация, студенчество.
Nor-Arevyan O.A. The formation of professional identity of young Russians at the stage of University socialization. The article is devoted to analysis of professional socialization as a mechanism of formation of professional identity of young Russians at the stage of University socialization.
Keywords: of professional identity, students, professional socialization, socialization agents.