Научная статья на тему 'Профессиональная социализация российских и болгарских студентов: сравнительный анализ'

Профессиональная социализация российских и болгарских студентов: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIALLY-PROFESSIONAL INTEGRATION / МОТИВАЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ / MOTIVATIONAL HIERARCHY / РЫНОК ТРУДА / LABOUR-MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Безвербная Наринэ Арамовна

В статье анализируются результаты сравнительного эмпирического исследования проблем профессиональной социализации студентов российских и болгарских вузов. Авторами статьи проводится анализ мотивации профессионального самоопределения, проблем и противоречий социально-профессиональной интеграции выпускников вузов в сферу рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Безвербная Наринэ Арамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socialization of Russian and Bulgarian students: a comparative analysis

The article is devoted the analysis of the results of a comparative empirical study of professional socialization`s problems of Russian and Bulgarian students. The authors analyzed the professional self-motivation, problems and contradictions of social and professional integration of graduates in the labour-market.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация российских и болгарских студентов: сравнительный анализ»

Л.В. Тарасенко

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой моделирования социальных процессов Южного федерального университета*

Н.А. Безвербная

Кандидат философских наук, доцент Ростовского государственного медицинского университета**

Профессиональная социализация российских и болгарских студентов: сравнительный анализ

Проблемы профессиональной социализации студенческой молодежи остаются в сфере повышенного интереса научного сообщества на протяжении не одного десятка лет. Споры, дискуссии, многочисленные эмпирические исследования, посвященные анализу различных аспектов этих проблем, являются наглядным

л

подтверждением их актуальности и остроты1. Материалы, составившие предмет научного анализа данной статьи, были получены в результате социологического опроса, проведенного с использованием единого инструментария сотрудниками Южного федерального университета (ЮФУ) (г. Ростов-на-Дону, Россия), РостГмУ (г. Ростов-на-Дону, Россия) и учеными Тракийского национального университета (ТНУ) (г. Стара Загора, Болгария). Всего было опрошено по 350 студентов 4-х и 5-х курсов обоих вузов. Из них 65 % составили юноши и 35 % - девушки. В исследовании приняли участие студенты технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей.

Выбор студенческой молодежи Болгарии в качестве объекта сравнительного анализа с российскими сверстниками обусловлен исторически сложившейся близостью социокультурных характеристик, принадлежностью к «лагерю социалистических стран», что обусловило переход в 90-е годы от социалистического типа экономических отношений к рыночным и, как следствие, определенное сходство в сфере экономических и социальных трансформаций.

Прежде всего, мы попытались выявить отношение студентов к работе в целом. Оказалось, что и российские, и болгарские студенты рассматривают работу как средство самореализации и саморазвития (63,2 и 62 % соответственно). На второй позиции оказался вариант

* Тарасенко Лариса Викторовна, е-mail: [email protected]

** Безвербная Наринэ Арамовна, е-mail: [email protected]

1 Назарова Л.Е. Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2011.

ответа «работа как источник средств к существованию (47,3 и 59 %). Третье место по числу выборов получил вариант «работа важна сама по себе, независимо от оплаты (19,4 и 10 %). Как видно, и качественный (по распределению позиций), и количественный анализ результатов выявляет большое сходство в отношении к работе как ценностному компоненту и у российской, и у болгарской молодежи. И этот анализ дает основание утверждать, что экономический фактор в формировании отношения к работе выполняет немаловажную роль, однако не является определяющим, и молодое поколение испытывает потребность в профессиональной самореализации не в меньшей, а, в ситуации россиян, даже в большей степени, нежели в обеспечении материального благосостояния.

Более существенные расхождения в ответах российских и болгарских студентов выявились при анализе ответов на вопрос о мотивах выбора профессии. С одной стороны, и те, и другие на первое место ставят мотив удовлетворения собственных интересов, саморазвитие и самосовершенствование (56,8 % ЮФУ и 68 % ТНУ). Косвенно, это подтверждают результаты ответов на вопрос о ценности работы. Однако этим сходство и ограничивается, поскольку для болгарских студентов на втором месте по значимости оказалось место профессии в системе рыночного спроса (27 %). А вот для россиян гораздо важнее оказалась престижность профессии. Почти 40 % российских респондентов выбрали данный вариант ответа. А вот рыночный спрос будущей профессии волнует всего 12 % ребят и менее 8 % ориентированы на уровень оплаты труда. Этот показатель значительно ниже, чем у их болгарских сверстников (27 и 18 % соответственно). Кстати, у болгарских студентов престижность профессии (19 % выборов), по всей видимости, довольно тесно связана с уровнем оплаты труда. У россиян же представление о престижности работы, очевидно, связано не с экономическими, скорее с социокультурными факторами. Не секрет, что в России сложилась парадоксальная ситуация, когда престижность профессии не связана напрямую с ее доходностью, что также подтверждают результаты более ранних исследований авторов2.

Анализ ответов на данный вопрос дает еще один повод для размышлений. Это касается роли родителей в профессиональном выборе детей. Как выяснилось в ходе исследования, почти треть россиян при выборе профессии руководствуются мнением родителей (30,1 %). А вот ситуация с болгарской молодежью выглядит принципиально иначе, т.к. всего 2 % респондентов выбрали данный вариант ответа. В то же время, рассматривая каналы трудоустройства, 49 % молодых болгар планируют воспользоваться

2

Тарасенко Л.В. Специфика профессиональной социализации студентов вузов Ростовской области: социологический анализ // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 46-51.

помощью родственников. А их российские сверстники на первое место ставят Интернет (25 %), а на второе - помощь родителей и близких родственников (22 %). Анализируя данную позицию, следует учитывать, что выбор профессии является одним из наиболее важных решений, принимаемых человеком в жизни. Возникает вопрос о причинах столь невысокой роли родителей в профессиональном самоопределении детей. Это относится (хотя и в меньшей степени) и к российской молодежи. Можно предположить, что это вызвано утратой преемственности социокультурных ценностей и норм, или трансформацией форм семейных взаимоотношений. В любом случае данный факт сам по себе является неблагоприятным, ибо свидетельствует об определенном отчуждении и слишком ранней автономии молодых людей, не всегда готовых к самостоятельному принятию такого уровня решений.

Очевидно, что первичная профессиональная социализация на уровне профессионального самоопределения происходит до поступления в вуз. Однако в ходе обучения в вузе данный процесс не прекращается, а вступает в новую фазу. Продолжаясь на протяжении всего обучения, он меняет не только акценты, но и

о

основания3. С целью получить общее представление о характере происходящих трансформаций в ходе исследования студентам предлагалось ответить на вопрос «В какой мере вам сейчас нравится избранная специальность?» Полученные результаты выглядят следующим образом. Абсолютное большинство и российских, и болгарских студентов оценивают выбранную специальность позитивно (86 % россиян и 97 % болгар). Некоторые расхождения имеются лишь в степени удовлетворенности. Так, 64 % болгарских студентов выбрали вариант «очень нравится» и 33 % - «пожалуй, нравится». У россиян это распределение выглядит несколько иначе (34,7 и 54,3 % соответственно). Однако среди российских студентов 5,8 % указали на разочарование в выборе профессии, тогда как у болгарских студентов этот вариант ответа не получил выбора (0 %). Если же добавить 8,2 % россиян, затруднившихся ответить на вопрос (у болгар этот показатель составил всего 3 %), можно предположить, что степень разочарования в будущей профессии у российских студентов к моменту окончания вуза несколько выше, чем у их болгарских сверстников.

Косвенно данный вывод подтверждается ответами респондентов на вопрос «Как бы вы поступили, если бы вам пришлось выбирать специальность снова?» В ответах на этот вопрос проявляется значительное расхождение между молодыми россиянами и их болгарскими сверстниками. Абсолютное большинство болгарских

3 Тарасенко Л.В. Образование и социально-профессиональная адаптация личности // Изв. высших учебных заведений. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2004. № 2. С. 19-21.

студентов-старшекурсников (87 %) повторили бы выбор как специальности, так и вуза, тогда как среди российских студентов данный вариант ответа выбрали менее половины респондентов (44,2 %). При этом 23,3 % россиян предпочли бы сменить вуз, а 14,3 - и вуз, и специальность. А если принять во внимание, что 16,3 % затруднились (либо не пожелали) ответить на вопрос, становится очевидным, что довольно значительная доля респондентов разочаровались как в выборе вуза, так и выборе специальности.

Таким образом, в качестве промежуточного вывода можно предположить, что ориентация болгарских студентов на реалии рынка труда в сочетании с потребностью в самореализации и саморазвитии оказывается более эффективной стратегией профессионального самоопределения, нежели это демонстрируют российские студенты, предпочитающие престижность и высокий уровень заработной платы и, как следствие, демонстрирующие завышенные зарплатные ожидания, что также может становиться одной из причин разочарования в профессиональном выборе.

Высокую степень совпадения мнений демонстрируют студенты обеих стран в оценке того, каких знаний ими получено в вузе недостаточно для усвоения выбранной специальности. В основном это, по мнению ребят, нехватка практических и организационных знаний и навыков по специальности (66,3 % россиян и 50,4 % болгар). Довольно небольшая часть респондентов ощущает нехватку теоретических знаний (14,3 и 13 % соответственно). Более существенное расхождение отмечается в варианте, связанном с нехваткой знаний по всем направлениям: этот вариант ответа выбрали почти 17 % россиян и всего 1 % болгар.

В целом студенты обеих стран довольно позитивно оценивают свое отношение к учебе. Однако российские студенты несколько более критичны в самооценках по сравнению с болгарскими сверстниками. Так, 22,2 % россиян считают, что учатся с полной отдачей сил, а 67,5 % утверждают, что не бездельничают, но занимаются без особого напряжения. У болгар эти показатели составили соответственно 66 и 29 %. Учатся по принципу «лишь бы не отчислили» 7,2 % российских студентов (у болгар этот вариант не получил выбора), а бездельничают и имеют интересы в других сферах чуть более 2 % молодежи в обеих странах.

Ряд вопросов анкеты был связан с попыткой выяснить мнения старшекурсников по вопросам трудоустройства. Прежде всего следует отметить позитивную, на взгляд авторов, тенденцию, связанную с тем, что абсолютное большинство молодежи планирует жить и работать в собственной стране. Всего 23 % россиян и 11 % болгар предполагают искать работу за рубежом. Правда, часть студентов еще не определились с выбором (13,6 % российских студентов и 21 %

болгарских). Тем не менее 63 % россиян и 68 % болгар предпочитают остаться в родной стране.

Довольно оптимистично выглядят оценки студентами перспектив карьерного роста. Почти 35 % россиян и 33 % болгар полагают, что перспективы определенно есть. Столь же единодушны они и в том, что эти перспективы требуют длительного времени работы на одном месте (47,7 и 48 % соответственно). Мы полагаем, что в этом латентно просматривается потребность молодых людей в стабильности, их нацеленность на карьерный рост, прежде всего в рамках организации, в которой они планируют работать. Маловероятными перспективы карьерного продвижения молодых специалистов видят 8,5% российских студентов и 11 % болгарских. И совсем небольшая часть респондентов не видят перспектив карьерного роста для молодых специалистов (1,2 и 7 % соответственно). Обращает на себя внимание степень сходства в количественном распределении ответов студентов обеих стран. Видимо, определяющим фактором выступают, в частности, специфические возрастные характеристики. Однако данные результаты в целом следует также отнести к позитивным тенденциям в социальном самочувствии студенческой молодежи.

А вот роль диплома в решении проблемы трудоустройства молодежь обеих стран оценивает по-разному. Большинство болгарских студентов (66 %) уверены, что диплом обеспечит им преимущества в трудоустройстве. У россиян этот вариант ответа оказался на 3-й позиции (24,4 %). Значительная часть российских респондентов (почти 30 %) полагают, что такая возможность маловероятна, а диплом - лишь простая формальность. Добавив почти 15 % тех, кто полагает, что от диплома вообще ничего не зависит, получаем практически половину респондентов, довольно низко оценивающих роль диплома в трудоустройстве молодых специалистов. Для сравнения: этот вариант ответа выбрали лишь 4 % болгар. Таким образом, можно отметить, что ценность диплома в представлениях болгарской молодежи значительно выше, чем у российских студентов, т.к. если добавить 28 % болгарских студентов, полагающих, что возможность трудоустройства повышается при наличии диплома, можно утверждать, что почти 94 % болгарских старшекурсников рассматривают диплом как важный элемент трудоустройства.

Анализ ответов студентов на вопрос о качествах, способствующих трудоустройству, показывает, что молодежь обеих стран на верхние позиции рейтинга помещают с небольшими расхождениями одинаковый набор характеристик. В первую очередь в качестве таковых выделяются «ответственность» (64,5 % россиян и 63 % болгар), «коммуникабельность» (36,8 и 46 % соответственно), «упорство в достижении поставленной цели» (33 и 40 %). Однако более половины болгарских респондентов (58 %) отмечают

необходимым «умение работать в команде», а вот их российские сверстники это качество оценили значительно ниже (20,2 % - 6-я позиция). Более важными для россиян оказались «умение быстро обучаться» (29,9 %), стремление к повышению профессионального мастерства (24 %) и исполнительность (21,7 %). Интересно, что качества, связанные с творческими, креативными и инновационными характеристиками личности, все респонденты оценивают довольно низко, так же как и собственно личностные характеристики (порядочность, самостоятельность, уверенность в себе и пр.).

Весьма позитивно выглядят результаты ответов на вопрос относительно общего настроя ребят на будущее. По этой позиции они также демонстрируют удивительное сходство в оценках. Абсолютное большинство смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом (57,4 % россиян и 58,1 % болгар). Примерно треть оценивает свое будущее спокойно, но без иллюзий. Весьма небольшая часть тревожится (11,5 и 9 % соответственно) и немногие испытывают отчаяние и страх (4,5 % россиян и 1 % болгар). Совершенно очевидно, что определяется это в первую очередь спецификой юношеского возраста, нацеленностью и устремленностью в будущее. Однако общая тенденция очевидна, позитивна и характерна для молодежи и России, и Болгарии.

Тарасенко Л.В., Безвербная Н.А. Профессиональная социализация российских и болгарских студентов: сравнительный анализ. В статье анализируются результаты сравнительного эмпирического исследования проблем профессиональной социализации студентов российских и болгарских вузов. Авторами статьи проводится анализ мотивации профессионального самоопределения, проблем и противоречий социально-профессиональной интеграции выпускников вузов в сферу рынка труда.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная социализация, социально-профессиональная интеграция, мотивационная иерархия, рынок труда.

Tarasenko L.V., Bezverbnaya N.A. Professional socialization of Russian and Bulgarian students: a comparative analysis. The article is devoted the analysis of the results of a comparative empirical study of professional socialization's problems of Russian and Bulgarian students. The authors analyzed the professional self-motivation, problems and contradictions of social and professional integration of graduates in the labour-market.

Keywords: professional self-determination, professional socialization, socially-professional integration, motivational hierarchy, labour-market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.