Научная статья на тему 'Модель процесса профессиональной социализации специалиста'

Модель процесса профессиональной социализации специалиста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2414
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вайсбург А. В.

В данной статье проведен анализ теорий процесса профессиональной социализации специалистов: диспозиционной и ролевой теорий, микрососциологических подходов (феноменологического и этнометодологического). Проанализированы педагогический, психологический и социологический подходы. На основе данного анализа автором разработана комплексная модель процесса профессиональной социализации специалистов, в которой: дана трактовка понятия профессиональной социализации, прописаны основные элементы, этапы, уровни, формы и факторы, влияющие на данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS MODEL OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION SPECIALIST

In this article the analysis of theories of the process of professional socialization of specialists: dispositional and role of theories, microsociological approaches (phenomenological and ethnomethodological). Analyzed pedagogical, psychological and sociological approaches. On the basis of this analysis the author has developed a comprehensive model of the process of professional socialization of experts, in which: the interpretation of the concept of professional socialization, basic items, stages, levels, patterns and factors influencing this process.

Текст научной работы на тему «Модель процесса профессиональной социализации специалиста»

УДК 316.444.52

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

А.В. Вайсбург,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и социальных технологий, Тверской государственный технический университет

Аннотация. В данной статье проведен анализ теорий процесса профессиональной социализации специалистов: диспозиционной и ролевой теорий, микрососциологических подходов (феноменологического и этнометодологического). Проанализированы педагогический, психологический и социологический подходы. На основе данного анализа автором разработана комплексная модель процесса профессиональной социализации специалистов, в которой: дана трактовка понятия профессиональной социализации, прописаны основные элементы, этапы, уровни, формы и факторы, влияющие на данный процесс.

Ключевые слова: профессиональная социализация, специалист, модель.

THE PROCESS MODEL OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION SPECIALIST

A. V Vaysburg,

candidate of sociological sciences, associate professor, department of sociology and social technologies of the Tver state technical University

Abstract. In this article the analysis of theories of the process of professional socialization of specialists: dispositional and role of theories, microsociological approaches (phenomenological and ethnomethodological). Analyzed pedagogical, psychological and sociological approaches. On the basis of this analysis the author has developed a comprehensive model of the process of professional socialization of experts, in which: the interpretation of the concept of professional socialization, basic items, stages, levels, patterns and factors influencing this process.

Keywords: professional socialization, specialist, model.

В настоящее время проблемам профессионального становления личности уделяется достаточно большое внимание. Однако немногие знают, что оно происходит в рамках процесса профессиональной социализации челове-

ка. Исследования профессиональной социализации носят междисциплинарный характер, поскольку затрагивают проблемы педагогики, психологии, менеджмента, философии, социологии и данный вопрос все еще остаются открытым в силу недостаточной разработанности этой тематики.

На основании проанализированных теорий, автором была разработана собственная комплексная теория, в которой приведены трактовка понятия профессиональной социализации, прописаны основные элементы, этапы, уровни, формы и факторы, влияющие на данный процесс.

Методы теоретического уровня использовались на всех этапах исследования и включали в себя: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и управленческой литературы. Также использовались методы абстрагирования, анализа и синтеза, идеализации, индукции, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Следует сказать, что термин «профессиональная социализация» сравнительно молодой: он появился в научной литературе в ХХ веке и сейчас начинает все шире использоваться. Теория профессиональной социализации первоначально рассматривалась в контексте различных общетеоретических построений: континентальной и англосаксонской модели [4]; диспозицион-ной теории (М. Вебер, П. Бурдье, В.А. Ядов) [11, 7, 8, 9, 30]; ролевой теории (Платон, Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс) [21, 22, 23, 24, 15, 16, 18, 2]; микрососциологических подходов - феноменологического, этнометодоло-гического (Г. Гарфинкель) [12]. В современном понимании понятие «профессиональной социализации» стало активно изучаться со второй половины ХХ века в продолжении заявленных теорий.

При разработке диспозиционной теории использовались идеи М.Вебера [11], П. Бурдье [7, 8, 9], В.А. Ядова [30] и ряда российских ученых [19].

Согласно диспозиционной теории профессиональная социализация -это многоаспектный, поэтапный процесс, социально-детерминируемый формированием социально-профессиональных ориентаций индивида. Данный процесс определяет профессиональный выбор личности согласно ее диспозициям (предрасположенностям к определенным действиям и оценкам), создающий мотивационную основу приобретения знаний, умений и навыков, способствующий его становлению в качестве субъекта конкретного вида профессиональной деятельности.

Ролевая теория личности разрабатывалась такими зарубежными социологами как Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон и Т.Парсонс. В настоящее время развитие ролевой теории находит отражение в работах Л.Я. Аверьянова, В.Б. Голофаста, Г.П. Зинченко, О.И. Ивановой, В.П. Леньшина, С.В. Паире-ля, Н.А. Перинской.

Профессиональная социализация в данном подходе понимается как процесс освоения личностью роли, ролевых установок и норм, соответствующих определенному социально-профессиональному статусу и формирования готовности реализовать ожидания, связанные с выполнением опреде-

ленной социальной роли [17]. При этом только при существовании однородных социальных групп и равенстве статусных позиций членов групп, совпадают представленная роль, система определенных ожиданий и играемая индивидом роль. В ролевой теории личности агенты профессиональной социализации выступают в роли агентов социального контроля. Эффективность профессиональной социализации определяется успешностью передачи профессионального и культурного опыта основными агентами и институтами. В данной теории личностные диспозиции трактуются как помехи для успешной социализации.

Теоретики символического интерракционизма в зарубежной социологии рассматривают профессиональную социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, происходящий в первичной группе путем «принятия роли другого». Ч. Кули [15, 16], автор теорий «зеркального Я» и малых групп, считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Основной посылкой подхода Дж. Мида [18] является то, что индивиды реагируют на других индивидов и окружающую среду в зависимости от значений и символов, которыми они наделяют свое окружение. Индивид воспринимает и оценивает себя в соответствии с оценками других.

Идеи структурного функционалиста Т. Парсонса послужили основой для развития ролевой теории профессиональной социализации. На основе его идей профессиональную социализацию можно рассматривать как взаимодействие, в котором осваиваются универсальные профессиональные ценности и одновременно формируется идеальный тип социальной профессиональной группы в рамках современного общества [22].

В рамках ролевой теории профессиональная социализация рассматривается как двуединый процесс.

С одной стороны, опираясь на идеи Т. Парсонса, Л.Я. Аверьянов трактует профессиональную социализацию как способ интериоризации социальных норм, присущих определенной профессиональной среде. Данный процесс происходит через усвоение индивидом социально-профессиональных норм, стандартов и ценностей, профессионального опыта и формирования на их основе внутренних установок как элементов структуры личности специалиста. Профессиональная социализация - это сложный, непрерывный процесс "проектирования" личности, в котором выбирается оптимальное поведенческое решение и непрерывное профессиональное развитие. Интериори-зация ведет к развитию интеллектуальной социализации, так как человек не только воспроизводит прошлое знание, пускай и высокопрофессионально, а производит принципиально иное, новое знание, новые идеи, позволяющие обществу подняться на новую ступень социального развития [5].

С другой стороны, Г.М. Андреева, Т.М. Ермакова, О.Н. Львова, В.Ф Сафин, Г.Т. Спиридонова, свидетельствуют, что профессиональная социализация представляет собой самоидентификацию, самореализацию личности, степень осознания ею своей субъектно-объектной роли во взаимодействии с

профессиональной средой и воспроизводство профессиональной культуры [28].

Таким образом, профессиональная социализация является не только объективным, воплощающим закономерности социально-культурного образования человека как личности, но и субъективным «самодвижущимся» процессом. Его движение происходит на основе субъективных отношений, действий по их изменению и удовлетворению потребностей конкретных людей. В.Ф. Сафин [25, 26] утверждает, что финалом профессиональной социализации служит трудовая деятельность, в которой человек не только достигает материальных благ, но и утверждает себя как созидатель, формирует человеческие взаимоотношения.

В ролевой парадигме профессиональной социализации также возможно рассмотрение процесса профессиональной социализации личности на основе теории адаптации, предложенной Р. Мертоном и проанализированной Л.А. Беляевой, А.В. Валеевой [10]. Это обусловлено тем, что адаптивные способности личности являются определяющими в данном процессе. Профессиональная социализация выполняет функцию отбора индивидов с высоким уровнем адаптированности, но при этом нет никакой гарантии, что они обладают высоким уровнем профессиональной компетентности.

В числе направлений зарубежной социологии второй половины XX века, повлиявших на изучение феномена профессиональной социализации, следует выделить микросоциологические подходы.

В рамках феноменологического направления профессиональные институты - это результат множества взаимодействий между представителями определенной профессии, должностными лицами и гражданами, которые влияют на процесс профессиональной социализации. Л.Я. Аверьянов понимает профессиональную социализацию как процесс освоения профессионального пространства и активного поиска своего места в нем, который осуществляется в границах и на основе некой физической структуры, протекает во времени и осуществляется в пространстве на основе постоянного профессионального взаимодействия. В результате данной социализации происходит рождение принципиально нового знания [6].

В работах представителей этнометодологического подхода (Г. Гарфин-кель) значительное внимание уделялось изучению речевого взаимодействия между участниками профессиональной деятельности и роли агентов в процессе профессиональной социализации индивида.

Профессиональную социализацию личности также рассматривают с точки зрения педагогического, психологического и социологического подходов.

С точки зрения педагогического подхода понятие профессиональной социализации применяется для "обозначения педагогически регулируемой взаимосвязи процессов социального и профессионального становления личности в переходный период от одной стадии к другой в условиях обучения в учебных заведениях профессионального образования" [14].

Психологический и социологический анализ профессиональной социализации позволяет выделить следующие подходы:

Дифференциально-психологический подход рассматривает профессиональную социализацию как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Профессиональная социализация - это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда, которая является неоднородной и зависит от различных факторов, этапов и фаз развития человека.

Социально-психологический подход анализирует профессиональную социализацию как процесс поэтапного принятия решений, благодаря которым возможно совмещение предпочтений самого человека и потребностей общества в результате разделения труда. По мнению И.С. Кона, в определенный жизненный период на выбранном пути профессиональной социализации достигается, с одной стороны, равновесие между заданными объективными возможностями, очерчивающими потенциальные рамки деятельности человека (социальный заказ общества), и, с другой стороны - притязаниями, умениями, знаниями и навыками индивида, при помощи которых он реализует свои возможности, заложенные в его жизненной ситуации и его собственной природе [13].

Социологический подход рассматривает профессиональную социализацию как серию задач, поставленных обществом перед личностью. Здесь понятие профессиональной социализации используется в двух значениях. В широком смысле слова она представляет собой процесс развития адаптаци-онно-интегративных характеристик личности в рамках той составляющей общесоциализационного процесса, которая создает потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений на всем жизненном пути человека. В узком - может рассматриваться в рамках определенной социально-профессиональной группы и иметь «узкую» профессиональную направленность.

Согласно комплексному авторскому подходу, профессиональная социализация - это социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития определенных личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их пожизненное воспроизводство в определенной профессиональной деятельности.

Рис. 1. Модель процесса профессиональной социализации специалистов

Процесс профессиональной социализации включает в себя следующие элементы (рис. 1):

• профессиональная предрасположенность (диспозиции, желание стать специалистом в своей области);

• профессиональные ресурсы (уровень подготовки в области необходимых наук и т.д.);

• профессиональная деятельность (осуществление основных функций специалиста, которые зависят от выполняемой профессиональной роли);

• профессиональные коммуникации (профессиональное общение);

• профессиональная идентичность (степень отождествления себя с профессиональной группой);

• профессиональная информированность (все знания о профессии);

• профессиональная компетентность (знание прав и обязанностей в рамках профессии);

• профессиональная активность (вовлечение в профессиональное взаимодействие);

• профессиональная культура (совокупность норм и ценностей, регулирующих профессиональное самоопределение профессионалов);

• профессиональное мышление (идентификация индивидом себя с определенными ценностями и нормами профессиональной группы).

Все перечисленные элементы процесса профессиональной социализации формируются и развиваются на определенных этапах данного процесса. Автор выделяет следующую классификацию этапов процесса профессиональной социализации:

• довузовский (обучение в школе, выбор профессии);

• вузовский (получение высшего образования - бакалавриат магистратура, специалитет);

• поствузовский (обучение в аспирантуре и докторантуре по специальности);

• трудоустройство (выбор одной из профессиональных ролей: академической или прикладной);

• профессиональная деятельность и совершенствование компетенций (профессиональная мобильность, повышение квалификации за счет стажировок, курсов, семинаров, конференций и т.д.).

По мере прохождения перечисленных этапов специалист может повышает уровень своей профессиональной социализации. Автор выделяет низкий, средний и высокий уровни профессиональной социализации. Низкий, как правило, достигается человеком за счет прохождения довузовского и вузовского этапов профессиональной социализации. Сюда относят специалистов, которые освоили начальные представления о профессии, получили диплом по специальности, но не испытывают влечения к занятию данной профессиональной деятельность, не собираются трудоустраиваться и работать по профессии.

Средний уровень формируется во время прохождения довузовского, вузовского этапов и этапа трудоустройства. Специалисты, достигшие данного уровня профессиональной социализации, являются носителями данной профессии, осуществляют профессиональную деятельность, самоидентифицируют себя с определенной профессиональной группой, однако ничего не делают для дальнейшего развития своих профессиональных навыков и имеют слабые связи с профессиональным сообществом.

Высокий уровень профессиональной социализации достигается за счет прохождения всех этапов (довузовского, вузовского, поствузовского, трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования профессиональных знаний). Данного уровня профессиональной социализации достигают, в основном, небольшая доля специалистов. Они имеют сильную внутреннюю мотивацию к занятию данной профессиональной деятельностью, профессиональную самость, индивидуальный стиль работы, добиваются высокий уровень профессиональной мобильности по карьерной лестнице (за счет повышения своего профессионального уровня посредством аспирантуры и докторантуры), обладают сильными связями с профессиональным сообществом, постоянно совершенствуют и повышают уровень своей квалификации на стажировках, конференциях, семинарах и т.д.

Профессиональная социализация в зависимости от прохождения специалистом определенных этапов и уровней может иметь следующие формы: неполную и полную. Неполная профессиональная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и профессиональной культуры овладел только их частью. Неполная социализация иногда приводит

специалиста к такому состоянию, когда он может оказаться вне профессионального сообщества.

Полная профессиональная социализация характеризуется освоением всего объема знаний и культуры профессиональной группы, при этом, каждый специалист усваивают тот объем, который необходим ему для выполнение своей профессиональной роли и решения задач. Это абсолютное соответствие требованиям профессиональной группы и успешное выполнение профессиональных функций.

На все этапы и уровни профессиональной социализации оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным относят общие и специфические факторы. К общим принадлежат: социально-демографические, политические, социально-психологические, духовно-нравственные факторы. Среди специфических факторов выделяют: доступность и качество профессионального образования; емкость локального рынка труда для данных специалистов и спрос на такого рода кадры; социально -профессиональную мобильность; поколенческую и политическую принадлежности специалиста [27]; характер профессиональной деятельности самого человека (преподавание, академическая или коммерческая направленность) [29]; регион проживания; характер социальных сетей, в которые включен тот или иной профессионал (связи с заказчиками, властями, ведущими профессиональными сообществами России и зарубежья, участие в дискуссиях, конгрессах и конференциях); общественное мнение; престижность и доходность профессии. Субъективными (внутренними) факторами профессиональной социализации специалистов являются их социально-демографический статус, личная мотивация, а также интеллектуальный капитал (личностные ресурсы) [20]. Среди факторов личной мотивации могут выступать: мотивация поступления в вуз, мотивация осуществления учебной деятельности и мотивация профессионального выбора личности. Они, в свою очередь, включают в себя следующие группы мотивов: социальные, материальные, просоциальные, инфантильные, основанные на интересе к профессии, учебно-познавательные и мотивы развития.

При этом следует отметить тот факт, что может наблюдаться некоторая противоречивость взаимосвязи этапов, уровней и форм профессиональной социализации. Это обусловлено влиянием перечисленных факторов, а также тем, что не всегда заявленные уровни и формы профессиональной социализации характеризуются наличием профессионального образования, занимаемой должности и т.д., так как имеется достаточно примеров высоко профессионально социализированных специалистов, не отвечающих данным требованиям. Данный процесс может иметь перерывы (например, служба в армии для мужчин, декретный отпуск для женщин и т.д.). Вообще измерить уровень профессиональной социализации конкретного специалиста достаточно сложно, поэтому помимо перечисленных показателей также необходимо учитывать и такие критерии как: количество монографий и статей, участий в конференциях, наличие почетных званий, должность, количество проведенных

исследований, выигранных грантов, подготовленных кандидатов и докторов наук и т.д.

В качестве основных институтов и агентов профессиональной социализации следует выделить: государство, образовательные учреждения (школа, вуз), профессиональное сообщество, работодателей, службы занятости, СМИ (общие и профессиональные), референтные группы (семью). На различных этапах процесса профессиональной социализации на первый план выходят одни или другие агенты и институты, однако есть и те, которые оказывают существенное влияние на протяжении всего процесса.

По мере прохождения определенных этапов и уровней в процессе профессиональной социализации специалист выбирает для себя и осуществляет одну из выбранных профессиональных ролей, хотя в некоторых случаях исполнение данных ролей может быть смешано.

Однако, по мнению автора, процесс профессиональной социализации, который является основой формирования высокопрофессиональных специалистов, в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно, так как многие агенты профессиональной социализации оказывают неполное социализирующее воздействие. Соответственно, общество должно быть заинтересовано в разработке целевых программ, направленных на изменение существующей ситуации, способствующих преодолению барьеров, затрудняющих процесс эффективной профессиональной социализации.

На основе проведенного теоретического анализа автором была разработана собственная модель процесса профессиональной социализации специалистов. Она включает в себя трактовку понятия профессиональной социализации, составляющие элементы, уровни, формы, этапы, механизмы, основные институты, а также факторы, определяющие ее. Данная модель может быть использована общественными структурами, работодателями, руководством учебных заведений, преподавателями для совершенствования системы профориентационной работы, подготовки и переподготовки социологов в высших учебных заведениях, решения проблем молодых специалистов.

Библиографический список

1. Parsons, T. Essays in sociological theory / T. Parsons. - Glencoe: The Free Press, 1954. -460 p.;

2. The Cultural Background of Personality / by Ralph Linton. - London : Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1947. - 102 p.;

3. The Study of Man : An Introduction / by Ralph Linton. - Student's Edition. - New York; London : D. Appleton - Century Company, 1936. - 503 p.

4. Абрамов, Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по работам Т. Парсонса) / Р.Н. Абрамов // СОЦИС. - 2005. - №1. - С. 54-67

5. Аверьянов, Л.Я. Порог социализации [online] / Л.Я. Аверьянов // Портал Русского гуманитарного интернет-университета. [Обращение к документу 23 сентября 2008]. Доступ через <http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver_porog/poisk5_12.aspx>. - 387 c.

6. Аверьянов, Л.Я. В поисках своих идей [online] / Л.Я. Аверьянов // Портал Новой электронной библиотеки [Обращение к документу 3 ноября 2008]. Доступ через <http://read.newlibrary.ru/read/averjanov_l_ja_/v_poiskah_svoei_idei.html >. - 266 с.

7. Бурдье П. Начала / П. Бурдье [Сборник]. - Пер. с фр. - М.: Socio-Logos: Фирма "Адапт", 1994. - 356 с.

8. Бурдье, П. Власть права: основы социологии юридического поля / Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с.

9. Бурдье, П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / П. Бурдье /Поэтика и политика / Под ред. Н.А. Шматко // Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 1999. - С.125-167

10. Валеева, А.В. Профессиональная социализация современной российской студенческой молодежи в технических Вузах (на примере г. Казани): автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / А.В. Валеева. - Казань. - 2007. - 15 с.

11. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

12. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб.: Питер, 2006. - 336 с.

13. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: «Политиздат», 1984. - 173 с.

14. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: Бохум, 1994. - 256 с.

15. Кули, Ч.Х. Социальная самость / Ч.Х. Кули. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 316 с.

16. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. - М.: идея-пресс, 2000. - 312 с.

17. Леньшин, В.П. Социализация как неотъемлемая составляющая стабильности развития российского общества / В.П. Леньшин // Сборник тезисов Третьего Всероссийского социологического конгресса (21-24 октября 2008 г.). - Т. 1. - М, 2008. - С. 185-191

18. Мид, Д. Сознание, самость и общество / Д. Мид. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 334 с.

19. Научно-исследовательская часть тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина [online] // Портал Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина [Обращение к документу 19 мая 2010]. Доступ через <http://tsu.tmb.ru/nu/nauka/>

20. Панченко, О.Л. Профессиональное трудоустройство молодых специалистов с высшим образованием в современном обществе как социальная проблема: на материалах республики Татарстан: автореф. дисс. канд. социол. наук: 22.00.04 / О.Л. Панченко. - Казань, 2005. - 12 с.

21. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т.Парсонс / под общ. ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. - М.: Академ. Проект. - 2000. - 879 с.

22. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс / пер. англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

23. Платон Государство [online] / Платон // Портал электронной библиотеки [Обращение к документу 17 августа 2010]. Доступ через <http://www.rodon.org/platon/g.htm>

24. Платон Политик [online] / Платон // Портал электронной библиотеки [Обращение к документу 17 августа 2010]. Доступ через <http://www.rodon.org/platon/p3.htm>

25. Сафин, В.Ф Вопросы самоопределения личности и её активности: Межвузовский сборник научных трудов / В.Ф. Сафин. - Уфа: Башкирский пединститут, 1985. - 264 с.

26. Сафин, В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования / В.Ф. Сафин. - Уфа: Гилем, 2004. - 191 с.

27. Соколов, М.М. Российские социологи на международном и национальном рынке идей (наукометрический анализ) /М.М. Соколов // СОЦИС. - 2009. - №1. - С. 144-152

28. Спиридонова, Г. Сдвиг в системе профессиональной молодежи / Г. Спиридонова, О. Львова // Вопросы экономики. - М, 1996. - №7. - С.32

29. Тартаковская, И. Жизненный путь и карьера социолога [online] / И. Тартаковская // Поволжский региональный семинар «Жизненный путь социолога: образование, практика, карьера». - 1997 // Портал НИЦ «Регион» [Обращение к документу 2 августа 2010]. Доступ через http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/appendix2

30. Ядов, В.А. Теоретическая социология в России: проблемы и решения / В.А.Ядов // Общество и экономика. - М, 1999. - №3-4. - С. 320

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода:

проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. -2013. - N 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300

References

1. Parsons, T. Essays in sociological theory. - Glencoe: The Free Press, 1954. - 460 p.;

2. The Cultural Background of Personality / by Ralph Linton. - London : Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1947. - 102 p.;

3. The Study of Man: An Introduction / by Ralph Linton. - Student's Edition. - New York; London : D. Appleton - Century Company, 1936. - 503 p.

4. Abramov, R.N. Professional'nyj kompleks v social'noj strukture obshhestva (po rabotam T. Parsonsa) [Professional complex in the social structure of the society]. -SOCIS. - 2005. - №1. - S. 54-67 (In Russian)

5. Aver'janov, L.Ja. Porog socializacii [The threshold of socialization] [online] / L.Ja. Aver'janov // Portal Russkogo gumanitarnogo internet-universiteta. [Obrashhenie k dokumentu 23 sentjabrja 2008]. Dostup cherez <http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver_porog/poisk5_12.aspx>. - 387 s. (In Russian)

6. Aver'janov, L.Ja. V poiskah svoih idej [online] [In search of their ideas] // Portal Novoj jelektronnoj biblioteki [Obrashhenie k dokumentu 3 nojabrja 2008]. Dostup cherez <http://read.newlibrary.ru/read/averjanov_l_ja_/v_poiskah_svoei_idei.html >. - 266 s. (In Russian)

7. Burd'e P. Nachala [Start] [Sbornik]. - Per. s fr. - M.: Socio-Logos: Firma "Adapt", 1994. -356 s. (In Russian)

8. Burd'e, P. Vlast' prava: osnovy sociologii juridicheskogo polja [The power of law: Essentials of sociology legal field]. - SPb.: Aletejja, 2005. - 576 s. (In Russian)

9. Burd'e, P. Duh gosudarstva: genezis i struktura bjurokraticheskogo polja [The spirit of the state: Genesis and structure of the bureaucratic field] /Pojetika i politika / Pod red. N.A. Shmatko. -Al'manah Rossijsko-francuzskogo centra sociologii i filosofii Instituta sociologii RAN. M.: Institut jeksperimental'noj sociologii. - SPb.: Aletejja, 1999. - S.125-167 (In Russian)

10. Valeeva, A.V. Professional'naja socializacija sovremennoj rossijskoj studencheskoj molodezhi v tehnicheskih Vuzah (na primere g. Kazani): avtoref. dis. kand. sociol. nauk: 22.00.04 [Professional socialization of modern Russian student youth in technical Universities (for example in Kazan)]. - Kazan'. - 2007. - 15 s. (In Russian)

11. Veber, M. Izbrannye proizvedenija [Selected works]. Per. s nem./Sost., obshh. red. i poslesl. Ju. N. Davydova; Predisl. P. P. Gajdenko. - M.: Progress, 1990. - 808 s. (In Russian)

12. Garfinkel', G. Issledovanija po jetnometodologii [Studies in ethnomethodology]. - SPb.: Piter, 2006. - 336 s. (In Russian)

13. Kon, I.S. V poiskah sebja. Lichnost' i ee samosoznanie [In search of itself. Personality and identity]. - M.: «Politizdat», 1984. -173 s. (In Russian)

14. Kratkij tolkovyj slovar' po professional'nomu obrazovaniju [Brief dictionary on vocational education and training] / Pod red. A.P. Beljaevoj. - SPb.: Bohum, 1994. - 256 s. (In Russian)

15. Kuli, Ch.H. Social'naja samost' [The social self]. - M.: Direktmedia Pablishing, 2007. - 316 s. (In Russian)

16. Kuli, Ch.H. Chelovecheskaja priroda i social'nyj porjadok [Human nature and the social order]. - M.: ideja-press, 2000. - 345 s. (In Russian)

17. Len'shin, V.P. Socializacija kak neot#emlemaja sostavljajushhaja stabil'nosti razvitija rossijskogo obshhestva [Socialization as an integral component of stability of development of the Russian society]. - Sbornik tezisov Tret'ego Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa (21-24 oktjabrja 2008 g.). - T. 1. - M, 2008. - S. 185-191 (In Russian)

18. Mid, D. Soznanie, samost' i obshhestvo [Mind, self and society]. - M.: Direktmedia Pablishing, 2007. - 334 s. (In Russian)

19. Nauchno-issledovatel'skaja chast' tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [The research part of Tambov state University named after G.R. Derzhavin] [online]. - Portal Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [Obrashhenie k dokumentu 19 maja 2010]. Dostup cherez <http://tsu.tmb.ru/nu/nauka/> (In Russian)

20. Panchenko, O.L. Professional'noe trudoustrojstvo molodyh specialistov s vysshim obrazovaniem v sovremennom obshhestve kak social'naja problema: na materialah respubliki Tatarstan:

avtoref. diss. kand. sociol. nauk: 22.00.04 [Professional employment of young specialists with higher education in modern society as a social problem: on materials of the Republic of Tatarstan]. - Kazan', 2005. - 12 s. (In Russian)

21. Parsons, T. O strukture social'nogo dejstvija [On the structure of social action] / pod obshh. red. V.F. Chesnokovoj, S.A. Belanovskogo. - M.: Akadem. Proekt. - 2000. - 879 s. (In Russian)

22. Parsons, T. Sistema sovremennyh obshhestv [Система современных обществ] / per. angl. -M.: Aspekt Press, 1998. - 270 s. (In Russian)

23. Platon Gosudarstvo [state] [online] // Portal jelektronnoj biblioteki [Obrashhenie k dokumentu 17 avgusta 2010]. Dostup cherez http://www.rodon.org/platon/g.htm (In Russian)

24. Platon Politik [political leader] [online] // Portal jelektronnoj biblioteki [Obrashhenie k dokumentu 17 avgusta 2010]. Dostup cherez http://www.rodon.org/platon/p3.htm (In Russian)

25. Safin, V.F Voprosy samoopredelenija lichnosti i ejo aktivnosti: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [The issues of self-identity and its activity: the interuniversity collection of scientific works]. - Ufa: Bashkirskij pedinstitut, 1985. - 264 s. (In Russian)

26. Safin, V.F. Samoopredelenie lichnosti: teoreticheskie i jempiricheskie aspekty issledovanija [The self-determination of personality: theoretical and empirical aspects of research]. - Ufa: Gilem, 2004.

- 191 s. (In Russian)

27. Sokolov, M.M. Rossijskie sociologi na mezhdunarodnom i nacional'nom rynke idej (naukometricheskij analiz) [Russian sociologists at the international and national market of ideas (scientometric analysis)]. - SOCIS. - 2009. - №1. - S. 144-152 (In Russian)

28. Spiridonova, G. Sdvig v sisteme professional'noj molodezhi [The shift in the system of professional youth]. - Voprosy jekonomiki. - M, 1996. - №7. - S. 32 (In Russian)

29. Tartakovskaja, I. Zhiznennyj put' i kar'era sociologa [The life and career of the sociologist] [online]. - Povolzhskij regional'nyj seminar «Zhiznennyj put' sociologa: obrazovanie, praktika, kar'era». -1997 // Portal NIC «Region» [Obrashhenie k dokumentu 2 avgusta 2010]. Dostup cherez http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/appendix2 (In Russian)

30. Jadov, V.A. Teoreticheskaja sociologija v Rossii: problemy i reshenija [Theoretical sociology in Russia: problems and solutions]. - Obshhestvo i jekonomika. - M, 1999. - №3-4. - 320 s. (In Russian)

31. Fursov, A. L. Professional'naja orientacija s pozicij mezhdisiplinarnogo podhoda: problemy i perspektivy issledovanija / A. L. Fursov // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. - N 8. - P. 467-471.

- ISSN 1999-2300 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.