ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF THE TRAINER IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY
Горбачева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта»
Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor department «<Theories and methods of physical education and spor»
Orel state University named after . S. Turgenev
Orel, Russia
Харлашин Денис Анатольевич
старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орел, Россия Harlashin Denis Anatolyevich senior lecture
department of «Appliedphysical culture» Orel state University named after . S. Turgenev
Orel, Russia
Фролов Дмитрий Александрович
старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich senior lecturer department of «Appliedphysical culture» Orel state University named after . S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В работе рассмотрены уровни формирования профессионального мастерства тренера. Раскрыт творческий процесс тренера по созданию новых методов подготовки спортсменов, личностные качества, авторитет, проведено исследование с целью изучения динамики развития профессионально важных качеств с помощью специальных методик на базе
специальных организаций Орловской области.
Abstract. The paper deals with the levels of formation of professional skills of the coach. Creative process of the trainer on creation of new methods of preparation of athletes, personal qualities, authority is opened, research for the purpose of studying of dynamics of development of professionally important qualities by means of special techniques on the basis of the special organizations of the Orel region is carried out.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, тренер, педагогическая деятельность, авторитет, творческая деятельность.
Keyword: pedagogical skills, trainer, pedagogical activity, authority, creative activity.
Формирование профессионального мастерства тренера как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных установок и психолого-педагогической подготовки. В свою очередь, уровень профессиональной компетентности тренера обусловливает педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей, потребности в социально значимой деятельности. Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
В литературе часто вместо термина «педагогическое творчество» или наряду с ним используется термин «педагогическое искусство», в который вкладывается тот же смысл. Эти понятия не следует смешивать. По В. Далю творчество есть «творение, сотворение, созидание как деятельное свойство». Искусство означает «знание, умение, развитое навыком или учением, способность». Более четко различает эти термины С. И. Ожегов. «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей; отсюда творческий - созидательный, самостоятельно созидающий что-нибудь оригинальное». «Искусство — умение, мастерство, знание дела».
Следовательно, под педагогическим творчеством следует понимать создание новых способов решения педагогических задач, а под педагогическим искусством — сумму умений и знаний, без которых невозможно творчески решить эти задачи.
Таким образом, в педагогическом творчестве обязательно присутствуют элементы педагогического искусства, проявления творческого характера деятельности. В процессе педагогического творчества идеи тренера воплощаются в его деятельности, которая становится достоянием других, оценивается ими и воспринимается.
Организация педагогического воздействия предъявляет высокие требования к творчеству тренера. Тренер - педагог, специалист в каком-либо виде спорта, занимающийся подготовкой спортсмена.
Цели в работе тренера:
1. Создавать условия для занятий спортом с увлечением и укреплять дружеские взаимоотношения между спортсменами;
2. Формировать хорошие, здоровые привычки у воспитанника;
3. Создавать возможности всем занимающимся участвовать в интересных соревнованиях;
4. Давать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее спортивное совершенство;
5. Показать оптимальный спортивный результат.
Цели в работе тренера достигаются с помощью определённых тренировок в пределах способностей учеников; привлечение узких специалистов (врач, массажист, психолог и т.д.); рациональная практика соревнований; наблюдение за своими воспитанниками от начала занятий за их прогрессом и спортивным результатом.
Творческий процесс тренера по созданию новых методов подготовки спортсменов, новых упражнений и т. д. включает три этапа:
- первый этап характеризуется интуитивным возникновением замысла, идеи, гипотезы, чему предшествует длительная мыслительная деятельность, связанная с анализом результатов тренировочного процесса;
- второй этап - накопление знаний, поиск путей решения и обоснование идеи. Здесь вырабатывается план реализации идеи, и определяются необходимые средства, устанавливаются пути ее решения;
- на третьем этапе - план осуществляется на практике в совместной работе со спортсменом.
Большая часть творческой деятельности тренера протекает вне тренировочного процесса. Это и анализ тренировочного занятия, и анализ результатов выступлений спортсменов на соревнованиях, и постановка вопроса
и и / «
почему (почему спортсмен не может освоить новый элемент, почему у него снижаются показатели и т. д.), это и нахождение ответов на поставленные вопросы, и поиск средств для их решения.
На тренировочном занятии, при общении со спортсменами творчество тренера проявляется в импровизации, основанной на интуиции. Импровизация включает оперативную оценку возникшей ситуации, поступков спортсменов, собственной деятельности и принятие решений на основе имеющегося опыта. Импровизация органически входит в практическую деятельность тренера и связана с развитыми творческими способностями. Творческий подход предполагает умение предугадать возникновение проблемной ситуации; отбросить обычные стандартные решения и найти новые, оригинальные; охватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме; обнаружить возможность переконструирования элементов для нового функционирования; видеть несколько путей решения проблемы и мысленно выбрать наиболее оптимальный, предвидеть последствия при постановке проблемы, планировать поиск решения проблемы.
Конечным результатом творческой деятельности являются: возникновение новых оригинальных спортивных упражнений; новые способы выполнения упражнений, в результате которых достигаются более высокие результаты;
новые конструкции спортивных снарядов; новые методы обучения; новые методы и приёмы развития физических качеств спортсменов; рекордные результаты.
К основным личным качествам, которыми должен обладать тренер, относятся: гибкость ума, честность, творческая активность, бескорыстие, выдержка, принципиальность, культура, скромность, требовательность, оптимизм.
Мастерство тренера во многом определяется имеющими у него качествами, которые придают своеобразие его общению со спортсменами, определяют быстроту и степень овладения им различными учениями. Все профессиональные важные качества тренера можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные).
Большая роль в успешности тренировочного процесса принадлежит авторитету тренера. Авторитет тренера - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.
Главным основанием тренерского авторитета должна быть его тренерская работа, а так же его повседневная жизнь, гражданская позиция и поведение, умение критически себя оценивать.
Слагаемые авторитета:
• начинается авторитет с терпения;
• тренер должен быть членом группы (команды);
• тренер должен иметь профессиональный такт воспитателя;
• он не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам;
• живет естественной жизнью;
• тренер должен знать, чем «живет и дышит» каждый его воспитанник;
• прийти на помощь, дать совет (но помощь не должна быть навязчивой);
• авторитетный тренер живет по принципу: «Делай как я»
Настоящий тренерский авторитет основывается на человеческом факторе, на его знании жизни спортсменов, помощи им и его ответственности за воспитание учеников перед обществом.
Наше исследование проходило в 2016-2018 годах с целью изучения динамики развития профессионально важных качеств с помощью специальных методик на базе специальных организаций Орловской области. В исследовании приняло участие 30 тренеров преподавателей по различным видам спорта. Сравнивались показатели выпускников факультета Академии физической культуры и спорта и спортивных тренеров со стажем работы более 15 лет.
Исследования показали, что по большинству изучаемым профессионально важных качеств тренеры со стажем работы более 15 лет имеют достоверно значимые различия с выпускниками педагогического вуза. Причем наибольшие сдвиги на уровне достоверности различий (р<0,001) наблюдаются по таким показателям как внешний вид и умение держаться, педагогическая направленность, профессионально-важные знания, познавательные процессы,
педагогическая направленность, управление поведением и деятельностью спортсменов, регуляцией нагрузок на занятие, выявление и исправление ошибок, отношение спортсменов к занятиям, знания и умения учащихся, а также общественная активность спортсменов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с увеличением педагогического стажа ярко прослеживается рост профессионального мастерства тренера.
Анализируя полученные результаты компонентов педагогической деятельности тренера в зависимости от стажа трудовой деятельности, мы также наблюдаем динамику роста показателей с увеличением педагогического стажа. Все показатели компонентов педагогической деятельности у педагогов со стажем работы более 15 лет, по сравнению с выпускниками вузов, оказались на достоверно значимом уровне.
Можно отметить, что почти в три раза возрастает организационный компонент > (1=19,68; р<0,001), и более чем в два раза проектировочно-конструктивный и коммуникативный компоненты (1=15,34; р<0,001) и (I =11,39; р<0,001) соответственно. В первые 15 лет трудовой деятельности значительно возрастает гностический компонент, он почти в два раза выше, чем у выпускников вуза (I =8,59; р<0,001).
Это говорит о том, что с опытом у тренеров более ярко выражено умение применять методы и средства обучения, ориентируясь на определенные теории (концепции), организовывать занятие (создавать необходимые гигиенические условия, пространственное размещение). Занятия у них становятся более содержательными. У тренеров с увеличением стажа улучшаются информационная, регулятивная и аффективная функции коммуникативного компонента. Педагоги значительно лучше ориентируются на возрастные потребности спортсменов, а также умеют использовать современные научные знания о предмете своей деятельности и методиках его преподавания.
Исследования показали, что после окончания вуза все показатели типов личности, по Дж. Холланду, одинаково представлены у выпускников. То есть, у будущих спортивных педагогов в достаточной степени выражены социальные умения (умения общаться, стремлен к лидерству, потребности в многочисленных контактах). Выпускники вузов независимы от окружающих, и с успехом приспосабливаются к обстоятельствам, они эмоциональны и чувствительны. В структуре интеллекта у них достаточно выражены вербальные способности. Выпускники способны учить и воспитывать окружающих. Для таких людей предпочтительны такие сферы деятельности: психология, медицина и педагогика.
Вместе с тем, мы можем констатировать, что чем выше стаж педагогической деятельности, тем больше в спортивных школах тренеров с ярко выраженной социальной направленностью. Так, например, у тренеров со стажем более 15 лет тип с данной характеристикой входит в число лидирующих.
Также можно отметить и то, что у педагогов со стажем более 15 лет явно доминирующим становится артистический тип личности. Можно предположить, что у них в связи с продолжительной работой в спортивной школе вырабатываются экспрессивные умения, которые выражаются в выразительности
движений, мимики, позы, помогают более тонко передавать свои эмоции. В отношениях с окружающими данные педагоги опираются на свое воображение и интуицию. Для них характерен эмоционально сложный взгляд на жизнь, высокий уровень экстравертированности.
Таким образом, было установлено, что профессионально важные качества тренеров имеют четко выраженную тенденцию роста в соответствии со стажем педагогической деятельности.
Литература
1. Якимов А. М. Основы тренерского мастерства : учеб. пособие для вузов /А. М. Якимов. - M. : Спорт, 2015. -175 с.
2. Вы/дрин, В. М. Введение в специальность : учеб. пособие для институтов физической культуры/ /В. М. Вы/дрин. М. : Физкультура и спорт, 2015. - 119 с.
3. Хозяинов С. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / С. И. Хозяинов. — М., Физическая культура, 2014. — 224 с.
4. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы/ в процессе профессиональной подготовки /В. А. Сластенин. - М., 1976.
References
1. Yakimov A. M. Osnovy trenerskogo masterstva [Fundamentals of coaching skills]. Moscow, Sport Pub/., 2015,175p.
2. Vydrin V. M. Vvedenie v specia/'nost' [Introduction to the specialty]. Moscow, Fizku/'tura i sport Pub/., 2015,119 p.
3. Hozyainov S. I. Masterstvo pedagoga v processe obrazovaniya i obucheniya [The Skill of the teacher in the process of education and training]. Moscow, 2014, 224p.
4. Slastenin V. A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly v processe professional'noj podgotovki [The formation of the personality of the teacher of the Soviet school in the process of professional training]. Moscow, 1976.