УДК 796.015.4 М.А. СОЛОМЧЕНКО
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] Р. А. ПРОХОРОВ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 796.015.4
M.A SOLOMCHENKO
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Theory and Methods physical education, Orel State
University E-mail: [email protected] R.A PROKHOROV
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of life safety, Orel State University E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СПОРТСМЕНАМИ
THE CONTENT OF ACTIVITY OF THE TRAINER AND THE BASIC PRINCIPLES OF WORK WITH ATHLETES
В статье рассказывается о взаимодействии тренера со спортсменами с выделением основных принципов в содержании учебно-тренировочной работы. Проведено исследование составляющих компонентов тренерской работы.
Ключевые слова: тренер, спортсмен, принципы работы, содержание деятельности.
The article describes the interaction of the trainer with the athletes, highlighting the main principles in the content of training work. The study of the components of coaching has been carried out.
Keywords: coach, athlete, principles of operation, the contents of the activities.
Основной задачей тренера является постоянное осуществление руководства спортсменами в учебно-тренировочном процессе [1, 5, 7]. Цель управления в спорте - выполнение реально запланированной работы и получение определенных количественных и качественных результатов во всех видах подготовки и соревновательной деятельности. Для достижения общей цели необходима координация деятельности всех участников, имеющих прямое или косвенное отношение к учебно-тренировочному процессу, - администратора, врача, массажиста, менеджера, тренера, спортсмена и др. [2, 4]. По сути, речь идет о суммировании групповых целей, с которыми не в состоянии справиться тренер или спортсмен. На современном этапе развития методики оздоровительной и спортивной тренировки кумулятивный эффект целей зависит от ряда задач:
- постановка главной и промежуточных целей;
- мотивирование и стимулирование труда всех участников тренировочного процесса, особенно спортсмена и тренера;
- определение средств и методов для получения планируемых результатов.
Имеются в виду не только тренировочные, но и материально-технические, финансовые, экономические, социальные, психологические и другие средства и методы. Очень важно, чтобы тренер понимал необходимость использования комплекса знаний, которыми ему необходимо владеть. Учет этого фактора позволяет сформулировать следующее:
- необходимость накопления и использования знаний, которыми обладают тренеры высшего уровня;
- владеть умениями практической реализации знаний, которыми обладают тренеры высшего и среднего уровней;
- обмениваться знаниями с другими тренерами, которые работают с новичками и спортсменами юношеских разрядов;
- использовать специальные знания как аналог из смежных областей научных дисциплин;
- обладать умением поиска прикладных знаний, пригодных к тренировке из повседневных наблюдений, исходя из личного опыта и опыта работы других тренеров и специалистов.
Наличие таких управленческих направлений в работе позволит тренеру оперативно определять характер, поведение и реакции спортсмена или команды на тренировочные воздействия. Получаемая объективная обратная связь позволяет эффективно оценивать и успешно прогнозировать действие спортсмена или игроков. Наряду с этим, тренер должен обладать исчерпывающими знаниями в технологии тренировочного процесса, а также учитывать требования, предъявляемые к спортсмену данными видами спорта. Управлять тренировочным процессом намного сложнее, чем физическими объектами, т.к. ответные реакции спортсмена, его мотивации, стремление, желание и другие проявления очень разнообразны [6, 8]. Совершенно необходимо тренеру обладать умением оценивать спортсменов, их состояние
© М.А. Соломченко, Р.А. Прохоров © M.A Solomchenko, R.A Prokhorov
по поведению, а не по эмоциональному отношению к ним. В силу особенностей человеческой коммуникативной деятельности спортсмены часто говорят не то, что думают или, не полностью осознав своих двигательных ощущений, начинают их подробно описывать, чем часто вводят в заблуждение себя и тренера.
То же касается и субъективной оценки функционального состояния. Данные обстоятельства способствуют тому, что тренер не всегда имеет правильную и надежную информацию в управлении тренировочным процессом, что вносит значительные искажения в процесс принятия решения планируемых задач. Поэтому факты и неправильную интерпретацию увиденного и услышанного от спортсмена необходимо отделять одно от другого.
Успешность управления в значительной степени зависит и от того, насколько ясные и четкие формулировки получает спортсмен от тренера [3, 8]. Немаловажным является также и то, насколько спортсмены правильно и точно понимают требования и задачи, которые необходимо решить в тренировочном процессе. Сообщая конкретное содержание плана тренировки, тренер обязательно должен удостовериться и том, как спортсмены понимают его. Только после этого можно формулировать персональные задания в четких и доступных для понимания выражениях, количественных критериях и технических нюансах.
Определенную сложность в механизме управления педагогическими системами представляет процесс налаживания обратной связи [3]. В обычном понимании под обратной связью в практике управления понимается информация, которая поступает от исполнительного звена, она может быть как положительной, так и отрицательной.
Спортсмены не всегда в состоянии понять, что результаты, полученные ими, не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются тренером. Объективная обратная связь в сочетании с мотивацией, идущей от тренера, усиливает педагогические воздействия посредством побуждения спортсмена к положительному отношению в реализации тренировочных заданий. Спортсмен никогда не будет тренироваться с полной отдачей, если у него нет интереса к работе. В известном смысле слово «интерес» может выступать в 2-х значениях. В первом он понимается как форма удовлетворения материальных потребностей, в другом - как положительное эмоциональное отношение спортсмена к тренировочному процессу.
Важнейшей задачей для тренера является установление четких и ясно сформулированных в количественном и качественном отношении целей для спортсмена. Количественный критерий определяет достижение конкретного результата в единицах измерения, а также параметры тестов и контрольных упражнений, определяющие целевой показатель. Качественная оценка включает необходимый специализированный для данного вида спорта уровень развития специальных функциональных и физических качеств, определяющих
достижение конкретного целевого результата.
Тренер и своей работе исходит из определенных принципов. Во-первых, спортсмен с помощью тренера должен четко усвоить как поставленные перед ним цели, так и возможные результаты, которые он должен достигнуть. Во-вторых, тренер должен активно руководить работой врача, массажиста, спортсмена. В этом отношении спортсмену нужно понять себя как активную личность. С одной стороны, успешность его деятельности зависит от вышеперечисленных участников тренировочного процесса, с другой - он обладает определенной самостоятельностью при решении задач и в нужный момент всегда может получить от них поддержку. Особенно это важно при выполнении тяжелой тренировочной работы с большим объемом и высокой интенсивностью или при кумулятивном накоплении утомления.
Тренер должен общаться со спортсменами на профессиональном языке, четком и понятном. При хорошем управлении наличие плохих отношений между тренером и спортсменом исключается, особенно, если речь идёт о длительном периоде времени. Очень важным моментом в работе тренера является объективное соизмерение тренировочных задач с возможностями и способностями спортсмена.
Психологическое состояние спортсмена в процессе тренировки должно поддерживаться тренером на рабочем уровне. А взаимоотношения тренера и спортсмена должны быть удовлетворены планируемой и выполненной работой. Опытные тренеры считают, что при эффективном управлении тренировкой не допускаются реакции недовольства со стороны спортсмена, а состояние удовлетворения должно контролироваться на всех этапах подготовки на одном занятии, в микро- и мезоциклах.
На основании обобщения опыта работы ведущих тренеров можно предложить следующие правила [1, 5, 7].
1. Тренер должен: говорить о целях планирования тренировочного процесса и достигнутых результатах четко, ясно и конкретно; удостовериться, что спортсмен все понял; общаться со спортсменами, особенно при анализе ошибок, на понятном языке.
2. Поддерживать нормальные отношения со спортсменами, без заискивания и фамильярности.
3. Соотносить поставленные цели со способностями спортсмена. В командных видах расставить спортсменов по их функциональным местам.
4. Достижение поставленных целей или решение задач должно требовать от спортсмена определенных усилий.
5. Тренировочные результаты должны постоянно фиксироваться и сопровождаться педагогическим и другими видами контроля.
6. Контролировать психологическое состояние спортсмена; не допускать таких критических моментов тренировки, которые ведут к срыву или некомпенсированному утомлению.
7. Осуществлять положительную мотивацию у
спортсменов в тренировочном процессе.
8. Достигать поставленных целей постепенно по восходящей линии роста результатов.
9. Быть активным участником тренировки. Не заниматься мелкой опекой и не вмешиваться в текущие дела.
В управлении тренировочным процессом прослеживается две векторных линии, на основании которых возможно выделить несколько типов поведения тренера. Одна линия - это «внимание к спортсмену», вторая - «внимание к тренировке». В первом варианте обращается внимание на состояние, в котором обратной связью являются функциональные и субъективные оценки возможностей спортсмена по отношению к нагрузке. Во втором оценивается процесс, в котором обратная связь учитывает рассогласования между тренировочными планами и реально выполненной нагрузкой.
Итак, рассмотрим уровни взаимодействия состояний и процессов в поведении тренера и спортсмена [2, 4].
Первый уровень - максимальное внимание тренера к содержанию тренировочного процесса и с минимальным вниманием к спортсмену. Такой уровень управления полностью ориентирован на максимальное выполнение нагрузки и не учитывает состояние спортсмена. Такой жесткий подход, при котором главным является результат работы, а не то, какой ценой он достигается спортсменом. Основное направление такой работы предусматривает стабильность контроля за параметрами нагрузки. Спортсмен при таком управлении, как правило, рано или поздно отказывается от инициативы, не приобретает целеустремленность при снижении мотивации к тренировочному процессу, уходит от ответственности. А в случае неудачи в соревнованиях обвиняет во всем тренера, что отчасти и справедливо. Возникающая со временем обоюдная неприязнь создает стрессовую ситуацию, по сути инициируемую тренером. Такой уровень управления не может быть эффективным и используется только на начальном этапе тренировки, а в отдельных случаях для повышения мобилизации спортсмена при больших нагрузках и ответственных соревнованиях.
Второй уровень - преобладает внимание к нуждам спортсмена при заниженном внимании к задачам тренировочного процесса. Здесь главным для тренера является сохранение хороших отношений со спортсменом. Как правило, они возникают при переходе спортсмена, имеющего высокие результаты, к новому тренеру. Продолжение таких отношений не мотивирует спортсмена на достижение успехов. В результате отсутствует инициатива в работе и потеря интереса к ней. Такой уровень не может быть результативным, и плодотворность союза тренера и спортсмена быстро иссякает.
Третий уровень - это склонность к компромиссам, недостаточное поверхностное внимание к тренировоч-
ному процессу и потребностям спортсмена. Этот уровень можно назвать «золотой серединой», когда тренер и спортсмен не стремятся к положительным результатам труда, а в основном к установлению, сохранению нормальных человеческих отношений. Такой тип управления весьма редко встречается на практике. Наиболее часто он проявляется на учебно-тренировочных сборах, когда спортсмен временно работает под руководством другого тренера, больше заинтересованного в успехе своих учеников. Порождаемое таким отношением равнодушие неэффективно и неперспективно.
Четвертый уровень - отмечает минимальное внимание к результатам тренировки и к спортсмену. Тренер такого типа не стремится ни к чему. Это «нуль», который равенство «нулю» прикрывает демагогией или философскими рассуждениями. Такой тренер не стремится ни к установлению нормальных человеческих отношений со спортсменом, ни к достижению результатов. Как правило, с таким равнодушием человек не пригоден к работе тренером.
Пятый уровень - учитывает одновременно потребности спортсмена и требования тренировочного процесса. Это идеальный уровень взаимоотношений спортсмена и тренера, который является наиболее эффективным по сравнению с перечисленными. На пятом уровне тренер стремится получить наилучшие результаты с минимальными энергетическими затратами со стороны спортсмена. Оптимальное взаимодействие между ними создает предпосылки для экономизации функций. Возникающая взаимная мотивация тренера и спортсмена по отношению к промежуточным и целевым задачам усиливает действие обратной связи, ее влияние на достижение положительных результатов. В данном случае соревновательные результаты, достигнутые спортсменом, равнозначно считаются и достижениями тренера. На этом уровне тренер строит взаимоотношения со спортсменами на основе человеческих потребностей и индивидуальных возможностей с тем, чтобы они имели возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются благоприятные условия для формирования и использования функции самоорганизации как фактора, на основе которого возникают наиболее активные формы мотивов, установок с эффективной реализацией волевых качеств.
В Орловском государственном университете на факультете физической культуры и спорта было проведено исследование основных составляющих тренерской работы. Было опрошено около 100 тренеров по различным видам спорта. Им было предложено 120 утверждений, которые входят в состав их профессиональной деятельности. Ими выделены 12 основных составляющих тренерской работы, которые распределены по критериям оценки на значимые, высокие, средние и низкие. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ основных составляющих работы тренера по спорту
№ Составляющие тренерской работы Критерии оценки (в %)
№ Значимый Высокий Средний Низкий
1 Планирование тренировочного процесса 59,7 24,5 10,2 5,6
2 Научная работа 23,9 23,1 20,3 32,7
3 Методическая работа 43,3 10,9 24,4 21,4
4 Самосовершенствование 65,7 23,8 5,6 4,9
5 Решение управленческих задач 32,9 10,4 54,3 2,4
6 Осознанность результатов работы 87,2 7,4 3,1 2,3
7 Анализ сильных и слабых сторон спортсмена 70,6 15,9 10,1 3,4
9 Индивидуальная работа со спортсменами 48,5 25,6 19,4 6,5
10 Целеустремленность 54,8 30,6 14,3 0,3
11 Творчество 78,9 13 5,6 2,5
12 Педагогический такт и культура речи 31,5 13,7 30,3 24,5
Из таблицы видно, что наиболее значимыми в деятельности тренера считаются следующие составляющие: осознанность результатов работы, творчество, анализ сильных и слабых сторон спортсмена, самосовершенствование, планирование тренировочного процесса. Тренерский состав определил, что такие составляющие тренерской работы (педагогический такт и культура речи, научная работа, решение управленческих задач) не являются основными компонентами в их профессиональной деятельности.
Результативность профессиональной деятельности тренера зависит от следующих основных параметров:
- ощущения вероятности достижения успеха;
- наличие мотива поведения у спортсмена как личностного фактора целеустремленной системы;
- последствий успеха или неуспеха в решении управленческих тренировочных задач, в данном случае
неуспех является поводом для коррекций или пересмотра тренировочных планов.
Тренер, как и спортсмены, имеет положительную мотивацию в тренировке, хочет получать удовлетворение от работы. Можно выделить несколько факторов, определяющих эту удовлетворенность:
- осознание цели с учетом достижения ее в количественных и качественных параметрах;
- достижение успехов спортсмена в процессе тренировки и соревнований;
- уверенность в себе, выбранном направлении тренировочного процесса, определении техники в избранном виде;
- положительная оценка своих возможностей со стороны спортсмена и заинтересованных лиц;
- проявление интереса и положительного отношения на основе вышеперечисленных параметров.
Библиографический список
1. Андриади И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 25 с.
2. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера /А.А. Деркач, А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1981. 374 с.
3. ЖмаревН.В. Системный подход и целевое управление в спорте. Киев: Здоровье, 1984. 144 с.
4. Камалетдинов В.Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: монография. М.: Советский спорт, 2002. 240 с.
5. Корецкий В.М., ПетренкоЕ.Н. Функция планирования в профессионально-педагогической деятельности тренера: Лекция для студентов институтов физической культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 25 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма / Междунар. гума-нит. фонд «Знание». М., 1996. 309 с.
7. Озопин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. М.: Астрель, 2003. 863 с.
8. Розанова В. А. Психология управления: учеб. пособ. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 416с.
References
1. Andriadi I.P. Didactic skills of a coach and their formation: Author. dis. cand. ped. Sciences. M., 1983. 25 p.
2. DerkachA.A. Pedagogical skills of a coach /A.A. Derkach, A.A. Isaev. M .: Physical Culture and Sports, 1981. 374 p.
3. ZhmarevN.V. Systematic approach and targeted management in sport. Kiev: Health, 1984. 144 p.
4. Kamaletdinov V.G. Pedagogical aspects of the management culture of sports activity: monograph / VG Kamaletdinov. - M .: Soviet Sport, 2002. 240 p.
5. Koretsky V.M., Petrenko E.N. Planning function in the professional and pedagogical activity of the trainer: Lecture for students of institutes of physical culture. M .: GTSOLIFK, 1980. 25 p.
6. Markov A.K. Psychology of professionalism / Intern. GUM-nit. fund "Knowledge". M., 1996. 309 P. Markova S.M. Didactic training systems and models. Nizhniy Novgorod: VGIPU, 1998. 100 p.
7. Ozolin N.G. Handbook of a coach: The Science of Winning. M .: Astrel, 2003. 863 p.
8. Rozanova V.A. Psychology of management. Textbook. M .: LLC "Journal" Personnel Management ", 2003. 416 p.